Святыни древние Руси. история монастырей

История и значение монастырей древних для народа         и    государства.               
                Звоны Свято - Данилова монастыря...

      Ныне всем известно, что тысячу лет назад, в 988 году, киевский князь Владимир, в летописях прозванный Красное Солнышко, крестил Русь Великую. По его указу Русь приняла христианство.
Он в то время был поставлен перед фактом, - для дальнейшего развития необходимо было принять религию, и он выбирает то, что при жизни приняла его бабка, святая княгиня Ольга, канонизированная позднее церковью в лик святых, и названная равноапостольной. Но это христианство вольное, самостоятельное, независимое от Византийской церкви.               
       И с этого момента русская христианская церковь многие столетия продолжает существовать, продолжая свою индивидуальную духовную политику. С принятием христианства Русь постепенно стала развиваться и получила просвещение, а позднее и науку.
                Сегодня, спустя тысячелетие русская христианская церковь продолжает свою духовно - нравственную деятельность, помогая народу российскому выбрать верный путь по жизни.
          Среди много¬численных, древнейших, христианских памятников духовно -культурного плана с богатейшей историей, особое внимание привлекают Свято -Данилов монастырь, Троице - Сергиева Лавра, Оптина Пустынь, Воскресенский Ново - Иерусалимский монастырь, - называемый ещё подмосковной «Палестиной»;  а также Саввино - Сторожевский монастырь,  Соловецкая обитель, Свято- Успенская обитель и ряд других...
                В 1983 году, почти четверть века назад, советское правительство, в преддверии празднования 1000 - летия христианства на Руси, передало русской православной церкви архитектурный ансамбль Данилова монастыря с прилегающей к нему территорией в 6га, вместе с храмом в честь Воскресенья Славущего. Одновременно передавалась Оптина Пустынь в Калужской области и Толгский монастырь в Ярославской. Всего в этот период церкви было передано около 600 духовных объектов...
       Долгое время в годы советской власти многие духовные объекты были в забвении, приходя в упадок и разрушаясь в результате безразличие властей к уникальным  архитектурно - культурным памятникам со своей богатейшей историей...



                Даниилов монастырь.


Годы возникновения Московского Данилова монастыря — древнейшей обители в Москве - уходят в далёкое прошлое, седую глубь веков.   Его основал более 700 лет назад,  московский князь Даниил Александрович, младший из сыновей светлейшего князя Александра Невского, прославленного в истории Отечества, осененного при жизни ореолом святости за ратные подвиги и   заслуги перед Отечеством.
      В начале 80-х годов 13 столетия  князем Даниилом возводится
на правом берегу Москвы - реки деревянная церковь преподобного Даниила Столпника, возле которой возникла монашеская обитель, просуществовавшая, однако всего несколько десятилетий.
 Перед смертью князь Даниил, как и его отец, принял иноческий постриг и схимну, а также завещал похоронить себя на кладбище монастыря, что и было сделано.  Русский народ к памяти князя Даниила Московского относится с особым почтением. В 17 веке
князь Даниил был прославлен церковью за заслуги в лик святых.. Ныне уже практически доказано, что создание обители на этом
 месте связано с тем, что здесь находилось одно их первых московских поселений.
           Позднее монастырь сыграл свою и не последнюю роль в защите Отечества от иноземцев... За семь веков своего существования в его судьбе многое менялось, были взлёты и падения.
            Сын Даниила известный Иван Калита, перевёл «почти всю братию» в Кремль, к церкви Преображенья, образовав Спасский монастырь, однако Даниилов не был упразднен, но присоединён
 к Спасскому.  При Иване 3 в середине 15 столетия монастырь перемещается на Крутицкий холм и получает новое название: Новоспасский монастырь.
          Между 1553 и 1560 годами началось возрождение Данилова монастыря.  По преданию: Иван Грозный, венчавшийся на царство
в Москве и ставший первым русским царём, часто видел вещий сон: являлся ему Даниил Московский и упрекал его, что незаслуженно забыт.


