Лекция 15 о Ветхом Завете в Йельском Университете

ПРОФЕССОР КРИСТИНА ХЭЙАС:
  На предыдущей лекции мы говорили о Второзаконнических историках и их интерпретации событий, приведших к падению Израиля, очень специфической интерпретации событий, которая позволила Израилю пережить разрушение его государства, храма и духовной основы израильского общества.
 Согласно Второзаконническому историку, причиной этого жестокого наказания являлся грех идолопоклонства, и особенно идолопоклонство царей, хотя менее тяжкие наказания могли налагаться за иные, менее опасные, грехи.
Так, в Книге 2 Царей, царь, который разрешает совершать жертвоприношения только в храме Иерусалима, восхваляется, независимо оттого, совершал он какие нибудь проступки или нет; а тот, кто не заставляет соблюдать это требование, осуждается, несмотря на все его достижения в других областях управления.
 Второзаконнический  историк понимает, что исторические записи не поддаются очень легко такого рода интерпретациям.  Потому что некоторые хорошие цари правили очень недолго, и, наоборот, очень плохие, с точки зрения Второзаконнического историка, цари правили длительное время.
 Например, Манассия, считавшийся самым дурным из всех царей, правил на протяжении 50ти лет.
Иногда  сразу после правления беззаветно преданного Яхве и потому  хорошего - с точки зрения Второзаконнического историка - царя происходило какое нибудь страшное бедствие; и, напротив, после правления царя, считавшего дурным, не происходило никаких потрясений.
Вследствие этого Второзаконнический историк озвучивает идею отложенного или отстроченного наказания.
Например, Соломон поступал дурно, позволяя создавать алтари для поклонения чужеземным богам в угоду своим чужеземным жёнам, и он ответственен за раздел на два царства, однако наказание было отложено до его смерти и до времени правления его сыновей, когда царство раскололось на северное во главе с Иеровоамом, и южное - во главе с Ровоамом.
Второзаконнический историк рассматривает поражение от Ассирийцев в 722 г. в качестве отложенного или отсроченного наказания за грехи Иеровоама Первого, который, взойдя на трон в 922г( дата приблизительная),  воздвиг два культовых центра в Дэне и Бефеле и установил в них золотых тельцов.
  В южном царстве, Иудее, Второзаконнический историк отмечает несколько хороших царей.
Езекия считается хорошим царём, он провёл очистительные реформы и избавился от алтарей идолопоклонников. Он также сумел поддерживать независимость Иудеи от ассирийцев.
 Однако его сын Манассия, правивший большую часть седьмого века, считается очень дурным царём.
 Он превратил Иерусалимский храм в языческий, и время его правления было тяжёлым испытанием для тех, кто остался верен Яхве, временем террора.  Однако же, несмотря на вопиющую порочность, с точки зрения Второзаконнического историка,  правил Манассия очень длительное время.
Его восьмилетний внук Иосия взошёл на престол после его смерти примерно в 630х годах.
 Он считается хорошим царём, по мнению Второзаконнической школы.
 В гл.22  2 Книги Царей рассказывается о восстановлении храма, который он осуществляет в возрасте примерно 25 лет.  Он обнаруживает книгу законов, читает её и приходит в отчаяние от того что почти ни один из этих законов не исполняется.  Иосия издаёт указ, запрещающий окраинные алтари и языческие культы.  Он переводит всех священников в Иерусалим и делает его главным и единственным местом, в котором можно было совершать обряды поклонения Богу.
 Так что Второзаконническая школа одобряла его рвение к централизации культа и очищению страны от языческих обрядов и алтарей. 
Однако грех Манассии слишком тяжёл и должен быть наказан.  Пророчица по имени Халда говорит Иосии о том, что Бог намерен жестоко покарать Иудею за прошлые грехи, но приведёт в исполнение это наказание только после смерти Иосии, потому что Бог сочувствует ему.
И в самом деле, через одно поколение Иудея пала.   В 586 г. стены Иерусалима срыты, храм уничтожен, царь Седекия, правивший на тот момент, ослеплён, закован в железные оковы  и отправлен  в изгнание вместе со своим двором.   В разрушенном городе оставили только бедноту. 
  Это было попыткой Второзаконников исправить или ретушировать изъяны своей историософии.
 И результат Второзаконнической интерпретации был  успешным. Если победа одного народа над другим означала также победу богов завоевателя над богами побеждённого, то  израильтяне должны были отвернуться от своего бога, Яхве,  и поклоняться господствующему богу Мардуку.  И конечно, были израильтяне, которые так и поступили, считая что у них имеется вполне достаточное историческое основание для этого.  Однако не все отвернулись от Яхве.
Для некоторых поражение не послужило причиной отчаяния  или вероотступничества, потому что оно могло быть объяснено пристрастной Второзаконнической школой как вполне соответствующее системе монотеизма.  Поражение израильтян являлось не  опровержением всемогущества Бога и владычества во вселенной, а наоборот -  служило доказательством  его всесильности.
 Бог наказывал Израиль за грех идолопоклонства, что являлось нарушением его договора.
Для того чтобы наказать Израиль он содействовал росту могущества Вавилонии, но этот народ был лишь орудием для наказания Израиля. 
Историософия Второзаконнической школы находит своё абсолютное выражение в гл.17 2 Книги Царей:
 На девятый год правления Осии царь Ассирийский захватил Самарию(столицу северного царства).
 Он угнал израильтян в свою страну и расселил их( в различных местах).  Это произошло потому что израильтяне грешили против Бога, который освободил их из земли Египта, из рук фараона Египетского.
