Уч-Арал 1974-1980. Закон что дышло

Уч-Аральская служба меня сводила не только с лётным составом 27 гвардейского иап, но и с  другими  офицерами части, по интересам. Старший лейтенант Ковтун – начальник физической подготовки полка, в недалёком прошлом занимался боксом. Он выполнил норму кандидата в мастера спорта по боксу в полутяжёлом весе, но прекратив систематические тренировки, несколько раздобрел, жирку поднабрал, как говорят спортсмены. Но забрасывать спорт  совсем, он не собирался. На территории городка аэродрома,  он выбил у командования небольшое помещение, по минимуму оснастил его боксёрскими принадлежностями  (мешок, груша, лапы, несколько пар боксёрских перчаток) и, время от времени учил постигать боксёрскую науку рядовой состав полка и частей обеспечения. В курсантские годы я посещал боксёрскую секцию, но совершенно не в интересах спортивных достижений, а так для себя, скорее для самообороны. В свободное от учёбы время, мы часами колотили мешок и грушу, отрабатывали боксёрские приёмы  с «лапами». Тренировал нас начальник физической подготовки ОПШ (отдел подготовки штурманов). На тренировках он появлялся редко, о чём мы не сильно сожалели, у нас были свои корифеи от бокса и в спаррингах они себя иногда проявляли, так Василий Лавринов в спарринге со своим земляком из Тамбова сломал ему нос. Я впервые в жизни наблюдал картину, когда молодой парень, в испуге, рукой пытался нащупать свой провалившийся от удара нос, был расстроен почти до слёз. Не что – то подобное, было организовано и в Уч-Арале. Узнав о спортивном зале с боксёрским оборудованием, я начал его изредка посещать, там я и познакомился с Вадимом Ковтун. Крепкого телосложения, как все сильные люди, казался добродушным – своим парнем.  Он также устраивал «спарринги» в небольшом боксёрском коллективе. В весовой категории Вадима Ковтун партнёров не находилось, в моей весовой категории было несколько человек. Парни разного уровня подготовки, но выше уровня второго разряда, вряд ли кто из них мог работать. Оценив их возможности и определив, что «нокаутёров» среди них нет, я надевал боксёрские перчатки, и мы с удовольствием молотили друг друга. Отдавая должное своим «противникам» я заметил, что они работали не в полную силу, жалели молодого лейтенанта, но после двух-трех пропущенных увесистых ударов, парни «заводились» и отыгрывались сполна. Конечно, это не спорт, а поддержание себя в определённой степени физической готовности, выражаясь языком спортсменов «поддержка штанов». Половина из всех солдат, посещавших спортзал, были парни выходцы с кавказских республик. Частенько, ребята с Кавказа приглашали в гости ст. лейтенанта Ковтун к себе в казарму. У них там свои «злачные» места: кладовки, каптёрки, сушилки. Однажды попав на подобный гостевой приём советских солдат, выходцев с Кавказских республик, я был удивлён не только кавказским гостеприимством, но и обилием угощений. Две алюминиевые солдатские чашки, наполненные с верхом, большими кусками отборного мяса,  впервые секунды поразили воображение обилием солдатского пайка. Только спустя минуту, мне стало понятным происхождение данного изобилия. Перед глазами предстали, только что призванные молодые ребята в мешковатой робе с голодными от систематического недоедания глазами русской, украинской, национальности или ребята из прибалтийских и других республик СССР. Комок желчи подкатился к горлу, Вадим пойдём, мы ещё в столовую успеем. Ты чего привередничаешь, не бери в голову, придёт время и те «пацаны», будут жировать, хотя ладно идём.  На подобные мероприятия, наверное, из деликатности  меня больше не приглашали. Данной темы, я ещё обязательно коснусь, но это потом.
