Глава 9 Сказ Шамарский Страдивари

             
              Глава 9 ( Сказ «Шамарский Страдивари»)

   В декабре, уже по глубокому снегу, Ваня забежал в
воскресный день к Суваловым. После приветствия, он
спросил о Василии Петровиче.
   - Где ему быть? – удивилась жена,- в мастерсколй.
   Мальчик выбежал на улицу. В мастерской, на вер-
стаке, со скрипкой в руках сидел дядя.
   - Во-время пришёл,- кивнув головой на приветствие,
продолжал любоваться скрипкой Василий Петрович.
- Вот сейчас и опробуем…- Он взял в руки смычок и
осторожно положил его на скрипку, которую приста-
вил к левому плечу.- Половину конского хвоста выстриг
на смычок,- улыбнулся музыкант. Такой улыбки на лице
родственника Ваня ещё не видел; солнце светилось в
каждой рыжеватой щетинке на лице Василия.
   - «Каприз»,- тронул он смычком струны скрипки.
Полилась нежная пьянящая гармоничная музыка. Маль-
чик с удивлением и восторгом внимал нежнейшим звукам
скрипки, которой на просторах реки Сылвы ещё
никогда не слышали. Прошло не более пяти минут, как
в мастерской собралось всё семейство Сувалова. Ещё
через несколько минут Василий Петрович прекратил
игру.
    - Здорово, тятя! – опомнилась первой Люба,- на
танцах нам будешь играть?
   - Нет. Инструмент неудачный вышёл: когда «кап-
риз» исполнял Паганинов, то женщины падали в об-
морок,- так рассказывал Ёся.
   - Они так капризничали что – ли? – мы не такие!
- заверила отца Рая.
   - «Каприз» - это по - русски, по – ихнему – свобод-
ная музыка. Не было у меня вдохновения. Ёся гово-
рил: если у мастера появилось вдохновение, то на
скрипке появляется маленькая девочка – балерина,
которая кружится на одной ноге. У меня такой де-
вочки не появилось…
    - Дурак,- сделала удручающее умозаключение
Анна Никаноровна.- У тебя три девки,- станцуют
и спляшут чего хочешь. Вдохновение ему подавай!
А где у тебя оно было когда на мне женился? В
штанах? – не при ребятах, сказано. Продадим скрип-
ку,- деньги в хозяйство пойдут.   
Хозяйка развернулась и, хлопнув дверью мастерской,
вышла. За ней следом потянулись дочери.
    - Такой инструмент, Ваня, нельзя выпускать на сво-
боду,- огорчённо сказал мастер.- Будем ломать!
    - А мне понравилось,- постарался утешить дядю под-
росток.- Вот наша бабушка, когда молится, то часто по-
минает Николая Чудотворца. Это и есть, наверное, Ни-
кола  - скрипач? А7
    - Наверное,- не стал разуверять племянника Василий
Петрович, ослабляя струны на скрипке. Затем он снял
Пордгрифник, освободил гриф от корпуса скрипки.
Здесь Ваня ужаснулся,- Дядя, Вася, она стала голой,
раздетой, нищей и похожей на инвалида.
   - Да,- взмахнул обухом топора Сувалов. Корпус
скрипки развалился на отдельные фрагменты.
   - Дядя, Вася,- всхлипнул мальчик,- что вы сдела-
ли?
   - Убрал ничтожное творение.
   - Может, вы, играть не умеете.
   - Конечно! Ёся играл намного лучше, но отличить
качествао звучания музыкальных инструментов могу.
Эта скрипка хуже чем та, на которой играл ссыльный
еврей. Он говорил, что руки музыканта не должны
касаться топора и рубанка.- Василий показал свои
руки подростку.- В них отсутствует гибкость и
особая для музыканта трепетность, чувственность.
    - Что делать будем? – смахнул слезу Иван.
    - Сожжем скрипку,- Сувалов открыл дверцу « бур-
жуйки» и бросил на тускнеющие угли сломанный
корпус скрипки. А теперь из оставшегося матери-
ала начнем делать балалайки. Вот их и пустим на
продажу, чтобы не «воргала» жена.
   - Значит скоро я буду играть на балалайке?
   - Через неделю,- здесь «капризов» нет.
   - А как же скрипки?
   - Летом вновь заготовим материал и всё начнем
снова, и если Бог позволит, придёт вдохновение,
к следующему Новому году будем играть на скрип-
ке.
    - Надо чтоб девочка – балерина показалась? Да?
    - Да. А сейчас давай приступим к размётке фанеры
на балалайки.
    - А-га,- обрадовался парнишка.   


Рецензии