227. В. И. Агошков. У дер. Соборовка в 1919году

227. В.И. Агошков. Девятая земля.


У ДЕРЕВНИ СОБОРОВКА  (САБУРОВКА)
В 1919 ГОДУ.

А теперь мы хотим рассказать о малоизвестной битве у деревни Соборовка, которая произошла в 1919 году, и которая, может быть, потянула свою цепочку к 1937 году…
В 1989 ГОДУ в Орле была выпущена прекрасно написанная книга «Разгром деникинцев под Орлом и Кромами». Её автор, преподаватель истории Орловского педагогического института С.Т. Минаков скромно поименовал себя состави-телем, о чем и было сообщено в выходных данных, в самом конце книги мелким шрифтом.

На первых страницах фамилию автора почему-то не указали, хотя он провёл значительную работу в библиотеках и архивах, «перелопатив», судя по примечаниям к указанной книге, более 150 книг и документов. Прекрасен язык, а самое главное — объективна позиция автора. Нас будут интересовать «полковник Скоблин» и «командир «червонцев» Примаков».
Как известно, в октябре 1919 года на Орловщину пришли деникинцы. Особую роль в победе они отводили Корниловской дивизии, начальником которой с момента её формирования в октябре 1919г и до бегства Врангеля из Крыма, её бессменным командиром был полковник, затем генерал-майор Н.Б. Скоблин.

С.Т. Минаков посвящает отдельную главу полковнику Скоблину. Его имя прочно вошло в боевые легенды Добровольческой армии. Но 23 сентября 1937 года 43-летний генерал вышел на улицу и исчез навсегда. Была арестована и исполнительница русских народных песен и романсов Надежда Плевицкая – жена Скоблина. Вскоре было доказано, что супруги работали на… советскую разведку!

Впрочем, мы опережаем события. Родился Николай Владимирович Скоблин в 1894 году, в 20 лет – прапорщик 126-го Рыльского пехотного полка, на германском фронте награждён за храбрость офицерским Георгием 4 степени и Золотым Георгиевским оружием. В мае 1917г Скоблин связал свою судьбу с Корниловским полком и «белым движением».
    

1. Н.В. Скоблин. 2. В.М. Примаков. 3. Книга С.Т. Минакова.

За полтора с лишним года он проделал путь от капитана до полковника, став в октябре 1919г начальником Корниловской пехотной дивизии. «Он был дитя гражданской войны, на её полях он стал на ноги, сделал себе имя. Гражданская война для него была открытая книга, и он читал её с закрытыми глазами…» – так отзывались о нём люди. Разгромить такого командира было нелегко… И тем не менее…

…30 ОКТЯБРЯ в деревне Шарыкино (Кромской район) в штабе Латышской стрелковой дивизии было решено осуществить рейд по тылам Корниловской дивизии, для чего утром 3 ноября прорвали белогвардейский фронт в районе Чернь-Чернодье силами 1-й и 3-й латышских бригад.

В образовавшуюся брешь пустили Червонноказачью дивизию В.М. Примакова, которая только что была сформирована. Бойцы выдавали себя за дивизию генерала Шкуро. За четыре дня казаки прошли 120 километров, уничтожили тыловые части противника, обозы, боеприпасы, взорвали несколько мостов. Деникинцы в ночь на 5 ноября начали отход.

 Командир «червонцев», выслав разведку из Ольховатки в окружающие населённые пункты, выяснил, что по шляху: село Архангельское-Поныри идут три батальона пехоты и почти полк конницы с 8 орудиями. Когда полковник Скоблин обнаружил, что его дивизия почти полностью окружена, предпринял прорыв на Фатеж (Курская обл.), стремясь просёлком выйти на кромско-фатежское шоссе. С.Т. Минаков пишет, что деникинский командир решил прорваться через село Сабуровка, нанося удар третьим и двумя батальонами второго Корниловских полков, усиленных батареей из 8-ми орудий.

ЗДЕСЬ мы хотели бы сделать одно уточнение. На карте Глазуновского района есть населённый пункт Сабуровка, но он находится по дороге Глазуновка-Малоархангельск. Мы уверены, что речь идёт о деревне Соборовка (Троснянский район). Во-первых, части Корниловской дивизии двигались не в сторону Малоархангельска, а Фатежа. Штаб 3-го Корниловского полка расположился в селе Тагин (Тагино – Глазуновского района). Когда червонные казаки быстрым налётом уничтожили в Тагино до 200 корниловцев, их остатки ускакали в село Сеньково, где находились части дивизии.

Было занято крупными силами деникинцев и село Архангельское, расположенное у истоков реки Оки. Оба насёленных пункта: и Сеньково, и Архангельское – ближе к Соборовке, чем к Сабуровке.

Наши выводы подкрепляются ещё и тем, что В. Примаков 6 ноября 1919 года расположил на восточной окраине Сабуровки (Соборовки – В.А.) за пристройками спешенный Латышский кавалерийский полк с пулемётной командой 2-го Червонноказачьего полка, а 1-й Червонноказачий полк и 3-й Кубанский и штаб дивизии находились в соседней Самодуровке (!). Село Сабуровка просто не могло быть соседом Самодуровки… Сейчас село Самодуровка из-за неблагозвучия (по решению некоторых администраторов) переименовано в Игишево, и располагается оно недалеко от Соборовки. А название возникло оттого, что люди здесь брали землю себе «сами» и причем «даром», т.е. заселение края шло во время колонизации южных земель Московским государством!

На карте начала XX века на месте нынешней Соборовки мы обнаружили… Сабуровку. Таким образом, С. Т. Минаков был прав, говоря о Сабуровке, а не о Соборовке. Однако и Сабуровская крепость под г.Орлом, по свидетельству Ивана Семёнова – старожила Кромского уезда, звучала в народе больше как Саборовская — Соборовская, видимо, от слова собор. Василий Катанов писал: «Сабурово (отец говорил: Саборово)».

Что касается села Самодуровки, то мы уже писали о том, что оно могло получить своё имя от Само + Туровки; тура — «дверь, ворота, крепость»; или от Самодаровки.

(С) В.И. Агошков.


Рецензии