Неупиваемая Чаша Серпухова

Солнечный апрельский денек радовал тихим ветерком и внутренним душевным спокойствием. Воскресная Москва не была перегружена транспортом, что позволило нам выехать из города буквально за пол часа. Хотя, в будни от Серпуховской до МКАД можно ехать битых два часа. И это в лучшем случае. Однако, наша группа, состоящая примерно из 35 человек, чувствовала приятное ожидание. Ведь в скором времени нас ожидали такие святые места, где обрели чудеса исцеления и истинного молитвенного подвига множество людей.
От метро мы тронулись где-то в десять минут одиннадцатого. По дороге по внутреннему микрофону, находящемуся в салоне автобуса нам рассказали основы историй трех обителей, расположившихся на просторах подмосковной земли. Пока мы внимали рассказу молодой студентки Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, уже представлялись дивные и благолепные храмы монастырей, где во веки не иссякала Божия Милость. И даже тогда, когда подвергались Твердыни нападениям тех, кто гнался за другой жизнью и желал обменять одни ценности на другие, Рука Божия не оставляла тех, кто верил в возрождение Крепостей Веры, Любви и Смирения.
Минуя магистраль, с рассыпанными по обеим сторонам скромными деревянными домиками и солидными коттеджами, отражающими более высокий, мнимо присвоенный общественный статус, мы въехали в славный город Земли Русской – Серпухов. Наш автобус, словно большой корабль, плыл через узкие улочки, поднимающиеся то вверх, то резко бегущие вниз, сродни горным рекам. И вот, мы подъехали к первой обители, стены которой изначально вовсе не казались оградой древнего монастыря. Однако, когда мы повернули на улицу, нареченную в честь обители Большой Высоцкой, мы увидели, что по ее правой стороне тянется высокая белая стена с необъятными  крепостными башнями. Пришли.

Обитель над Нарой

Высоцкий мужской монастырь встретил нас боем надвратных часов, расположенных с четырех сторон под куполом колокольни. Совершив поочередно крестное знамение, группа потекла через Святые врата в обитель. Организатор поездки сообщил, что у нас есть 10 минут, и мы можем посмотреть в свободном порядке на постройки монастыря. Внутри стен было тихо, благолепно и уютно. Площадь перед собором была устлана большими бетонными плитами, что облегчало шествие паломников. В сознании многих были три мысли: сфотографировать как можно больше мест, приобрести памятные сувенирчики и полюбоваться просторами с высоты холма, на котором возвышалась обитель. Первым делом многие посетили усыпальницу одного из первых отцов-наместников монастыря Преподобного Афанасия-младшего и Храм в честь Чудотворной иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша», где приложились с благоговением к самой святыне. Затем прошли в усыпальницу. Пройдя через невысокую арочку мы вошли внутрь. Мгновенно мысли затихли. Повеяло какой-то необъяснимой тишиной, загадочной прохладой и таинственностью. В середине небольшой усыпальницы лежали мощи святого Афанасия-младшего, укрытые высеченным из дерева образом-гробницей самого святого. Мы благоговейно приложились к святым мощам и некое волнение ушло. Стены усыпальницы были расписаны сюжетами из жизни святого, у входа на черной металлической табличке с восьмиконечным крестом был высечен акафист святому. Мы вышли. Встав на площади, сделали еще несколько снимков, после чего один из насельников обители пригласил нас в храм Святителя Николая Чудотворца. Этот храм является местом, откуда берет начало своей истории с 1374 года сама обитель, основанная Серпуховским князем Владимиром Андреевичем Храбрым. Рассказав нам историю монастыря, отец-насельник предложил нам приложиться к мощам Святых Угодников Божиих, имеющих непосредственное отношение к обители. Среди них были мощи праведных Кирилла и Марии, - родителей Преподобного Сергия Радонежского, который поставил первым настоятелем обители своего любимого ученика Афанасия. Затем нашу группу провели в верхний Покровский собор. В интерьере собора, в его приятной прохладной атмосфере, было уютно и спокойно. Высокие стены и своды храма вселили особую благодать, по молитвам прежних насельников, угодивших своей благочестивой жизнью Богу.
Заключительным этапом пребывания в монастыре стал поход в трапезную. В совершенно свежей постройке голубого цвета, расположившейся на заднем дворе монастыря, находились гостиница для паломников и трудников обители и трапезная. За входом в корпус, по обеим сторонам коридора висели несколько икон Пречистой Девы, вышитых бисером. Помыв руки, слегка приведя себя в порядок и сняв верхнюю одежду, наша группа проследовала в трапезную. На двух длинных столах стояли угощения. И какие!.. Ароматный гороховый суп, пшеничная каша с морковкой и лучком и компот на сухофруктах. Казалось бы, немного. Но приготовленная с любовью и молитвой пища никогда не останется пустой и несытной. Помолившись как перед трапезой, так и после нее, мы прошли к выходу. Нам сказали, чтобы группа направлялась к автобусу. И длинной рекой, обсуждая первые впечатления, после посещения Высоцкого мужского монастыря, паломники потекли к Святым вратам.

