Русское пение
Восстановление культуры русского традиционного пения
«Русское пение- это национальная
духовная традиция, от которой исходит
чудодейственная сила голоса». В.Девятов
В Москве 1 октября 2011 года открылась первая в России государственная детская народно-певческая школа. Ее основателем и художественным руководителем стал народный артист России Владимир Девятов.
Создана эта школа для того, чтобы дети имели возможность познавать традиции и историю своей страны, глубоко погрузится и осмыслить то наследие национального богатства, которое таится в русской народной песне.
Необходимость такого образовательного учреждения назрела уже давно. Художественно-эстетическое воспитание ребенка, просвещение, формирование правильных ценностей, приобщение к родной культуре очень актуально для современного общества, потерявшего всякие ориентиры в море невежества и нигилизма. Именно через познание своих корней, через родную песенную культуру раскрываются лучшие стороны личности ребенка, выявляются творческие способности, формируется вкус к прекрасному.
Владимир Девятов, посвятивший себя народной песне, убежден, что «в России песня во все времена играла важную роль, и песенность является национальной особенностью отечественной музыкальной культуры. Поэтому к народной песне надо относиться не только как к атрибутивному элементу массового досуга, но, прежде всего, как к гаранту сохранения и развития коренных черт российского народа».
Открытию государственной народно-певческой школы предшествовало создание детской студии. За годы существования студии педагогами был накоплен богатый опыт работы с детьми. Главная методика, разработанная профессором академии музыки им. Гнесиных, доктором искусствоведения Людмилой Васильевной Шаминой, основана на так называемом скрытом «этническом слухе», который с рождения присутствует в каждом человеке и активизируется при этнически характерном общении. Таким образом, в процессе познания «своего», родного музыкального языка происходит гармоничное творческое развитие ребенка, открывающее возможности постижения искусства в целом, отсюда и девиз школы: «Подари ребенку гармонию!».
«Все что способна дать народная песня (как репертуарный материал) и народное песнетворчество (как метод), природный голос, слух, память и теоретические знания – могут обеспечить ученика необходимыми навыками и умениями. Это позволяет каждому учащемуся не только глубже познать язык музыки через самую активную форму музицирования – пение, но и полнее реализовать мечты о поющем, льющемся голосе», говорит Владимир Девятов.
Вокальная школа создана на основе традиционной отечественной певческой культуры. Уроки пения проводятся индивидуально два раза в неделю. Раскрытие певческих голосов происходит с помощью щадящей методики вокально-речевого обучения. К каждому ребенку существует индивидуальный подход с учетом его наклонностей, генетической природы, возрастных возможностей и вкусов.
Ученики получают знания по сольфеджио и теории музыки, народному творчеству, народному танцу и сценическому искусству, учатся игре на фортепиано. Кроме того, учащимся предоставляется возможность освоить народные инструменты по выбору – балалайка, гитара, баян, ложки. Все это составляет всестороннее развитие ребенка как личности и как музыканта.
Образование детей в ДВШ осуществляется на основе пятилетнего курса обучения (для учащихся среднего школьного возраста) и семилетнего курса обучения (для учащихся младшего школьного возраста).
В школе работают настоящие мастера своего дела, высококвалифицированные педагоги с большим опытом работы из Российской академии музыки, кандидаты искусствоведения и педагогических наук. Таким образом, школа В.Девятова представляет собой важное звено в образовательной цепочке, являясь начальным этапом для последующего обучения в музыкальном колледже и Российской Академии музыки им. Гнесиных.
Появление Народно-певческой школы в нашей стране - существенный вклад в развитие культуры, ведь дети, обучаясь народному пению, учатся любить родной язык, свою историю, уважать традиции, а каждый ребенок – это наше будущее.
«Детская вокальная школа ставит задачу обучения детей родной музыкальной речи на родном музыкально-поэтическом языке. Этнография музыкального образования способна обеспечить генетически обусловленную, всесторонне развивающую и нестандартную сферу универсальной певческой деятельности детей. Она прекрасно «работает» на системы дошкольного, младшего школьного и внешкольного музыкального образования, рассчитанных на стартовое, доступное и всеохватное обучение музыке и вокалу» В. Девятов.
Свидетельство о публикации №213041900063
С уважением
Зоя Орлова 17.03.2015 21:47 Заявить о нарушении