Новая порция

Продолжаю извлекать из архива свои пересказы коротких эссе рава Зелига Плискина на темы, извлеченные им из книги раби Элиэзера Элияу Деслера "Миктав ме-Элияу".
Сегодня – как вести диалоги (продолжение прошлой трансляции). Обратите внимание на первую сноску – супер!
**  **
Об умении встать на сторону оппонента
Вся жизнь – это сплошные диалоги с другими людьми.
Причем наше эмоциональное здоровье, в конечном счете, определяется умением (или неумением) оценивать эти диалоги с точки зрения оппонентов.
Так вот, чем чаще мы будем прибегать к такому умению, тем лучше будет не только для нашего самочувствия, но и для наших дел. Ибо это способствует выработке объективного взгляда на вещи. Что особенно ценно, когда мы в одном коллективе (семье, бригаде, классе, общине).
И еще. Научившись смотреть на других людей так, как они сами себя видят[1], мы начнем их любить. А если научимся видеть себя глазами окружающих, то это исправит нашу завышенную (или заниженную) самооценку.
Поэтому уже сегодня постараемся вступить в первый же диалог, глядя на себя глазами того, с кем разговариваем. Кстати, узнаем о себе много нового. Как минимум, научимся терпению.
Это трудно, очень трудно. Но, во-первых, возможно, а во-вторых, полезно!
**  **
Об эмоциях
Не следует, вступая в отношения с другими людьми, руководствоваться исключительно денежным расчетом холодной логикой. Стоит обратить внимание и на эмоциональную сторону диалога, сопереживая чувствам партнера. Такое умение сделает нашу жизнь приятнее и, возможно, даже продлит ее.
Как правило, логика – проста и безлична. Но сопереживание способствует тому, что каждый момент нашего существования становится уникальным[2]. Оно как придает логике вкус, объем и жизненность.
Постарайтесь понять собеседника (партнера, подельника, домочадца), даже если он вас не очень понимает. Дайте ему почувствовать, что вы хотите ему помочь и надеетесь на его помощь.
Мир эмоций – один из лучших способов установить контакт[3].

 
[1] У человека есть видение самого себя (образ Я), есть видение общественного идеала (образ И), есть множественное видение других людей (образы Д1, Д2 и т.д.). Так же у него есть некое представление о том, как его видят другие люди (образы Д1Я, Д2Я и т.д.), и представление о том, как другие люди видят самих себя (образы Я1, Я2 и т.д.). Научиться смотреть на других так, как они видят себя, – означает приблизить к истине свою систему оценок человечества {Д}.
Интересно, что человеколюбие (как исполнение заповеди Торы) велит нам относиться к людям - не как их оцениваем мы, а как они сами себя видят. Это понятно? Это сложно?
 
[2] Мы как бы к своему спектру мироощущений (ясное дело – богатому, уникальному и глубокому) прибавляем еще чужие ощущения (которые, поверьте, богаче не меньше наших).
[3] Только не стоит манипулировать теми эмоциями, которые называются черными. Мизантропия – ныне не в цене.


Рецензии