Проектирование в девяностых

Максим Рузский


ПРОЕКТИРОВАНИЕ В ДЕВЯНОСТЫХ


Это было в самом конце прошлого века, в девяностых годах, когда развелось множество самостоятельных архитекторов, сидящих по своим квартирам и практикующих. Одни из них обрадовались свободе и замахивались даже на анализ всего коттеджного строительства, составляли каталоги возможных планировок и мечтали поставить проектирование загородных домов на быстрый поток. Другие все же ставили перед собой скромные задачи и проектировали под конкретного заказчика. Но и те и другие недооценивали сложность малоэтажного строительства, считая, что сельский дом – это курсовой проект, сделать который особого труда не представляет.


Правда была в том, что какой бы величины ни был дом или сооружение, для его проектирования надо было продумать все известные его части:
Основание – грунты, слагающие сжимаемую толщу под ним.
Фундаменты  - конструкцию, передающую вес здания на это основание.
Стены – несущие весь вес здания и защищающие от мороза, жары и дождя.
Перекрытия – конструкцию, разделяющую этажи и несущую вес от мебели и людей.
Крышу, отводящую от дома потоки дождевой воды.
Кроме этого надо понимать, как работает и инженерное оборудование: электроснабжение, отопление и вентиляция.


В архитектурном институте очень хорошо учат людей рисовать планировки этажей, соблюдать пропорции, задумать броскую композицию здания. По мере овладения этими непростыми навыками, студенты проникаются духом своей исключительности, витающим в аудиториях. И действительно, их видение мира строительства очень сильно отличается от понятий простых смертных. Способность на пустом белом листе бумаги нарисовать дом ставит их на недосягаемую высоту и дает право называться заманчивым и гордым словом – архитектор.


Между тем, в отличие от воспитания в заграничных школах, где инженерии, сопромату и строительным конструкциям уделяется намного больше внимания, Московский архитектурный институт выпускает  людей с незаконченным техническим образованием.


При социализме, когда все зодчие непроизвольно добирали навыки на работе, неизбежно попадая под начало к опытным специалистам, такое незаконченное образование было достаточным.
Но после того, как в один день все изменилось, механизм долгого и доброжелательного воспитания архитекторов был нарушен, и брошенные на произвол судьбы молодые люди, наполненные гордостью за свои красные дипломы, сами того не понимая, оказались беззащитными перед превратностями «капитализма».


Те из них, которые по совету старших пошли в проектные институты, даже в этой затухающей атмосфере регулярного проектирования успевали набраться опыта и стать самостоятельными творцами. А те, кто польстился на «большие» деньги и примкнул к микроскопическим фирмам, погрязли в изготовлении некачественной проектной документации, которая теперь постепенно вытесняется с рынка по мере развития узкопрофессиональных строительных фирм.


В результате, в девяностые годы в стране было понастроено множество загородных домов без привлечения конструкторов и инженеров других специальностей. Далеко не сразу подрядчики осознали необходимость инженерно-геологических изысканий, предварительного устройства пристенного дренажа вокруг дома, планировки всей территории поселка и подводки к нему коммуникаций до возведения самих зданий. Это им прежде давалось как обязательная документация вместе с проектом, а сами они не умели ее, ни потребовать ее, ни создать.


Однажды, в то время, которое я описал, меня пригласил один начальник проехать с ним за город и высказать мнение о коттедже, который он хотел приобрести. Человек это был заслуженный, министр в одной из азиатских республик. Республика вместе со всем российским «подбрюшьем» отвалилась, и он стал главным инженером строительной организации в Москве, что было в его положении репатрианта немало.
 


Когда мы приехали на место, то не спеша пошли осматривать дом. Наверное, есть под Москвой и более печальные картины, но я старался не обнаружить своего ужаса и тихо показывал ему все по порядку.


Прежде всего, несущие внутренние стены трехэтажного «замка» были выполнены в один кирпич – толщиной 25 сантиметров. Это выдавало автора, как именно архитектора. Хотя вроде бы эта толщина и достаточна для восприятия нагрузки, но практически даже одноэтажные  домики так не строят. Общая устойчивость стены и необходимость выполнения в ней множества дверных проемов и вертикальных внутренних каналов всегда склоняли конструктора к толщине в полтора кирпича.


Фундаменты здания были сделаны из блоков стен подвалов без уширяющейся части под ними, фундаментных подушек. Это возможно в крупных песках, легко выдерживающих давление на грунт 4 и более килограмм на сантиметр квадратный. Но в местных мокрых глинах и суглинках, которые могут выдержать 1.5, а то и меньше кг/см2, это недопустимо.


Естественно, фундаменты треснут.  Но треснули пока ненагруженные фундаменты, фундаменты бассейна. Причиной их деформаций было морозистое пучение, поскольку никакого дренажа под фундаментами выполнено не было и их заглубление в грунт было недостаточным.


Перемычки были уложены без опирания на 25 сантиметров на стены. Это со временем привело бы к заметным трещинам в кирпиче под их концами. Во избежание этого явления кирпич под перемычками еще и армируют сетками в трех горизонтальных швах на опоре перемычки.


Наружные стены, толщиной в полтора кирпича, зимой промерзали бы.



20130418


Рецензии