Глава 7. 2. Москва 1968. Кремль

 Предыдущая глава http://www.proza.ru/2013/01/27/1647
 23 июня 1968. Воскресный день. Можно встать немного позже. Не спеша позавтракать. Погода благоприятная. План дня был составлен заранее. Маршрут «проложен» по карте Москвы.

  КРЕМЛЬ.
 Сегодня я пожелал «вернуться» в 1957 год: ведь прошло уже 11 лет. Тогда, весной, по дороге на работу в Казахстан я и мой коллега, друг и однокурсник Делий Шурыгин задержались на пару дней в Москве. И благодаря моему брату двоюродному Володичке Кислову, приютившему нас, под его руководством совершили давно, с детства желаемые, посещения главного места столицы: Кремля.

 Тогда на территории Кремля не было нового Государственного Кремлевского дворца (Дворца съездов).
Его построили в 1961 году на месте снесенного для этой цели старого здания Оружейной палаты.  Значит, я последний раз в 1957 году видел это старинное сооружение и арсенал пушек возле него.http://www.proza.ru/2013/07/02/806

   В Александровском саду еще не был открыт мемориал «Могила Неизвестного солдата».
Эти новые сооружения появилась возможность увидеть в этот день  наяву, а не на экранах кинотеатров и «телика».

Вперед на «взятие» Кремля по «следам» Наполеона Буанопарта!

Для этого я воспользовался Московским метро, доехав от гостиницы до станции метро «ВДНХ» на троллейбусе. Далее, с пересадкой от станции метро ВДНХ до станции «Александровский сад». Я у цели!
 
  Экскурсия моя началась с Кутафьей башни, рядом с которой на территории Александровского сада находятся кассы и камера хранения для посетителей Кремля.

  Покупая билеты, узнал, что в тот раз я мог посетить только  Архангельский собор, церковь Ризоположения и Патриарший дом. Остальные достопримечательности тогда были закрыты для посетителей. Их смог обозреть только снаружи. Но по этому билету можно было пройти в тот день к захоронениям в Кремлевской стене!
 
  В Кремль, как и в 1957году, я прошел через ворота Кутафьей башни и далее через проход Троицкой башни, вышел на Троицкую площадь.

  ТРОИЦКАЯ ПЛОЩАДЬ.
 
 «Троицкая площадь первой встречает тех, кто входит в Кремль через Троицкие ворота. Это как бы сени, своеобразная паперть, откуда открывается общий вид на архитектурный ансамбль Кремля. Площадь небольшая, трапециевидной формы, широким основанием обращена к востоку. В ансамбль площади входят здания разных исторических эпох. Архитектурной доминантой является древняя Троицкая башня, возведенная в ХV веке и в XVII в. получившая ярусное шатровое завершение. Северную сторону формирует фасад Арсенала XVIII века, а южную - фасад Государственного Кремлевского дворца середины ХХ века. В южном направлении от площади отходит Дворцовая улица, связывающая Троицкую площадь с еще одной площадью Кремля – Императорской или Дворцовой».

 Мой первый взгляд направо - на «новострой»:  Кремлевский дворец, который «возник» на месте Старой Оружейной палаты. Очень «резкий» диссонанс  в архитектуре Кремля!
  Никита Сергеевич «вставил свои 5 копеек» в историю Кремля….Со временем к нему «привыкли», как привыкли парижане к Эйфелевой башне и теперь гордятся нею.

Справка о дворце: «Дворец был построен на месте снесённого старого здания Оружейной палаты, построенного в 1807-1810 г.г.  И. В. Еготовым в стиле ампир. До того на этом месте стояли постройки Царе - Борисова двора, то есть бывшего двора Бориса Годунова. При сносе Оружейной палаты старинные русские пушки, цепью стоявшие вдоль здания (Царь-пушка венчала эту цепь), были перенесены к зданию Арсенала и поставлены среди груды трофейных французских пушек».
 
Посмотрим налево - на  Арсенал. Что увидел проиллюстрирую словами из Википедии:

 «Вдоль южной стены выставлены на лафетах 20 русских пушек XVI—XVII веков, изготовленных выдающимися русскими мастерами: «Троил» Андрея Чохова, «Волк» Якова Дубинина, «Гамаюн»Мартына Осипова и другие. Они были перенесены к Арсеналу после сноса в 1959 году старой Оружейной палаты».
 http://www.proza.ru/2013/07/04/1119
Далее мой путь, известный мне с 1957 г., пролегал прямо: на Соборную площадь.

