Изгой. Глава 8

Глава 8

        Библиотека в городе была большая. Был в ней и зал с собранием книг, чудом сохранившихся от старой, дореволюционной библиотеки. Но, как и думал Егор, книг Кондрата Федорова там не оказалось.

        Но сейчас его больше интересовал другой вопрос – Касьян Черняк. Егор подошел к женщине, проработавшей в библиотеке всю свою жизнь, которую все посетители библиотеки уважительно называли тетя Вера, и задал ей вопрос.

        - Касьян Черняк в привязке к дьяволу или его окружению? – переспросила тетя Вера. И задумалась.

        - Ну, Черняк – это, пожалуй, одно из имен славянского бога Чернобога. Так его иногда называли в просторечье… А вот Касьян? Возможно, это Кащей, Кош, Коч – орудие в руках Чернобога. Мифическая кочерга, которой он двигает кости мертвых в могилах.

        - Вы правы, тетя Вера! – услышал Егор голос за спиной и обернулся. – Все так и есть.

        К столу подошла женщина, по виду его ровесница. Положив на стол стопку книг, она улыбнулась Егору, и глаза ее блеснули за стеклами очков.

        - Здравствуйте! Я – Ольга! – сказала она, протянув Егору узкую девичью ладонь. – А почему вас заинтересовал Касьян Черняк?

        - Ну, это длинная, запутанная и не совсем приятная для меня история, - замялся Егор.

        - Дело в том, что человек с таким именем не далее, как три дня назад записался на абонемент в читальный зал, - сказала женщина. – Его интересовал всеми забытый писатель начала XIX века Кондрат Федоров.

        У Егора похолодели кончики пальцев…

        - А у вас есть что-то о Кондрате Федорове? – спросил он чужим, осипшим голосом.

        - Было, к сожалению! – ответила Ольга. – Одна единственная книга. И я дала ее Черняку. Это была скорей даже не книга, а брошюра известного в те времена критика Василия Жуковского, составленная из одной статьи на тему появления новых имен на литературном небосклоне России. Жуковский упомянул в числе прочих и Кондрата Федорова - молодого писателя, который родился где-то на задворках империи, но проживал в Москве, где и начал писать свои книги. Текст брошюры, выспренний и старомодный, гласил, что двадцатипятилетний писатель – будущее не только российской, но европейской литературы, и уже первый его роман «Туман» - есть, ни что иное, как произведение автора, обладающего выдающимся, блистательным талантом, не имеющим себе равных среди ныне живущих-пишущих. Между тем, следовавшее далее краткое изложение сюжета содержало прозрачный намек на то, что повествование не лишено некоей скандальности и даже порочности…

        - И что сталось с брошюрой? – голос Егора все еще сипел.

        - Черняк почему-то спросил меня, не боюсь ли я давать книгу, в которой речь идет о Кондрате Федорове, на руки читателям? Я ответила отрицательно. И тогда он повел себя странно. Его глаза грозно сверкнули, и он обидел меня. Он сказал: «Ну, и дура! Последней своей жертве, столь же доверчивой, как и ты, я «впарил» томик Хемингуэя с его автографом, выполненным шариковой ручкой! Так что, держи ухо востро: в книжном деле никому нельзя верить».

        - Что сталось с брошюрой? – невежливо перебил Ольгу Егор, и ему стало неловко от этого.

        - Она исчезла! – Ольга поправила очки на переносице. - Черняк вернул мне брошюру и ушел, не прощаясь. Я пролистала ее и положила на стол. Выдав книги читателям, я хотела отнести брошюру на полку, но ее уже не было на столе…

        - А вам что-нибудь известно о Кондрате Федорове? – Егор, наконец-то,  справился с волнением. – Вы читали его книги?

        - Нет, к сожалению, - ответила Ольга. – Хотя, после столь лестных слов, сказанных о нем Василием Жуковским, у меня возникло непреодолимое желание прочесть хотя бы одно из его произведений.

        Егор внимательно посмотрел на Ольгу.

      - Думаю, я смогу вам предоставить такую возможность, - сказал он.

      - Была бы вам очень признательна! – девушка зарделась. – Только не пойму, чем заслужила это.

      - Я встречал очень мало людей, которые бы интересовались Федоровым. И мне хотелось бы знать ваше мнение о нем и о его книгах. У меня есть два романа Федорова – «Зеркало» и «Изгой». Но «Изгоя» я так и не смог прочесть до конца – книга вымотала меня перипетиями сюжета до крайности. Она так и лежит с закладкой на середине романа.

      - Неужели книга может оказать столь сильное воздействие?! – воскликнула Ольга.

      - «Изгой» может! Я пережил почти физическую боль за героиню, полюбившую недостойного человека - вора и злодея!

      - О-о! Вы меня заинтриговали! Могу ли я попросить у вас «Изгоя»?

      - Конечно! Завтра же я принесу вам книгу. А сейчас мне хотелось бы узнать все, что можно о Черняке и Касьяне, коль уж тетя Вера считает, что Черняк – это хозяин, а Касьян – кочерга в его руке.

      - Вы так и не представились, - напомнила девушка.

      - Извините, Ольга! – Егор смутился. – Меня зовут Егор.
 
      - Я сейчас принесу вам «Славянскую мифологию» Капицы, - сказала Ольга. – Там вы найдете ответы на свои вопросы.
      
       Егор расположился за столом у окна и стал читать.

       «Чернобог (черный Змей, Кощей) - Повелитель Нави, Тьмы и Пекельного царства. Бог холода, уничтожения, смерти, зла; Бог безумия и воплощения всего плохого и черного.

       Как Белобог сущность всего доброго, светлого и чистого, так и Чернобог - всё недоброе, порочное и темное, но друг без друга они не бывают, как день не бывает без ночи, а зима без лета. Они были еще тогда, когда другие боги не родились, как предвестники всего на свете.

      Кровавый Бог-Змий сидит на своем Троне, навлекая зло на судьбы человеческие. Под правой ногой его муравьи, под левой – вороны. Рядом восседает его богиня смерти – Морена (в народе более известна как Мара), а напротив него загробный судья Радогост, демон с львиной головой, который отправляет всех грешников к тюремщику Вию, который угощает их хлыстом. Веки Вия настолько тяжелы и огромны, что их вилами держат два его помощника».

        Егор отодвинул книгу. Что-то не складывалось – никак не мог он представить себе мрачную фигуру Черняка в облике могущественного Чернобога. Слишком мелок был Черняк для такого масштаба. Ну, в самом деле, не будет же бог заниматься таким мелким вредительством, как кража и сжигание книг никому не известного писателя, пусть даже и выдающегося.

        Нужны были какие-то новые данные, которые могли бы пролить свет на личность Черняка, и Егор продолжил чтение.

Продолжение следует -


Рецензии
Спасибо, уважаемый Игорь!
Роман затягивает всё больше,
интерес нарастает,появляются
вопросы, на которые хочется
поскорее узнать ответ -интересно
всё: кто такой Касьян Черняк?
Куда делась книга? Он её похитил?
Читаю дальше. С уважением к Вам,
Игорь, я не ответила на Ваше предложение
высласть мне книгу только из тех соображений,
что не хотела отягощать Вас лишними хлопотами,
извините...

Эльвира Гусева   16.02.2014 11:09     Заявить о нарушении
Я не считал хлопоты лишними, но, как хотите.

Игорь Срибный   20.02.2014 07:29   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.