Карнавальный протест

Когда я вспоминаю о палаточном городке протеста, воздвигнутом молодыми людьми на бульваре Ротшильда в Тель-Авиве два года назад, то на ум сразу же приходит легендарная фраза Гегеля, цитируемая Марксом: «История повторяется дважды: первый раз в виде трагедии, второй — в виде фарса».

Я побывал тогда на месте палаточного городка на одной из самых респектабельных и дорогих улиц Тель-Авива. Протест был похож скорее на весёлый карнавал, да и сами участники были совсем не похожи на доведённых до отчаяния людей. Это были, в массе своей, студенты из весьма не бедных семей, типичные представители среднего класса, как у нас когда-то писали в школьных сочинениях, сытые бюргеры, которые и место выбрали для себя привычное — бульвар Ротшильда предлагает очень богатый выбор ресторанов, кафе и прочей экзотики, да и время стояло летнее – период студенческих каникул и отпусков у белых воротничков.

СМИ на иврите и русском тогда ещё корили «русских», что, мол, они либо не поддерживают протест, либо поддерживают, но слабо.

Ну, извините, дорогие представители среднего класса, я вам, конечно, очень сочувствую, но не получается у меня посидеть с вами на завалинке возле уютной палатки — работать надо, ипотеку платить за свою квартиру в старом доме: здесь, в Тель-Авивском Гарлеме, новых нет.

Я ещё тогда задавался вопросом: на какие деньги они столько протестуют —целых два месяца без перерыва! Когда они работают, на что живут?!

Протестанты не выглядели измождёнными и голодными, скорее, наоборот — сытыми и довольными.

— Что-то здесь не так, — подумалось мне.

Разговор с одним из участников «социального протеста», как его тогда называли в прессе, по-видимому, с одним из спикеров движения, расставил все точки над «и».

— Наша цель — заставить правительство забронировать часть строящихся квартир для студентов и молодых семей, — сказал он мне одновременно, дав понять: «Тебе здесь делать нечего».

Поясню, о чём речь. Цены на недвижиость в Израиле — заоблачные, несмотря на перманентное состояние войны. А в Тель-Авиве эти цены вообще космические. Человеку, работающему на заводе и живущему на зарплату, такое жилье явно не по карману, ну, разве что в следующей жизни.

Но, оказывается, что проблемы есть не только у бедняков, но и у среднего класса. Дело в том, что израильские олигархи скупают всё, что называется, на корню, как только закладывается фундамент. У них свои проблемы — нужно же ж куда-то вкладывать деньги! Вот и скупают недвижимость, чтобы потом сдавать в аренду. А кто страдает? Разумеется, средний класс, который не успевает купить жильё для себя в престижном центре страны, хотя деньги у него есть. Но куда ему за олигархами угнаться?

Я посочувствовал представителю среднего класса и отправился в другой палаточный городок — между новой и старой автобусными станциями. Кварталы, находящиеся здесь, и то, что расположено севернее — это как день и ночь.

Здесь бесплатно раздавали еду бездомным и наркоманам, часто в одном лице, сюда приходили те, кто живут в шхунат Шапиро и Тиква, квартале Надежды, где всё и во все времена было так безнадёжно убого. Сюда приходили те, кому не до жиру, кому нечем платить за аренду квартир, кто работает через аутсорсинговые компании или вовсе не работает из-за болезней или потому что выкинут из этой жизни; те, кому не добраться из своих лачуг до моря в выходной день.

Почему-то именно этот палаточный лагерь протеста полицейские снесли очень быстро, при этом действовали весьма жёстко, мягко говоря. На организаторов протеста завели уголовное дело за то, что они подключились к фонарному столбу, с тем, чтобы в ночное время в палатках был свет.

Представляете, украли! У муниципалитета, у общественности свет украли! Что там каких-то 180 миллиардов шекелей, перекочевавших, по согласованию с правительством из Института нацстрахования, выплачивающим пособия всем нуждающимся, к тайконам и записанные потом как показатели экономического роста!

Как бы то ни было, сообщение о незаконном подключении к фонарному столбу было едва ли не единственным сообщением в прессе о другом протесте. А представители среднего класса протестовали потом ещё больше месяца. Протестовали весело и комфортно, под музыку и жареные деликатесы, которые готовились тут же. Никто их не трогал. У меня сложилось впечатление, что их даже охраняли — они же ещё совсем дети.

Как не похожи они на тех молодых марокканских евреев, которые в начале семидесятых сорвали маску благопристойности с израильского истеблишмента и во всеуслышание заявили: «У нас есть бедность, есть дискриминация по этническому признаку и пора с этим кончать!» Их предали свои же, купившись на должности и привилегии. Увы, нет борьбы без предательства... Но они потрясли несправедливую систему, сорвали с неё маску.

А этот протест и сам был больше похож на маску.

Я живу в одном из кварталов бедноты, которые здесь на местном политкорректном жаргоне называют районами со слабыми слоями населения. Здесь много проблем и народ не везде обучен хорошим манерам. Но здесь, по крайней мере, нет лицемерия мелких лавочников, ставших хозяевами жизни. Поэтому мне здесь лучше.


Рецензии
Очень яркая картинка возникает этого палаточного городка. Ощущается настроение "протестующего" сытого среднего класса и горечь притесняемых. Замечательно написано, Влад!

С уважением

Николай

Николай Николаевич Николаев   25.04.2013 10:36     Заявить о нарушении
Спасибо, Николай!
Видеть их не могу, этот так называемый средний класс!

Суважением,

Влад Ривлин   25.04.2013 19:08   Заявить о нарушении