Деревенские уроки. третий лишний

  Моё терпение кончилось!
 -Ну,сколько ты ещё будешь возиться?- раздраженно произнес  я   жене,которая,стоя у зеркала,наносила последние  штрихи макияжа.-Ведь опоздаем,неприлично...
  -Сейчас,сейчас...-заторопилась жена.-Вот  только... А ты цветов нарезал? Забыл?Иди и срежь двадцать пять ромашек!-скомандовала она.
  Ну,уж нет! К  цветам я не прикасался,разве что поливал их по её просьбе,да укрывал-открывал и обрезал розы.Мне было вполне  достаточно и моих овощных  культур от томатов до арбузов,которые жена  только поливала по моей просьбе, и никогда не проявляла самодеятельности. А тут мне предлагалось срезать её любимые ромашки,да ещё в таком количестве!
  -Пусть режет сама!-решил я ,положив перед женой секатор.

  Ромашки в нашем палисаднике были  необыкновенных размеров: с чайное блюдце!И вообще,ромашки были «коньком» у жены. Росли плетистые розы,розы чайные,розы гибридные,огромной величины алые тюльпаны,нарциссы,крокусы,ночная фиалка,гладиолусы,каллы,хризантемы,и даже любимый цветок Александра Грина-лунария...Плюс - традиционные  для Украины «майоры» и «чорнобрывци»...Такие цветы были у многих наших соседей,а вот  ромашек-великанов ни у кого не было,и жена гордилась  этим.
   Увлекшись цветоводством, она придерживалась трех основных принципов:ни у кого не брать,и никому не давать «даром» ни семян,ни корневых отводков цветов...Нужно заплатить ( или взять) хотя бы символическую плату в две копейки,иначе не приживутся и «переведутся» у обеих...Покупать цветы для разведения нужно  только у пожилых женщин и бабушек:риск быть обманутой минимальный...Но лучший способ заиметь желаемые цветы- украсть их, да так,чтобы хозяйка не заметила.,.кажется,я догадывался,почему жена дважды ездила к подруге на  дачный участок и восторгалась её ромашками. А любопытным соседкам жена отвечала с улыбкой: « На рынке купила!»
-2-
...Минут через десять мы важно  шествовали по нашему переулку,неся  сноп  белоснежных ромашек и провожаемые удивленными взглядами соседей.В этот день наши хорошие приятели,Николай и Татьяна, праздновали  «серебряную свадьбу»,и мы были в числе приглашенных.У ворот "молодоженов"  были припаркованы три авто,но ещё кого-то ждали,и Николай,выйдя  на проезжую часть центральной улицы,всматривался вдаль.
       -Привет,прапорщик!-поздоровался я с Николаем,-где Татьяна? Пойдем, будем вас поздравлять...
       -Здравия желаю,товарищ полковник! Только я не «прапорщик»,а «старший прапорщик»!-отвечал с улыбкой Николай,крепко пожимая мне руку и подставляя выбритую до синевы щёку моей жене для поцелуя.-Как всегда-понижаете меня в звании!
        -А вы меня- повышаете и льстите!-ответил я.Это была наша обычная шутлитвая пикировка.Известно, что из-за длительности произношения,  подчиненные, обращаясь к подполковнику , обычно « глотают»  приставку «под».
       
