Предания о нашем происхождении
которые лишний раз подтверждают наши переднеазиатские, закавказские корни.
Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного!
Хвала Аллаху, Единому Господу Вселенной!
Да будет благословение и мир над тем, после которого нет пророка
Летопись выхода предков племени нахчу из селения Нахучуван в 17-й день месяца раджаб 63 года после хиджры, по смерти Пророка, да будет над ним благословение и мир.
Из вышеупомянутого благословенного селения Нахчуван вышли три брата: Абдул-хан, Рашид-хан,сыновья Сеида-Али-Шами, носившего в свое время титул, Сейдул Умараи Султану Салтани, жившего сто лет и умершего - да помилует его Аллах - Шаме.(Шема - Шумеры. Позхе-Сирия. Н. С-Х.)
После смерти отца их княжеская и султанская власть перешла в руки людей неправедных(буквально: сыновей неправды),а именно, место его занял Омар-бану-Хасан-Шами. Вследствие этого, братья бежали в Нахчуван. Из Нахчувана они ушли в Кагызман, где жили родственники отца их, в том числе их дядя Гази-Гамзат.Там они прожили десять лет. Младший брат Гамзат-хан там и умер. Из Кагызмана Абдул-хан и Рашид-хан перешли в Арзуман, где прожили шесть лет. Там умер второй брат Рашид-хан, да помилует его Аллах; он был загид(человек святой жизни).
Абдул-хан перешел в Галиб со своим семейством, состоявшим из трех сыновей, четырех дочерей, жены и племянника - сына Рашид-хана. Здесь племянник Абдул-хана женился на дочери князя неверных Албулата. Оставив племянника в Галибе, Абдул-хан перешел со своим семейством в одно место, где кроме волков и других диких зверей никого больше не было и где протекала небольшая речка Басхан(Баксан). Там он построил несколько каменных башен. Из родившихся у него на том месте сыновей одного он назвал Басханом. Там он и умер, да помилует его Всевышний Аллах.
После Абдул-хана осталось три сына: Шам-хан, Сеид-Али, Фахруддин и четыре его дочери: Загидат, Фатимат, Хабисат и Зайнаб. Он умер, будучи девяносто лет от роду.
Я, факир(ничтожный перед Аллахом)Шам-хан, пишущий эти строки- третье поколение от нашего предка Сеида-Али-Шами.В 153году после хиджры я выдал сестер своих замуж за князей Абазака(Абхазия часть Кабарды)и у них взял себе жену, дочь Сурхая.
Из-за сестер моих между мною и абазаками возникли вражда и ненависть, вследствие чего мы - я и братья мои- переселились с Басхана к небольшой речке(по рукописи Арсануко - переселились к р.Аргун), где основали свое местожительство. У брата моего Сеида-Али после того родился сын, которого мы назвали Аргуном. Сеид-Али на этом месте и остался, для Фахруддина мы избрали местом жительства Байна-Саврайни(по рукописи Арсунуко Соьрин-Корт), а я ушел в Нашх и поселился там в построенной мною каменной башне. Это было в 213 году после хиджры.
Шам-хан умер в Нашахе.После того в Нашхе образовалось тринадцать колен.
Я, факир Гамзат, сын Шам-хана, четвертый потомок наших предков(повествую): Аргун, сын Сеида-Али, оставил свое место жительство(по Арсануко Чечен-Аул) своим братьям и перешел на жительство в Махкеты, вместе с ним перешел туда и дядя наш Фахруддин. Там они прожили десять лет, я же остался жить в Нашхе, на гале. Однажды мы с Аргуном и Фахруддином, по уговору, пошли осматривать окрестные горы и нашли в них одно прекрасное место, покрытое лесом.
Аргун переселился на это место и там образовался большой аул, названный Аргуном. Фахруддин не остался там, а перешел на жительство ко мне в Нашах. В то время в горах, кроме аулов Аргун и Карата, других не было. Тогда же пришли в Аварию(Аварские горы)ханы Катабийские Сукрат и Кагар. Сукрат поселился в Аварии, а Кагар- в Чири-Юрте. Это было в 370 году после хиджры.
Всю плоскость занимали калмуки, царем которых был Навруз-хан, живший в Тереке. Владения Навруз-хана находились между Темирказыком, Сарисином(кр.Царицын) , лежавшим между двумя валами, и Абазаком. Навруз-хан и сын его Карабит владели этим местом 163 года.
Потом явился шах мутазилинов, по имени Таймас-хан, завладел пространством от Терека до Гурджистан и от Темирказыка до Сарисина, но на третий год он возвратился из этого края в свою страну где и умер.
