Ч. 3 Старая фотография. Командир БЧ-2
Из забавных случаев той мрачной поры большого террора родители вспоминали, как мама, когда отец получил звание старшего лейтенанта, купила в военторге нарукавные нашивки, чтобы утром он пошёл на службу в новом звании.
Погоны тогда не носили, и звание моряков различалось нарукавными нашивками. Утром отец, не глядя, надел китель и побежал на корабль. Когда он поднялся на палубу, вахтенный матрос онемел от изумления, а офицеры чуть не попадали от хохота. Вместо узенькой и средней полоски мама пришила то, что ей показалось красивее – среднюю и широкую. Это было звание контр-адмирала.
Через год отца послали на специальные курсы командного состава ВМФ, а после их окончания, в августе 1939 года назначили командиром БЧ-2 строившегося в Николаеве крейсера «Молотов». Главное оружие такого корабля – артиллерия. Видимо, он был отличным офицером, если ему в 24 года доверили столь ответственную должность. Но я далёк от того, чтобы выпячивать роль отца, как командира этой артиллерии и сотен людей её обслуживавших. На корабле волна качает всех одинаково, от каждого человека зависит очень многое, и от командира, и от матроса.
Вот как написал об отце Андрей Дукачёв, автор книги «Курс на Севастополь», рассказывая о строительстве корабля: «Много забот было у командира артиллерийской боевой части старшего лейтенанта А.Ю. Врубеля. Або Юдович молод, ему ещё нет и тридцати, но это опытный, хорошо знающий своё дело специалист. До прибытия на крейсер он закончил специальные курсы усовершенствования командного состава. Все мы восхищались его высокой культурой, эрудицией».
Корабль вступил в строй 14 июня 1941 года за неделю до начала войны. На нём отец встретил войну. Главным калибром корабля служили 180-мм орудия в трёхорудийных башенных установках. Радиолокация тогда только зарождалась и «Молотов» был единственным в Советском Союзе кораблём, вооружённым опытным образцом радиолокационной установки. Радиометристы обнаруживали вражеские самолёты за 100 километров от базы, и благодаря этому противовоздушная оборона Севастополя успевала подготовиться к отражению налёта.
Семьи морских офицеров и сверхсрочников, когда начались бомбёжки, вывезли сначала за город в пионерские лагеря.
Кто-то распустил слух, что крымские татары всех вырежут, и женщины очень боялись. Затем постепенно началась эвакуация гражданского населения, в том числе и семей военных. Вывозили не только на транспортах, но и на боевых кораблях. Семьи офицеров и сверхсрочников крейсера вывезли сначала в Туапсе, где их эшелон попал под бомбёжку, а затем на Урал, в Каменск-Уральский.
Там женщины работали на лесозаготовках. Позже жёнам и детям моряков разрешили приехать в грузинский город Поти, где они оставались до освобождения Севастополя от немцев. На «Молотове» во время перехода корабля к кавказским берегам в семье одного старшины родилась девочка. Это случилось во время боя крейсера с вражеской авиацией.
Продолжение http://www.proza.ru/2013/04/19/2001
Свидетельство о публикации №213041901961
Развеселила эта история с нашивками контр-адмирала!)))
А насчёт войны, да, хлебнули тогда по полной и красноармейцы с моряками и лётчиками, и гражданские.
А ваш отец! В 24 года - командир артиллерийской боевой части. Вот это были люди!
Айк Лалунц 24.03.2025 19:01 Заявить о нарушении
С благодарностью
Владимир
Владимир Врубель 24.03.2025 19:25 Заявить о нарушении