 Они поклонялись другим богам и следовали... ритуалам, которые практиковали их цари.
Вина лежит на царях, служивших примером и главой этого идолопоклонства. Израильтяне поступали по отношению к Господу своему Богу не правильно. Они строили для себя храмы во всех поселениях, начиная со сторожевых вышек и заканчивая укреплёнными городами; они сооружали каменные столпы на любой возвышенности и под каждым деревом с густой листвой;  и они свершали там жертвоприношения, во всех храмах, точно также как и те народы, которых Бог отправил в изгнание до израильтян.  И теперь, поскольку они вели себя столь же не пристойно, как и остальные народы, он также отправил израильтян в изгнание.
Они совершили дурные поступки, раздражающие Бога, они поклонялись идолам, хотя Господь предупреждал их: " Вы не должны делать эти вещи."  Бог предупреждал Израиль устами каждого пророка и провидца, так что Бог не наблюдал праздно за происходящим.  Он постоянно посылал пророков, посланников, чтобы убедить их вернуться  к договору.
 И сегодня мы начнём говорить об этих пророках, тех самых, которых Бог посылал со словами: " Сверните с вашего порочного пути и исполняйте Мои приказы и соблюдайте Мои законы, в соответствии со всеми правилами, которые я дал вашим отцам и которые я передавал вам через своих посланников и слуг."
Но они не послушались, они закостенели во грехе, также как и их отцы, которые не имели веры в Господа своего Бога; они отвергали Его законы и договор, который Он заключил с их отцами, и предупреждения, которые он посылал им.
Они  устремились вслед за обманом и были обмануты;... они отлили для себя идолов, - двух тельцов -  грех Иеровоама  установившего в Дэне и Бефеле золотых тельцов; - и они сделали священный столб и поклонялись всем обитателям небес, и в том числе Баалу.
Они предали своих сыновей и дочерей огню; они практиковали гадания и предсказания и занимались такими вещами, которые раздражали Бога.  Господь был разгневан на Израиль, и он изгнал их из Своего присутствия, никого не осталось, кроме одного племени Иудеев. Иудеи также не исполняли указы Господа своего Бога и следовали тем же обычаям что и Израиль.  Так Господь отвергнул все потомство Израиля, и Он причинил им страдания и отдал их в руки разорителям, и наконец Он отверг их от Своего присутствия."
  Таков печальный конец истории, которая началась так благоприятно  в Книге Бытия 1.
 Второзаконник возложил вину за трагическую историю двух царств на грех идолопоклонства, и в особенности идолопоклонства королевского дома; однако,  другой ответ будет предоставлен классическими пророками Израиля - не менее достойный ответ, не менее достойная интерпретация, которая была призвана укрепить веру в того Бога, про которого можно было подумать, что Он покинул Свой народ.
Мы будем рассматривать ответ пророков на этот великий кризис, в котором оказалось общество израильтян,  на следующей лекции.   Сейчас мы поговорим о феномене пророчества и о некоторых из пророков, которые появляются в историческом повествовании.
  Вы помните, что библейское писание  Пророки мы делим на два раздела: Бывших Пророков и Поздних Пророков.
 Бывшие Пророки - это историческое повествование, протянувшееся от Книги Джошуа до 2 Книги Царей, и оно читается как повесть, в которой появляются несколько пророков, играющих  очень важную роль в драматической судьбе израильского народа. Пророки десятого, девятого века (Д.Н.Э.) ассоциировались с храмами.  В некоторых случаях они были связаны с царским двором.
Начиная примерно с восьмого века появляются пророки, речи которых записывались, и они стали присутствовать в книгах, названных именами этих пророков.
Тех пророков, речи которых дословно записаны в книгах, носящих их имя, мы называем литературными пророками или классическими пророками, в отличие от пророков, являющихся персонажами повествования, которое мы читаем от Книги Бытия до 2 Книги Царей.
  Литературные пророки имеют отношение к разделу Поздних Пророков. Это вполне логично.
  Раздел Бывшие Пророки - историческое повествование, в котором рассказывается о царях и пророках, и они являются действующими лицами этих рассказов.
В разделе Поздние Пророки  рассказывается не о них, а, наоборот, они сами сообщают  о чём то слушателям и читателям в виде божественных откровений и прорицаний. 
   Литературные пророки, также как и Второзаконник, пытались объяснить поражение и страдания Израиля и предоставить спасительную соломинку тонущему в пучине безверия израильскому  народному самосознанию.
Рассмотрим феномен пророчества в древнем Израиле путём сравнения и исследования повествований в Книге Самуэля и в особенности Книги Царей, в которых изображаются пророки.
Это поможет нам в дальнейшем рассмотрении книг литературных или классических пророков и той тематики, которая представлена в этих книгах.
   Пророчество было широко распространено  в Древнем Ближнем Востоке, хотя, конечно, в различных обществах, оно было представлено в разных формах.
Из месопотамских текстов второго тысячелетия (Д.Н.Э) нам известно об экстатических пророках. Известны также ассирийские экстатические  пророки. В основном их деятельность фокусировалась на предсказаниях для царей, как правило благоприятных. Надо заметить, что предсказывать благоприятную судьбу правящей верхушке было делом выгодным во все времена.
 В Библии мы также находим экстатических пророков среди ранних пророков.
Термин экстаз, когда он используется в данном контексте, относится к состоянию, когда субъект охвачен    такими сильными эмоциями, что полностью отключаются  разум и самоконтроль, которые предполагаются в нормативном поведении.
