Православие и молодёжь

Отвержение «духа сего времени »(1) с его ложными ценностями. Нельзя переоценить влияние православия на человека в общем, как фактора духовной, нравственной, моральной, эстетической стабильности, и на молодого человека в частности, как вектора правильного развития его личности. В контексте социального развития – полноценного прогресса общества, а национального – здорового российского поколения. В настоящее время формулировка темы «православие и молодёжь» отражает противопоставление лжеценностей молодёжи тем ценностям, которые исповедует православие: доброта, честность, целомудрие, нестяжание, жертвенность, любовь к ближнему. Ценности духа сего времени, прикрытые лицемерной улыбкой, стали вытеснять православные традиции нашей страны. Появилась прослойка людей, целое поколение молодёжи, не имеющие внутреннего духовного фундамента, на котором основывался бы дом их жизни. Те ценности, которые подаются им через СМИ, и которые уже стали повсеместными: выгода, эгоизм, развлечение, удовольствие, вседозволенность, мнимая свобода, - уводят молодых людей от духовных реалий жизни: мы пришли на землю для того, чтобы учиться жить; земная жизнь не единственное, что у нас есть и к чему мы призваны; мы живём во времени, которое с каждым днём приближает нас к переходу в вечность; вечность имеет ценности иные тем, которые нам навязывает дух нашего времени.  Отсюда и построение темы: «православие и молодёжь» с одной стороны, как попытки диалога православных ценностей с сердцами молодых людей, так и констатация этого вечного диалога в настоящем, усилие противостоять духовной гибели человека.
Подача «истинных ценностей »(2) православия через духовное просвещение, связанное с реалиями современности. Духовные искания молодых людей, их здоровый интерес должен быть удовлетворён в истине, в Боге, которую может дать полноценно только православная вера. Подчас поиски заветного Смысла увенчиваются находкой его суррогата – оккультизма: теософии, астрологии, эзотерики, секст,  гаданий и предсказаний, губящих не только тело, но и душу, чего заповедал нам бояться Господь: «И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне ».(3) Наплыв информации, называемой  знанием, мистикой, смыслом, но не являющегося таковым, сметает, как цунами, тот хрупкий «домик веры, построенный на песке ».(4) Это открывает перед нами ещё одну проблему современности – свято место пусто не бывает. Если у молодых людей не будет в сердце Христа, а в жизни православия, то Его место займёт дьявол.  Там где нет православного просвещения, будет другое просвещение. Мы прекрасно знаем, что в православном христианстве нет середины.  «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает », (5)- говорит Христос в Евангелие. И если молодёжь не с Христом, то с кем она?
Поиск языка диалога с молодёжью в контексте православия. Мы задаёмся разными вопросами в отношении православия современности, но одним из самых важных является молодое поколение, как носители православных ценностей и залог адекватного здравому смыслу будущего. Для того чтобы просвещение в области молодёжной политики нашей церкви и государства  были эффективными, необходимо говорить на понятном языке, учитывать уровень знаний молодёжи о Боге, их жизненные представления и понятия, нужно говорить на языке любви, то есть быть сердцем открытыми к каждому, кто имеет интерес к Богопознанию и православному просвещению. «Имеющие уши слышать да слышат » (6)и «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят ».(7) Только вот, что найдут? Мы должны предоставить большой доступ к азам православия через искусство, литературу, историю, философию, кинематограф. Не только в плане «коммуникации »,(8) но и «интеракции »(9) и «перцепции »(10). Молодые люди должны иметь возможность получать знания о православии из разных источников и сами создавать их, то есть реализовывать свои духовные стремления в личном и общественном творчестве: создавать форумы молодёжи на федеральном и муниципальном уровне, посвящённые смыслу жизни и способам его познания, где будут декламироваться через просвещение православные ценности, как «столп и утверждение истины »(11).
Современность смело можно назвать временем ложных ценностей, эпохой лицемерия и лжи, а православие – антиподом этому, - вечностью, которая независимо от временных рамок есть истинна, преображающая тех, кто стремится к ней. Погибнуть в такое время не мудрено, особенно, если не знаешь, где есть правда. Именно к этому и призвано православие, указывающее и приводящее к правде, в которой Бог. Молодому поколению сейчас важно впитать «с молоком» духовную основу своей жизни, которая в дальнейшем позволит ему воспитать уже своих детей на почве православия, образуя и сохраняя преемственность духовной культуры и веры, как непоколебимого фундамента грядущих поколений.