СОБОРНАЯ ПЛОЩАДЬ. СОБОРЫ КРЕМЛЯ.
  Соборная площадь – главная  площадь Кремля. На ней с давних-давен стоят главные соборы Руси: Успенский, Благовещенский и Архангельский. Здесь находятся церковь Ризположения и храм-колокольня Ивана Великого со звонницей, Грановитая и Патриаршие палаты. Сейчас это музеи и «декорации» многих фильмов. Лишь недавно по престольным праздникам стали совершать церковную службу основных соборах.http://www.proza.ru/2013/07/04/1175

 Архангельский собор.
  http://www.proza.ru/2013/07/05/549
 Тогда открытым для экскурсий  был только Архангельский собор. В нем я был впервые в 1957г. Запомнился сумеречно-траурный интерьер собора: усыпальницы русских князей и царей.

  В этот раз я присоединился к экскурсионной группе, чтобы еще раз послушать историю Собора и о его достопримечательностях: много времени прошло с первой встречи и забылось….
 
 Снова погружение в торжественно настороженную, таинственную, за темным покровом «атмосферу некрополя»: превратная «царства вечности», куда проводником душ служит Архангел Михаил, в честь которого и назван собор. Также,  он считался и покровителем князей, отличившихся на поле брани.
 http://www.proza.ru/2013/07/05/556
 Экскурсовод повествовала:
 Об истории собора, начало которому положила деревянная церковь, построенная в 1247-1248 годах во времена Михаила Ярославича, брата святого князя Александра Невского, во имя Архангела Михаила. При Иване Калите в 1333 году был сооружен новый белокаменный храм.
 
 О  захоронениях в нем:
«Здесь покоятся великие князья Иван Калита, Дмитрий Донской, Иван III, Иван Грозный, царевич Дмитрий, цари Михаил и Алексей Романовы. Всего в некрополе 47 надгробий и 2 раки».

 Убранстве собора:
 «Столпы и стены собора украшает уникальная "портретная галерея" московских правителей и их прославленных предков. А в местном ряду высокого иконостаса можно увидеть древний образ "Архангела Михаила с деяниями", созданный в эпоху Куликовской битвы».
http://www.proza.ru/2013/07/05/603
 
 Впечатлившись в Архангельском видением глубоких древностей и напоминанием, что жизнь проходит быстро как для смердов, так и для царей, вышел на освещенную ярким солнцем Соборную площадь, заполненную жизнерадостными туристами.http://www.proza.ru/2013/07/05/647

 Прошли  к  Благовещенскому,  затем – Успенскому  соборам. Последний я посетил в 1957 году. А сегодня оба собора были закрыты.  http://www.proza.ru/2013/07/06/536, http://www.proza.ru/2013/07/06/608

 Коротко экскурсовод рассказала о  Благовещенском соборе, потому, что у нас – посещение  Патриарших палат в Церкви Двенадцати Апостолов:

«Личный, домовый храм великих московских князей и царей. Огромную ценность представляет ансамбль монументальной живописи собора времени Ивана Грозного и древний иконостас. Многие исследователи считают, что иконы деисусного чина принадлежат кисти прославленного Феофана Грека, а часть икон праздничного ряда - величайшему художнику русского средневековья Андрею Рублеву».
 В Благовещенском мне так и не удалось побывать до сих пор.

 Любовались Грановитой палатой на проходе к Успенскому собору. Грановитая в те годы была без Красного крыльца. Входа для посещения  в Грановитую тоже не было.

 Успенский собор
 Нам напомнили, что:  «Первое каменное здание собора было заложено в 1326 г. первым Московским митрополитом Петром и князем Иваном Калитой. В конце XV в. великий князь Иван III, объединивший под властью Москвы все русские княжества, начал создание новой резиденции с перестройки Успенского собора. Его возвел в 1479 году специально приглашенный итальянский архитектор Аристотель Фьораванти.

 Шесть столетий был главным храмом русского государства много столетий.  В соборе проходили церемонии венчания на царство, коронации императоров. В Успенском соборе возводили в сан епископов, митрополитов и патриархов, оглашали государственные акты, служили молебны перед военными походами и в честь побед.

 Успенский собор украшает величественный иконостас и монументальная живопись. Собраны особо чтимые и художественно ценные иконы.
Перед иконостасом стоят знаменитое моленное место Ивана Грозного, моленные места царицы и патриарха.
 В XIV – XVII вв. Успенский собор являлся усыпальницей глав русской церкви – митрополитов и патриархов».