Экстатики используют музыку и танцы;  они вызывают своего рода эмоциональный взрыв  или безумие. Они часто описаны как извивающиеся в бреду.  Библия приписывает такое экстатическое состояние Духу Господню: Дух Яхве, который падает, бросается или нисходит на пророка и превращает его в своего рода носителя или инструмент Своей Божественной Воли  или Божественного сообщения.   
 Мы заметим, что многие пророки отличаются странным поведением.  Чудаковатым поведением отличаются и многие поздние литературные пророки.   Например, Иезекииль будет посредством разнообразных странных, возмутительных, скандальных поступков передавать сообщения свыше.
И я думаю, что это наследие экстатического пророчества, которое в основном практиковалось в Древнем Ближнем Востоке.
Однако не всё библейское пророчество носит такой экстатический характер. По еврейски "пророк" navi, и это слово означает, что пророк - это тот, кого позвали провозгласить послание, огласить послание Бога.
 В Библии мы видим это явление, которое называется «апостольские пророчества."
Апостол является просто посланцем.  Слово "апостол" означает того, кого послали с сообщением.
 Таким образом, апостольские пророки являются посланниками Бога, который их призвал и поручил миссию, иногда даже помимо их желания.  Это не просьба, а приказ передать слово Бога миру.
Эти пророки сильно отличаются от тех, что по просьбе клиента за плату освящали какие нибудь предметы.
    Эти апостольские пророки представлены в Библии как инструмент Бога в его желании обнаружить себя и свою волю людям.
  Многие учёные заметили, что самым первым пророком в длинном ряду библейских апостольских пророков был Моисей.
 В некотором смысле, его призыв, и его ответ являются парадигмой  для некоторых из этих более поздних классических пророков. В текстах литературных пророков вы встретите описание их вызова и внезапной, драматической встречи с Богом. Обычно вызов состоит из определенных стандартных этапов.
  Происходит неожиданная встреча с Богом. Возможно, это некое видение или  призывающий голос.
  Человек, однако, проявляет нежелание -  это также скопировано с Моисея - нежелание призванного  брать на себя такую ответственность, но в конечном итоге его сопротивление сломлено, и он уступает убедительности  Бога. Это происходит во многих пророческих книгах.
Апостольское пророчество несколько отличается от экстатического.
Оно также отличается от ворожбы и гадания.  Гадание является попыткой  проникнуть в божественную волю посредством использования некоторой техники, возможно, манипуляции определёнными веществами, возможно, копаясь в кишках  жертвенного животного.
  Подобное гадание, также как и  колдовство, заклинания, контакт с призраками и духами - всё  это  осуждалось Второзаконием. 
Важнейшим объектом обличающих речей Второзакония является поклонение  чужеземным богам.
 Но сам факт, что Второзаконие столь яростно выступает против подобных обрядов, ясно говорит о том, что эти обряды  были широко распространены.
 Возможно, именно из этого до некоторой степени состояла Израиле- Иудейская религия.
Вы найдёте в тексте историю  о ведьме Эндоре - когда Сол идет к колдунье, чтобы вызвать к жизни дух Самуила посоветоваться с ним.
Более того, мы обнаружим гадание в самом культе Яхве. Оно исполняется священниками.
Они манипулировали с некими божественными предназначенными для пророчества предметами.  Их называют  urim  и tummim, и в тексте они не переводятся, потому что мы толком не знаем, что они означают. Они могут быть родственными слову свет, целостность, совершенство. Возможно, это просто абракадабра почти без всякого смысла, звучащая в унисон со словами, имеющими некий смысл.
Единственное, что мы знаем про urim и  tummim, это то что они были предписаны Богом.
Мы предполагаем, что это могли быть разукрашенные камни, которыми манипулировал священник, чтобы получить указание свыше в виде "Да" или "Нет."
И поскольку  сказано, что эти предметы были предоставлены самим Богом как средство выражения своей божественной воли, Второзаконие не осуждает это.
 Но в целом,  с точки зрения Второзаконнического историка,  гадание, колдовство и т.п., не только запрещены, они весьма отличны от деятельности пророков.  Пророки принадлежали совершенно к иной сфере деятельности, в соответствии с представлением Второзакония.
  Еврейский пророк не был по преимуществу предсказателем судьбы.  Это весьма распространённое заблуждение.      
Пророк выступал в очень конкретной исторической ситуации и делал это в очень конкретных выражениях.  Он возвещал внезапную волю Бога как ответ на создавшиеся обстоятельства. Целью его выступлений было побудить людей измениться и вернуться на праведный путь соблюдения условий договора.
Любое предсказание, которое делал пророк, относилось к ближайшему будущему, имеющему непосредственное отношение к сложившейся ситуации.  Таким образом, послания пророков были скорее рецептом и советом для выхода из тяжёлых обстоятельств и для предотвращения надвигающейся гибели или будущих бедствий.
В Израиле были и женщины пророки. Правда, их нет среди литературных пророков, вернее сказать, что ни одна книга не включает речи женщины пророка и не названа  именем женщины пророка.
Однако в Библии упоминаются пророки женщины: Мириам - в Пятикнижии; Дебора - возглавлявшая племя и описанная в гл. 4 и 5 Книги Судей как пророк; Хальда - к совету которой прибегали во времена правления Иосия; а также Ноадия, которая занималась пророчеством в пост изгнаннический период.
    Прорицание и единодержавие были тесно связаны в древнем Израиле, и это играло важную роль.