   
  Зайдя во двор усадьбы,мы поздравили молодоженов,  нажелали им всяческого добра и  целую ораву внуков и правнуков.
Жена принялась помогать хозяйке накрывать стол,а мы с Николаем,ожидавшим приезда  бывшего командира,вышли за ворота. Командир задерживался. Сидя на скамейке в тени  огромного клена,  обсуждали перспективы на урожай овощей и фруктов.
  Заливистый лай карликового пинчера Бима,выскочившего в калитку вслед за нами,прервал разговор,и мы повернулись в его сторону: кобелёк облаивал огромного пса,похожего на сенбернара или моcковскую сторожевую,лежащего в тени соседского забора.На лай пинчера примчались ещё три шавки-дворняги,и теперь вся свора тявкала,грозно рычала, яростно рыла землю задними лапами и имитировала нападение. Пес,приподняв голову,взглянул на шавок,вздохнул и снова положил её на лапы,явно игнорируя агрессивную свору.Мы подошли и остановились в двух метрах от собаки. Вслед за шавками, держа в руках наперевес здоровенные грабли ,выскочила со своего двора соседка Николая-тетка Мария, первая на селе пьяница и скандалистка:
       -Пiшов гэть! Iды звидсыля! (Пошел вон,иди отсюда!-Авт) замахнулась она граблями на пса,намереваясь ударить. Я перехватил грабли,вырвал их из рук разъяренной  тетки и зашвырнул их во двор:
       -Не смей бить собаку!- грозно рявкнул я,-тем более чужую! Что она тебе сделала плохого?Лежит-и пусть себе лежит!Сама, как собака, валяешься под заборами, но тебя же никто не гонит и не лупит!
  Тетка злыми и не совсем трезвыми глазами смотрела на меня,явно не понимая, как кто-то осмелился командовать ею у собственного двора:
     -А як вона мэнэ або дiточок моих покусае? А можэ вона  скажэна(бешенная-Авт.)!-запричитала она.
     -Каких  твоих «дiточок»,баба Маша?-расхохотался Николай.- Да ты боишься не за них,а за своих  алкашей! А тебя уже и комары скоро кусать не будут! Иди, проспись!
Пошатываясь и ругаясь, баба Маша поплелась в свой двор,заросший бурьяном высотой в человеческий рост.
  Мы с Николаем обменялись мнениями:никто из нас не видел этого пса в Павловке,да и в соседних селах собак этой породы мы тоже не видели.Селяне обычно содержат двух,а то и трех неприхотливых в еде дворняг: одну-на цепи-для охраны дома и двора;другую-тоже на цепи-у сараев со скотиной и у птичника; третью-в «свободном полёте»-для охраны огорода.Рацион у дворняг не отличался разнообразием:сварили кашу из пшеничной  крупы грубого помола-«дерти»,слегка брызнули осадком подсолнечного масла,добавили подсолнечного жмыха-макухи,сверху полили водой,в которой мыли разделанную курицу или утку-и,пожалуйте к столу,Жучки и Бобики,Найды и Шарики! Трубчатые кости домашней птицы, которые несравненно крепче,чем у магазинных кур и цыплят,проглатывались ими мгновенно, без опасения повредить пищевод и желудок. А породистых собак содержать  селянам было очень накладно,да и нецелесообразно!Вот и Николай тоже держал двух «двор-терьеров»:карликового пинчера Бима и рыженькую Лайму-собачку неизвестной породы.Отогнав свору подальше от пса,мы зашли во двор.
-3-
...Свадьба «пела и плясала».Поздравления,пожелания,шутливые и серьёзные...Поцелуи молодых под крики «Горько!» Я с кем-то разговаривал, шутил,произносил тост, а в мыслях находился рядом с псом, лежащим под забором:мне совсем не понравился его внешний вид и реакция на свору. Словно чувствуя, ЧТО ему нужно,я утащил из будки Лаймы глубокую миску,и,наполнив её водой,поставил у собачьего носа. Пес,приподняв голову, с благодарностью взглянул на меня и снова отвернулся к забору. Уже входя во двор, я увидел, как он с жадностью лакал воду...
   Ближе к вечеру приехал и бывший Колин командир, а торжество получило « второе дыхание». Улучшив момент,я выбрался из-за стола и вышел за ворота.Пса на месте не было: припадая на правую заднюю лапу ,он делал несколько шагов,затем ложился на траву,и через некоторое время подымался и двигался дальше.Подошедший ко мне Николай молча наблюдал за  его передвижением. Мы подошли ближе и одновременно матернулись: хвост бедняги представлял ужасное зрелище-кожа,словно спущенный с ноги чулок, волочилась по траве,а правая задняя лапа была в крови! Бедная собака,кто же сотворил с тобой такое и за какую провинность? Николай,задумчиво потирая подбородок,высказал предположение: или пса сбила машина, или его...выбросили из машины на полном ходу... Вполне возможно,что выбросили из электрички...Ах,чтоб их!
       Мы вернулись к свадебному столу,но моё настроение было вконец испорчено увиденным. Выпросив у женщин,хлопотавших на кухне,полиэтиленовый пакет,сунув  в него несколько необглоданных косточек и недоеденных котлет, я спрятал его у ворот...
-4-
   ...Теплый июньский вечер сменился такой же теплой украинской ночью,тишину которой нарушали лишь далекий собачий лай, да отчетливо слышимый грохот грузовых составов, изредка проносящихся по железной дороге. Понемногу гости начали расходиться и разъезжаться по домам. Распрощавшись с «молодоженами» и пожелав им счастливой « первой брачной ночи»,двинулись домой и мы с женой.
   ... Я обнаружил  пса лежащим под скамейкой,чудом сохранившейся в сложенной из кирпича автобусной остановке.Увидев его состояние,жена  расплакалась.
   -Слушай,давай возьмем его к себе,-уговаривал я жену,-подлечим...Привезем ветеринара-собачника из города...
   -Куда же нам его? А Ника и Бостон? Они же погрызутся с ним,-отвечала мне жена,-да и вряд ли он пойдет с нами. Осенью мы уедем в город, а что будем делать с псом?
    Умом я соглашался с женой:куда нам  ещё третью собаку!Но в душе все же надеялся на то,что удастся уговорить ,а там-подлечим беднягу,и найдем ему хорошего хозяина.Если только не отыщется хозяин настоящий... Не уговорил: её аргументы оказались более  весомыми.
    Постелив  себе постель на раскладушке,стоявшей в саду, я попытался уснуть,но сон все не шел:все  мысли были о том,как помочь попавшей в беду собаке.Но «сбрасывать со счетов»  Нику и Бостона нельзя было никак...
          - 5 -
  ...Ника-это наша собачка породы « тибетский спаниель»,которой исполнилось уже восемь лет,а Бостон-шестилетний, заматеревший кобель- восточно-европейская овчарка.Наши собаки послушные (пусть попробуют ослушаться жену!) и не агрессивные, а Бостон никогда не был на привязи! Я очень благодарен  своему приятелю-«собачнику»,который как-то сказал мне : « Если хочешь,чтобы твой пес вырос дураком- посади его на  цепь». Дурного и злобного пса на привязи  я не хотел,и, научив Бостона исполнять несколько самых элементарных команд,прекратил дрессировку,остановившись  «на уровне общения».За то время,что собаки были у нас,мы хорошо изучили их характеры и повадки. Если,например, Ника смотрит на меня лукавыми глазками,тявкает и заигрывает,значит у неё «течка». В такие периоды Бостон прекращает есть и часто  щелкает зубами... Если Бостон становится на задние лапы и заглядывает в окно,значит он зовет меня.
  Своих питомцев мы очень любим,и не представляем без них наш дом и двор. К тому же Ника обладает бесценным даром предвидения: в полуторагодовалом возрасте она « оправилась»  на постель жены,за что была крепко наказана. А ночью жену увезла «скорая»... Подобное повторилось через три года,и снова жене потребовалась  «неотложка». После  второго случая жена согласилась со мной: так Ника предупреждает о возможном приступе.Наказывать её перестали,но,слава Богу,впоследствии был только один подобный случай.Однако,предупрежденные Никой,   мы  были готовы , и все обошлось.         
  Зимой,если столбик термометра опускался  ниже десяти градусов,  впускали Бостона в дом: было стыдно,что мы вчетвером,включая кота,нежимся в тепле у телевизора,а он,бедняжка, сидит один в будке,хоть она  утеплена пенопластом  и набита свежим сеном...