   Церковь  Двенадцати Апостолов. Патриаршие палаты.
  Последним церковным объектом нашего посещения был памятник гражданской архитектуры времени патриарха Никона.http://www.proza.ru/2013/07/06/615

 От экскурсовода мы узнали, что: «Патриаршие палаты были построены русскими мастерами в 1653-1655 годах для патриарха Никона. Первый этаж дворца занимали хозяйственные службы, третий - личные покои патриарха. На втором этаже располагались парадные помещения. Главное среди них - Крестовая, или Мироваренная, палата, где проходили заседания Священного Собора, устраивались пиры в честь царя и иноземных гостей. В XVIII-XIX веках в Патриарших палатах находилась Московская Синодальная контора.

Теперь здесь музей, экспозиция которого рассказывает о художественных вкусах русского общества XVII века, о своеобразии духовной жизни Руси, стоявшей на пороге Нового времени.
 Музейная экспозиция располагается на втором этаже Патриарших палат. В музее представлены драгоценная посуда, ювелирные украшения, предметы царской охоты, старинная мебель, памятники лицевого и орнаментального шитья. В домовой церкви Двенадцати апостолов особый интерес представляет резной золоченый иконостас рубежа XVII-XVIII веков. В церкви также размещена выставка икон, рассказывающая об эволюции иконописи на протяжении всего столетия. О новых тенденциях в живописи наглядно свидетельствуют работы ведущих придворных изографов - Симона Ушакова и Федора Зубова».
 Выслушав общую справку о музее, мы разошлись по залам, рассматривая эти удивительные  и изящные творения рук мастеров ушедшей эпохи.
 http://www.proza.ru/2013/07/06/637
   Церковь Ризоположения.http://www.proza.ru/2013/07/06/652
  Скромно приютилась за Грановитой палатой и  Успенским собором.
«Возведена в 1484—1485 годах на месте одноимённой церкви 1451 года постройки артелью русских мастеров, приглашенных в Москву из Пскова. До середины XVII века церковь являлась домовым храмом московских митрополитов, а затем патриархов. В 1655 году при патриархе Никоне церковь передана великокняжескому дворцу. Её соединили переходами с хоромами цариц и царевен, а во второй половине XVII века над северной и западной папертями возвели крытые галереи.

Домовый храм русских митрополитов и патриархов. Иконостас и настенная живопись небольшого уютного храма составляют единый художественный ансамбль. На галерее храма размещена постоянная выставка русской деревянной скульптуры. Памятников этого вида искусства сохранилось немного, и каждый из них представляет большой интерес и ценность».

В моих записях поездки в Москву 1968г. отмечено посещение этой церкви. Но в памяти сохранился лишь фрески и «тощие свечи» у стен храма.


   Ансамбль колокольни Ивана Великого.http://www.proza.ru/2013/07/06/652
Запомнился еще с первых посещений Кремля. Вызывал всегда своей архитектурой «космического звучания» такое же «космическое» настроение. Колокольня напоминает  многоступенчатую ракету на старте у «ферм» обслуживания, роль, которой «исполняет» Успенская звонница и Филаретовская пристройка.

 «Не  мудрствуя лукаво» приведу современную справку из Википедии об ансамбле:
«Ансамбль колокольни Ивана Великого складывался на протяжении двух столетий. Колокольня была возведена в 1505-1508 годах итальянским архитектором Боном Фрязиным. Через столетие она получила еще один ярус звона, и ее высота достигла 81 метра. Об этом напоминает надпись под куполом, содержащая дату - 1600 год, а также имена царя Бориса Годунова и его сына Федора. В 1532-1552 годах рядом с колокольней по проекту итальянского архитектора Петрока Малого построили церковь, которую в конце XVII века преобразовали в звонницу, названную Успенской. В 1624 году Бажен Огурцов поставил вплотную к ней звонницу с шатровым верхом - Филаретову пристройку.
В 1812 году отступавшие из Москвы войска Наполеона взорвали ансамбль колокольни, однако столп Ивана Великого устоял. Звонница и Филаретова пристройка были разрушены до основания, но в 1814-1815 годах их восстановили в прежних объемах. Сегодня на колокольне и звоннице находятся 24 колокола XVI-XVII веков.
На первом этаже Успенской звонницы размещается выставочный зал Музеев Московского Кремля, где экспонируются произведения искусства, как из кремлевского собрания, так и из других российских и зарубежных музеев, а в уникальном памятнике древнерусской архитектуры - колокольне Ивана Великого открылся музей, посвященный истории архитектурного ансамбля Московского Кремля».
 Царь-колокол http://www.proza.ru/2013/07/06/686
В тот день я так же убедился, что на своем привычном месте, с восточной стороны колокольни Ивана Великого, на каменном постаменте  неизменно с весом почти 202 тонны, высота 6,14 метров, диаметр 6,6 метров, стоял самый большой в мире  Царь-колокол, «являющийся выдающимся памятником русского литейного искусства ХVIII веке. Отлитый по указу императрицы Анны Иоанновны в 1733-1735 гг. потомственными московскими литейщиками, колокольных дел мастерами И.Ф.Моториным и его сыном Михаилом».
   