 Прежде всего, напомню, что царь является помазанником Яхве и именно пророк производит помазание.
И потому устанавливается крепкая связь между царём и пророком.  Мы видим это уже на примере первых двух царей Израиля.
Сол, первый царь, был помазан пророком Самуилом, и, к тому же, про него говорится, что он сам занимался экстатическим пророчеством. 
 Уже будучи помазанным на царство, он  был захвачен духом Яхве. Он присоединяется к группе мужчин - и это в 1 Книге Самуэля гл. 10:5; они играют на арфе, бубне, флейте и лире, и он присоединяется к ним, и это вызывает экстатическое исступление, религиозное исступление, и оно превращает его в другого человека, как говорится в тексте. А в другой раз во время своего экстатического пророчества, Сол раздевается  догола.
В Библии также рассказывается об экстатических пророках, которые занимались самоистязанием.
 Второй царь, Давид, в соответствии с текстом, также пророчествовал. Помимо помазания пророком, на него нисходил дух Яхве или харизма.      
Последующие цари уже не занимаются пророчествами, но связь между царём и пророками остаётся крепкой. И она выражается несколькими способами.
Пророки не только помазывают на царство, но и также и объявляют об утрате ими права на трон.
 В некотором смысле они являются делателями царей и их ниспровергателями.
  Идея противостояния  пророков и царской власти проходит красной нитью через значительную часть библейского повествования.
 У каждого царя имеется свой шип в боку в виде пророка. Так Самуэль строил тайные замыслы относительно правопреемства будущего царя. Пророк Нафан стоял как кость в горле у царя Давида.
  Пророки Илия и Михей противостояли Ахаву, а также пророк Елисей -  Дому Ахава. Иеремия  выступает против царя довольно резко.
    Оппозиция пророков монарху, когда первые играли роль сторожевого пса при царе, окрашивает сюжеты всех рассказов  о бывших пророках.  Это создаёт для нас фундамент для понимания  писаний литературных поздних пророков. Те пророки очень часто описываются как противостоящие официальной политике и царской политике.
Очень часто в тексте даётся такой  мотив оппозиции пророков.  Слово Господа снизошло на X, пророка X не устраивает царь У. И далее следует:" ибо ты согрешил я тебя уничтожу, я вырву царство от тебя" и так далее.
Какую роль играли пророки в Книге Самуэля и Царей?
 Кстати,  я хочу упомянуть мимоходом о понятии, которое я называю "человек -да", в отличие от истинных пророков. Как и цари Ассирии, цари Израиля и Иудеи решили, что  весьма полезно содержать пророческие гильдии. И в большинстве случаев эти придворные пророки вещали только то, что было приятно слышать монарху.
  Во многих случаях мы видим, что эти профессиональные  королевские пророки, не всегда находятся в ладах с теми личностями, которые библейский писатель будет рассматривать как истинных пророков.
Поздние пророки истинно передают слово Бога, а не просто подобострастно одобряют царскую политику. Они объявляют её независимо от того, нравится это царю и народу или нет.   
Классический пример этого - Михей, сын Иемвлая. Михей пророчествует истины от Господа, хотя она вызывает недовольство царя и в конечном счете будет стоить ему свободы. (Не путать с Миха). Его история рассказана в 1 Книге Цар. гл. 22.
Этот рассказ является острой критикой придворных прорицателей, которые бездумно поддакивают всем политическим решениям царя Ахава (Агавы), правившего в северном царстве в девятом веке. В это время северное царство Израиль и южное - Иудея решили заключить союз. Они хотели попробовать отвоевать некую область на севере, на территории Сирии.
Но прежде чем предпринять военную кампанию необходимо было получить одобрение от Бога.
Царь Ахав (Агава) вызывает придворных пророков ( а у него в штате 400 пророков) и спрашивает:
" Следует ли мне двинуться на Рамоф Галаадский и дать сражение, или лучше мне этого не делать?"
"Выдвигайтесь в поход -, сказали они, - и Господь предаст его в руки Вашего Величества» [1Книга Цар. 22:06].
Как видите,  пророчество в данном случае является учреждением с функциями советников царя.
Однако, похоже, что царь Иудеи, Иосафат,  надеялся на прорицание против кампании или просто не доверял прорицателю.
 Он говорит: "Нет ли ещё какого-нибудь пророка Господа, которого мы могли бы спросить?"
На что царь Израиля отвечает Иосафату: " Есть ещё один человек, через которого мы могли бы обратиться к Господу с вопросом; но я ненавижу этого пророка, потому что он никогда не прорицает что либо приятное для меня, и всегда только несчастья.  Это  Михей, сын Иемвлая."
 Однако, Иосафат настаивает, и царь вызывает Михея.  Гонец, посланный за Михеем, предупреждает его, что ему следует дать одобрительное прорицание, как это сделали остальные пророки.  Посланник говорит: " Все пророки в один голос предсказали удачу. Лучше тебе присоединиться к общему мнению."
(Гл.22:13   1 Книга Царей). 
Это ясно показывает, что прорицатели в основной своей массе ориентировались на пожелания и волю царя.
Итак, Михей отвечает на вопрос царя об успехе предстоящего похода положительно:   "Выдвигайтесь и побеждайте!  Господь предаст победу в руки Вашего Величества."
Но он не использует пророческую формулировку: "Так говорит Господь" или некоторые другие указания на то, что у него было видение и что он прорицает именно то, что сообщил ему Господь.
 Царь, кажется, чувствует  этот обман и говорит: " Сколько раз мне умолять тебя говорить мне ничего, кроме правды,  именем Господа?"