 По указу Ивана Грозного в 1547 году возводится храм, ставший первым каменным сооружением на древней территории -Храм в честь святых отцов Семи Вселенских Соборов. Монастырь
при Иване Грозном впервые был обнесён каменной стеной. И таким образом, через два с половиной столетия он начал обретать второе рождение.
       При Борисе Годунове монастырь встал на пути орд крымского хана Казы - Гирея. Второй самозванец, в так называемое Смутное время, поджёг монастырь, а  позднее его восстановил.
         Особый расцвет Данилова монастыря приходится на годы правления царя Алексея Михайловича - тогда построили жилые помещения, хозяйственные постройки, стены с башнями. В дни эпидемии холеры монахи лечили больных; здесь выхаживали раненых.
        В период войны с Наполеоном, в монастырских кельях стояли французы. Они были обращены в паническое бегство, отступая
они сорвали и унесли с собой серебряный оклад с гробницы
Даниила Московского.
          Екатерина 2 чуть было не упразднила монастырь, но церковь возразила императрице и отстояла.    Тогда, она перевела его  в третьеразрядный,  со штатом братии в двенадцать человек...
За годы правления всех русских царей монастырь претерпевал различные преобразования, но, в конце концов, расширился. Здесь был построен по проекту Осипа Бовы в 1835 -38 годах Троицкий Собор, великолепное архитектурное сооружение храмового образца
 в стиле русского классицизма. Появились корпуса братских келий, больничный корпус, обитель дома настоятеля, надкладезная часовня...
                В Москве прошлого Даниилов монастырь считали «всем монастырям монастырём». Сохранялась традиция - если кто-то начинал что - то делать, он шёл перед этим в монастырь за благословением. Из всех монастырей его выделяла высокая
духовная и общественно-научная жизнь.
       Монастырь славился своей прекрасной библиотекой. Имел он и своё издательство. Один из настоятелей монастыря архимандрит Амфилохий /Казанский/, человек не только широко образованный,
но и видный учёный своего времени, оставивший заметный след русской палеографии, собрал много рукописных духовных книг.
             На территории монастыря были погребены замечательные деятели культуры Н. Гоголь, Языков, Рубинштейн, Перов, Третьяков
 и Самарин, архипастыри Русской православной церкви, настоятели монастыря и многие другие, уважаемые и почитаемые люди земли русской...


              Из воспоминаний бывшего руководителя бюро по приёму гостей Московского Патриархата А. Долганова, явствует, что в советские годы, в течение 55 лет - с1928 по 1983 год, монастырь занимал детский приемник.
« За эти годы варварски порушили уникальную 45 - ти метровую колокольню над надвратной церковью Симеона Столпника;               
изуродовали, приспосабливая к своим нуждам, Троицкий Собор -уникальный архитектурный шедевр и раритет.
      Храм святых отцов Семи Вселенских Соборов был, мягко говоря, так «перестроен», что от него осталась лишь бесформенная коробка. А ведь это уникальное сооружение, которое формировали зодчие нескольких эпох!
                Буквально все монастырские здания были искажены до неузнаваемости - их приспосабливали под нужды приёмника: делали разного рода перекрытия, перегородки, здания перестраивали под мастерские, кухни, спальни. Настенную живопись стёрли, содрали, заштукатурили... Южная стена длиною 50 метров была, вовсе уничтожена, западная же чуть не падала - наклон составлял до 25 градусов. Таким образом, практически заново кроме соборов, нужно было воссоздавать настоятельский, братский корпуса, часовни,
башни стен».
       Возвращённые к жизни ныне белокаменные стены, окружившие Даниилов монастырь, радуют своей чистотой и опрятностью. Над входом надвратная церковь с колокольней, окрашенная будто бы
при восходе солнца в нежно розовые тона. Из-за стены выглядывают золочёные купола храмов.
             Радует глаз высочайшее искусство наших предков - иконы, писанные замечательными художниками, чеканные оклады. Кованые паникадила, неповторимая отделка стен и потолка лепниной и настенной живописью.
         Ныне здесь располагается духовно - административный центр Московского Патриархата – здесь размещена официальная резиденция патриарха Московского и всея Руси, Святейшего Синода. Здесь же размещены некоторые синодальные учреждения, гостиничный комплекс.  В одном из корпусов, возвращённых
усилиями реставраторов из небытия, размещён отдел внешних сношений православной церкви, своего рода церковное «министерство иностранных дел».
              Многое восстанавливалось с ноля. Только возможности современной науки позволили вернуть к жизни этот шедевр
 русского архитектурного зодчества.




         Реставраторы - иконописцы или,  как их с любовью называли на Руси, богомазы,  по одной - двум чудом, уцелевшим иконам, воссоздали целые ряды иконостаса. Они сохранили манеру древних мастеров, используя «те же» краски и лаки, поскольку их открыли наши специалисты - современники...

        Следующими по значимости для русского народа и государства Российского  являются Троице – Сергиева Лавра и Оптина Пустынь...
               