- 6 -
          ... Я возвратился в Павловку из райцентра,куда ездил по неотложным делам, ближе к полудню следующего дня. Выйдя из электрички,  с головой окунулся в болотные испарения, плотным слоем окутавшие пойму реки.Перейдя болото по двухсотметровому подвесному мосту, подошел к мосту,переброшенному через нашу  речку. Вступив на него ,я остановился и ступил обратно на землю: по настилу,тяжело дыша и вывалив язык,двигался в моем направлении  вчерашний пес. Уступая ему дорогу, я присел на автомобильный скат,лежавший поблизости. Пошатываясь,пес ступил на землю,а затем вошел в воду по самую шею, и стоял в таком положении несколько минут. Я молча наблюдал за ним,не вставая  со ската. Пес вылез из воды,отряхнулся , приблизился ко мне на расстояние вытянутой руки, и ,вильнув изуродованным хвостом,на котором уже не было снятой кожи,лег на траву. Было очевидным, что он меня узнал! Я  совершенно не боялся его, и адреналина не выделял. Следовательно,и  пес отнесся ко мне с доверием.
  Гладя пса по голове и за ушами,я рассматривал его: по всем признакам это была  московская сторожевая порода. Характерная  для сенбернаров и московских сторожевых маска.И уже в солидном возрасте.Окрас рыже-пегий по бокам,шерсть на груди белого цвета.И вся его стать была явно крепче сенбернаров,которых мне доводилось видеть. Длинные,несточенные когти на лапах говорили о том, что он городской житель, и скорее всего живет в квартире. Фирменный ошейник,но никакого жетона или надписи на нем я не обнаружил.
    -Бедный Пес, как ты здесь оказался?Как тебя зовут? Что с тобою случилось? Кто твой хозяин и  где твой дом?-спрашивал я пса.
    -Не спрашивай!-отвечали мне его темно-темно-карие глаза.-Какая теперь разница: что случилось,то случилось...
    -Пойдем со мной,будешь жить у меня. Я привезу врача,мы тебя подлечим,ты выздоровеешь и снова будешь сильным и красивым...Будешь играть с Никой и Бостоном,тебе будет весело. К тому же целый день будешь во дворе...Правда, много мяса и костей  я тебе не обещаю, но хорошей кашей, с бычками, накормлю досыта...
    -Я уже не молодой,-отвечал взглядом Пес,- и много не ем. Спасибо тебе,Человек,только я к тебе не пойду: не хочу быть обузой для вас и третьим лишним...Лето кончится,вы уедете в город,а жена твоя никогда не согласится взять меня с собой. Мы привыкнем друг к другу, но ты начнешь искать мне нового хозяина,а кому я нужен в таком возрасте?  А потом тоже выгонишь или бросишь  меня?
    -Да что ты!-возразил я,-неужели ты думаешь,что я способен на такое?
    -Верю тебе...И бывшему хозяину  тоже верил. Но вот видишь,как все получилось? А теперь я стал лишним и никому не нужным...-Пес вздохнул и закрыл глаза.Его изуродованный и местами кровоточащий хвост чуть вздрагивал...
     Мы еще долго сидели у речки.Поднявшийся ветерок наконец-то разогнал болотную вонь, дышать стало легче.Я скормил проголодавшемуся Псу оба окорочка,купленные в райцентре.
    -И куда же ты теперь?-обратился я к Псу,дремавшему у моих ног.
    -Да  девочки ночью говорили,что за железной дорогой живет хороший мужчина-фермер...Пойду к нему-авось не выгонит и приютит меня.Может, и работу у него найду :все- таки я охранная собака, и многому обучен. А выгонит-пойду  «бомжевать»!-Пес поднялся и отряхнулся.
    -Ну, я пойду... Спасибо тебе!-Пес лизнул мою руку.- Прощай!
    -Прощай!-Я легонько потрепал Пса  за холку,-выздоравливай.И пусть тебе повезет!
     Прихрамывая на правую заднюю лапу, Пес обреченно побрел по тропинке ,ведущей к мосту через болото и к железнодорожной платформе.Я смотрел ему вслед,пока он не скрылся за поворотом. И мне так хотелось,чтобы надежды Пса сбылись!