Тогда Михей  рассказывает царю о своём видении, посланном ему Богом: он видит израильтян, рассеянных по холмам, в образе овец, у которых нет пастуха. Под этим подразумевается, что царь, который выступает в роли пастуха для израильтян, будет убит в сражении, а израильтяне, подобно овцам на холмах, будут рассеяны.
Царь был в сильном раздражении от пророчества Михея и сказал Иосафату: " Ведь я же тебе говорил, что он не предскажет мне удачи, только одни бедствия," (Гл.22:18  1Книга Царей) 
   В следующем разделе Михей даёт объяснение, почему он стал одиноким раскольником. Он не осуждает других пророков за то что они делают угодные царю прорицания. Вместо этого он представляет их как введённых в заблуждение, и даже возможно, Богом.
Михей во второй раз произносит слово Господа. У него появилось второе видение. Это видение Бога, который восседает на троне, и вокруг него толпится воинство небесное.
Бог спрашивает: " Кто соблазнит Ахава (Агаву)  двинуться на  Рамоф Галаадский и пасть там?" 
Кто-то выходит,  вызывается исполнить это задание и говорит, как он собирается это сделать:
" Я спущусь на землю и обернусь потоком  лживых речей, истекающих из уст всех его пророков."
 Бог говорит: " Отличный план. Он сработает. Иди и сделай это."
Михей заключает свой рассказ о видении, говоря: " Таким образом, Бог вложил лживые пророчества в уста всех твоих пророков, потому что Бог задумал покарать тебя." (гл. 22: 20-23  1 Книги Царей).
 Бог намерен послать Ахава(Агаву) на погибель, чтобы покарать его за грехи, как он прежде наказал фараона за чёрствость его сердца и отказ отпустить израильтян с Моисеем на свободу.
   Царь огорчился и пребывает в растерянности, не зная, кому верить.
 Он не убивает Михея прямо на месте, но заточает его в темницу, где он сидит на воде и хлебе. Царь хочет проверить, что же всё таки получится из его военного похода и сражения.
Михей соглашается с этим: " Если вы вернётесь домой целый и невредимый, значит не Господь говорил через мои уста"(гл. 22:28 1Книга Царей).
Его пророчество оказалось верным. Царь оделся так, чтобы никто не мог его узнать, но во время битвы был убит, а его войско рассеяно.
  История Михея - это полемика против того, что библейский писатель воспринимал как национализация или кооптация пророческой гильдии.  И по ходу изложения она изображает, какими должны быть настоящие пророки.  Михею предназначено донести слово Господа, несмотря на неодобрение царя и расхождение с мнением большинства.  Он произносит приговор Бога, направленный против народа.
Ему суждено в некотором смысле вручить чёрную метку.
Довольно интересным фактом является то, что в конце концов это было признано как знак истинного пророка. Предсказывающий бедствия и несчастья становится истинным пророком.
Не трудно представить, что этот негативный тренд плохо сочетался с установившимися интересами.
Но с точки зрения прошлого, традиция выделяла некоторых из этих пророков, как единственно говорящих истину.
Это их первая функция: истинные пророки противостояли пророческой гильдии, находившейся на службе царей.
 Второй функцией пророков, как их изображает Библия, было то что они были фанатиками Бога.
В этом аспекте они сильно отличались от от лжепророков.  Особенно ясно это показано на примере таких фанатиков Яхве как Илия и Елисей.  О них рассказывается в гл. 17-19 и 21  1 Книги Царей (Илия) и гл. 2-9  2 Книги Царей и гл. 13 (Елисей).
Эти материалы являются хорошим примером независимых произведений  традиции, народных рассказов, которые были вставлены во Второзаконническую историю. 
 Это чистый фольклор, в этих рассказах содержится много драматизма, чудес, они колоритны и повествуют о животных, ведущих себя удивительным образом.
  Тот факт, что этот материал относится к фольклору, подтверждается  тем, что  существует некоторое наложение в изображении деятельности двух пророков: оба они умножают пищу, оба они предсказывают смерть царицы Иезабэл, жены Ахава(Агавы),оба они разделяют воды, и т.п.
 Но в их окончательном виде рассказы перемежаются с историческими примечаниями о двух пророках, а затем установлены в  более широкие рамки  истории царей северного царства.
Они были использованы Второзаконнической школой, которая, как вы помните, является южной, Иудейской.
Они приспособили их для своих целей, чтобы выразить строгое осуждение северного царства Израиль и его царей как идолопоклонников.
 Так Илия, Илия Фесвитянин - это означает, что он родом из города Фесв в Галааде, который расположен на другой стороне  Иордана - Илия очень драматический характер.              Он переправляется через Иордан. Он одет в волосяную одежду и кожаный пояс. В конце его рассказа он унесён, как предполагает один из слуг царя, ветром Бога.  Для нас  он  знаменателен тем, что затевает борьбу с культом Баала и Ашерах, который был введён царём Ахавой (Агавой), чтобы угодить своей супруге царице Иезабэл, поклонявшейся Баалу.
Первым делом Илия объявляет засуху именем Господа.  Это является прямым вызовом Баалу, потому что считается, что он ответственен за плодородие и жизнь земли.  Илия хочет доказать, что Яхве, а не Баал контролирует плодородие.
Есть весьма убедительные свидетельства о том, что на самом деле в северном царстве поклонялись Баалу вплоть до самого его разрушения. Вероятно, израильтяне не видели особых противоречий между культом Баала и культом Яхве.
