Глава V Признание
Вечером того же дня за столом в тереме княгини Ольги собрались только те, кто был зван князем Владимиром. После известных всем событий в Корсуни, князь стал избегать больших шумных пиров и застолий и отдавал большее предпочтение трапезам в небольшой компании хорошо знакомых ему людей, что более соответствовало христианскому укладу жизни, которую он вел в последнее время и самое главное - было безопасно.
Батюшка Анастас долго рассказывал о тех мытарствах, через которые прошли греки на пути из Херсонеса. И о том, как они пережили холодную русскую зиму, ожидая возвращения Владимира и Анны. В конце своего рассказа он задал князю вопрос:
- Слава богу, пришла весна, скоро пост, а за ним и Пасха. Как жить то нам всем дальше? Шли мы сюда церкви строить, да веру христову на Русь нести, а тут, видишь, такая задержка вышла.
Над столом повисло молчание. Прервала его Анна.
- Случилось все так, как случилось, что уже об этом говорить. Другого всем нам не дано было. Греков-мастеровых, до Руси не дошедших, жаль. Скорбим о них вместе с князем, но нашей вины в их смерти нет. Зато те, кто дошел и выжил, нам сейчас ох, как нужны будут. В зиму то строиться все равно нельзя было - морозы на Руси сильны. А сейчас - самое время. Пасху справим, земля оттает и помолясь начнем. Только вперед надо решить, как, где и из чего будем строить.
- Это я уже решил. Строить будем церкви христианские из камня - на века, чтобы стояли, и в первую очередь здесь, в Киеве, - вступил в разговор Владимир, а потом обратился к Анастасу: - А вы где службы то сейчас правите?
- Да как в Киев прибыл, так сразу люди добрые и подсказали, что в дальнем посаде из избы переделанная, небольшая церквушка стоит, в честь пророка Ильи. Без колокольни, правда, но не беда. Там сейчас и обитаем, княже, там и службы справляю, и причащаю и отпеваю и венчаю там же.
- И что, все греки и дружинники мои, кто в Корсуни крестился, все в одной церкви на дальнем посаде? – удивился князь Киевский.
- Да, княже, да еще те жители города, которые крещены тут уже были или в других местах ранее. Еще правды ради сказать хочу тебе, князь. Многие, к прискорбью моему, кто Христрову веру в Корсуни принял, за всю зиму в церкви так и не были ни разу. А все чаще к идолам деревянным, что на холме возле твоего дома, ходят. А на мои увещевания и просьбы отвечали, что, мол, приедет князь, вот тогда и в церковь можно сходить,- закончил свою речь Анастас и с опаской посмотрел на Владимира.
- Ах, вот оно что! Значит на моих глазах - тогда в церковь, а без меня к истуканам поклоны бить. Не бывать тому! - произнес Владимир, оставаясь внешне спокойным, и никто не видел, как держала его руку в этот момент Анна. Потому что только она знала, как дорого дается князю это кажущееся спокойствие и как трудно ему преодолевать вспыльчивость своего характера.
Одержав полную победу над своим гневом, Владимир сказал сидящему за столом Михаилу:
- Давай-ка, воевода, прервем трапезу нашу. Собери мне всех здесь, и поскорее. Потому как эти вопросы решать нужно безотлагательно.
Уже через полчаса в зал стал подходить народ. И когда в основном все были в сборе , к ним обратился князь :
- У меня не ко всем вам разговор есть. А только к тем, кто словам моим внял и веру святую вслед за мной принять решился. Других я в этом зале держать не намерен.
Несколько человек покинули зал. Встал и Добрыня, сидевший за княжеским столом. Но Владимир жестом приказал ему остаться, а сам продолжил:
- Раз остальные твердо решили веру Христову принять, тогда слушайте меня. Я дом свой весь без остатка для обустройства новой церкви отдаю. А то стыдоба берет, что уже пол Киева христиан, а церковь на всех одна, да и то в дальнем посаде. Рядом с домом моим церковь каменную заложу. Первую на Руси. На это много золота нужно. А потому все то, что с Руси имею, на десять теперь делить буду и одну из частей на церковь отдавать каждый раз стану. Что скажете, воеводы мои, да и вы, бояре киевские?
Повисшую над залом тишину нарушил рыжебородый воевода, с лиловеющим из-под тронутой сединой рыжей гривы волос правым ухом. Он, сначала явно робея, вышел вперед, а потом окончательно приняв решение, бросил свою отороченную соболями шапку себе под ноги и сказал:
-Я как ты, княже. Ты свой дом даешь. И я свой - в посаде отдам. Пусть берут его чернецы под церковь. Только дай срок баб с детишками в другой дом перевезти. Не один он у меня есть, переживу. Ты свою десятину даешь, а я что не русский, что ли? Свою десятину дать хочу тоже. Не обеднею.
В зале прошел гул. Добрыня, встав из-за стола, подошел к собравшимся, о чем-то посоветовался с воеводами и боярами, а затем вернулся к князю и сказал:
-Мы, князь, так меж собой порешили. У кого дом в Киеве не один, по дому на обустройство церквей каждый из нас отдаст. И по десятой доле от дохода своего давать будет, по примеру твоему. Так на церковь Киевскую белокаменную всем миром соберем, а сообща и построимся быстрее. А то, и правда срамота - всю зиму на полатях просидели, тебя прождали. А потому не серчай на нас дураков, племянник, и прими нашу долю на веру Христовую. Скажи только, кому дома передавать и денег десятину нести?
Анастас сидел все это время ни живой ни мертвый. Он еще утром и предположить не мог, что его нищий церковный приход на окраине Киева за один день превратится в богатейшую христианскую епархию на всей Руси и даже в самой Византии.
Князь Владимир вышел из-за стола со словами «иного от вас не ждал» и благодарно склонился перед всеми в поклоне. Народ в зале снова одобрительно загудел. Глаза наблюдающей за всем этим Анны наполнились слезами восторга. В этот момент прибывшая из далекой Византии принцесса окончательно поняла, что она сама становится частью этого загадочного народа, и в каком-то необъяснимом для нее и неудержимом порыве вышла из- за стола, встала рядом с мужем, взяв его за руку, и что-то прошептала ему на ухо.
Зал сковала мертвая тишина. Присутствующие, удивленные ее поступком, ждали княжеских объяснений. Владимир выдержав небольшую паузу и произнес:
- Она мне сказала, что любит Вас.
В ответ на это из разных сторон зала раздались отдельные голоса, быстро слившиеся в единый хор: «Царица!». Анна вопросительно посмотрела на мужа, и он ей тихо сказал: «Они признали тебя своей!»
Продолжение -http://www.proza.ru/2013/04/16/1142
Свидетельство о публикации №213041500760
Но у вас сюжетом движет логика добра, и она полностью выражает духовность веры первоапостольской церкви, единение людей в любви к Отцу и Сыну, и от нее - в возрождении любви друг к другу. Этого-то больше всего и страшится дьявол, и стремится убить такую любовь в людях. Но не все позволяют ему хозяйничать в их личном "духовном Храме".
Михаил, в вашем романе пребывает высшая духовная ПРАВДА, рожденная духом и истиной Слова Божьего. Да умудрит и укрепит вас Господь.
Екатерина Истоомина 2 08.06.2014 17:16 Заявить о нарушении
Михаил Ежов 08.06.2014 17:48 Заявить о нарушении