                Троице – Сергиева Лавра.


      Когда вместе с разнообразной,  набожно крестящейся народной волной  вступаешь в ворота Сергиевой Лавры  - «святая святых» седых веков древней Руси, то невольно думаешь, почему в этой обители нет,  и не было  особого наблюдателя,  беспристрастного, подобного древнему летописцу;  который спокойным и неизменным взглядом наблюдал бы и ровной бесстрастной рукой записывал
«еже содеяся в Русской земле»?
Он бы рассказал, какие люди приходили за истекшие 6 столетий поклониться гробу преподобного Сергия, и с какими помыслами возвращались отсюда во все концы земли Русской. И этот поток
 людей неиссякаем, не изменился с течением времени, несмотря
 на неоднократные и глубокие перемены в строе и настроении русского общества.

        Иссякли старые понятия, новые пробивались или наплывали волною, а чувства и верования, которые влекли и влекут сюда
 людей со всех концов нашей необъятной земли Русской, бьют
тем  же самым ключом, что и шесть веков назад.  И если б
 возможно было воспроизвести, что за всё это время
передумано и перечувствовано пред гробом и соединилось               
с памятью преподобного, то это вероятнее всего были бы,
 писания, полные глубокого содержания, истории нашей всей народной, политической и нравственной жизни...
     Было это в далёкие времена,  когда русский дух был сломлен монгольским нашествием, и русский страдал от этого нашествия и дрожал в страхе от слова «татарин»  от мала до велика. Именно
 в это - то время  20-ти летний искатель пустыни,  будущий преподобный  Сергий построил в дремучем лесу маленькую деревянную келью с такой же церковью на горе Маковец  близ Радонежа.
    Позднее     это стало называться Троицкой обителью.
Здесь Сергий ввёл общежитейский устав, распространённый позже
 на все монастыри Севера - Восточной Руси. Во времена правления князя Дмитрия Донского, Сергий стал непререкаемым авторитетом, признанным советником и близким человеком князю, крёстным отцом его детей. Именно он благословил князя в 1380 году на битву великую с Ордой, сказав следующие слова: «иди князь и ничего не бойся,  дело твое правое...» Он также дал ему в помощь двух своих лучших учеников, - богатырского сложения монахов...
           В 1408 году обитель была разрушена варварами хана Едигея.
К 1420 году монастырь практически был восстановлен. Известные мастера-иконописцы А. Рублёв и Даниил Чёрный трудились над росписью церкви Св. Троицы  в Троицком монастыре, только, что воздвигнутой над могилой Сергия, названного Радонежским после победы над войсками Орды. В 1422 Сергий был канонизирован в сан святых «как покровитель земли Русской и заступник перед Господом Богом».   В этот же период обитель полностью восстановили, расширили, был построен белокаменный собор  Св.Троицы, где хранились мощи преподобного Сергия.

                С этого времени монастырь стал центром духовного и культурного паломничества, здесь были сосредоточены переписка рукописей,  иконопись, художественные ремесла. Дело преподобного Сергия продолжали его ученики, основавшие позднее 37 обителей по всей Руси.
         Велико значение преподобного Сергия для народа русского и государства Российского. Ведь, чтобы сбросить иго варварское со своих плеч, русскому народу необходимо было уверовать в себя, приподняться и укрепить свои нравственные силы, приниженные вековым порабощением и унижением. Нравственному воспитанию народа и посвятил себя и свою жизнь Сергий Радонежский...
              Благодаря авторитету Сергия, Троицкая обитель становится   духовным центром Московской Руси, его влияние нередко помогало разрешать междоусобные споры князей.
             В 1564 году монастырь претерпел разрушительный пожар, после которого был восстановлен заново. В 1685 году освещён монументальный каменный собор во имя Успенья Богородицы.
      

 При царе Иване Грозном настоятели монастыря получили
 звание архимандритов /1561г./ и первое место среди настоятелей монастырей. В Смутное время монастырь сыграл  значительную
роль в консолидации патриотических сил. Обитель выдержала
16-ти месячную осаду ливонских войск. 10-14 метровые стены шириною 5-6 метров надёжно стояли перед врагом, превращая обитель в неприступную крепость.
     Сергиева обитель способствовала организации первого русского земского ополчения, а затем ополчения Минина и Пожарского для защиты Москвы от ливонского нашествия.   Она пожертвовала на защиту Отечества драгоценные вещи из ризницы, внесла значительные денежные средства, принимала у себя раненых и больных воинов.
     Во время стрелецкого бунта 1682 года здесь укрывалась царевна Софья Алексеевна, с малолетними царевичами Петром и Иваном Алексеевичами. В1689 году нашёл защиту в монастыре царь Пётр.
     При нём  же здесь были построены замечательные памятники «нарышкинского» барокко - трапезная палата с храмом Сергия