Но в рассказе Илии Второзаконнический историк представляет эти два культа борющимися за исключительные права на поклонение. Победитель должен остаться только один:  либо Баал, либо Яхве.
Царица Иезабэл, супруга царя Ахава (Агавы), держала свиту из 450 пророков Баала и убивала пророков Яхве.
Кроме того, Илия точно так же ревностно предан Яхве. Он отказывается терпеть поклонение какому либо иному богу, кроме Яхве. Он постоянно демонстрирует чудеса именем Яхве, показывая, что не Баал, а Яхве даёт жизнь. Он воскрешает мёртвого ребёнка, он умножает масло и муку и много чего он ещё делает именем Господа для того чтобы показать, что именно Яхве, а не Баал, имеет истинную силу.
Но, как я уже говорила, есть ученые, которые утверждают, что библейская религия, в отличие от израиле-иудейской религии, - кому на самом деле люди поклонялись в Израиле и Иудее, это одно дело, но речь идёт о библейской религии, которая является эксклюзивным Яхвизмом или тенденцией к монотеизму - возникла в результате деятельности ревностных пророков, таких как Илия и Елисей на севере, борясь  с поклоняющимися  Баалу.
После падения Северного царства традиции эксклюзивности Яхве  пришли на юг и в конечном итоге были впитаны Второзаконнической школой. Так что и на самом деле может быть причиной возникновения  Яхвизма  были такие одержимые культом Яхве как Илия и Елисей.
Противостояние культа Яхве и культа Баала достигает кульминации в гл.18  1 Книги Царей.  В  этом драматичном рассказе Илия вызывает пророков Баала на состязание. 
 В это время земля корчилась от жестокой засухи, которую Илия считает божественным наказанием за широкое распространение культа Баала царём Ахавом(Агавой.
Илия прячется от царя, который пришёл в ярость, когда Илия объявил засуху именем Бога.
Через три года Илия приходит к царю. Ахав(Агава) при виде Илии говорит: " Это ты, причина бедствий Израиля?"(гл.18:17).  Пророк отвечает: " Не я чиню бедствия Израилю, а ты и Дом твоего отца, потому что не соблюдаете указы Господа и поклоняетесь Баалу.  Теперь же собери весь народ Израиля у горы Кармел и вместе с ними пусть придут 450 пророков Баала, а также  400 пророков Ашерах, которые подъедаются  за столом Иезабэл."
Когда все люди собрались, Илия говорит: " Как долго вы собираетесь колебаться между двумя Богами?
Если Господь ваш Бог - следуйте за ним, а если Баал - идите за ним !"
Похоже, что в народном сознании уживались спокойно оба культа, но пророки этих культов стремились и требовали своей монополии. Ответом пророку Илие было молчание.  Илия приготовился к напряжённому состязанию.  Два быка были убиты: одного положили на алтарь Баала, другого - на алтарь Яхве. Пророки Баала должны были вызвать своего бога, а Илия - Яхве, чтобы тот разжёг жертвенный огонь. Тот из богов, кто откликнется  первым и зажжёт огонь, тот и есть истинный бог.
Пророки Баала вызывали своего бога  с утра до полудня криками " О, Баал. Ответь нам." И описание, которое следует, весьма остроумно.
В ответ не раздалось ни единого звука, и никто не ответил; они танцевали и прыгали вокруг установленного алтаря. В полдень Илия сказал им, насмехаясь: " Кричите громче! В конце концов, он бог.  Может быть, он с кем нибудь беседует или принимает ванну, а может, он путешествует или, возможно, заснул и проснётся."
И действительно, они кричали громче и полосовали себя ножами и копьями, в соответствии с их практикой, пока с них не потекла кровь. Когда миновал полдень, они продолжали буйствовать до часа представления приношение пищи. (1 Kings 18:26-29).
Прошло ещё немало часов - и ни единого звука в ответ, никто не услышал и не отозвался.
Наконец настал черёд Илии.  Он устанавливает 12 камней, символизирующих 12 племён.
 Затем кладёт быка на алтарь и выкапывает канавку вокруг алтаря и приказывает наполнить её водой.  Видимо, это декорация, созданная для того чтобы подчеркнуть чудо, которое должно произойти.
Илия призывает имя Господне, и в тот же миг огонь Бога спускается с небес и пожирает жертвоприношение, дрова, камень, землю и даже воду.   Люди падают ниц и кричат: " Яхве наш единственный Бог!"
 Пророки Баала были схвачены и казнены.   Илия ожидает прекращения засухи. К нему приходят слуги и докладывают: " Маленькое облачко размером с ладонь человека поднимается на западе."   Небо стремительно чернеет, ветер рвёт и мечет. Наконец разразился шторм, в результате которого засуха закончилась.
Язык, используемый для описания этого шторма, тождественен языку, которым описывался шторм Баала.   Яхве является реальным богом бури, а не Баал. Господь управляет природой, а не Баал. Это Бог является эффективным, тогда как Баал молчит и бессилен, и выбор Израиля должно быть чётко обозначен.   Яхве должен быть единственным Богом для Израиля, так же, как он  единственный для Илии, имя которого означает "Бог мой Яхве" [El-и-Yahu  Eli = мой Бог].
   Иезабел сильно расстроена и угрожает Илии наказанием. Он бежит в пустыню, и проводит 40 дней и ночей на горе Хореб(или Синай).   Это место, на котором произошло Богоявление Моисею.
Моисей также провёл там 40 дней и ночей, и многие учёные обратили внимание на параллели между Илией и Моисеем.   Похоже, что традиции Илии отливались с матрицы Моисея.