Старший лейтенант Ковтун сформировал из этих ребят, что - то подобие команды боксёров и не один раз вывозил их на армейские соревнования. Пару раз,  уговорил  и меня посетить подобные соревнования. Характерной особенностью этих мероприятий, были подставныё боксёры, как правило, из города Фрунзе (сегодня Бишкек), не имевшие ни какого отношения к армии перворазрядники, КМСы и мастера спорта по боксу с удовольствием оттачивали своё мастерство на армейских ребятах. Кровь лилась на ринге, примерно также как на современных боях без правил. Не буду врать, мне тоже доставалось. Самый распространённый вид транспорта в наших среднеазиатских республиках бывшего СССР был автомобильный, сотни ИКАРУСОВ бороздили бескрайние казахские степи и плоскогорья Киргизии. Коротая, многочасовые поездки на автобусе следующим рейсом  Алма-Ата - Фрунзе  Вадим Ковтун рассказывал мне о не безопасности подобных поездок по безжизненным плоскогорьям  Киргизии. Он достал из внутреннего кармана шинели одноразовую  сигнальную ракетницу и поведал мне историю, которая произошла с одним из его друзей в аналогичной поездке. Автобус был остановлен вооружёнными гражданскими лицами. Их было трое. Двое вошли в салон, третий остался снаружи с оружием  наизготовку. Они вежливо попросили извинения у пассажиров и предложили всем добровольно отдать им деньги и драгоценности. Для убедительности врезали прикладом по лицу мужчине, сидевшему на переднем сиденье, и посмевшему открыть возмущённый рот. Сидевший, в предпоследнем кресле знакомый Вадима, достал ракетницу и выстрелил поверх голов пассажиров. Огненный снаряд прошёл в десяти – пятнадцати сантиметрах от лица одного из бандитов, ослеплённый ракетой он пытался выпрыгнуть из автобуса, но свалился на своего сообщника, стоявшего на улице с оружием наизготовку. Ракета ударилась в верхнюю панель над лобовым стеклом автобуса, отскочила, ударилась о стеклянное ограждение кабины водителя и огненной массой впилась в верхнюю одежду второму бандиту, тот заорал благим  матом и выпрыгнул из автобуса. Водитель автобуса, киргиз крупного телосложения, врубил скорость и ударил по газам. Благополучно прибывшие к месту назначения пассажиры наперебой угощали и стучали стаканами о не пустевший стакан военного. Уроки этого случая, Ковтун взял на вооружениё и всегда в кармане шинели или кителя летом носил с собой ракетницу. Долгое время и я имел при себе почти всегда сигнальную ракету. Она придавал мне определённое чувство защищённости, в особенности на рыбалке по таёжным речушкам, где с «косолапым» можно столкнуться нос к носу в любую минуту. И всё же воспользовался я им только однажды в Ивано-Франковске, когда вышел поздно вечером к своей машине, чтобы включить сигнализацию. Возле машины я увидел огромного «вуйко» (западная Украина – дядька), который монтировкой  пытался вскрыть капот моей машины. На вопрос, что ты тут делаешь?  «Вуйко» рванул на пустырь, что был сразу перед домом. Я естественно за ним. На ходу достал ракетницу и пальнул у него над головой. Представляю состояние воришки, когда у себя над головой он услышал огненное шипение снаряда. Снаряд шлёпнулся в траву и быстро погас. Наступила кромешная темнота. Ослеплённый ярким светом ракеты, я не мог восстановить зрение и медленно на ощупь побрел назад. Через пару дней, когда я возвращался домой со службы, ко мне подошли два парня из местной «шпаны». Я их видел и ранее, они жили в нашем доме на улице Братьев-Майданских и сообщили мне, кто пытался вскрыть мою машину. Это не мы пытались залезть в вашу машину, мы знаем, что вы «маете» имеете сигнализацию. К вам в машину пытался залезть сосед, его частный дом как раз напротив нашей пятиэтажки. Неделю назад он «откинулся» вернулся из зоны и не знал, что в машине сигнализация. На следующий день, ко мне в гости явился и сам неудачный воришка. Из внутренних карманов куртки он вытащил пару «пузырей» красной «бормотухи» и сообщил, что пришёл извиниться за попытку вскрыть машину. Более чем за четыре года проживания в Ивано-Франковске, попыток залезть в мою машину не наблюдалось.