Радонежского и царский дворец «Чертоги». С 1744 года согласно указу Елизаветы Петровны, дочери Петра, Троице - Сергиев монастырь стал называться лаврой. В более позднее время к нему были приписаны более мелкие монастыри.
      С 1742 года в лавре действовала Троицкая духовная семинария.
 С 1814 года сюда была переведена московская Славяно-греко-латинская академия, на её основе начала действовать Московская духовная семинария.
          В советские времена в 1920 году лавра была закрыта, монахи выселены в другие монастыри. Властью было принято решение о создании музея в стенах Троице - Сергиевой лавры    /с 1940 года получен статус музея-заповедника/. С  конца 1946 г. лавра перешла
 к русской православной церкви.   С 1948 года здесь возобновилась монашеская жизнь, вновь начали свою работу духовные заведения.
          В стенах Троице-Сергиевой Лавры проводились соборы
 Русской православной церкви, а так же международные
 конференции и совещания религиозных деятелей.
      Особым почитанием в Лавре пользуются мощи преподобного Сергия Радонежского,     в Серапионовской  палатке  мощи новгородского архиепископа Серапиона.
          В монастыре находились также захоронения архимандрита Дионисия, московского митрополита Иоасафа,   Максима Грека.
Самая почитаемая икона и святыня Лавры, написанная А. Рублёвым для иконостаса Троицкого собора - икона Троица в драгоценной ризе, подаренная Борисом Годуновым в 1600 году.

    В ризнице Лавры много вещей, связанных с именем преподобного Сергия, много вещей, представляющих собой образцы русского художественно-прикладного искусства. В библиотеке Лавры
 огромное количество рукописных книг,   старопечатные
богослужебные книги.
За столетия существования на территории Троице-Сергиева монастыря сложился живописный  архитектурный ансамбль разновременных построек, включающих в себя более пятидесяти зданий и сооружений. На месте первого деревянного храма, поставлен белокаменный Троицкий собор /1422-23г/

      В последующие годы вокруг собора происходило формирование этого уникального ансамбля.  Иконостас ансамбля создавали А. Рублёв и Даниил Чёрный. Псковскими мастерами к востоку от собора была сооружена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия Святого Духа на апостолов.
    В более позднее время встали: Успенский собор /16 век/, комплекс казначейского и больничного корпусов с прилегающей  к ним шатровой церковью Зосимы и Савватия  Соловецких /17в./
На месте древней надвратной церкви, встал пятиглавый храм во имя Иоанна Предтечи /17в./.    Вырос выдающийся памятник московского барокко - богато декорированная белокаменной резьбой, трапезная
с церковью Сергия Радонежского в «нарышкинском» стиле. Встал рядом 3-х этажный странноприёмный дом, церковь Введения в храм Богородицы и церковь Параскевы Пятницы /1бв/, а также и многое, многое другое...

                ОПТИНА  ПУСТЫНЬ

                На подъезде к Козельску, древнему городу на Жиздре, в глаза бросаются купола и белые строения монастыря «Козельская Введенская Оптина Пустынь».

                До 1988 года здесь размещалось сельхоз. училище, образованное при советской власти. В 1923 году при закрытии монастыря, все храмы были перестроены под хозяйственные нужды, а на уникальные фрески


наложено несколько слоёв краски.
                Вообще, судьба всех духовных учреждений и древних культурных памятников старины с приходом советской власти была
едина. Разорение и опустошение, полное пренебрежение и предание забвению истории Отечества... И таких более 600.