 На горе Синай Илия пребывает в сильном отчаянии.  Он жаждет смерти.  Ему кажется, что он проиграл битву за Бога. Он прячется в расщелине, и это также напоминает о расщелине, в которой прятался Моисей, для того чтобы подсмотреть, когда Бог будет проходить мимо. 
Подобно Моисею, Илия прячется в расщелине, где он встретит  Бога.
Наконец Слово Господа снизошло на него. Он сказал: " Почему ты прячешься здесь, Илия?"
Илия ответил: " Меня изгнали за верность Господу, Богу небесных сил, потому что израильтяне отвергли Твой договор, разрушили Твои алтари и предали Твоих пророков мечу. 
Один лишь я остался, и они ищут, чтобы убить меня."
" Выходи, - последовал ответ, - и встань на горе перед  Господом."
И Господь прошёл мимо. Поднялся сильный ветер, расщепляя горы и качая скалы мощью Господа. 
 Но Его не было в ветре. Затем началось землетрясение, но и в нём не было Бога.  Землетрясение сменилось огнём, но Господа не было в огне. За огнём последовал мягкий бормочущий звук или, вернее, тихий, слабый голос. Существует много вариантов перевода этого поэтического отрывка.
Когда Илия услышал его, он закрыл лицо плащом, вышел и встал у входа в пещеру.
Илия в некотором смысле обновился у Синая. Это гора была священной, поскольку являлась местом заключения договора с Богом.
Но в то время как ранее Богоявления на горе Синай были связаны с землетрясением, ветром и огнём, повествование здесь, кажется, хочет подчеркнуть, что Бог заключён не в землетрясении, ветре и огне.
 Он пребывает в затишье после шторма.  Это может быть служить своего рода балансом или коррекцией к предыдущему рассказу об Илии на горе Кармил,  которую мы только что читали.
Бог может повелевать штормом, и Илия воочию убедился в этом, но его нельзя идентифицировать и ассоциировать со штормом, как Баала.  Он не бог природы, его можно познать только в тишине.
  После Богоявления, которое лицезрел Илия, Господь велит Илии возвратиться. Ему пришлось покинуть Синай и вернуться к людям.  Ему предстояло разжечь мятеж, или даже революцию, в царском Доме.
 Это единственное задание, которое Илия не завершит. Это сделает его последователь Елисей.
В этом отрывке  важен акцент на том, что Яхве, скорее, бог истории, нежели природы, как например, Баал. Бог Израиля вершит историю, и познаётся людьми через Его исторические  акты.
Его пророк не может уединиться на горе для молитв, он должен возвратиться и приступить к исполнению плана, который Бог начертал для Своего народа.
  Итак, на примере Илии и Елисея мы рассмотрели одну из ролей, которую играли пророки, а именно, страстных проповедников Яхве. 
 Проповедники играют и другие роли, мы увидим это на примере Елисея, который является правопреемником Илии. 
Цикл рассказов об Елисее заканчивается вознесением Елисея в Небеса на огненной колеснице в смерче.  Этот эпизод подкреплял давно установившееся представление о том, что Елисей никогда не умирал.  Илия станет предвестником Мессии, он вернётся провозгласить появление Мессии.
Илия передал свой пророческий плащ своему последователю и преемнику Елисею.  Участие Елисея в политической жизни также является очень важным и высвечивает другую роль, которую играли пророки - роль делателей царей и ниспровергателей царей.
К Самуэлю, который помазал царя Сола и несколько позже - Давида, добавляется Елисей.
Он посылает своего человека тайно помазать на царство  Иеху ( одного из экс-капитанов Ахава(Агавы)). Это приведёт к кровавой гражданской войне. Иеху расправится со всей семьёй Ахава(Агавы),  со всеми его сторонниками и с его свитой в Израиле. Он также собирает всех поклонников Баала в большой храм, который был построен Ахавом(Агавой) в Самарии, и затем он приказывает их убить и  разрушить храм. Так что это целенаправленная битва тотальной войны между партией приверженцев Яхве и партией Баала.
В связи с Елисеем я бы хотела отметить третий аспект деятельности пророков, который ярко отражён в Книге Царей - это сотворение чудес.
Как и Илия, Елисей творит чудеса.  Он заставляет железный топор плавать, он воскрешает ребёнка из мёртвых.   Он наполняет кувшин маслом и делает отравленный суп съедобным.
  Он может накормить 20 овсяными лепёшками сто человек. Он вылечивает прокажённых.   
Эти легендарные истории, в которых божественные намерения осуществляется с помощью сверхъестественных сил святых людей,  представляют собой существенную часть народной религиозности.
  Люди обращаются к странствующим  святым людям, в случае болезней и бедствий, за помощью.
Такой вид религиозной активности - который был широко распространён в древнем Ближнем Востоке и Израиле - этот вид народной веры и эта зачарованность странствующими харизматиками  отражаются в евангелиях  Нового Завета.
   Эта пророческая роль хорошо демонстрируется пророком Нафаном, который является воплощением совести царя.   В гл. 11-12 2 Книги Самуэля мы находим драматическую историю Давида и Вирсавии, об их незаконной связи.   
Её муж, Урия, сражается в царской армии в то время как стараниями Давида Вирсавия забеременела.
Когда Давид узнаёт об этом, он сначала пытается избегнуть огласки. Он вызывает Уриа из действующей армии со словами: " Приезжай домой и выполни свои супружеские обязанности по отношении к своей жене."
