Символ веры

               


     Приятель мой давний, Володька, с которым мы подружились еще при поступлении в ЛГУ, на старости лет решил отличиться. Женившись снова (уже в довольно солидном возрасте), он решил на старости лет завести ребенка. С первой попытки выносить ребенка его жене не удалось. Но они не отказались от своей задумки и, когда жена оказалась снова беременна, решили обратиться за поддержкой к высшим силам. Даже ходили на поклон к Ксении Петербургской, ставили ей свечку в часовне. На этот раз всё прошло нормально.
    И вот по прошествии нескольких месяцев со дня рождения сына они надумали крестить младенца в церкви. Поскольку до этого я долгие годы знал своего приятеля, как отъявленного материалиста, это меня немало удивило. Но, когда он обратился ко мне  с просьбой стать крестным отцом его ребенка, я отказать не смог. Дело это весьма серьезное, поэтому и отнесся я к тому достаточно ответственно. Тем более, что у моего приятеля тогда уже наметились определенные проблемы со здоровьем. Но сложность состояла в том, что сам я не был крещенным, являясь при этом убежденным атеистом. А ведь по церковным канонам крестные родители сами должны до того пройти обряд крещения. Оставался один вариант – самому креститься перед тем, как крестить сына приятеля. Так я уже в возрасте пятидесяти с лишним оказался крещенным.
    И вот у меня на груди появился небольшой серебряный крестик с распятым на нём Христом. С тех пор я постоянно его носил на груди, подвешенным на тонком шнурке.  Только, когда мылся или парился в бане, иногда, ненадолго снимал его. А другой мой университетский приятель, Андрей, с которым мы тогда часто ходили в баню, при этом, с немалым сарказмом, нередко шутил надо мной: «Не забудь свой символ веры!»
     Так или иначе, этот символ веры оставался со мной даже, не смотря на то, что верить в бога я так всё равно не научился. Отчего я это делал – не знаю.  Ведь во мне по-прежнему оставались сильны основы моего материалистического  мировоззрения.
    Порой я задумывался: отчего люди, весьма образованные, притом, нередко оказываются верующими? Как в их сознании уживаются строго научные материалистические идеи с верой в бога? В моей голове это не укладывалось.  Ведь мне никогда не удавалось представить, что могло существовать что-то или кто-то создавший всё сущее на свете. У меня всегда при этом возникал резонный с моей точки зрения вопрос: «А кто тогда создал его?»  Ведь  должна была  существовать какая-то точка отсчета. Как и вопрос о возникновении всего мироздания это оставалось для меня не постижимым.
    Итак, я продолжал носить на себе символ христианской веры, крестик, оставаясь безбожником по существу. Приятель мой, Володька, действительно не прожил долго. Он оставил свою жену с сынишкой,  которому ещё не исполнилось и одиннадцать лет, одних. И мне пришло время задуматься о том, какую роль должны исполнять крестные родители. Ведь мой крестник теперь рос без отца. Да, церковные каноны далеко не лишены здравого смысла! Всё больше я стал замечать, что в основах религии лежит немало рациональных идей и верных принципов.   
    Со временем я пришел к осознанию того, что люди верующие в чем-то оказываются духовно богаче нас, атеистов. Ведь с ними всегда в душе остаётся вера. Это качество выгодно отличает их от тех, кто потерял всякую веру во что-либо. Так произошло, например, с советскими людьми. С верой в бога они потеряли не только веру в какие-либо идеалы, но и мораль. Ведь коммунистическая мораль, которую столь длительное время пытались вбить в голову жителям советской страны наши идеологи, у нас так и не прижилась. Да и была ли такая мораль на самом деле? Что ж теперь удивляться тому, что получилось из многих людей, прошедших через горнило советского режима и поражаться безнравственности нынешнего поколения!
     Но как можно жить без идеалов, на которые можно равняться, без морали и традиций, складывавшихся столетиями? Ведь мы даже не знаем, перед кем надо "Ку" делать! Даже бытовавший в советские времена лозунг: «Человек человеку  - друг, товарищ и брат!» у нас давно не звучит. Многие его сейчас просто подняли бы на смех. А жаль! Ведь жить по принципу «Человек человеку – волк!», считая себя  при этом вершиной эволюции животного царства – это просто нонсенс!
    Наверное, поэтому я продолжаю носить этот крестик, символ веры. Ведь он напоминает мне о том, что верить во что-то надо. И, прежде всего, верить во что-то хорошее. Например, в то, что люди когда-то всё-таки станут настоящими людьми. И забытый нами лозунг: «Человек человеку – друг, товарищ и брат!» уже не будет звучать как издевка.


R.V.                Санкт-Петербург, 15 апреля 2-13г.


Рецензии