         Оптина Пустынь - одно из самых достопримечательных мест в Центральной России. Здесь возник один из самых первых центров духовной жизни и просвещения древней Руси, точнее - центр духовного аскетизма. Точной даты образования не установлено,
 есть предположение, что, он основан Владимиром Храбрым в конце 14 века или начале 15. Но имеет место и мнение, что не исключена вероятность его основания неизвестными отшельниками,
 избравшими для поселения глухое, никому не принадлежавшее в лесу место, у пограничной засеки.
        Существуют и разные версии происхождения самого названия «Оптина».  Согласно одной из них, название монастыря дал разбойник Опта, - гроза дремучих козельских лесов, впоследствии раскаявшийся и построивший обитель.
                Когда-то давным-давно в седой глубине веков вместе с христианством на русские земли пришло и отшельничество.          Люди уходили в уединение, в пещеры, глухие леса и строили там хибарки-скиты. В непрестанном труде, в молитвах в строжайшем аскетизме добивались они торжества духа над телом. К ним, постигшим мудрость бытия, обладавшим даром предвидения, рассуждения и прозорливости, тянулись люди за советом,
 моральной поддержкой; за избавлением от болезней «миряне».
  Позднее такая благотворительная деятельность отшельников стала называться старчеством.  Считалось, старец-проводник воли Бога...
             В 1821 году около Оптиной Пустыни, «в четырёх шагах от монастыря»,  /измерил Ф. Достоевский/  несколько отшельников, живших до того в рославльских лесах на Смоленщине, заложили
скит, где вскоре начался столетний период старчества, передаваемого от старца к старцу.
Они построили деревянный храм Иоанна Предтечи, несколько
 келий, засадили скит фруктовыми деревьями и ягодными кустами, цветами; выкопали два пруда.

             Ныне каждый побывавший там очарован строгим здешним порядком, безукоризненной чистотой, обилием фруктовых деревьев
 и благоуханьем множества разнообразных цветов, которые
 взрастили трудолюбивые монахи.



             За столетний период были канонизированы девять старцев. Первым их них был старец Леонид в 1829 году. Его ученик, старец Макарий, возглавил получившую широкую известность издательскую деятельность в Оптиной Пустыни, с ним сотрудничал известный публицист того времени, русский философ и критик И. В. Киреевский.
                Подвижники перевели и выпустили множество переводов с греческого языка святоотеческих трудов великих аскетов древности. По тем временам просветительская деятельность Оптиной Пустыни была очень значительна. Здесь подготовили около 130 изданий в количестве 225 тысяч экземпляров.
                Здесь, в Оптиной Пустыни,  была собрана обширная и уникальная библиотека, в которой хранились чрезвычайно ценные духовные писания в славянском и русском переводах, труды по философии, истории, медицине, произведения классиков литературы.   Большая часть реликвий после закрытия монастыря была переведена в Государственную библиотеку...
                Наибольшую славу Оптина Пустынь получила при старце Амвросии.  Из всех старцев, Амвросий достиг, пожалуй, наибольшего совершенства, со слов современников, во « врачевании душ людей». Многие очевидцы свидетельствовали о его необычной прозорливости и способности пророчествовать. Но главное даже не в этом.
         Амвросий слыл чрезвычайно добрым, участливым, жертвенным человеком. Люди приходили к нему с самыми жгучими проблемами, и за какие - то минуты старец схватывал суть дела, обсуждая с посетителями не один вопрос, давал удивительно мудрые советы и наставления...
          Благотворительная и издательская деятельность Оптиной Пустыни нашла отклик среди передовых людей того времени. Вот
как писал об этом Н.В. Гоголь после посещения в 1850 году:
 «Пустынь эта распространяет благочестие в народе. Я навсегда унёс о ней воспоминание. Благодать, видимо, там присутствует. За несколько верст, подъезжая к обители, уже чувствуешь, уже
слышишь её  благоухание: всё становится приветливее, участие к человеку больше».
              В июне 1878 года в Оптину Пустынь в поисках материала к роману «Братья Карамазовы» приехал Ф. М. Достоевский. Он        подолгу беседовал со старцем Амвросием о многих насущих делах
 и вопросах бытия, духовной жизни.
           Амвросий стал прототипом старца Зосимы в романе. Правда, некоторые исследователи находят лишь внешнее сходство Зосимы
 со старцем Амвросием, по их мнению, писатель не передал с достаточной достоверностью духовную суть прототипа.
Минимум пять раз в Оптиной Пустыни побывал Л.Н. Толстой. После посещения монастыря в 1881 году он писал И. С. Тургеневу:

«Паломничество моё удалось прекрасно. Я наберу из своей жизни годов пять, которые отдам за эти десять дней».
                Здесь Л.Н. Толстой сделал первый набросок повести
«Отец Сергий». В последний раз он побывал в Оптиной Пустыни
после того, как навсегда покинул Ясную Поляну накануне своей
смерти.   Хочется отметить, что религия и культура, на всём протяжении своего существования, неразрывно связана с историей Отечества.
 Оптина Пустынь - наиболее яркий тому пример.
                Не уступает в том и ансамбль Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря. Основанный в 1656 году по замыслу его основателя Патриарха Никона, монастырь должен был стать центром Святых мест, создаваемых близ Москвы «в образе и подобие Святых мест Палестины», связанных с земной жизнью Иисуса Христа. Ныне это историко-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим» и духовная обитель.
          К таким значимым местам можно отнести и основанную в 1479 году преподобным Иосифом  Волоцким неподалеку от Волоколамска  -Обитель в часть Успения Пресвятой Богородицы.