Однако Уриа настолько благочестив (или патриотичен) - история рассказана с полупрозрачными намёками - и он отказывается  со следующим объяснением: " Как я могу  предаваться наслаждениям, когда люди здесь умирают?"  В этих словах таится укор самому царю, который как раз и занимается прелюбодеянием в то время как его подданные гибнут в сражениях.  Когда замысел Давида расстроился, он решил избавиться от Уриа. Он отдал тайное распоряжение командиру Урии расположить его во время сражения  на передней линии и затем отойти, чтобы оставить его одного среди атакующих врагов.  Всё это было в точности исполнено - в результате Урия убит.
Но даже царь не  стоит выше закона Божьего, и Бог посылает Своего пророка Нафана рассказать царю басню. Это в 2 Книге Царей гл. 12:1 до 14.
" В одном городе жили два человека: бедный и богатый. У богатого были огромные стада, а у бедного - одна маленькая овечка, которую он купил.  Он о ней заботился.  Она росла вместе с его детьми. Он делился с ней куском хлеба, поил её из своей чашки, лелеял на своей груди, и она была ему, словно дочь. 
Однажды к богачу приехал гость, но хозяин не захотел взять овцу из своего стада, чтобы приготовить обед, а взял овечку у бедняка и, приготовив из неё блюдо,  угощал своего гостя."
Давид разгневался на богатого  и сказал Нафану: " Покуда жив Господь, такой человек заслуживает смерти! Он должен был заплатить в четыре раза дороже стоимости этой овечки, потому что поступил столь  безжалостно." Однако Нафан сказал Давиду: " Ты и есть тот богатый человек."
Весьма удивительным кажется в этой истории, что Нафан не был убит на месте. Он был обвинён, но сумел сохранить жизнь.
 Точка зрения библейского рассказчика на монархию,  предполагает подчинение царя Господу, к учению Господа,  заповедям Господним, а также к  истинным пророкам Господа, и потому мы не видим, чтобы Нафана заточили, а, наоборот, Давид признаёт свою вину и кается.
Однако Давид не избег наказания. Плод его любви с Вирсавией умирает, а Дом Давида раздираем распрями и изменами, и автор основную вину возлагает на грехи Давида.
Подобно Илие, Елисей выступает в роли совести царя Ахавы(Агавы) в  гл. 21  1 Книги Царей.
Там есть любопытная история с виноградником. Король жаждет приобрести этот виноградник, и его жена, Иезабел ложно обвиняет хозяина виноградника в богохульстве.  Это тяжкое преступление, и человека забросали камнями до смерти.  Хотя обвинение сфабриковано, его имущество переходит к короне. Вскоре после этого появляется Илия и объявляет гибель Ахава(Агавы) и его потомков  из за этого ужасного греха. Ахав (Агава) признает грех.
Он раскаивается. Таким образом, его наказание откладывается, но, как мы видели, он впоследствии убит в сражении при Рамофа Галаад.
   Итак, мы видим, что пророки также являются и нарушителями спокойствия, с точки зрения царей.
Отношения между пророками и монархами являются также и состязательными.
  Теперь рассмотрим классическое пророчество и литературных пророков.
 Этот  период начинается примерно в 750 г. с двух пророков Амоса и Осии  и протянулся на 320 лет до 430г.   Последним из классических пророков был Малахия.  Книги литературных пророков охватывают этот интервал времени. Эти пророки пытались ответить на острые вопросы своего времени.
  Удобнее всего сгруппировать их вокруг четырех периодов кризисов или четырёх критических периодов, которые я перечисляла.
Первая группа пророков связана с ассирийским вторжением и падением Израиля в 722 г.
Вторая - это пророки вавилонского вторжения в 586 г. , третья  - пророки времён изгнания, в частности, Иезекииль. Четвёртая группа - пророки пост изгнаннического периода или восстановления общины, когда израильтянам разрешили возвратиться  к восстановлению своей общины. 
   В восьмом веке Ассирийская империя угрожает Израилю и Иудее. На севере пророчествуют Амос и Осия, и они предупреждают  о гибели.  Она грядёт как наказание за нарушение договора Моисея.
 В 722 г. пал Израиль, и над Иудеей нависла смертельная угроза от ассирийцев.
 Исайя и Михей пророчествуют гибель Иудеи, обусловленную поклонением Баалу и не выполнением требований Яхве. Этих четырёх пророков мы ассоциируем с ассирийским кризисом.
  С падением Ниневии, столицы Ассирии - это падение в 612 году празднует пророк Наум -   Вавилон становится хозяином региона, и Иудея превращается  в вассальное государство, однако пытается бунтовать.
 Пророки Аввакум и Иеремия  пророчествуют в южном царстве  в Иудее. Иеремия призывает подчиниться  Вавилону, потому что видит в Вавилоне орудие справедливого Божьего наказания.
    Пророки являлись иногда утешителями, так например Иезекииль, не только утверждал справедливость наказания Яхве, но и утешал евреев в изгнании.
И, наконец, в конце шестого века, когда первые изгнанники возвращаются на родину и восстанавливают общины, они сталкиваются с очень суровыми обстоятельствами.  Пророки Аггея и Захария утешают их, обещая лучшее будущее, а пророки Джоэл и Малахия  вносят некоторую эсхатологическую надежду.
Это далеко не все пророки, но перечисленные мной представляют собой костяк значимых пророков, который нам предстоит рассмотреть. Следующую лекцию мы начнём с рассмотрения деятельности пророка Амоса.



[end of transcript]


Рецензии