Вадим Ковтун старался не афишировать среди сослуживцев и местной «шпаны» свои боксёрские способности. Но однажды, он всё же не сдержался и «нокаутировал» заместителя командира по политической части. Я помню его фамилию, но не буду называть, ему в мои лейтенантские годы было за сорок, возможно, его уже нет в живых, а о покойниках или хорошо или ничего. Кто захочет вычислить, это не сложно, он был замполитом до Семёнова. Секретарём парткома  тогда избрали Славу Бубина. Старший лейтенант Ковтун, как и все простые смертные, долго  ожидал жильё на свою семью. Тем более семья то небольшая, всего только двое, он да жена. Но ему всё же подфартило, в первом городке освободилась однокомнатная квартира. Именно она была обещана замполитом Вадиму Ковтун и, были вручены ключи от неё. Обрадованный Ковтун срочно приступил к ремонту квартиры. Месяц, он приводил её в порядок, вызвал жену и, уже готовился справлять новоселье. Но на его беду, прибыл в полк новый замполит авиационной эскадрильи (эта информация требует уточнения). В первых замполит, во - вторых лётный состав, обеспечивается жильём в первую очередь. Жилищная комиссия полка, не зная подробностей этой истории, утвердила предложение замполита полка, передать квартиру, обещанную ст. лейтенанту Ковтун, вновь прибывшему лётчику. Всё по закону, вопросов ни у кого не возникло, кроме семьи Ковтун. Вадим, молча, вернул ключи замполиту. Неделю спустя, старший лейтенант Ковтун посетил замполита, он вывернул  лампочку на лестничной площадке, где жил замполит, нажал кнопку звонка и ждал когда откроется дверь. Он слышал шаги за дверью, щелчок открывающегося замка и, наконец, ненавистное лицо замполита. Удар левой - полутяжа был сокрушительным. Вадим захлопнул дверь за завалившимся телом и с сознанием выполненного долга пошел к своей расстроенной жене. Командование полка, естественно предположило, что это мог быть Ковтун. Замполит успел заметить рукав армейской шинели и огромный кулак, который его вырубил. Долгое разбирательство ни к чему, ни привело, Ковтун не сознавался. Жена Ковтун засвидетельствовала, что её муж в этот вечер не выходил из квартиры. Через год или полтора замполит вышел на пенсию и убыл к постоянному месту жительства, а Вадим Ковтун под большим секретом рассказал мне эту историю. Сорок лет спустя, я её рассказал вам.
Поездки по среднеазиатским республикам  вносили  в армейский быт некоторое разнообразие, к тому же увидеть новые города, встретиться с новыми людьми, было всегда интересно. Правда, эти встречи не всегда имели благоприятный исход. Небольшой киргизский городок Токмак,  где сейчас размещена  авиабаза США и рядом наша Российская в Канте.  В советское время в Токмаке располагался авиационный гарнизон с не плохой спортивной базой. Именно здесь проводилось большинство спортивных боксёрских состязаний. Разместив, рядовой состав в казарме, вечерами мы с Вадимом отправлялись ужинать в местный ресторан. Кормили в нём не очень вкусно, но приходилось довольствоваться тем, что есть, лётно-техническая столовая уже закрыта.  Старший лейтенант Ковтун здесь ужинал всегда, когда наезжал в Токмак, но в этот вечер мы пришли туда вдвоём. Сделали заказ, Вадим, зачем-то отошёл, уже не помню, за столиком я остался один. Ко мне, не спросив разрешения, подсел   молодой человек лет 30, как сказали бы сейчас «лицо кавказской национальности». Он по-хозяйски поставил на стол бутылку, какого - то красного вина, деловито попросил у официанта пару гранёных стаканов и, наполнив их  доверху, один придвинул ко мне. Я «грек», представился он, на что я ответил, что русский, я вижу что русский, ответ ему не понравился, ладно потом, давай выпьем. Извини,  не пью, и чуть отодвинул от себя стакан, но пригуби тогда. Мне сильно не нравился тон и бесцеремонное поведение нового знакомого «грека». Я снова отказался, грек встал из стола, взял один ломтик нарезанного хлеба и со словами, «клянусь матерью, живым ты отсюда не уйдёшь»! Разломил хлеб на две половинки. Что это значило, я понятия не имел, в моей жизни было достаточно угроз убийством, однако до сих пор жив и здоров. На угрозы «грека» я отреагировал, как и на все остальные, даже бровью не повёл. Это привело «грека» в