Прошло уже более шести столетий, но время не охладило благоговейного почитания в народе этого монастыря и его святого основателя.  К   таким же следует отнести и Саввино - Сторожевский монастырь в Звенигороде и многие другие...
                Обитель на горе Стороже была основана преподобным Саввой и князем  Юрием Дмитриевичем /сыном Ю. Долгорукого/ в 1398 году. В благодатном, первозданном и живописном уголке природы  была поставлена обитель. По преданию, впервые поднявшись на гору, преподобный Савва так был поражён красотою края, что воскликнул и не раз произносил дошедшие до нас слова:
 -…Место оно, яко небесный рай, благовонными насажен цветы. А
сие обретёт, зело возлюби! – Он пал ниц со слезами перед принесённой им иконой  Пресвятой Богородицы…
      Вскоре здесь возник храм, поначалу деревянный, а в 1405 году, белокаменный собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Слава о преподобном Савве расходилась по всем местам, к нему потянулись  ученики и последователи, которых Угодник Божий принимал с милостью и любовью.  Основанная им обитель росла
 и расширялась.
Особого расцвета она получила во времена правления царя Алексея Михайловича. По преданию, явление преподобного Саввы спасло жизнь царю во время охоты в лесу.  После этого и многих других чудес, совершённых Угодником Божьим Саввой, в 1652 году  уже монастырь обрёл мощи преподобного Саввы.

В это время он заново отстраивается, огораживается каменной стеной и становится загородной резиденцией царя.          Здесь возводится дворец его и царицы, новая звонница, в которой устанавливается огромный 38 –и тонный колокол, названный Большой Благовест. По заказу царя Богородице – Рождественский собор украшается  высоким, пятиярусным иконостасом из 57 икон, сохранившемся до наших времен. От монастыря шла дорога через необычной красоты лес к пещере, где долгое время находился в одиночестве преподобный Савва, предаваясь молитвам. В 1862 году прямо над пещерой был построен каменный храм, положивший начало скиту.
В  13 километрах от Звенигородского Савино – Сторожеского монастыря расположено село Захарово, где провел свое детство А. Пушкин. И по большой вероятности посещал монастырь, ибо в 1830 году во время посещения поэтом родных мест, появились эти прекрасные строки А. Пушкина:

- На тихих берегах Москвы,
  Церквей венчанные крестами,
  Сияют ветхие главы
  Над монастырскими стенами.
  Кругом простерлись по холмам,
  Вовек не рубленные рощи,
  Издавна почивают там,
  Угодника святые мощи. –

Ныне это действующий монастырь, музей, место посещения многих туристов. Здесь действуют Богословские курсы
 для мирян, имеется приют для бездомных детей, возрождено хозяйство…
                Завершить повествование об истории  и роли  древних монастырей русских в жизни народа и государства, уместно словами профессора В.О. Ключевского, доподлинно проводившего исследование истории монастырей; он пишет:
«… монах и крестьянин были попутчиками, шедшими рядом, либо один впереди другого. Пустынный общежительный монастырь служил нуждам переселенцев, религиозным и хозяйственным,
широко пользовался их трудом, из их среды  пополнял свою братию».
                Им же достаточно подробно описан процесс образования монастырей. На выбранном месте монах-пустынник ставил келью или просто землянку. Но ему редко удавалось подолгу оставаться одному.


К нему постепенно собирались такие же, как он искатели одиночества и устраивали «пустыньку», Со временем под стенами  этой «пустыньки»  появлялось мирское поселение,  и  впоследствии «пустынька» превращалась в монастырь…
                Среди священнослужителей было немало честных  и бескорыстных людей, верой и правдой посвятивших себя служению народу и государству.
Это и святитель Алексий 1, осуществлявший  дипломатические поездки в Улус  Джучи, - Золотую Орду для урегулирования политических вопросов, Сергий Радонежский,  возродивший в
 русском народе уверенность в  себя, и свои силы,  это и принесший просвещение в глухие сибирские края, Стефан Пермский  и
 Серафим Саровский  - чудотворец,  и многие другие…      


Рецензии