После Таймас-хана(Темир-хан по Арсануко) явился некто Темир-Султан-хан, шах мутазилинов, завладел всем краем. Он предпринял со своими войсками, подобно своему предшественнику, военные движения и кое-чего из задуманного им достиг. В Сарисине он оставил летопись, чтобы известны были дела прежних правителей страны(по Арсануко оставил память для своих наследников).
Потом он возвратился из Сарисина в Притеречный край и потом куда-то исчез. Был ли он жив или умер - никто не знал, кроме одного человека. Этот человек рассказывал, что видел его в царстве злых духов(джиннов), женатым на дочери царя духов; он был прикрыт покрывалом. Войско его, сильно опечаленное, рассеялось. Большая часть этого войска поселилась в горах, стране, называемой Награйни(т.е. между двумя реками по видимому между Волгой и Койсу)и после того в Награйнии стали жить мутазилины.
Это было в 430 году хиджры.
Я, факир Аргун, пятый потомок наших предков, был князем в горах. Других князей не было, кроме Сукрата и Кагара. Они были неверными, а я был мусульманин. Ислам явился к нам с востока и начался с Кара-Хайдака, где стал имамом Шейх-Ахмат, получивший титул Зу-Сайфи-ль-маслюли аш шайху-ль-кабиру-шахиду(Что значит: владетель обнаженного меча, старик преклонных лет мученик за веру.), прибывший туда с Абдулою и Абдул-Муслимом.
Все они были из дома пророка (корейши)- да будет над ним благословение и мир(в халифатство Мервана II (744-650 год) мусульманство занесено в Дагестан арабскими полководцами Бекир-бен-Абдуллахом(Абдулла), Шейх Ахматом и Абдул Муслимом). Они распространяли Ислам войною от Кара-Хайдака до Чири-Юрта. Кагара они убили, разрушили место его пребывания, сожгли его башни и затем ушли. Вскоре Шейх-Ахмат и Абдула были убиты, остался один Абдул-Муслим, выступивший со своими войсками против Сукрата, жившего в горах.
Сукрата он убил, забрал все его сокровища и драгоценности, сжег все его башни, истребил всё его владение и сам остался жить в Аварии, как Имам всего Дагестана и каждого мусульманина. После смерти Абдул-Муслима Хунзахом опять за владел потомок Сукрата. Род Сукрата со временем умножился и власть переходила в нем по наследству от одного к другому. Следовательно, все князья Хунзаха происходят от Сукрата, а не от посланника Божьего- да будет над ним благословение и мир. Весь Дагестан, вплоть до Яссы(земля осетин), остался в их власти. Описанное произошло в 645 году после хиджры.
Это летопись(переписана)в году появления Имама Гази-Мухаммада Гимринского
в 1244 году после хиджры, который впоследствии, после третьего намаза, в понедельник
12 рабиуль-ахира 1248года хиджры, умер мучеником в рукопашном бою во время сражения с неверными.
Кадий Ичкерии Шамиль Каратаев
Мулла Арсануко из селения Цонторой.
Перевод рукописи с арабского языка.
***
О родоначальнике Чеченцев /это название они получили впоследствии/ сохранилось несколько преданий:
Одно из них родоначальником Чеченцев признает какого-то Молкха или Малкху, который жил в Меэстэ, на высотах горных хребтов. Из Меэстэ Чеченцы переселились в Нашихэ, где теперь находится аул Керстен-Ахк или Киоло. Это событие, по словам предания, совпадает с тем временем, когда впервые появилось оружие, состоявшее сначала из лука и стрелы, которые вошли в употребление при богатыре Кургухе, указавшем людям также меру. Впоследствии Чеченцы разселились и из Нашихэ; это совершилось при сыне Молоха Тинавин-вису, при котором жили богатыри Тингльдер, Тгрмагалла, Гуно-Каркалой, Гардазсирик, Ширдии-Канат и др.
Другое предание* гласит, что когда-то в старину молодой одноглазый араб пришел из Аравии в Константинополь, откуда он, боясь преследования за несчастный случай, в котором он нанес сыну одного знатного вельможи смертельный удар, бежал и на купеческом судне прибыл на Кавказ. Здесь, странствуя из одного места в другое, он наконец зашел в нынешние Чеченские горы, где в то время жили три одноплеменные фамилии или рода: Галгой, Аки и Шатой. Галгаевцы радушно приняли Али /так звали пришельца/, который был восхищен простотою и независимостью жителей и дикими красотами здешней природы. Ловкость, сметливость и блестящее красноречие Али , столь свойственное Арабам , очаровали в свою очередь жителей.
