Ключевский. Послесловие

Земляк земляку завсегда мирволит, в том числе и по части интервью.

Василий Осипович сам стал инициатором этой беседы. Обеспечил уникальными "Афоризмами", изданными минитиражом пензенским Литературным музеем. Когда добрые люди украли его "Избранное", из моей библиотеки, позаботился, чтобы идентичный том попал ко мне на книжном развале.

Уже  закончив факультет  иностранных языков ПГПИ  и
уехав после армии на   Крайний  Север,  совершенно случайно  узнал,  что  корпус  нашего   иняза располагался в здании бывшей семинарии,   которую закончил Василий Осипович.  Можно уныло проворчать про чисто номинальные совпадения. Предпочитаю точку   зрения  Гюго и  Сервиуса: Nullus enim locus sine genio est. У каждого места есть свой гений.

Ну как было не откликнуться на эти метафизические приглашения к разговору?

Личность даже по российским интеллектуальным масштабам уникальная. Могучей эрудицией не подавляет, а ободряет собеседников.

Ключевским восхищаешься, даже когда с ним не соглашаешься. Либерал-государственник с болью за народные беды и презрением к тупым и вороватым столоначальникам.

Консервативный демократ, резко выступавший во имя эволюции политических и общественных нравов.

Человек высшего порядка без ангельского нимба вокруг головы. Чудаковатость без чванства. Не меняя лица, взглядов и манер, одинаково входил и в царские дворцы, и  в пролетарские хижины, и студенческие общежития.

Человек  на все времена.   


Рецензии