Уроки разрядки

На фото Никита Хрущев и Джон Кеннеди. Резиденция посла США в пригороде Вены, Австрия. Июнь 3, 1961 г.

Мировая дипломатия может многое. Хорошая дипломатия порождает дружбу, плохая - вражду. Она может стравить народы, как это сделали хитрые англичане в 1914 году в стремлении ослабить находившуюся на подъеме Россию. В результате этой «победы» английской дипломатии родился коммунизм и его кровный братец нацизм, и погибли десятки миллионов ни в чем не повинных людей, в том числе и англичан.

Может дипломатия быть и умной, и помочь избежать жертв, не зря говорится, что один хороший дипломат стоит целой дивизии. Вот из статьи
«В вашингтонском Американском университете дипломаты и ученые вспоминали и обсуждали стереотипы «холодной войны». Повод для воспоминаний остался в далеком прошлом, хотя без настоящего тоже не обошлось. Да и как без него, если накануне этой конференции США и Россия, как с некоторых пор стало модно иронизировать в журналистских и экспертных кругах, «померились списками», не добавив теплоты американо-российским отношениям.

Без малого 50 лет назад, меньше, чем за шесть месяцев до гибели, 10 июня 1963 года президент Кеннеди произнес в Американском университете одну из главных своих речей, оставшуюся и в анналах ораторского мастерства, и, что важнее, в истории международной политики. Речь, вероятно, сыграла и определенную роль в формировании этой истории, став попыткой ломки тех самых стереотипов, предпринятой на высшем государственном уровне.

Кеннеди тогда много говорил об отношениях с Советским Союзом — недавно завершился «Карибский кризис» — говорил, касаясь не только идеологических разногласий и советских заявлений о «превентивной войне, которая развязывается американскими империалистами против Советского Союза», но и об опасности скатывания к войне не пропагандистской, а настоящей, о заблуждениях и опасных иллюзиях, свойственных не только «советам», но и американцам.

Принимая во внимание тогдашнюю обстановку в США, эта речь казалась многим чистой воды политическим самоубийством. Кеннеди говорил о ненужных никому тяготах гонки вооружений, о «порочном круге» подозрительности, о взаимной заинтересованности в сохранении мира...

В те времена и Хрущев, и Кеннеди считали деньги и могли сказать своим военным, что туда или сюда влезать не надо. [А сейчас] у российских политиков проблема ностальгическая. Это проблема солдата, у которого до сих пор болит потерянная в бою нога. Ностальгия по сверхдержавности.

«С одной стороны, нынешние политики располагают намного большим объемом информации, нежели тогда. Но, может быть, это как раз и плохо. Может, тогда, при Хрущеве и Кеннеди, немножко было проще. Им, возможно, легче было разглядеть основное, не потеряться в деталях. Хотя я не осуждаю наших сегодняшних политиков», — отметил бывший посол США в СССР Джон Байерли: «За исключением весьма непродолжительного по историческим меркам «холодного» периода, США и Россия всегда нормально сотрудничали и союзничали, не говоря уже о том, что даже в самые беспросветные, тяжелые годы идеологического и политического противостояния Вашингтон и Москва смогли удержать ситуацию, и «холодную войну» не разогреть. И сегодня у них остается такое обширное поле для сотрудничества, поэтому «списки Магнитского» и «Анти-Магнитского» — не самое главное и, скорее, исключение». Поэтому Байерли рекомендует не сосредотачиваться на списках и  других неизбежных проблемах, а работать сообща там, где у стран есть обоюдные интересы.

… Существует черно-белая видеозапись речи Джона Кеннеди в Американском университете. Вот из нее: «...Это предупреждение — предупреждение американскому народу, чтобы он не попал в ту же западню, что и советский, чтобы он не видел лишь искаженный образ другой стороны, не считал конфликты неизбежными, договоренности —  невозможными, а переговоры — всего лишь обменом угрозами. Ни одно правительство, ни одна общественная система не являются столь зловещими, чтобы считать народ лишенным достоинств».

Такой вот факт имел место буквально на днях. А вот примечательный комментарий к вышеприведенному тексту читателя из Подмосковья:

«Ни один народ, конечно, не лишен достоинств, это правильно подмечено. В русском народе их много, о них можно говорить часами, но я хотел бы упомянуть и недостатки. Наш народ в массе раб, и психология его рабская. Общественное развитие в стране в силу объективных причин остановилось еще на стадии феодализма, а с ним и развитие народа. Мы на одной ступени с Мали, а не с США или ЕС. Наш человек хитер, вороват, живет одним днем - все это типично для раба, и именно эта рабская сущность породила феномен клептократии - власти воров, власти КГБ.