Али навсегда поселился у Галгаев и, женившись, вскоре прижил сына, которому дано было имя Нахчи. По смерти Али, Нахчи сделался предприимчивым и отважным Галгаенцем. Предание говорит, что он увез какую-то Калмыцкую ханшу с ее прислужницею в то время, когда они купались на минеральных водах в нынешнем Пятигорске. Нахчи же-нилск на ханше и ее прислужнице. После этого брака у него родились три сына от ханши и два от прислужницы. По смерти Нахчи, сыновья его женились и разделились на две партии. Два сына от прислужницы ушли со своими семьями далее в горы и поселились в котловине близ снегового хребта.
От них сохранился по настоящее время только один бедный аул Мезсты. Три же брата от ханши вышли со Своими семьями в Малую Чечню, на урочище На-шах, и поселились между реками Гехи и Аргуном. Эти три сына Нахчи удержали за собою родовое имя Нахчууо или Нахчой. Потомки этих 3-х братьев, умножаясь время "от времени, разселились по Малой и Большой Чечне и в Ичкерии на восток до Ауха и на юг до Андии.
Предание о происхождении чеберлойцев от легендарного рыцаря ЧАБАРЛО
У одного мужчины было четыре сына: Обзо, Чабарло, Место, Чарамхо. Обзо отделился от братьев и поселился жить там, где сейчас проживают абазинцы.Чабарло был молод и не женат. Когда во двор его хозяйства забрался вор, чтобы похитить корову, Чабарло убил вора и поселился там, где теперь живут чаберлойцы. Но и здесь он не нашел покоя. Между ним и местными людьми разгорелась вражда. Убив четырех князей, которые притесняли его, Чабарло сбежал, но там остались его четыре сестры. Чабарло укрылся в крепости Кей(авт- один из дочерних аккинских тайпов) у князя(авт- здесь автохнонный, коренной житель) Меда(авт - склеп Меда находиться в Галанчожской Акке)
Он обнял его очажную цепь. Мед посадил гостя на почетное место, в его честь зарезал быка и устроил пир. Чабарло рассказал Меду обо всем, что с ним случилось. Мед выслушал его, затем созвал всех своих родичей и знакомых. «Этот человек, — сказал он, — защищал свое имущество и свою честь, из-за чего был вынужден покинуть родные места. Мы должны ему помочь». Мед побратался с Чабарло. Тут же была создана дружина, и каждый воин имел полный набор оружия. Затем дружина вышла в походВоины окружили село, из которого бежал Чабарло. Его жители поинтересовались: почему они оказывают Чабарло столько внимания. «Потому, — ответила дружина, — что он пришел к нам за помощью». Воины отбили четырех сестер Чабарло и весь его скот.
В те времена жили два брата: Дахк Гардиев и Чопа Гардиев-Мед передал им Чабарло со всем его имуществом. Дахк и Чопа были князьями. Они приняли Чабарло как гостя, зарезали в его честь барана и разрешили ему жить в их отцовской башне. С четырьмя сестрами и со всем своим имуществом Чабарло стал жить с ними.
Вскоре Чабарло женился. Однажды в гости к Дахку и Чопе пришли черкесские князья. С Дахкой и Чопой они уговорились сделать набег на некоего князя и угнать его табуны. Дали, Чопа и эти прибывшие князья брали людей в плен и возвращали их только за выкуп, также князья угоняли чужие табуны. Однажды, когда они готовились выступить в очередной поход, Чабарло попросил, чтобы они и его взяли с собой, но те отказали, сказав, что он не может быть ровней им в ратных делах. «Если бы вы взяли меня с собою, я бы вам пригодился носить ваши вещи и припасы», — сказал Чабарло.
У этих князей был обычай: прежде чем идти в поход, открывать ворота двора, вкладывать засов на место и с места, без разбега, перепрыгивать через него. При этом нельзя было задеть засов даже полою черкески. «Если ты с оружием и припасами перепрыгнешь через этот засов, ты можешь идти вместе с нами», — сказали князья. И Чабарло, как птица, легко перелетел преграду. За ним перепрыгнули все остальные, и они отправились в поход.
Когда Дахк, Чопа и Чабарло отошли далеко от своих башен, они встретились с пятью всадниками; те, видя, что встречных всего трое, решили взять их в плен. Завязалось короткое сражение Дахк и Чопа двоих врагов убили наповал и двух других взяли в плен. Пятый ускакал, но Чабарло догнал и взял его в плен. После этого они вернулись домой. Дахк и Чопа сказали Чабарло, чтобы он остался дома охранять трех пленных, а сами решили снова отправиться в поход. На это Чабарло им ответил: «Если их будет охранять хотя бы одна из моих четырех сестер, то и тогда пленные никуда не денутся». Затем, поручив пленных сестрам, он догнал князей.