неописуемую ярость, возникло впечатление, что он осуществит свою угрозу тут же. Появление Вадима Ковтун несколько сбило спесь с нагловатого «грека», но Вадим успел увидеть и услышать угрозы  «грека». Он совершенно иначе отреагировал на угрозу, идём отсюда скорей, скорей, повторил он,  видя моё замешательство. Мы забрали в раздевалке свои шинели и, одеваясь на ходу, поспешили на остановку. За две-три минуты, пока ждали автобус, Вадим, коротко поведал о причинах нашего «бегства». По законам ислама клятва на хлебе, не бывает пустой угрозой, тем более данная публично. Человек её данный, обязан пролить кровь, иначе будет опозорен сам и весь его род. Тревога Вадима передалась и мне. Сигнальная ракета у тебя с собой? Поинтересовался я у Вадима. С собой, с собой, раздражённо отвечал он, это приключение нам с тобой сейчас ни к чему. На всякий случай, из внутреннего кармана шинели я достал перочинный нож с узким и длинным, отточенным как  бритва лезвием. Раскрыл его, развернул его обратной стороной и спрятал в рукав шинели. Мы вошли в переднюю, дверь подъехавшего автобуса, думаю, нормально сейчас уедем. Не тут - то было, Вадим мне указал на заднюю дверь автобуса, в которую входили двое, «грек» был одним из них. Они медленно протискивались через стоявших в проходе пассажиров. Вадим, идут к нам. Вижу, не дёргайся. Вадим отошёл от меня на пару шагов и своим крупным телом перекрыл передний выход из автобуса, став у самой двери. Вот они поравнялись со мной, слышу  приглушённый голос второго, на остановке «давай» и выходим. Что означает «давай» я понял, жить мне осталось не более двух-трёх минут. Сейчас остановится автобус, в людской толчее, грек ударит меня ножом и они тихо выйдут из автобуса. Скорее всего, всё так бы и произошло, если бы не было Вадима Ковтун. У вас ничего не выйдет, говорит им Вадим, из автобуса вы не уйдёте, при этом улыбается, не паникует. Я напряжён до предела, состояние безысходности. Со мной рядом, бок о боком, стоит человек, он готовится нанести мне удар ножом. Как поступить? Ударить его первым, такая возможность есть, но тогда преступником буду я? Ждать, когда пырнут ножом меня, тоже не хотелось. Советские законы, как и сегодняшние российские, не дают ответа на подобную ситуацию. Превышение предела самообороны, в подобных случаях, наша юриспруденция, даже рассматривать не будет. Как я понимаю Александру Лоткову студентку Плехановского вуза, расстрелявшую из травматики   двух «оболтусов», которые не только угрожали ножом, но и применили его, порезав одного из компании студентки. Как она должна поступить в сложившейся ситуации? Ждать, когда добьют раненого парня или ещё кого - то из её друзей ударят ножом. Да, понимаю, полицейский  был на месте, уже совершённого преступления. Но именно он, должен был прекратить дальнейшее развитие событий, не исключая применения табельного оружия. Однако, как я понял, он надеялся, только своим присутствием, остановить хулиганов. Увы, девушка оказалась более собранной и ответственной, за себя и своих товарищей, применив травматическое оружие, она прекратила дальнейшую поножовщину. Полицейского же она восприняла, как неуверенного в себе статиста, не способного в экстремальных ситуациях, принимать адекватные решения. В своей жизни, я встречал достаточное количество людей, которые в силу своего характера, психологического состояния, в подобной ситуации не способны мгновенно принимать решения. Но в этом они не виноваты, вина их в том, что они ошиблись в выборе профессии.  Наш российский суд сработал однобоко, считая, что наличие полицейского на месте события, обязательно прекращает дальнейшее преступление. Применение травматического оружия в присутствии полицейского, было квалифицированно как превышение пределов самообороны. В какой - то момент, я посчитал, что Вадим Ковтун в моей ситуации, выступает тоже в роли статиста. Мне, казалось, что в его позиции так же отсутствуют активные действия. Я вытащил из рукава шинели нож, большим пальцем правой руки проверил, полностью ли он раскрыт, приставил его к левому боку «грека» и медленно надавил. Нож легко проткнул куртку и уколол тело «грека», я видел, как он дёрнулся при этом. Между тем Ковтун ещё раз настоятельно повторил, ребята уходите, у вас ничего не получится, из автобуса вы не выйдете. «Грек» повернул голову к своему напарнику и громко сказал, уходим. Тот протиснулся между «греком» и рядом стоящим со мной мужиком, следом за ним потянулся «грек». Я сомневался, до момента их выхода из автобуса, что они отказались от своей затеи. Автобус тронулся, наши «друзья» остались на улице. Я спрятал нож в карман и протиснулся, через стоящих впереди меня пассажиров к Вадиму. Кажется, оторвались, говорю Вадиму, ещё не факт, нас могут догнать на «такси» парирует Вадим.  