Вот Царь-пушку я увидел не на месте, где она простояла до 1959 года у здания старой Оружейной палаты, где я ее впервые увидел в 1957 году, а с западной стороны Ивановской площади между колокольней Ивана Великого и церковью Двенадцати апостолов:http://www.proza.ru/2013/07/06/691
 
  Александровский сад.
Завершилась экскурсия по Кремлевским соборам и площадям.
http://www.proza.ru/2013/07/08/703
Дальнейший маршрут проходил по Александровскому саду к его главному входу со стороны Исторического музея и Кремлевского проезда. Здесь я увидел новые памятники, открытые в мае 1967 года: Могилу Неизвестного солдата с Вечным огнем и мемориал городам-героям.

Из истории этих мест:
«Сады на месте русла убранной под землю реки Неглинки были разбиты по проекту архитектора Осипа Бове в 1820—1823 годах в рамках плана по восстановлению Москвы после пожара 1812 года. Работы начались по указу императора Александра I и сады (Верхний, Средний и Нижний, разделённые Троицким и Боровицким мостами) были названы в его честь в 1856 году, до этого сады были Кремлёвскими.
По первоначальному плану предполагалось использовать воды Неглинки для создания прудов, однако это осуществлено не было. Вдоль территории сада проходила созданная в 1820-х годах архитектором Ф. М. Шестаковым ограда (не сохранилась).

Сегодня сад принято именовать в единственном числе, но границы между Верхним садом (длиной 350 метров) от Угловой Арсенальной башни до Троицкого моста (у Кутафьей башни), Средним — от Троицкой до Боровицкой башни (длина 382 метра) и Нижним (132 м) по-прежнему хорошо заметны».

  «В Верхнем саду расположен грот «Руины», также известный как «Итальянский грот».
Грот в саду задуман как напоминание о войне 1812 года, его крылья выложены обломками московских зданий, разрушенных армией Наполеона.
 http://www.proza.ru/2013/07/08/712
О мемориальном значении сада напоминают и изготовленные по чертежам архитектора Е. Ф. Паскаля чугунные ворота, открывающие собою главный вход в сад — со стороны Кремлевского проезда и Исторического музея, покрытые символикой военного триумфа. У этого входа расположена Могила Неизвестного солдата с Вечным огнем и мемориал городам-героям».

  Могила Неизвестного Солдата.
 http://www.proza.ru/2013/07/08/731
 История:
«3 декабря 1966 года, в ознаменование 25-летней годовщины разгрома немецких войск под Москвой, прах неизвестного солдата был перенесён из братской могилы на 41-м километре Ленинградского шоссе (на въезде в город Зеленоград) и торжественно захоронен в Александровском саду.

8 мая 1967 года на месте захоронения открыт мемориальный архитектурный ансамбль «Могила Неизвестного солдата», созданный по проекту архитекторов Д. И. Бурдина, В. А. Климова, Ю. Р. Рабаева и скульптора Н. В. Томского. Зажжён Вечный огонь Л. И. Брежневым, принявшим факел от Героя Советского Союза А. П. Маресьева. Вечный огонь на Могиле Неизвестного Солдата был зажжён от огня на Марсовом поле.

«Могила Неизвестного солдата — мемориальный архитектурный ансамбль в Москве, в Александровском саду, у стен Кремля.
На надгробной плите установлена бронзовая композиция — солдатская каска и лавровая ветвь, лежащие на боевом знамени.
В центре мемориала — ниша с надписью «Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен» (предложена С. В. Михалковым, по другой версии — результат совместного творчества поэтов и писателей М. К. Луконина, С. В. Михалков, К. М. Симонова и С. С. Смирнова) из лабрадорита с бронзовой пятиконечной звездой в центре, в середине которой горит Вечный огонь славы.
 Слева от могилы — стена из малинового кварцита с надписью: «1941 ПАВШИМ ЗА РОДИНУ 1945».
 Справа — гранитная аллея с блоками из тёмно-красного порфира. На каждом блоке - название города-героя и чеканное изображение медали «Золотая Звезда».
  В 1968 году, когда я был здесь,   стояли блоки-обелиски: «Москва», «Ленинград», «Киев», «Сталинград», «Одесса», «Севастополь» ….
 http://www.proza.ru/2013/07/08/756

  Кремлевская стена. Захоронение Юрия  Гагарина.
  Завершив экскурсию по Кремлю, Александровскому саду и поклонившись  Могиле Неизвестного Солдата, поспешили к проходу на Красной площади у Мавзолея, где по нашим билетам можно было в тот день пройти к захоронениям у Кремлевской стены.