Обитель разделенной Благодати

Немногим более 15-ти минут мы были в пути между Высоцким монастырем и Введенской Владычней обителью, куда следовали после. Мы вышли у автобусного «круга», и прошли в кирпичные ворота. Далее, через небольшой жилой квартал, мы подошли к Святым вратам чудесной обители. Вновь совершая крестное знамение и, синхронно кланяясь, паломники вошли под арку Святых врат. Владычний монастырь был основан в 1360 году Митрополитом Московским Алексием. Он удостоился видения Самой Пречистой Девы, Которая благословила его на создание обители, что станет местом спасения многих душ человеческих. И, подобно тому, как Святые Ангелы держали на платах Святую Обитель, казалась она воздушной, какой-то неземной – точно. Мы спустились вниз по широким ступеням к главному храму монастыря – Введенскому собору. Почти сразу нас встретила молодая насельница обители инокиня Ольга. В ее руках была папка с фотографиями и литографиями, рассказывающими о событиях в истории монастыря. Так чудесно было слушать об истории обители и ее трудниках и проповедниках от человека, который в такие юные годы посвятил себя служению Богу. После рассказа мы поднялись в придел Святителя Алексия, где приложились к чудотворному образу иконы «Неупиваемая Чаша» и стали свидетелями мироточения иконы Богородицы «Всецарица». Но об этих ощущениях рассказать, скажем, непросто. Причем многие даже и не поняли, что это действительно происходило в данный момент.
Об этой иконе, конечно же, подобает знать горазд больше, чем можно здесь рассказать.
Случившееся произошло в первый год игуменства матушки Марии (1878 г.). Один крестьянин Тульской губернии Евфремовского уезда, отставной николаевский солдат, с пенсией, имел слабость к вину. Он пропивал все в доме и всю пенсию и дошел до нищенского состояния. В довершение бедственности у него отнялись ноги. Но и при этом он не переставал пить. Находясь в таком разладе душевном, телесном и материальном, он видит однажды сон: приходит к нему старичок благообразного вида и говорит ему: «Иди в Серпухов, во Владычний монастырь, там в Георгиевском храме есть икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша», отслужи перед ней молебен и будишь здоров и душою и телом». Но крестьянин, несмотря на то, что сон, видимо, был необыкновенный, не пошел в Серпухов, потому что не знал, как добраться туда без ног и без гроша денег. Тогда тот же старец явился ему во второй и в третий раз и уже настолько грозно потребовал исполнить его приказание, что наш крестьянин решился немедленно отправиться в путь. Двигался он на четвереньках. По лежащим на пути селениям останавливался для отдыха и подкрепления пищей. На одной из таких остановок старушка-крестьянка приняла его на ночлег, напоила и, в облегчение болезненности ног, растерла их и уложила больного и усталого путника на печь. И вот что тогда случилось: ночью, проснувшись, путник почувствовал приятное ощущение в ногах и тут же с большой осторожностью, спуская их с печи, пробует встать на ноги. Хотя и очень слабо но он может стоять на ногах! И с нетерпением ждет утра, что бы отправиться в дальнейший путь: теперь уже, может быть, не на четвереньках, а на ногах, хотя и с помощью палок! Но добрая старушка удержала его еще на сутки и опять на ночь растерла ему ноги. Видимо больному стал лучше. И он действительно теперь уже идет, правда, сначала с двумя палками, а потом уже и с одной. Так дошел он до Серпухова и до Владычнего монастыря. Обут был в теплые валеные сапоги, несмотря на июль месяц.
Во Владычнем монастыре он поведал о своих дивных сновидениях послушнице Захарии (в последствии монахиня Елизавета) церковнице при храме великомученника Георгия и настойчиво просил, чтобы отслужен был молебен Матери Божией перед ее иконой «Неупиваемая Чаша». Последним он вводил всех в большое затруднение, потому что в монастыре никто не знал иконы Божией Матери с таким наименованием. Тогда явилась мысль: уж не та ли это икона, которая висит в проходе из Георгиевского храма на колокольню или в ризницу. На ней есть изображение чаши. И каково же было удивление всех, когда на обратной стороне этой иконы действительно усмотрели надпись: «Неупиваемая Чаша». Знаменательно было и то, что когда нашего путника подвели к ракепреподобного строителя Варлаама, то в его святом лике он сразу же признал того благолепного старца, который явился ему во сне и повелел идти в Серпухов во Владычний монастырь к Матери Божией «Неупиваемая Чаша».
Весть о чудном явлении быстро распространилась по городу Серпухову и затем по ближним и дальним весям Серпуховского уезда и далеко за его пределами. Стали приходить и приезжать одержимые пьянственной страстью, чтобы помолиться Матери Божией пред ее новоявленною иконою. Некоторые же являлись снова, чтобы благодарить Царицу Небесную за ее великие милости, за исцеления. Как на одно из таких исцелений от пьянственной страсти после моления Матери Божией перед ее иконой «Неупиваемая Чаша» можно указать на совершенное избавление от запоя одного московского купца, Стефана Федоровича Федорова, который в благодарном чувстве соорудил прекрасный иконостас для иконы, возложил на нее сребропозлащенную ризу, взамен фольговой и для своего дома имеет теперь точную копию с чудотворной иконы Матери Божией. Вскоре после прославления святая икона «Неупиваемая Чаша» из ее прежнего помещения была перенесена в соборный храм и поставлена на чрезвычайно удобном месте.
Святая икона «Неупиваемая Чаша» прекрасного старинного письма. Лик Матери Божией совершенно как живой. Что изображает эта икона? По-видимому, это точное изображение «Знамения Божией Матери». Только Богомладенец написан стоящим в чаше. Чаша с благословляющим Богомладенцем – это Чаша Святого Причащения. Чаша эта воистину есть неупиваемая или неиспиваемая, потому что агнец ее есть «всегда ядомый и никогда неиждиваемый.». А Матерь Божия с воздетыми вверх пречистыми руками, как могучий первосвященник очевидно ходатайствует, что бы жертва сия - Святая Чаша – была принята в Принебесный Жертвенник за грешный род человеческий. И так же нет другого наиболее верного средства приобрести нам любовь и благоволение Матери Божией, как тоже через Причащение Святых Христовый Таин.
 
