Колокол

От автора: программа сего сайта "съедает" отдельные слова - вполне нейтральные. Например "мужчина" и "женщина", "любовь" и "отношения", "автомобиль". Могут быть и иные. Вношу - они опять исчезают. Так по всем моим произведениям. Поэтому прошу их подразумевать по смыслу текста. Как вижу, перечитывая, делю дефисами - и это спасает их от  дальнейшего исчезновения.

*****    

    Добираться тремя самолётами, с двумя короткими пересадками в Катаре и Маниле, полные сутки "под крылом", - только для того, чтобы купаться и загорать на далёком пляже местечка Моалбоал острова Себу, да не побывать у Магелланова-креста, было бы, мягко говоря, неправильным. Поэтому мы, всей нашей маленькой группой, единогласно подтвердили Мартиньшу (наш встречающий, организатор отдыха. Местный житель - от Автора) своё огромное желание побывать в столице острова, миллионном городе под названием тоже Себу, чтоб посмотреть на эту древнюю достопримечательность.

        «Крест как крест. Новодел, - подумал я, внимательно осмотрев его, настоящего, и, сравнив формы и размеры другого креста, нарисованного давным-давно на потолке этой беседки с сюжетом крещения Магелланом местных аборигенов, - Обычная туристическая приманка. Сделан крест сравнительно недавно, а выдаётся за крест 500 летней давности».

        Но не эта, ставшая обыденной «фишка псевдодревности» во многих странах мира, ловушка для туристов, удивила меня при близком его рассмотрении, а рассказ Мартиньша о национальном герое острова – Лапу-Лапу! Об освободителе от испанского ига! О вожде местного себовского племени, чей памятник в полный его рост стоит на одном из самых-самых красивых мест острова!

        Итак, а вот какова действительная история героя-освободителя. Коротко о главном, убирая ненужные детали:
   
        Магеллан после долгого морского путешествия пристал со своей эскадрой не на Себу, а на одном из соседних островков, и мирно спустился на землю, где его с командой опять же мирно встретили туземцы… Пьянка продолжалась несколько дней, а может и недель. Магеллан и вождь стали, после обильных возлияний, конечно же, друзьями. И вождь, не мог не использовать военную силу вновь приобретенного друга для родо-племенных разборок. Он пожаловался испанцу на своего извечного врага – вождя племени, что правит на Себу. Ну, Магеллан, под действием винных паров и пообещал тому: "Подсоблю, друг!" И направил свою флотилию на штурм врага своего вновь обретённого друга! Но случилось ма-а-а-ленькое НО… Начался отлив, ближе подойти не позволяли отмели и рифы, поэтому пушечные ядра эскадры Магеллана не долетали до берега врага!  А если и долетали, то не дальше пляжа! Вождь Лапу-Лапу стоял на высоком берегу и хохотал, целый и невредимый! Штурм же с моря с мушкетами, против лучников и копьеметателей да с возвышенности, принёс Магеллану полный разгром.

        В действительности так и было: беспробудная пьянка, пьяное обещание в помощи новому другу, самоуничтожительно-разгромное участие в чужих разборках и бесславная смерть… Это ещё раз о вреде пьянства. А всё остальное - красивая легенда сочинённая веками позже.

*****
       
        Да и не заехать также в Храм Девы Марии мы просто не могли! Много чудес связано с этим прекраснейшим местом, и не посетить его было бы равносильно преступлению в форме бездействия…

        Меня много что поразило в этом Храме!

        Во-первых, полное отсутствие какого-либо духа торгашества. Да, лавочка по продаже книг, сувениров и предметов культа была, но она как-то не бросалась в глаза вовсе. Можно было пройти и не заметить, что тут что-то продают. И я  вспомнил огромные транспаранты – «Иконы», «Православная литература», «Православные магниты и сувениры» на площадях около православных храмов, и на территории самих монастырей и в самих храмах по всему миру. И меня дёрнуло от этих воспоминаний.

        Во-вторых, изломанный ландшафт территории Храма: крутые и высокие холмы, террасы, расщелины и изломы. И всё это было так органично связано между собой, что вселяло в душу очарование и тихое, спокойное умиротворение.