Вскоре они соединились с черкесскими князьями и вместе угнали табуны некоего князя. Тамада дружины сказал:
— Табун должен гнать тот, кто слабее, а кто мужественнее должен отстать, чтобы отражать погоню. Надо идти быстрее.
— Дайте отстану я, - попросил Чабарло и ему разрешили. Когда он со своими дружинниками проходил через Ахки-корт, их стала нагонять погоня- Она была очень большой. Дружинники начали поговаривать, что надо бросить табуны, а самим уходить, ибо княжеская погоня слишком большая. «Как же мы бросим табуны, — воскликнул Чабарло, — ведь, перейдя Ассу, мы уйдем от них; они не посмеют дальше идти за нами!» Но дружинники ускакали, сказав Чабарло, что они более не друзья ему.
Чабарло не бросил табуны. Он перегнал их через хребет Саги, другой дорогою вернулся назад и устроил засаду. Когда появилась погоня, он открыл бой и разбил преследователей. Имея пять ран, Чабарло все же погнал табуны и вскоре нагнал своих товарищей у аула Мужичи. Поздоровавшись, он сказал: «Победы вам!» Они ответили: «Ты превзошел нас. Тебя с победой и всегда побеждай!»
Чабарло не стал стыдить дружинников. Они вместе погнали табуны, и, прибыв домой, поделили добычу.
После этого похода Дахк, Чопа и другие князья стали ходить в гости к Чабарло и обращаться с ним любезнее.
Чабарло постоянно мечтал заиметь землю, хотя бы столько, сколько хватило бы для постройки одной башни. Он выдал двух своих сестер замуж за Дахка и Чопу, а сам все переживал, что у него нет своей земли. Сестры знали, что гнетет их брата и однажды об этом поведали своим мужьям.
В те времена хозяева разрешали пришельцам жить на своей земле, но не позволяли строить на ней башен. Иначе пришелец, укрепившись, мог представлять опасность. Несмотря на это Дахк и Чопа решили дать Чабарло землю. «Бери себе земли столько, сколько обскачешь конем», — сказали они ему. Проскакав на коне, Чабарло отмерил от княжеских владений одну треть той земли, что находилась близ горы Кор-лам. Там и зажил Чабарло. Эти места называются горами орстхойцев и мержойцев.
Наняв мастеров, Чабарло воздвиг башню. Вблизи мержойцев жили мужехойцы. На их горы въехал Чабарло и увидел земли и башни. У одной из башен сидела и ткала на станке красивая девушка. Чабарло стал осматриваться вокруг и ему понравились эти земли. Он решил поселиться на них. Когда Чабарло стал подъезжать к башне, его увидела девушка. Она подумала: «Какой же он, должно быть, храбрец, коль так уверен в себе, что ездит один по горам». На окраине аула Чабарло опустил поводья коня. Он решил, что поедет туда, куда пойдет конь. Кот, прямиком пошел к башне, в тени которой сидела девушка. Oна вежливо поприветствовала гостя.
—Все наши ушли пропалывать поля, — сказала девушка. А я одна осталась дома.
Она дважды попросила гостя сойти с коня. Девушка оставила гостю еду и напитки. Чабарло и девушка полюбили друг друга.
— Кто ты? — спросила девушка.
— Знаешь ты Дахку и Чопу? — спросил он.
— Знаю, — ответила она.
— Я их побратим, — сказал Чабарло.
Девушка подумала, что и Чабарло, возможно, князь, раз он побратим князей. На предложение Чабарло уйти из дома и выйти за него замуж девушка ответила согласием и назначила срок. В значенное ею время Чабарло прискакал, взял девушку и они к Дахку, а к мужехойцам послал посредников для примирения. Оскорбленные мужехойцы потребовали удовлетворения ценою в шестьдесят три пестрых быка и такого количества меди, сколько потребуется на изготовление трех «кудалов» — больших кувшинов для воды. К тому же, добавили они, она дочь князей, а он низшего сословия.
Дахк, Чопа и дядя Чабарло по матери собрали вес требуемые вещи.
Пастух пас овец и скот Чабарло на земле мужехопцеи. Пастух приметил, что один из бычков по утрам отделяется от стада, а вечером возвращается. Однажды пастух проследил за бычком и обнаружил, что он уходит пить соленую воду, вытекающую из земли. Пастух рассказал об этом Чабарло и его молодой жене. Oна предложила зарезать и съесть этого бычка, а мужу, когда они остались вдвоем, сказала, что если эту соленую воду кипятить, то из нee будет выделяться соль. Жена предложила мужу отправить ее к родителям и не разрешать возвращаться до тех пор, пока они не выделят ему ту землю, на которой находится соленый источник. Муж согласился, и жена Чабарло ушла к родителям.
