Умение держать удар

     Девочку мама отдала в детдом, потом её усыновили приёмные родители из Португалии. Потом по произволу же вернули назад в Россию. И теперь она живёт с дедушкой и бабушкой.
     Выражение лица на фотографиях замороженное, точно маска. На разных – одинаковое. Психолог на вопрос журналиста отвечает, что ребёнок испытывает огромный стресс, последствия которого непредсказуемы Они, мол, зависят от способности держать удар.
     Кому-то эта способность даётся от природы, а кто-то должен её получить в результате воспитания. Прививка стресса, так же, как прививка инфекционного заболевания, может не только помочь, но и разрушить здоровье, как своё, так и близких.

     Однажды молодая мама, наша старинная знакомая ещё по дружбе родителей, оставила нас около поликлиники, куда ей необходимо было сходить, с пятилетним шустрым мальчуганом. Мы и глазом не успели моргнуть, как щека ребёнка оказалась в крови.
     Объяснил нам, что он хотел поиграть с пробегавшей мимо по своим делам кошкой. Мы испугались, но не подали виду. Мальчик явно не склонен был преувеличивать свои страдания.
     И тут вернулась мама. Увидев кровь на лице сына, она заботливо спросила:
 - Серёженька, обо что же ты так поцарапался?
 - Мамочка, это я об кошку поцарапался, - был его спокойный ответ.
      Наверное, оттого, что Серёженька  внук героя Советского Союза, у него есть предпосылки вырасти в стрессоустойчивого мужественного человека. Что мы сейчас и наблюдаем.

     Лично мне просто хотелось, чтобы мой ребёнок умел проигрывать. Для этого с ранних лет я учила дочь разным картёжным играм. Попутно осваивалась деятельность по правилам.
     Позднее я заметила, что некоторые дети, начиная проигрывать, требуют изменения правил по ходу игры. Не такое ли поведение мы иногда наблюдаем у представителей различных властных структур?
     В восьмидесятых годах, общаясь со школьником из ГДР, узнала, что в начальной школе немецких ребят учат как игре в карты, так и в шахматы. Нас этому учил отец, и трудно переоценить стрессы, полученные в этих играх, в воспитании характера.

     То, что физически всем разное отпущено, дети познают ещё до игр. Хочется поймать и бабочку, и птичку, и котёнка. Если бабочку  и котёнка можно хотя бы подстеречь, то птичка навсегда оставляет тебя с осознанием твоего несовершенства.
     В играх сразу намечаются друзья, которых никогда не догонишь, в кого не попадёшь мячом в вышибалы и кого не перепрыгаешь через верёвочку. С этим учишься мириться по факту. Убеждаешься, что даже тренинг не помогает сравнять свои достижения с тем, кому дано от рождения.
     Возникает состояние смиренного спокойствия. Научаешься учитывать эти способности товарищей по игре в своей стратегии. Чтобы быть ценным игроком, не обязательно бегать быстрее всех и иметь лучшую реакцию. Иногда меткость и сила удара решают исход.
    То есть, подвижная игра – очень хорошая прививка от стресса.

   На уроках в школе всё существенно осложняется. Умственные усилия не бросаются в глаза. Разве что некоторые отличники бормочут ответ себе под нос или шевелят губами, когда пишут. Другие краснеют у доски независимо от качества ответа.
    И создаётся стойкое убеждение, что всё всем по силам, а удача некоторых – дело случая. Это характерно для любой школы, из которой выходит каждый член современного общества.

     Работники умственного труда заплатили высокую цену при смене капитализма на социализм, скорее всего, в результате этой «очевидной лёгкости». Именно их, а не колхозников, первых превратили в рабов за паёк.
    И что же увидело человечество? А то, что интеллектуальный труд лучше всех других видов деятельности позволяет переносить лишения. Интерес к своей работе оказался самым верным стимулом, более могущественным, чем голод и страх.
    
    В восьмидесятые годы, когда наука бросилась измерять возможности человека, неожиданно обнаружилось, что лектор тратит куда большие ресурсы организма, чем, скажем, шахтёр. Тот хоть думать может о чем угодно, пока рубит породу.
    Открылось и ещё одно обстоятельство в пользу умственных нагрузок: деградация нервных клеток головного мозга, начинающаяся в среднем в сорок пять лет, у людей умственного труда вообще не наблюдалась.

     Из опыта работы в школе вынесла полезное наблюдение: дети, занимающиеся спортом, не считают достижения в теории само собой разумеющимся фактом. Они так же упёрты в тренировках по решению задач, как на корте или на ринге.
    А уж истерик по поводу проигрыша от этой категории учеников не дождёшься. Работать с ними одно удовольствие: нет ни зазнайства в случае успеха, ни потери вкуса к работе при провале.

     Способности изменить нельзя. Сегодня говорят, что по дактилоскопическому рисунку кожи можно судить о задатках человека. Но воспитать у каждого уверенность в своих силах, умение выбирать занятия по себе и не бояться неудач – задача старшего поколения. Обеспечить сытость и безопасность – далеко не всё в деле создания нового члена общества.
     Я надеюсь на лучшее в исполнении судьбы той девочки. Она переживёт этот стресс с пользой для себя. Внимание старших к её судьбе обеспечено, и она не потеряется на просторах нашей родины, как тысячи других, рождённых и заброшенных при живых родителях.

    


Рецензии
"Друзья...кого не перепрыгнешь в верёвочку"...
222 -вам и по литературе и по русс яз...ЗАНУДНО ПИСАНО!!В Нейман

Виталий Нейман   12.10.2013 16:34     Заявить о нарушении