Ковтун достал из внутреннего кармана три рубля, протянул их водителю автобуса со словами, друг подбрось до ворот авиационной части. Ребята у меня маршрут, пытался отказаться водитель, очень надо, выручи, настаивал Ковтун. Ладно, едем, денег не надо, я тут успел сообразить, что к чему. Про нож я не стал рассказывать Вадиму, почему-то считал себя виноватым в этой истории и не стал усугублять ситуацию. Не один раз, я мысленно прокручивал эту встречу с «греком», давая оценку своим действиям. Конечно, самый простой вариант выхода из сложившейся ситуации, пригубить вино из налитого мне стакана. Затем в течение вечера слушать бредни и снисходительные похлопывания по плечу своего нового товарища. Или тот уже состоявшийся вариант, исхода  которого я и предположить не мог, чтобы защитнику отечества требовалась защита органов правопорядка или хотя бы законы, которые давали ему право на защиту.   На следующий день состоялись бои. Я провёл одну встречу, мне достался сильный противник, действующий перворазрядник. Я слышал наставления его тренера, ударами не увлекайся, покажи своё полное преимущество и на этом успокойся. Мой противник кивал в знак согласия, но мне было не страшно после вчерашней встречи. Первый раунд был разведывательным, мой соперник как бы давал мне возможность проявить себя. И я проявил, правой прямой в подбородок, поверг противника на пол. Во втором и третьем раунде, мой соперник доказывал своё преимущество. Он гонял меня по рингу, пытаясь послать в нокаут и закончить бой досрочно. Я изредка огрызался, прерывая его атаки, ныряя под ударную руку с опасным движением головой. Конечно, он победил по очкам, но всё же поставленной цели не достиг.
Посетив пару раз подобные мероприятия, вдоволь нанюхавшись пота и крови, я решил ограничиться в данном виде спорта работой по мешку и лапам. Вадиму Ковтун это  не очень  понравилось и, наши дружеские отношения то же ограничились отношениями «привет, как дела».

Почти на протяжении всей моей службы, особенно по прибытии к новому месту, мне всегда задавали один и тот же вопрос, почему я не состою в рядах КПСС?  В моём понимании коммунист должен быть примерно таким,  как в художественном фильме «коммунист», к сожалению вокруг себя я не наблюдал подобных партийцев.  Поступать в ряды КПСС ради карьеры, как это делали мои сослуживцы в курсантские годы и  впоследствии лейтенанты, я не хотел. Ярким образчиком сего, был мой однополчанин по Уч-Аральскому полку секретарь партийной организации полка старший лейтенант Бубин. Слава Бубин недолгое время был техником самолёта, но зимой на «бетоне» или в летнюю жару, когда от солнца начинает плавиться не только аэродромный гудрон, но и мозги, не всем суждено это вынести. Вот и решил старший лейтенант Бубин поменять бетон на уютный штабной кабинет секретаря парткома. Не спорю, необходимо было иметь определённые способности, чтобы в политорганах зарекомендовать себя очень «нужным», незаменимым партийцем.  Сослуживец по КП Олег Павлов, неоднократно обращал моё внимание, как здоровается утром на построении Слава Бубин. Во время пожатия руки, он свое лицо как можно ближе подвигал к твоему, принюхиваясь, вдруг ты вчера спиртным усугубил, есть компромат. Или там дефицитный коврик, своим людям поможет получить, или квартиру в обход основной очереди, в общем, партийная работа весьма многогранна. Естественно поступать в такую партию, где правят, бал Бубины мне не хотелось. Инженеры человеческих душ, как они себя частенько называли, разменяли свои души по мелочам, в итоге угробили нашу страну СССР – Родину моего поколения.

12 апреля 2013г


Рецензии