Ортодромия
Он часто пролетал над нами, самолёт ЯК-12.
Вот посмотрела и даже провела карандашом линию на карте – если лететь из теперь уже старого гродненского аэропорта Каролино в Слоним, на взлётно-посадочную площадку возле Жирович (есть ли она там сейчас?), маршрут пролегает как раз над нашим домом в Лесничовке ( в Сынковичах).
Теперь на аэродроме Каролино базируется единственный самолёт АН-2, принадлежащий ДОСААФ…
А в 70-80 годы 20 века в аэропорту Каролино кипела авиационная жизнь. Прилетали и улетали большие самолёты, в здании аэропорта толпились пассажиры и можно было по воздуху быстро добраться не только в Минск и в областные центры республики, но и в районные города области.
Зайдя в здание аэровокзала и пройдя его до двери, ведущей на аэродром, из окна справа можно было наблюдать, как приземляются и как взлетают лайнеры. Взлётно-посадочная полоса была (и осталась до сих пор) грунтовая. Но она не раскисала и не размокала даже в самую дождливую и сырую погоду. На аэродроме стояли самолёты, по громкой связи звучали объявления.
…мы сидели на траве недалеко от аэропорта и разговаривали, когда по громкой связи стали вызывать:
- Командир воздушного судна Мурог, на вылет!
Воздушное судно было ЯК-12. Это был лайнер! Сколь для многих ЯК-12 стал и остался первой любовью, никогда не забываемой! Теперь некоторые автомобили могут ехать с гораздо большей скоростью, а в то время 150-180 км/ч ЯК-12 были весьма быстры и приличны. И это на высоте, с которой всё можно рассматривать! Это было небо, настоящее небо!
Разумеется, в тот раз был, как это чаще всего случалось, вызов на санрейс. Когда бывали сложные случаи и нужна была помощь врачей-консультантов или становилась необходимой срочная эвакуация пациента в областную больницу, на помощь прилетал именно этот самолёт, потому что ему не нужны были большие аэродромы и длинные благоустроенные полосы для посадки и взлёта.
В то время на ЯК-12 в Гродненском объединённом авиаотряде работали два пилота. Каждый летал сам, один за штурвалом . Но о другом лётчике, о его полётах и лётных приключениях я знала только по рассказам этого командира самолёта, который всегда прилетал, когда нужно было для пациентов нашей больницы.
Трудился ЯК-12 и летом, и зимой. Тогда я не понимала, что мне рассказывал командир и почему рассказывал. Трудными и опасными были те полёты.
Однажды в сырую, холодную и довольно туманную погоду поздней осенью надо было срочно доставить в один из райцентров донорскую кровь очень редкой группы, которая нужна была безотлагательно. Никто бы не упрекал пилота, если бы он отказался лететь. Но он не отказался и только попросил, чтобы с ним полетел ещё и штурман. Когда взлетели и немного пролетели, самолёт начал обледеневать. Т.е. покрываться льдом. В большом напряжении долетели куда надо и приземлились. Дрожа и трепеща. Диспетчер того аэродрома прибежал прямо к самолёту… Жизнь больного была спасена. Знал ли этот спасённый, кто прилетал и какой это был полёт? Скорее всего, не знал. Пилот запомнил.
Отлично летал этот пилот!
Это было время, когда в небе постоянно кто-то летал – золотое время авиации,70-80е годы 20 века. Теперь, когда набирает разбег век 21, в нашем небе в основном тихо и пусто.
Иногда, очень редко, увидишь вечного труженика АН-2 или где-то высоко, оставляя инверсионный след, какой-то большой самолёт пролетит на запад. А самолёт-ветеран ЯК-12 уже, как говорится в песне, «он своё отлетал, он своё отработал». Он даже не стоит в стороне от других самолётов. Исчез. Увидеть его можно только в интернете, на старых фотографиях или на форумах энтузиастов, разыскивающих или восстанавливающих чудом уцелевшие ЯК-12. Их мало.
Такая вот ортодромия.
(фотография из интернета).
Свидетельство о публикации №213041700337
С теплом души, Рита
Рита Аксельруд 15.10.2022 11:15 Заявить о нарушении
Виктор Куватов 2 22.03.2023 21:05 Заявить о нарушении