Салам, Пальма!

Салам, Пальма!
Ты на том же месте стоишь, где оставила я тебя год назад.
Я тогда приезжала, ты помнишь? Хотя, зачем тебе помнить туристов?
Пальма, пожалуйста, подари мне свой древесный взгляд.
Но не слух: ничего приятного я не скажу тебе.
Ведь ещё тогда –
Как давно, окончательно сформировалось
Моё мнение о тебе,
О тебе, на песке стоящей, горделиво глядящей на растущие в отдалении кусты.
Вот оно, моё мнение:
Мне не нравишься ты. 
У тебя несуразный ствол,
И дурацкие, как широкие змеи, листья,
У тебя нету веток – или не вижу я их,
Может, скрыты они листвою – ветер, подними листья-змеи!
Но ветер тих-тих.
Пальма, я повторюсь:
У тебя несуразный ствол,
И ассоциируется с тобой – я не знаю, зачем, почему – дырокол.

Пальма, ты
Ты стройная-стройная, в небо тянешься словно мачта –
Но мачта выше.
Если тебя увеличить в размерах в тысячу раз,
Твоему беспорядку на голове позавидовала бы Останкинская телебашня,
Но телебашням ни к чему такой зелёный ажурный наряд.
Вай, как красиво колышутся резчатые листья-широкие змеи на лёгком бризе,
Ты даже красива – как красива археологическая находка, которую надо не дома держать, а сдавать в музей.
Ты несовременна, пальма, ты африканка – а Африка – древность,
Хотя.. Древность живёт и перерождается среди людей.
Эволюционирует.
Как тебе мысль – в эволюции обзавестись ветвями, извилистым стволом,
Научиться желтеть – не по климату – тропики ж – а по календарю.
Но тогда ты станешь не пальмой, а.. Тьфу. Не станешь, это я так, болтаю.
Я в тени твоей встретить хочу сегодня закат, а завтра – зарю.
Пальма, можно к тебе прислониться? Откуда здесь гвоздь, ещё гвоздь..
В тебя часто гвозди вбивают? Ты здесь что, вместо вешалки, да? Какой кошмар.
Поищу ещё – вроде только два, нигде больше нету.
Желаю административного штрафа неизвестному мне забивальщику в пальмы гвоздей.
Тебе больно? Достать их? Оставить? Я не могу смотреть на это,
Достать – достану. Используя ножницы маникюрные вместо зажима клещей.
Уф. Бедная, глупая, несуразная. Я не сделала тебе хуже?
От одного гвоздя, как в стихах Матвеевой, остался маленький след.
От другого – не знаю, я уже потеряла то место.
Пальма, я приеду к тебе теперь не скоро, а через много лет.
Нескоро! Кризис. Финансы – финансы – ты слышишь, финансы не позволяют,
Мне кататься туда и сюда, через глобуса шар.
Я теперь буду ездить поближе: там тоже растут, но другие пальмы.
Я не буду их сравнивать с тобой – ты не нравишься мне, но ты несравненна.
Так и знай.
Ты такая печальная – видишь море, а плавать не можешь.
Я могу, но купаться не буду сегодня, чтоб не дразнить.
Я возьму горсть песка и из горсти достану одну песчинку,
И у песчинки спрошу: "Как ты думаешь, грустно ли пальмой быть?".
Мне ответит песчинка: "Конечно, намного хуже, чем мною.
Пусть она и большая, и на фотографию просится – но она одинока, а я не одна.
Ведь песчинки друг к другу жмутся сплошным ковром на берегу моря,
А пальмы, если даже рядом растут, у каждой отдельная жизнь, своя."

Небо неописуемо синее – я бы сказала "синее, чем в Самарканде", но я не была в Самарканде,
Я не могу сравнить это небо ни с чем, ни в одном акварельном наборе не встречала я красок таких.
А у тебя, дорогая пальма, серо-бежевый ствол, отдающий немного сиреневым,
А листья слишком над головой, чтоб заметить, есть ли прожухлости в них.
Мне не нравишься ты.
Примитивна, как ты примитивна.
Если б видела ты разросшуюся сирень у моего дома – исчезла бы гордыня твоя.
Твоё счастье – ты здесь далека от сирени, тюльпанов, от цветущих посадок сливы,
Ты даже в том городке, до которого так ехать недолго, не побывала ни дня.
А ведь там есть лужайки, оформленные в европейском стиле,
И у католической церкви посажены кусты роз.
Всё, молчу. Не скажу ни слова – ты не нравишься мне, но ты мне не противна,
Ты мною любима.
Не хочу, чтоб слова чьи-либо стали причиной древесных слёз.
Вот смотри:
Вниз и вниз, очень быстро – по-южному непривычно – падает солнце.
Вот смотри, уже тёмный вечер, а я не пошла в отель.
Странно, что нет людей – не сезон отдыхать или просто непопулярное место?
В прошлом году так не было: бродили компании, семейные пары волочили за собой утопающих по колено в песке двугодовалых детей.
Я боюсь оставаться ночью одна в незнакомой природе.
Мне чего-то жутко, я пойду глядеть на тебя в окно.
Ничего, часы быстро пройдут, и я снова приду, даже если ты и не хочешь,
Я приду, когда только-только начнёт становится светло.

Другой день.
Дорогая моя, сколько в этом году времени было утоплено
Мной в волнах, таящих ближе ко дну жарким водам присущую кусачую дрянь,
Хорошо, что я вспомнила о тебе и среди десятков других узнала
По стволу, на котором ближе к корням кто-то выжег лупой криво, но узнаваемо кружкок с инь и янь.
Как спалось? Твои листья-широкие змеи шуршат высоко и о чём-то шепчут.
Для чего мне английский с немецким, если знать я не знаю пальм языка?
Для чего мне читать, положив рядом с книгой словарь, Сент-Экзюпери в оригинале,
Если я не могу спеть с тобой в унисон – теперь, когда наша разлука близка..
Посмотри на меня, я хочу черты несуществующего лица твоего запомнить,
Чтобы их вспоминать, чтобы снова и снова их видеть во сне.
Помолись за меня и за тот самолёт, что меня от тебя увозит,
Помолись – если я буду в будущем я, я когда-то вернусь к тебе.
Помолись, я читала в исламских книгах – деревья умеют молить АллахIа,
Помолись – людей слишком меняет время, в реке времени люди теряют себя.
Помолись – ну а если по воле Его меня время изменит, тебя я забуду,
Помолись всё равно и прости от всего несуществующего твоего сердца меня.

Далеко разливается сферой над плоскостью берега, щербатостью океана неописуемого цвета небо,
А обстоятельства снова и снова не отпускают меня туда.
И жизнь идёт своим ходом – зима, весна, лето, осень, зима, весна, лето,
И меняются люди вокруг, и меняются улицы, а иногда – города.
И каждый день, каждый миг приближает к тому часу,
Когда – мне будет за тридцать, а может за сорок, а может – зачем гадать?
Я возьму билет или личный джет, или – морским путём на лайнере,
Или, может, на машине рискну, если с безопасностью в Африке станет тишь-благодать.

И я приеду на берег, на тот самый берег,
И буду вспоминать, какая была я раньше, о чём думала, что хотела, подведу черту – сбылись ли мои мечты,
И я подойду к тебе,
И ты голос, мой голос сможешь услышать:

Салам, Пальма!
Я вернулась и – мне так же как n лет назад не нравишься ты.


Рецензии