О Празднике Похвала Пресвятой Богородицы

В субботу на пятой неделе Великого поста -
(в нынешнем году это выпадает на 20 апреля)
Святая Церковь торжественно
возглашает молебное пение акафиста,
или благодарственной похвалы Пресвятой Богородице.

Праздник этот установлен в IX веке
за неоднократное избавление Константинополя
помощью и заступлением Пресвятой Богородицы
от нашествия врагов.

При императоре Ираклии, когда патриарх Сергий,
нося на руках своих икону Пресвятой Богородицы
по городским стенам, умолял Господа о защите
от персидских и скифских войск,
осаждавших Константинополь,
тогда народ искал защиты в храмах Божиих,
день и ночь умоляя Усердную Заступницу
спасти свой город.

Император Константин Великий,
основатель Константинополя,
посвятил его Божией Матери
и почитал Пресвятую Деву покровительницею своею
и своей новой столицы.

Многие храмы в честь Божией Матери
были воздвигнуты в Константинополе.

Во Влахернском храме хранилась Ее святая икона,
написанная святым евангелистом Лукой.

В ночь, когда соединенные силы агарян и персов
с моря и с суши двинулись на город,
внезапно восстала страшная буря,
которая рассеяла и потопила суда нападавших.
Остальные враги со стыдом бежали.

Тогда во всю эту ночь благодарный народ,
пребывавший во Влахернском храме,
возгласил Защитнице града победную,
всенощную и неседальную песнь:

«Взбранной Воеводе победительная,
яко избавльшеся от злых,
благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице!»

И с того времени, в воспоминание столь великого чуда,
Православная Церковь постановила празднество
Похвалы Пресвятой Богородицы.

Сначала праздник акафиста
совершался в Константинополе
в том Влахернском храме,
где хранились чудотворная икона Божией Матери
и священные предметы земной ее жизни —
риза и пояс Ее;
но позднее праздник был внесен в типиконы
уставы) монастырей святого Саввы Студийского
и потом в церковные богослужебные книги,
и с того времени сделался общим
для всей Восточной Церкви.

Церковь, вместе с благодарением за избавление от врагов,
присоединяет к молению к Пресвятой Богородице
и просьбу об освобождении нас от всяких бед.

Этим Церковь напоминает верующим
о Небесной Заступнице рода христианского
и утверждает кающихся в надежде на небесную помощь.


Рецензии