        В-третьих, большое количество великолепных кукол Девы Марии в огромной отдельной зале Храма! Куклы были всех наций и народностей в канонических и в национальных одеждах. Удивительно было видеть Деву Марию филиппинку, японку, негритянку и во многих-многих других обличиях!

        В-четвертых, удивительно было также видеть огромный металлический «подсвечник» прямоугольной формы для сотен горящих свечей, стоящий перед входом в храм. Да и сами свечи были удивительны: большие, - высокие и толстые, в основном светло кофейно-коричневого цвета, а также красного, синего, жёлтого цветов. Они лежали штабелями, и можно было брать их свободно, на пожертвования. Положил любую монетку – и бери, сколько совесть позволит.

        Бродя по Храму, я размышлял о крепких католических устоях этой далёкой и малоизвестной мне страны, да и вообще о царящих тут нравах-обычаях…

*****    
      
       В каждой деревеньке есть Храм, большой, просторный. Или в стиле урбанистического новостроя или старого классического стиля. И воскресная служба собирает в нём подавляющее большинство жителей.

        Все начальные школы католические и, может, поэтому образование в них бесплатное и обязательное. За три года бесплатного обучения в них дети могут научиться писать, читать и считать. Я любовался, как весёлая детвора стайками носилась в яркой форме: сиреневые костюмчики с белой сорочкой и галстуком у ребят,  и, сиреневое платьице с белой блузкой и шарфиком, который может стать косынкой, у девчонок.

        Католицизм чувствуется во всей жизни филиппинцев: они улыбчивы, доброжелательны и оптимистичны. Я не видел ни разу за три недели пребывания там ни одного угрюмого или перекошенного от злобы лица, не слышал ругани, не видел ни ссор, ни скандалов – нигде! Это считаю главное условие достижения многими и многими возраста в 100 лет. Для филиппинцев возраст в 100 лет не является чем-то из ряда вон выходящим. 100 летних жителей там можно найти, в большом количестве, в каждой деревеньке.

        Все, без исключения, простые жители одеты очень скромно, но крайне опрятно! Там абсолютно исключено встретить оборванного, грязного или остро-пахнущего местного жителя. «Стирка» там – это национальный вид спорта, которым занимаются, хоть и женская часть населения, но постоянно. Я везде и всюду, в любое время дня и ночи видел усердно стирающих что-то женщин, девушек, детей. Больше того, я поймал себя на мысли, что нигде я не ощутил своим острым обонянием «аромата» нищеты и грязи, который встречается почти везде в Египте и Таиланде, реже в Турции и на европейских курортах.
 
        Похороны там ничем не отличаются от нашей свадьбы! Все в белых или в разноцветных одеждах! Всё украшено цветами, живыми цветами без всяких венков и траурных лент! Все пляшут, и поют весёлые и задорные песни! Как не радоваться – ведь человек ушёл в Мир Иной, в Лучший Мир! Кода я первый раз увидел похоронную процессию, я спросил:

- А жених с невестой где?

        Мне ответили:

- На этой «свадьбе» только один основной участник, - и тот в гробу!

*****
      
      Так были построены все аллеи-дорожки внутри Храма, что не выйти любым путём к Колоколу Девы Марии было невозможно, медленно подбрёл к нему и я…

        Колокол Девы Марии – это высотой около 1,5 метров и такого же диаметра колокол, висящий на опоре, невысоко над землёй, за небольшим бассейном. То есть, между площадкой с паломниками и Колоколом находится водоём.

       Перед входом на территорию Храма, Мартиньш сказал нам:

- Есть поверье, что если бросишь монетку в Колокол и она, отлетев, попадёт в бассейн, - то желание твоё сбудется…

        С тем я и подошёл, с желанием, предварительно проверив на дне кармана  горсть мелочи.

        Не я один такой стоял перед Колоколом и, высунув язык от усердия, кидал монетку за монеткой в Колокол. Ни справа от меня, ни слева, никому не удавалось достичь горячо желаемого результата: монетки, отлетев от Колокола улетали вправо и влево, падали прямо под самым Колоколом, падали, не долетая чуть до водоёма, но пролететь тот метр от юбки Колокола до водоёма не могли.