После посещения храма, паломники спустились вниз и прошли к деревянному шатру с маковкой и крестом. Там находятся мощи святого и преподобного Варлаама, - того самого, что по повелению Святителя Алексия отправился в серпуховские леса присматривать место, где можно было бы устроить сию обитель. И даже когда сам митрополит пришел посмотреть на выбранное преподобным Варлаамом место, то не сразу согласился с ним. Однако, по Промыслу Божию, все же здесь, где преподобный просто остановился изначально отдохнуть в дороге и началось зарождение будущего монастыря. Сестра Ольга рассказала нам одну историю. Когда в 1928 году большевики пришли разносить и разграблять обитель, то в процессе бесчинства попытались поднять и вынести каменную плиту над могилой Преподобного Варлаама. Но в этот момент оттуда вырвался высокий столп огня, что напугало рабочих и они в ужасе ушли из обители. Конечно, рассказать даже поверхностно об истории таких обителей, как Высоцкий и Введенский монастыри, довольно трудно. Потому как не будет тех ощущений, как если посетить их, увидеть воочию, приложиться и помолиться у святынь этих обителей. Поэтому идем дальше.

Пустынь тишины и богатого уюта.

Наш автобус спустился по крутому склону к чудесно сияющим куполам. Вознесенская Давидова пустынь действительно встретила нас тишиной и ярким благоустроением. Сама пустынь находится в восьмидесяти пяти километрах от Москвы и в двадцати четырех километрах от Серпухова, недалеко от города Чехова. Она расположена в красивой местности на берегу реки Лопасни, впадающей в Оку, на высокой полугоре, изобилующей белым камнем. Преподобный Давид, в честь которого именуется обитель, по преданию, происходил из рода князей Вяземских и носил в миру имя Даниил. Еще будучи юношей,  чуть более двадцати лет от роду, почувствовал Даниил призвание к подвижнической жизни и пришел в Пафнутиев Боровский монастырь. Далее жизнь преподобного складывалась из учений и достижений, приобретений и наставлений. В 1515 голу преподобный Давид, подвизавшийся более сорока лет в Боровском монастыре, оставил сию святую обитель, дабы основать свой монастырь в пустынной местности, принадлежавшей князю Василию Семеновичу Стародубскому, на берегу реки Лопасни в древней Хутынской волости, куда и пришел с иконою Знамения Богоматери с двумя монахами и двумя послушниками. Поселившись здесь, он поставил кельи, возвел первые деревянные храмы в честь боголепного Вознесения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа с приделом в честь Успения Пресвятой Богородицы и Святителя и чудотворца Николая с трапезою. Около своей пустыни преподобный насадил липовую рощу. Преподобный Иосиф 15 августа 1515 года незадолго до своей кончины посетил эту новую обитель, трапезовал с преподобным Давидом и братией и наставлял их в Слове Божием. Более полстолетия подвизался преподобный Давид в монашестве был кормильцем-отцом всего окрестного населения. Девятнадцатого сентября 1529 года он предал Богу свою праведную душу. Честное тело его было погребено в основанной им пустыни, в церкви Знамения Богоматери, сооруженной в его память, так как икона Знамения Пресвятой Богородицы была келейным моленным образом преподобного.