- 7 -
  ...Два года спустя,в преддверии зимы, я вышел  из электрички на своей остановке,но направился не в Павловку, а в фермерское хозяйство,расположенное в двух километрах  отсюда. Легкий морозец сковал льдом лужицы,выкрасил пожелтевшую траву сверкающим на солнце инеем. Над моей Павловкой ,расположенной по другую сторону  реки,вились дымки от  печей,растопленных хозяйками .
    Поднявшись на склон горы и пройдя через небольшую дубовую рощицу, я  приблизился к ограде фермерского хозяйства. На душе было тревожно:какую новость про Пса я узнаю здесь, сейчас? Ответ на волновавший меня вопрос я получил,приблизившись к ограде: от фермерского дома, в моем направлении, мчались две огромные  молодые собаки породы Московская сторожевая...

          К  О  Н  Е  Ц
Виталий Алексеев,
       Апрель,2013 г.
         


Рецензии
Очень добрый рассказ. И написано интересно.
Спасибо.

Галина Гладкая   19.07.2013 14:15     Заявить о нарушении
Галя, огромное спасибо за Вашу оценку. Этот случай действительно "имел место быть", как и в "Василек и Василиса". Да, впрочем, и во всем цикле "Деревенские уроки". С теплом и наилучшими пожеланиями.

Виталий Алексеев   19.07.2013 16:40   Заявить о нарушении