Россия не похожа на другие страны, чего, мне кажется, американцы не замечают, они привыкли политкорректно считать всех равными, а это в случае с Россией может выйти им боком. КГБ - коварный враг, это слегка поменявший кожу рудимент большевизма, не оставивший мечты о мировом господстве.

И позиции КГБ в России очень крепки, т.к. они держатся на негласном договоре с вороватым народом: вы не мешаете воровать нам - мы не мешаем воровать вам. Вот что нынче заменяет все «капиталы» Маркса в России. Поэтому политика в отношениях с этой страной должна быть очень осторожной. Это тиранозавр, переживший свою эпоху, но все еще сильный хищник. Он может нанести удар внезапно.

Вы заметили, что в «антимагнитском» списке КГБ фигурируют лица, причастные к аресту агента охранки Бута, торговавшего ракетами с врагами США? Это не случайно, это очень симптоматично: КГБ по-прежнему враг цивилизованных стран, и всякие «демократические» и «прагматические» высказывания российских властей суть камуфляж, целью которого является усыпить бдительность противника.

А то, что США «противник», в России знает и последний бомж, - пропаганда оболванивает всех. КГБ не способен, или не хочет переходить от «экономики трубы» к нормальной экономике, - в этом «виноваты США».  Пенсионеры нищие - тоже виноваты США: как же, «нужно повышать расходы на оборону»! Страшные триллионы идут в ВПК и армию, и то вооружение, которое спешно создается, это отнюдь не оружие обороны. Вот что нужно понять американскому правительству. А то душка-Обама, так расчувствовавшийся на встрече с г-ном Пу, что забыл выключить микрофон, хочет быть другом всем. А друзей надо выбирать».

Так чему же все-таки мы стали свидетелями при недавнем «обмене списками»? Я думаю, потери самоконтроля «нашей» властью. «Гюльчатай» на мгновение показала истинное личико. Ударить ножом, как в фильме, она пока не может, но личико героя, сыгранного актером Кахи Кавсадзе, все же продемонстрировала. «Кинжал хорош для того, у кого он есть. И плохо тому, у кого он не окажется. В нужное время».

Нервничает «демократическая» власть КГБ, делает ошибки, непростительные ошибки. То «антисиротский закон», то вот этот кососимметричный ответ на «Список Магнитского». Мечется зверь, чувствуя свою неминуемую гибель.

Конечно, народец ему попался благодатный, что и говорить. По интересам полное слияние. Только вот на эту гармонию лимит имеется. Пока есть нефть – есть и гармония, обеспечены те самые 67% любому, на кого покажет телевизор. Но… нефть, увы, кончается, да к тому же хитроумный Запад с его так некстати появившейся «сланцевой технологией»… Вот если бы хоть какую производственную экономику поиметь…

Но переход от экономики «трубы» к нормальной экономике при таком разгуле воровства невозможен в принципе. Построить здесь нечто уровнем выше автосборочного завода решится только безумец. Здесь бизнес возможен только авантюрный, любые расчеты даже на пару лет вперед смешны.

А то, что именуется модерновым иностранным словом «коррупция», - суть основа правящей клептократии. Тронь ее по-настоящему, а не по-клоунски, как сейчас, - и всё развалится.

Вот и получается тупичок без выхода: оставь всё как есть – хана, а попытайся реформировать – тоже хана. Власть и не хочет, и не может. Разговоров много, а приговоров нет и в помине. Дают очередному «сенсационному разоблачению» забыться, и – «все свободны», как те подмосковные прокуроры, которые так симпатично улыбались с фотографий с бандитами, которых «крышевали».

Конечно, любая власть стеснена обязательствами, кто спорит, - но чтобы до такой степени! Да еще немаловажно, перед кем эти обязательства, - если бы тот же Обама оказался связан обязательствами перед оргпреступностью, боюсь, он бы и недели не продрягался. Вон Никсон в бытность только невинно соврал из самых гуманных побуждений – сразу импичмент. Или германский президент Кристиан Вульф, который только порицался за неподобающий президенту моральный спотыкач (он занял деньги у своего однокашника по университету), - моментально подал в отставку.

Конечно, в России моральные нормы куда как более толстокожи, но все равно и без них можно попасть впросак.

Валентин Спицин.


Рецензии