При входе на территорию обители мы, словно окунулись в некую тишину, тишину необычайную. Словно что-то вот-вот должно было произойти. Поскольку рассказать и провести нас по территории обители, было некому, то организатор сказал, что у нас есть час, чтобы осмотреть обитель и даже немного постоять на Всенощном Бдении, которое вот-вот должно было начаться. Наша группа разбрелась по территории, и мы пошли дальше, к главному собору. Чуть правее, там, где располагались братские корпуса, мы заметили фигуру монаха, спускающегося к главному собору. Завидев монаха с густой, седеющей бородой и добрыми сияющими глазами, мы направились к нему со словами: «Батюшка, благословите!». Улыбнувшись, монах произнес интересную фразу: «Не-ет, ребята: я еще не дослужился до батюшки. Не достоин еще!..». Мы на несколько секунд задумались, - после чего монах продолжил: - Я просто – монах, - продолжил батюшка. – Бывший милиционер я. Двадцать лет служил государству, охранял порядок. Теперь вот Богу служу, стараюсь охранять внутренний духовный порядок. А началось с того у меня, что удар хватил: заболел я, - продолжал рассказ батюшка. Тогда я благословился в Новоспасский монастырь в Москве, на Пролетарской. Там обнаружил в себе талант один. Начал подсвечники делать. Помню историю такую. Шел ремонт у нас в храме. Из утвари были только кадило, крест, иконы… И идет батюшка по храму во время Всенощной, кадит… И вдруг видит, стоит в одном углу подсвечник новый. Стоит, смотрит и думает… И вдруг, диакон его слегка толкает и показывает на меня… Батюшка смотрит и говорит так: «Ну ты даешь, брате!..».
Мы были воодушевлены и согреты теплом, исходящим от него. Улыбка монаха и его оптимистичный настрой, его жизнь здесь наверняка приносит несказанную радость служения. После отец-монах прочитал нам несколько молитв, одна из которых – была, скорее всего, его собственного сочинения. Молитва в стихах… Мы поинтересовались, как его святое имя. И он ответил с сияющей улыбкой: «Александр я, Сашка!.. А в монашестве – отец Ферапонт».
Господи! Даруй нам побольше таких лучезарных монашествующих. Дабы мы верили и понимали, насколько чиста жизнь христианина, даже после того, как даешь Ты нам кресты порой тяжкие!..
Завершалось наше пребывание в обители. Мы с упоением понаблюдали за игрой белых голубей, явно живущих здесь постоянно и направились к выходу...
Наша поездка подходила к концу. До Москвы мы добрались примерно за полтора часа. На лицах паломников не было усталости. Но было присутствие благодати, полученной во время посещения трех чудесных твердынь земли русской.
Господи! Спаси, Сохрани и Помилуй нас!

Официальный сайт Серпуховского Мужского монастыря: http://visotskymonastir.ru/;
Официальный сайт Серпуховского Владычнего Женского монастыря: http://inokini.ru/index.php;
Официальный сайт Вознесенской Давидовой пустыни: http://www.davidova-pustyn.ru/

Ссылка на стихотворение "На Серпуховской земле": http://www.proza.ru/2013/04/16/1297


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.