Нечистые силы делают в своей работе уклон именно на подрастающих молодых людей. Почему это так важно для них? Потому что «посеешь ветер – пожнёшь бурю »(12). Посеешь зерно безверия – пожнёшь бездуховность.  А вот плоды её уже давно известны истории. Как мы знаем из Евангелия «Дерево познаётся по плодам »(13). Попытаемся же сейчас кратко проанализировать историческую ретроспективу событий бездуховности. Возьмём наглядные и всем известные примеры трёх разных стран: время большевиков в стране Советов, время якобинцев во Франции и фашистов в Германии. Все эти  революционные режимы призывали якобы к всеобщей свободе и равенству. Внешне красивые и внешне благовидные предлоги, но к чему? К революции, порождением которой стали насилие, убийство ни в чём неповинных людей, потеря крова и жизненных ориентиров, внутренняя опустошённость и безысходность. Появляется вопрос, возможна ли свобода без Бога, если Бог Сам является свободой?  «И познаете истину, и истина сделает вас свободными »(14), - говорит Господь Иисус Христос устами Евангелиста Иоанна. Некоторые могут возразить, как Пилат: «что есть истина? »(15). Даже не «кто», а «что». Истина в его понимании была предметом мира сего. Христос же говорил о Божественной Истине. Он поясняет в Евангелие, что такое Истина в Божественном её понимании для людей: «Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня »(16). И какую свободу хотели дать Ленин, Сталин, Робеспьер, Гитлер, призывая, как мы теперь понимаем, к насилию? История хранит ещё множество свидетельств разрушительной силы безверия. Она покрыла и испортила души не только отдельных народов, но и их бездуховных лидеров: Ленин умер от страшной болезни – сифилиса в муках, Робеспьер был казнён через ту гильотину, которую использовал для убийства других людей, Гитлер совершил самоубийство. Как видим, все они умерли неестественной смертью, и вспоминаем слова из Псалтыри: «Смерть грешников люта, и ненавидящии праведнаго прегрешат »(17). 
К примеру, такой духоносный священник, как Павел Флоренский,  был убит, а благочестивый религиозный мыслитель  Лев Карсавин – замучен. Подобно им и бесчисленное множество других. А всё потому, что они мешали безбожной власти своей гениальной православностью. Они действительно умели вселять веру и надежду в Бога, давать смысл, что было не выгодно советским властям, что не соответствовало их планам. 
Современная молодёжь должна знать реальные плоды безверия, с которыми её может ознакомить история, не как с абстрактными сказками, а как с реальными фактами, которые перенесла наша страна во время «апостасии »(18), с тем, что не должно повториться.  Необходимо просвещение в разных сферах: школах, ВУЗах, на церковных приходах, активная позиция преподавателей и священников, а также всех православных христиан.  Мы должны изучать православное искусство, церковную историю, личностные примеры веры: жития святых. Это позволит нам лучше понять, кто мы, обратить свой взор к настоящему в нашей жизни, возжечься Божественной любовью к православию.
Поиск диалога с молодёжью сейчас – это не просто просветительская идея, не просто поднятие уровня образованности населения, - это миссионерская цель, обеспечивающая духовное здоровье нации. Здоровые дети – здоровое будущее. Один из способов просвещения – это совместные мероприятия, направленные на выражение своих духовно-нравственных качеств, образование соборности, рождения творческой инициативы. Необходимо появление молодёжных организаций, которые позволяли бы реализовываться юным талантам в разных областях.
Отдельный разговор нужно вести о православных корнях нашей страны, которая начала зарождаться, как Русь православная. Если мы обратимся к истории Древней Руси, то увидим, что всё пронизано православной верой, что исконным источником культуры, искусства, нравственности были русские монастыри. Они имели в себе достойные образцы кротости и мудрости, не лицемерности и  не постыдности, которые мы должны исповедовать в нашей жизни, как модель мировоззрения.