        После 10-й или 15-й монетки, так и не попав ни разу в водоём, я решил «перекурить» и обдумать причину поражения… И я начал раскладывать всё с азов и по полочкам:

- Так, - сила действия равна силе противодействия! Правильно? Да! Значит, чтоб пролететь монетке тот метр надо кинуть посильнее – и отдача будет посильней.

Так, - чтоб монетка пролетела максимальное расстояние надо попасть  в Колокол только ребром монетки – это максимальная жёсткость! Правильно? Да!

Так, - чтоб исключить отлёт вправо и влево надо точно попасть посереди Колокола, прямо перпендикулярно Колоколу! Правильно? Да!

Вывод: главное точно попасть в середину Колокола и ребром монетки, кидать как можно сильнее!

        С этим я и приступил к метанию дальше.

        Ушло ещё десяток монеток, но результат ноль! Монеты предательски летели вправо и влево, падали перед бассейном, но в него, в «бассейн желаний» лететь и падать отказывались!

        Я взял второй перерыв и просто стоял с пустой головой. Я был уверен, - включив на полную мощность свой аналитически-рациональный ум, - что ничего более правильного уже высчитать невозможно. Всё, мой мозг встал в тупик…

        Я тупо уставился в бассейн не моргающим взором и ушёл без всяких мыслей в себя…

        И тут я увидел, что одна за другой с интервалом в 2-3 секунды в бассейн падают монетки! Я повернул голову направо, в направлении мелькающей в поле моего бокового зрения кисти руки!

        Мы встретились взглядом. Это была милая и простая филиппинка лет около 60. Серый, неотбеленный, без вышивок и изысков длинный до пят сарафан, такой же платочек на голове. Эта одежда только подчёркивала её добрый, улыбчивый и какой-то искренне-проникновенный взгляд. Вид, вероятно, у меня был ну очень удивлённый, поэтому, в первые доли секунды, как мы встретились взглядом, уголки её губ резко дёрнулись вверх и от этого она стала ещё приятней. Мы не перекивнулись, не поздоровались – мы просто стояли и смотрели друг другу в глаза. Она первой отвела взор и, как ни в чём не бывало, снова бросила монетку в Колокол, которая упала точно в середину «бассейна желаний».

        Я не мог не увидеть «техники броска» и тут меня пробило в пот от простоты и очевидности!

       И с лёгкой грустью подумал: "Димка, ты ж пришёл к Колоколу Девы Марии - Богородицы! А Бог - это кто? Это Любовь!!! А ты со всей силы да ребром! Да сильнее, сильнее, сильнее! Где твои мозги? Да и вообще, нужны ли они при общении с Богом?.. Это всё равно, что в молитве брать Бога «за грудки»…"

        Я сильно зажмурился от досады и осознания своего тупизма… Потом крепко дополнительно прикрыл глаза подушками ладоней. Секунд 30 я переживал в себе осознание своего поражения.

       Почему-то вспомнились действующие по всему миру "миротворческие силы", вооружённые до зубов и, зачастую, эту силу применяющие… проливая реки крови и рождая горы трупов... с любовью через прицел автоматов и пулемётов… для восстановления мира… в рамках мандата ООН… очередями... длинными очередями... по безоружным людям... 

        Когда я открыл глаза и повернул голову, я увидел эту женщину, которая очевидно ждала меня, ждала моих действий. Я не мог не преклонить голову в знак уважения к ней, в знак благодарности за этот важный совет в Жизни.

        Я достал со дна кармана три оставшиеся монетки и, не напрягаясь, свободным движение, "из-под юбки", навесом, послал одну монетку за другой на вершину Колокола. Раздался мелодичный звон, они с самого сверху скатились, разгоняясь к обрезу юбки, потом весело сверкнули в лучах полуденного солнца и с плеском плюхнулись в бассейн.

        Не то было у меня состояние, чтоб загадывать желания. Вполне достаточно и того, что я воочию убедился в простой в своей очевидности мысли...

14.04.2013


Рецензии