Уроки боливарианской революции

Нет, это не про Венесуэлу, - что нам Гекуба, что мы Гекубе. Далеко Венесуэла, так далеко, что может и нет ее вовсе. А что, придумал же Грин город Зурбаган, да так придумал, что дети, впервые прочитавшие «Алые паруса», до сих пор спрашивают учительниц географии, а в какой он стране? Хотя насчет «до сих пор» я загнул, дети сейчас ничего не читают.

Венесуэла, как известно, родина боливарианской революции. Что это за зверь такой, толком никто не знает, известно только, что там, в отличие от недавней нашей истории, ни у кого не отнимали, но поделили. Наверное, Булгакова они вовсе не читали, да и вообще Россия для них как они для нас. Сплошная Гекуба.

Обошлись они без массовых расстрелов, лагерей смерти, КГБ и прочих непременных атрибутов «великой пролетарской некультурной революции» a’la russe. Взяли и ровненько поделили нефтяные доходы. А страна, надо сказать, копия Россия в смысле экономики: одна «труба», остальное стерильно.

Раньше, надо заметить, у них тоже денежки от продажи нефти ворам в карман капали, копиенно как у нас. Народ жил хуже некуда даже по латиноамериканским понятиям. Не то, чтобы свой дом – собачью конуру не построишь, жили в бидонах от смазочного масла, в шалашах, дети не знали что такое школа. Кушать – только что под ногами найдешь, медицина тоже, ближайшая поликлиника в Лос-Анжелесе. Не добежишь, так хоть согреешься.

Правители тоже талдычили про «стабильность», вот-де потерпите, дальше полегче будет. Но шли век за веком, а получше не получалось. Только хуже. Страна, несмотря на обилие нефти, оставалась беднейшей на континенте.

Но вот пришел команданте Чавес, и всё разрулил. Как такие люди иногда попадают во власть, ума не приложу: и умный, и, что странно, не вор. Наверное, не было в Венесуэле собственных олигархов, а американским управлять чужой страной не с руки было, да и «зомбоящик» там наладить не представлялось возможным, - у народа не только на телевизор, на хлеб денег не было.

В общем, проглядели Чавеса. А он, будь не дурак, потихонечку нефтепромыслы у америкашек национализировал, кстати, выплатив им положенное отступное, - и потекли нефтедоллары в казну.

Не торопитесь ликовать и пытаться заимствовать заокеанский опыт нам, как того требует дядюшка Зю: для венесуэльской революции нужны венесуэльцы. В России любую казну моментально разворуют, не успеешь и глазом моргнуть.

А там, в Каракасах ихних, не украли ни сентаво, а построили на эти деньги дома для людей, школы и больницы. И, что интересно, когда строили, тоже ничего не украли, не как у нас в Сочи. Да что там Сочи, Сочи только мелкий эпизод большого гоп-стопа. И врачи с учителями у них тоже не воровали. Кстати, там даже гаишники на дорогах не грабят, чего мы, русские, уж точно понять никогда не сможем. Правда, и машин там раз, два и обчелся. Но наши «стражи порядка» даже ишака бы раздели донага.

В общем, революция удалась на славу. Оказывается, что если народ не лодырь, не вор и не пьяница, то и революции получаются с человеческим лицом, а нам вот хоть тысячу раз карлу-марлу прочитай и заучи наизусть, - один тюремный барак построить удается и ничего больше.

Автор этой единственной в истории удачной революции, Уго Чавес, назвал ее «боливарианской», в честь давнишнего национального героя Симона Боливара. Помните у О’Генри: «Боливар двоих не увезет»? Это в Штатах не увезет, а в Венесуэле вывез из беспросветной нищеты аж 29 278 000 человек.

И вот он умер. В Венесуэле показывают мультфильм о том, как покойный президент Чавес попадает в рай. Там Чавеса, помимо собственной бабушки, встречали: кубинский революционер Эрнесто Че Гевара, президент Чили Сальвадор Альенде, аргентинская первая леди Эва Перон, лидер никарагуанской революции Аугусто Сандино, национальный герой Венесуэлы генерал Симон Боливар и другие официальные лица.

Шутки в стиле самого Чавеса. Но шутки шутками, а уроки из этого беспрецедентного историко-социального феномена должны извлечь все, не только наивные венесуэльские индейцы.

Во-первых, революция может быть успешной.
Во-вторых, для того, чтобы исполнилось «во-первых», люди, делающие эту революцию, должны быть порядочными.
И в-третьих, и народ в стране должен быть умным и честным.

Казалось бы, условия не сложные, но вот сошлись все три они только однажды. В Венесуэле. В остальных случаях что-то да мешало, как хорошему танцору. Я думаю, эти три условия успеха пригодны не только для революции, но и для жизни вообще: среди гопников ни революций, ни рыночных реформ, ни «инноваций-мудернизаций» затевать нельзя. Кроме конфуза ничего не получится, хоть ты к каждому приставь по полицейскому.

Да, по мне уж лучше бы Чавес тоже типа кооператива «Озеро» сгоношил, всё бы легче нам, россиянам, было. Так бы и дальше думали, что весь мир бардак, все люди б…. , и завидовали бы просвещенной Европе, у которой хотя и не самые лучшие сейчас времена, но порядок, «потому что Европа, она развитая, а мы лапотники».

А тут Чавес этот взял да и порушил наше такое стройное мировоззрение. Его соотечественники еще большие лапотники, чем мы, и с просвещением там до недавних пор была напряженка, а поди ты, показали нам кузькину мать. Близок локоток, да не укусишь.

Валентин Спицин.


Рецензии