Молодёжь многих стран нуждается в православии, а в особенности Россия, поскольку она – дитя православия. Как дерево погибнет без своих корней, так и Россия погибнет без православия, без той основы, на которой она выросла и окрепла, которая веками позволяла сохранять русскую нацию, как единый соборный организм, как «Единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь »(19). Ценности православия являлись раствором для тех кирпичиков – православных семей, которые сохраняли и переносили православную веру следующему поколению, выстраивая здание Церкви нашей православной нации, а если говорить масштабно, то здание Вселенской Православной Церкви.
Тёмные силы пытаются уничтожить Россию, ударяя по её основам – молодому поколению, стараясь лишить его смысла жизни, лишить его православной веры, лишить его духовного зрения, оторвав от реальности и погрузив в мир иллюзий. Они пытаются вырастить слепых вождей, слепых духовно молодых людей, которые впоследствии станут вести по жизни своих детей, насаждая безверие, плоды которого нам известны; вырастить слепое поколении, ведущее нацию, человечество в целом, в бездну. Вот так говорит Господь в Евангелие о тех, кто чтит Бога только словом, сердца же которых далеки от Него: «Они - слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму »(20). Что говорить о тех, кто и устами не чтит Бога. Те не то что бы слепцы, но живые мертвецы, потому что не имеют стремления быть с Богом, быть в Истине, получить вечную жизнь:  «Другой же из учеников Его сказал Ему: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего. Но Иисус сказал ему: иди за Мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов »(21).
Вопрос православности молодёжи, православности России – вопрос её будущего. «Православие – Душа России »(22). И как человек не может жить без души, так и Россия не сможет жить без православия.
Каким будет грядущий день, зависит от сохранения нашей веры, истории, культуры, философии, литературы. Сделать это сможет только молодёжь, потому что мы не бессмертны на земле своим телом и наша сокровищница истинных знаний нуждается  в сохранении и передаче будущим поколениям. Мы обязаны иметь преемственность. Будет ли она – зависит от того, что мы сделаем в настоящем дне, в «теперь».  Как для нового вина нужны новые мехи, так и для восприятия православия нужны готовые к этому восприятию сердца и умы, очищенные от старых языческих идей, которые так активно насаждаются духом сего времени:  «Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают, но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое »(23). Для начала необходимо быть готовым и открытым к изменениям и преображениям себя, быть готовым отвергнуть лжеценностей нашего времени, отвергнуть свою злую волю, поняв её лицемерность, и только тогда истинные ценности и Воля Божия найдут пристанище в нашем сердце, в нашем обществе, в нашей стране и мире.
Только в том случае Свет Христова Воскресения будет виден нам, если Россия вернёт свой Крест – православной страны, который возложил на неё Господь во спасение, потому что, «Свет Христова Воскресения виден только с Креста »(24).
(1)1-е Коринфянам 2.
(2)Ценности, приобретение и познание которых ведёт к Истине, к Правде, к Богу.
(3)Евангелие от Матфея 10:28.
(4)Евангелие от Матвея 7.
(5)Евангелие от Луки 12:23.
(6)Апокалипсис Иоанна Богослова.
(7)Евангелие от Матфея 7:7-8.
(8)«Лингвистический словарь 2012», в психологии – передача информации посредством языка и других знаковых систем.
(9)«Лингвистический словарь 2012», в психологии – процесс организации взаимодействия.
(10)«Лингвистический словарь 2012», в психологии – процесс восприятия и отражения воздействия.
(11)1-е Тимофею.
(12)Осия 8:7.
(13)Евангелие от Матфея 33.
(14)Евангелие от Иоанна 8:32.
(15)Евангелие от Иоанна 18:38.
(16)Евангелие от Иоанна 14:6.
(17)Псалом 33.
(18)«Лингвистический словарь 2012», «апостасия» - отпадения от православной веры.
(19)Из «Символа веры», 9-й догмат православной веры.
(20)Евангелие от Матфея 15:14.
(21)Евангелие от Матфея 8:21-22.
(22)И.В. Киреевский – славянофил, русский религиозный философ. 
(23)Евангелие от Матфея 9:17.
(24)Архимандрит Иоанн Крестьянкин «Слово в Неделю 3-ю Великого поста. Приидите, вернии, животворящему древу поклонимся».
 


Рецензии