Почтил память Юрия Алексеевича Гагарина, погибшего 27 марта 1968 года. Прошло всего четыре месяца с этого трагичного для страны и всего мира дня. Еще была свежий траурный след в памяти и сердце….
 http://www.proza.ru/2013/07/08/803

  Василий Блаженный.
 Завершилась экскурсия. Я решил совершить экскурс по Красной площади и посетить храм Василия Блаженного. Но Покровский собор, таково официальное название этого знаменитого во всем мире храма, был на реставрации в этот год и закрыт для посещения.
 Я сделал «круг почитания этого древнего храма», обойдя его по периметру. Остановился возле памятника Минину и Пожарскому.
  http://www.proza.ru/2013/07/08/840
 Прошел по Красной площади до Исторического музея. Уточнил время его работы с целью посещения в ближайшие дни. Вышел на площадь Революции к музею Ленина.

  Музей Ленина.http://www.proza.ru/2013/07/08/856
   Время для обстоятельного посещения экспозиций оставалось мало: много уделил времени для кремлевской экскурсии. Поэтому провел ознакомительный обход всех залов со скоростью пешего пехотинца. Остановился в последних залах. В них экспонировались «копия кабинета В. И. Ленина в Кремле, смонтированная в примыкающей к залу комнате. Здесь стоит простая мебель - письменный стол, деревянное кресло с плетеными спинкой и сиденьем, стол, приставленный к письменному, и кресла для посетителей, диван. Около письменного стола, справа и слева от него, расположены вертящиеся этажерки, которые В. И. Ленин называл "вертушками". На них находились материалы партийных съездов и конференций, съездов Советов, справочная литература, словари, папки с бумагами и документами, необходимыми для текущей работы, лежали русские и иностранные газеты.

 Простенки кабинета заняты книжными шкафами, в которых хранилось около двух тысяч книг. В кабинете много географических карт, атласов, которыми Ленин постоянно пользовался в работе. Над диваном - портрет Маркса, подаренный Ленину петроградскими рабочими, и барельеф Степана Халтурина.

 Одна из дверей кабинета вела в коридор, другая - в так называемую "будку" (коммутатор), третья дверь вела в зал заседаний Совнаркома. В конце коридора к помещению Совнаркома примыкала квартира В. И. Ленина и Н. К. Крупской, макет которой представлен в 15-м зале.
 В коридоре между 13-м и 14-м залами экспонируется автомобиль N 236 английской фирмы "Роллс - Ройс", которым В. И. Ленин пользовался в 1922-1923 годах».

 По черно-белым фото и фильмам, я представлял, что авто Владимира Ильича имел скромный вид. Но когда я увидел этот «Роллс-Ройс», был удивлен его шикарным видом и большими размерами: кожаные сидения, никелированные ручки, прекрасной лакировки корпус! Этот авто и сегодня «даст фору» по дизайну многим современным маркам данного класса.

Завершился экскурсионный день обедом в ресторане гостиницы МОСКВА, находившейся в «том настоящем  историческом здании» первозданной постройки. Сегодня это «новодел».

  Так завершился мой выходной день воскресенья месяца июня 23 дня года 1968 в далеком двадцатом столетии прошлого тысячелетия…

   22 апреля 2013 года
       15:45

 Современный вид Кремля. Фото из Интернет.
 Продолжение http://www.proza.ru/2013/05/30/734

 


Рецензии
Игорь! Спасибо за экскурсию. Опять прогулялась по Кремлю. Что-то вспомнила, что-то узнала. В первый раз посетила с родителями в 1957 году. Потом с детьми. Да уж и не помню сколько раз я там была. В последний раз была летом 13 года. Посетила поклонную гору, Новодевичье и Ваганьковское кладбище. С уважением Нина.

Нина Измайлова 2   24.12.2017 19:52     Заявить о нарушении
Всегда рад Вашим рецензиям, Ниночка!

Игорь Браевич   25.12.2017 18:49   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.