Время шло, но она не возвращалась домой. Люди стали поговаривать, что девушка Му-жехойцев оказалась неуживчивой и ее, видимо, прогнал муж. Братья стали требовать, чтобы она вернулась к своему мужу. Она же им ответила, что Чабарло не примет ее, если ему не отдадут клочок земли с такого-то места. Мужехойцам надоели людские сплетни, и они отдали Чабарло просимую им землю. После этого жена вернулась к мужу.
На этой земле Чабарло воздвиг башни, а тем временем в семье Чабарло выросло семеро сыновей. Чабарло начал открыто выпаривать соль и вскоре стал богатым и далеко известным человеком. Мужехойцы потребовали доли в соляном промысле, но Чабарло отказал им. Разгорелась вражда, погибли люди. У Чабарло убили двоих сыновей и одного пастуха. Мержойцы занялись примирением враждующих. Чабарло ответил, что он ничего не требует за гибель сыновей, но он не простит им убийство пастуха. При примирении Чабарло оставили всю землю, на которой он поселился, но от него потребовали, чтобы он дал им что-либо в знак его примирения с ними. «Я дам вам только этот футляр от ружья», — ответил Чабарло и дал им его.
___________________________________
Чабарло
В 1973 г. рассказал Махма Губажкович Гандалоев (1885 года, житель сел. Бамут). Записал И. Дахкильгов.
1 Очажная цепь считалась священной. Вблизи нее не должна была пролиться кровь, нельзя было произносить дурных слов. Даже кровную месть не свершали вблизи очага. Любой из кровников, если ему удавалось дотронуться до очажной цепи, должен был быть принят как гость. Обнять же чужую очажную цепь означало, что человек ищет защиты, желает стать названым братом.
2 Когда местные герои называются словом «аьла», часто переводимое как князь, то чаще всего имеется в виду не княжеское происхождение героя, а его высокий этикет, родовитость, могущество.
Предание о происхождении равнинных чеченцев-2
(Л. О. Бабахян. В кн.: Вопросы историч. географии Чеч.-Инг., Гр., 1984)
По одному из них, предки чеченцев вышли из Шами или Шеми (Сирия) и поселились в местности Нахчи-Ван (ныне Нахичеванский уезд Эриванский губернии), а отсюда через Абхазию, проникли в Кабарду и, теснимые каборами (кабардинцами), заняли часть своей нынешней территории. Другое сказание, дополняя первое, называет прародителя выходцев, образовавших дружину, - сына шаминского правителя Нохчуа, по прозванию Турпал (богатырь), но не указывает пути, которым пробирался он к кабардинцам и женился здесь.
Наконец, по третьему сказанию, некий шаминский выходец Али был в Константинополе, бежал на Кавказ. Здесь, в Чеченских горах, он застал уже три одноплеменных фамилии – Га, Акки и Шатой и посредством браков породнился с ним. Один из его сыновей, Нохчую, приобрёл большое влияние и дал своё имя всему родственному народу.
Не касаясь других сказаний, производящих чеченцев от других народностей, например, от каких-то бацоев [тушин], необходимо отметить, что три вышеприведенные предания имеют наибольшее распространение и наибольшую устойчивость. Заключая при этом в себе много общих черт и оснований в реальных остатках прошлого, сказания эти, по-видимому, отличаются наибольшей близостью к истине.
Начать с того, что имя предка Нохчуа сохранилось до сих пор… Затем, сказания упоминают о близком соприкосновении их с кабардинцами и другими народами, отмечая при этом относительную малочисленность пришельцев (дружины) или даже называя основателем Чечни не группу людей, а всего одного человека, породнившегося с местными жителями края. Наконец, все сказания местом исхода называют Шами…
Восточные писатели под Шами разумеют Сирию, Дамаск и даже Египет… Время появления Нохчуо на теперешней территории определить ещё труднее… Местом первоначального поселения их, по мнению Берже, основанному на народных преданиях… были урочища Нашихэ и Маэсте…
Вместе с другими доказательствами из области археологии (До Северного Кавказа простираются с Передней Азии Майкопская и Куро-Аракская археологическая культуры), антропологии, топонимии и языка, предания свидетельствуют о нашем генетическом родстве с великими хуррито-урартами, создателями первых высокоразвитых цивилизаций на земле.
***
Свидетельство о публикации №213041601329
Залимхан Абдулаев 12.09.2018 19:55 Заявить о нарушении