Разведите религию и науку

Жрецы говорят, что их знание о Боге доказано чудесами. Учёные говорят, что их знание о материи и сознании доказано анализом и синтезом точных фактов. И те, и другие признают, что когда-то наука не существовала без религии. На этом основании многие призывают к новому объединению двух институтов, ищущих и проповедующих истину.

Буду стараться не затронуть нежные чувства воцерквлённых соотечественников. Даже скажу, что допускаю присутствие в мироздании и человеке как его части некоей ведущей и ведающей силы. В физической ипостаси это энергия, в этической – совесть, в логической – творение (как процесс и результат одновременно). Декарт говорил, что идея Бога как бы запечатлена в сознании каждого. Возможно, он прав: иначе бы все народы не проходили стадию поглощения религией основных форм деятельности индивидуального и коллективного сознания - науки и искусства. Потребность в богах проявила себя везде, где возникали человеческие сообщества. С учётом того, что в иные времена эти сообщества не были информированы о существовании друг друга, мысль о присутствии в самом человеческом сознании божественного начала кажется верной.

Правы и те, кто считают, что потребность эта связана со страхом человека перед природой, незнанием её законов. А ещё с патриархальностью, доминирующей до сих пор в отношениях, – должен быть кто-то верховный и мудрейший, кто милует и наказывает.

Однако религиозные представления и сформированные на их основе обряды реально влияют на современный мир немного. Ну да, беднота хватается за эти представления, а пуще того – за обряды, чтобы получить утешение, ведь её жизнь зачастую похожа на земной ад. Богачи изредка на всякий случай заходят в храмы и даже отстёгивают на строительство новых. Дети священников, как правило, сами становятся таковыми, ибо не могут приспособиться ни к какой другой среде. Сама жизнь как бы говорит нам: если Бог есть, то ему явно надоели бессмысленные ритуальные игры, которыми человек всё ещё склонен ограничивать свой путь к знанию. Сколько можно заниматься мифотворчеством? Священные писания – литература, объект общемировой культуры. Как любая хорошая литература, они касаются и этики, пытаются формулировать главные её принципы. Но называть любое евангелие словом божием вряд ли справедливо. Все эти писания – плод человеческих трудов.

Свидетелями присутствия Бога в человеческой жизни нередко выступают творческие деятели. Они уверяют, что чувствуют, как их руками и мыслями движет эта сверхъестественная сила. Ну, ребята дорогие, мы ещё так мало знаем о своей психике, о функциях нервной системы и мозга! Наркоману или шизофренику тоже мерещится, что он сопричастен вселенскому разуму, но он сотворить ничего принципиально нового и прекрасного не может (хотя, конечно, бывают талантливые люди, больные наркоманией или шизофренией). Если Бог и присутствует при нашем творческом акте, то он ничего за нас не делает. Однако, да, мы можем чувствовать, насколько наше творение соответствует законам гармонии, и это воспринимается нами как сопричастность сверхъестественной силе.

Отделение науки от религии было необходимым моментом в истории культуры. Человек давно сформировался как биологический вид, но его сознание всё ещё развивается. Пришла пора оторвать руки от мифического поводыря и наставника, наше точное знание даёт нам эффективную возможность создать более комфортные условия для жизни, для продолжения деятельности всего человечества (без ущерба для природы, разумеется). Иисус Христос намного опережал своих современников, но вовсе не потому, что его якобы зачали каким-то «непорочным» способом. Сколько можно запугивать человека сказками о непременной грязи телесной и чистоте душевной? Сколько можно отступления от требований совести объяснять проделками дьявола? Сколько можно болезни путать с наказанием от Бога за грехи? Попытка найти смысл жизни исключительно в чтении религиозных текстов и молитвах на самом деле тормозит человека в естественном желании своего творчества.

Пусть каждый сам решит, что для него есть Бог. Атеисты утверждают, что его вообще нет – это их дело, главное, чтобы верующих не обижали. Кстати, не пора ли заметить, что все заповеди следует свести к одной – не обижай человека (когда-то врачи говорили "не навреди" – это то же самое). Почему религиозные деятели полагают, что без их участья человек обязательно приумножает мировое зло, для меня всегда было загадкой. Когда Достоевский восклицает: «Если Бога нет, то можно всё!» – я его тоже не понимаю. Какое такое «всё»? Откуда у него уверенность, что любой человек желает ближнему то добра, то зла, только скрывает это? Христос-то ведь был, да и не он один – смели и умели нести добро, хватало на то воли. Да, большинство людей всё ещё мало в себе уверено, но почему мы всегда критерием истины считаем исключительно степень распространённости? Жизнь доказала, что рано или поздно любая группа получает необходимое новое свойство через меньшинство своих участников: оно сразу не принимается, но запоминается, фиксируется, копируется и в конце концов становится общим для всех.

Наука переживает странные времена: ей настойчиво предлагают «просветиться» и «спастись» так называемые религиозные профессиональные деятели (о своей причастности к сим заявил на учёном совете в МИФИ митрополит Илларион по случаю открытия кафедры… теологии). Они будут гневаться, но скажу вслед за Львом Толстым: мне посредники в общении с Богом не нужны. Совести вполне достаточно. А она напоминает, что религиозные и государственные институты у нас по Конституции отделены друг от друга. Что это за ликование из-за того, что уже в 50 светских российских вузах открыты кафедры теологии? Мало попыток телевидения скрестить несоединимое, так теперь жрецы организовали хождение в «изуродованный некомпетентными в теологии» профессорами студенческий народ? А хрупкий тезис о светской и религиозной теологии родился из каких желаний – будем дружить домами, то есть вместе деньги зарабатывать? Так ведь любой желающий приобщиться к обрядам, основанным на знаниях о чудесах, легко может это сделать: восстановленных и построенных заново храмов у нас тьма, профессиональных религиозных деятелей там тоже более чем, за ношение креста и легенды древнего мира никто больше в законодательном порядке не преследует.

21 октября 2012 года


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.