Ортодромия

            
Он часто пролетал над нами, самолёт ЯК-12.

Вот  посмотрела и даже провела карандашом линию на карте – если лететь из теперь уже старого гродненского аэропорта Каролино в Слоним, на взлётно-посадочную площадку возле Жирович (есть ли она там сейчас?), маршрут пролегает как раз над нашим домом в Лесничовке ( в Сынковичах).

Теперь на аэродроме Каролино  базируется единственный самолёт АН-2, принадлежащий ДОСААФ…

 А в 70-80 годы 20 века в аэропорту Каролино кипела авиационная жизнь.  Прилетали и улетали большие самолёты, в здании аэропорта толпились пассажиры и можно было по воздуху быстро добраться не только в Минск  и в областные центры республики, но и в районные города области.

Зайдя в здание аэровокзала и пройдя его до двери, ведущей на аэродром,  из окна справа можно было  наблюдать, как приземляются и как взлетают лайнеры. Взлётно-посадочная полоса была (и осталась до сих пор) грунтовая. Но она не раскисала и не размокала даже в самую дождливую и сырую погоду. На аэродроме стояли самолёты, по громкой связи звучали объявления.

…мы сидели на траве недалеко от аэропорта и разговаривали, когда по громкой связи стали вызывать:
- Командир воздушного судна Мурог, на вылет!

 Воздушное судно было  ЯК-12. Это был лайнер! Сколь для многих ЯК-12 стал и остался первой любовью, никогда не забываемой! Теперь некоторые автомобили могут ехать с гораздо большей скоростью, а в то время 150-180 км/ч ЯК-12 были весьма быстры и приличны. И это на высоте, с которой всё можно рассматривать! Это было небо, настоящее небо!

Разумеется, в тот раз был, как это чаще всего случалось, вызов на санрейс. Когда бывали сложные случаи и нужна была помощь врачей-консультантов или становилась необходимой срочная эвакуация пациента в областную больницу, на помощь прилетал именно этот самолёт, потому что ему не нужны были большие аэродромы и длинные благоустроенные полосы для посадки и взлёта.

В то время на ЯК-12 в Гродненском объединённом авиаотряде работали два пилота. Каждый летал сам, один за штурвалом . Но о другом лётчике, о его полётах и лётных приключениях я знала только по рассказам  этого командира самолёта, который всегда прилетал, когда нужно было для  пациентов нашей больницы.

Трудился ЯК-12 и летом, и зимой. Тогда я не понимала, что мне рассказывал командир и почему рассказывал. Трудными и опасными были те полёты.

 Однажды в сырую, холодную и довольно туманную  погоду поздней осенью надо было срочно доставить в один из райцентров донорскую кровь очень редкой группы, которая нужна была безотлагательно. Никто бы не упрекал пилота, если бы он отказался лететь. Но он не отказался и только попросил, чтобы с ним полетел ещё и штурман. Когда взлетели и немного пролетели, самолёт начал обледеневать. Т.е. покрываться льдом. В большом напряжении  долетели куда надо и приземлились.  Дрожа и трепеща. Диспетчер того аэродрома прибежал прямо к самолёту… Жизнь больного была спасена. Знал ли этот спасённый, кто прилетал и какой это был полёт? Скорее всего, не знал. Пилот запомнил.

Отлично летал этот пилот!

Это было время, когда в небе постоянно кто-то летал – золотое время авиации,70-80е годы 20 века. Теперь, когда набирает разбег век 21, в нашем небе в основном тихо и пусто.

Иногда, очень редко, увидишь вечного труженика АН-2 или где-то  высоко, оставляя инверсионный след, какой-то большой самолёт пролетит на запад. А самолёт-ветеран ЯК-12 уже, как говорится в песне, «он своё отлетал, он своё отработал». Он даже не стоит в стороне от других самолётов. Исчез.  Увидеть его можно только в интернете, на старых фотографиях или на форумах  энтузиастов, разыскивающих или восстанавливающих чудом уцелевшие ЯК-12. Их мало.

Такая вот ортодромия.


(фотография из интернета).


Рецензии
Все они, на мой взгляд, Лилия, красивые. Немало их прошло через мою жизнь
авиатехника, и нет некрасивых; такие просто летать не смогут. И не только
гражданская авиация потерпела непредвиденную посадку. ВВС также вряд ли
достигнет "того" уровня. В короткие сроки после страшной войны страна
обрела крылья реактивных машин. Целый ряд моделей на все случаи в обороне
и мирной жизни выпускались на наших заводах. Полмира на них летали, и военные
и гражданские. И никто не считал литры керосина, хватало всем. Новые времена,
нечестные и непонятные, выбираемся, но медленно. Кто позовёт в заводские цеха
мастеров, да их уже и нет, и учить нет желающих и тоже некому. Кто научит
летать, а не быть просто болванчиком при бортовом компе? Вопросы...и несть
им числа. А самолёты - красавцы. Все! Спасибо за напоминание о прошлом!
С уважением!

Валерий Слюньков   29.05.2019 11:36     Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.