Сельское хозяйство - молочное направление

Владимирские аграрии подняли проблему.

"Руководители региона, - написано в документе, - недооценивают серьезность сложившейся ситуации в сельском хозяйстве и не принимают никаких дополнительных усилий для помощи селянам".
Кредиторская задолженность сельхозпредприятий в 3-5 раз выше дебиторской. Рентабельность едва укладывается в 2-3 процента. По сравнению с 2011 годом закупочная цена литра молока снизилась на полтора рубля. Для сравнения: себестоимость литра - 18-22 рублей, а средняя цена реализации - 14-15. При этом только услуги ветеринаров подорожали в четыре с лишним раза. http://www.rg.ru/2013/02/26/reg-cfo/agrarii.html

Согласно данных о спросе и предложении на с/х продукцию http://www.milkportal.ru/offers/?keyword_id=65&page=7

- молоко предлагают от 16 рублей, фермерские хозяйства предлагают "молоко домашнее" около 25 рублей. Спрос на молоко - от 14 рублей. Существуют сезонные колебания себестоимости и цен на молоко, к лету цены могут уменьшиться.

В таких условиях становится невозможно улучшать соцкультбыт, выкупать какую-никакую замлю для жилищного строительства.

И в Украине, данные показывают, что искать незадачливых спекулянтов, чтобы решить проблемы сельского хозяйства, тоже нереально, и цены там не отличаются существенным образом.. Выход из создавшейся ситуации - глубокая поддержка сельского хозяйства на федеральном, региональном и областном уровне, по показателям площадей, выпускаемой продукции, поголовья. Однако этому противоречат условия ВТО, которые будут ужесточаться с каждым годом.

В рыночных условиях, в бизнесе, существует примат сырьевого производства перед переработкой. Выглядит это так, что подъезжает молоковоз, и забирает молоко по минимально возможной цене. Производитель получает прибыль на том, что разбавляет молоко, применяет ультрапорошковые технологии, и продаёт молочные напитки с выгодой.
Вместо масла, используются маргариновые и ещё бог весть какие добавки, инновации не обходят и сыроделие - за сим должен устанавливаться государственный контроль.

Когда-то, возможно, фермерам давали дотации на приобретение коров, что-то они смогли продать более выгодно, у фермеров есть скрытые резервы. Но в рыночных условиях, для того, чтобы существовало своё сельское хозяйство, нужны очень значительные дотации, что видно на примере Франции и других стран, в которых сельское хозяйство занимает важные позиции.

Самый простой метод уничтожения сельского хозяйства - установить закупочные цены ниже себестоимости.

Если себестоимость 18 - 22 руб. за литр, то закупочные цены не должны быть ниже 25 рублей за литр.
Себестоимость молока - это ещё не все расходы, а только производственная часть расходов, которые принимаются в учёт при рассчёте прибыли хозяйства.

Для государства гораздо проще повлиять на закупочные цены, чем осуществлять дотации. Именно, рыночные условия создают возможность для обогащения перекупщиков и производителей.

Для того, чтобы сохранить сельское хозяйство, нужно управлять параметрами закупочных цен, например, в виде обязательств перерабатывающих предприятий перед государством, и оказывать существенную поддержку сельского хозяйства, которая ограничена условиями ВТО.

Без контроля над закупочными ценами, дотации для фермеров не будут иметь никакого эффекта, - зато прибыль ощутят перекупщики продукции. Если государство будет выплачивать дотации 5 руб/л, то рыночная закупочная цена установится на уровне не 16, а 11 руб/л, - несколько ниже себестоимости. Дотации могут быть эффективны при контроле над закупочными ценами, и могут иметь различное качество и вид, например, вид инвестиций в инфраструктуры, в производство, в скидки на оборудование для хранения и переработки продукции.
Изменение качества и вида дотаций может  препятствовать тому, чтобы на них паразитировали перекупщики.

Вместо некоторых дотаций фермерам, можно было бы оказывать целевые дотации переработчикам продукции, с условием увеличения закупочных цен относительно существующих рыночных значений.

Как регулирование закупочных цен, так и дотация, не являются рыночными механизмами как таковыми, хотя различные виды дотации по-разному могут стимулировать фермерство - например, дотации на гектар и дотации на поголовье, на выпускаемую продукцю, имеют различные стимулирующие воздействия.

В таких условиях, когда молоко производят по 18 - 22, а продают по 14-16 руб/ за литр, фермерство поставлено в условия разорения и замещения своей продукции на ввозную. При доминировании ввозной продукции её качество будет ухудшаться, а цена - увеличиваться.

Оперативные данные по производству молока в России http://www.mcx.ru/moloko/


Рецензии