Два модуса человека и три модуса Бога

Человек - это создание, бытующее в двух модусах: индивидуальном и социальном. В силу того, что человек есть существо общественное, второй модус превалирует над первым. В то же время, роль и место человека в социуме в значительной степени зависят от его индивидуального, частного, личностного, которое в свою очередь определяется общественным, общим.
Два модуса не существуют раздельно, а образуют динамически-статическое единство, где элементы динамические, творческие, они же деструктивные, присущи в наибольшей степени модусу 1 (назовём его так: индимод); тогда как статические, сдерживающие, консервативные и конструктивные элементы "поставляет" преимущественно модус 2 (социмод).
Каждый из двух модусов обладает всеми качествами и свойствами модуса "противоположного", только в степени относительной, а не абсолютной. В эмпирии вообще не встречаются чистые вещи, как нет и чистых идей в восприятии.
Итак, в силу двойственности своей природы человек есть одновременно объект и субъект постоянной интеракции модусов. Не будет преувеличением сказать, что он также есть и продукт этой интеракции.
Препятствуя развёртыванию индимода, социмод тем самым стимулирует реализацию его потенций. В свой черёд, "революционный" индимод провоцирует эволюцию шаблонов подавляющего его социмода, диверсификацию моделей, модернизацию идеологических дискурсов. Всё это в конечном итоге увеличивает витальность неразлучных "противников", двух модусов.
Взаимоотношения модусов представляются значительно более сложными, чем показано выше. Их можно описать как конфликт макро- и микроконтекстов, при условии, что второй, будучи составной частью первого, в духовном аспекте есть нечто большее и его, и результирующего целого. В индивидуальном сознании оба модуса воспринимаются как единый модус, но различным образом реализуемый в разных условиях. Независимо от условий реализации, индимод "выше" и "важнее" социмода, потому, что он включает в себя, в репрезентации и в представлении, часть (образ) трансцендентного, которым не обладает социум.
Человек лишён ещё третьего модуса, который присущ Богу. Этот третий недостающий есть модус творческий, творящий. Это и есть то, что называют Святым Духом и считают третьим членом Троицы; то, что исходит от Отца, но не от Сына.
Адам был оживлён дыханием Божьим: "И вдунул в лицо его дыхание жизни" (Бытие, 2:7). Но Адам, человек тварный, не имеет силы творить элементы, а имеет лишь творить из элементов и над элементами. Бог есть Сущий, и Он суть в трёх модусах, они ипостаси, но не части целого: каждый есть целое, взятое как часть. Бог не может не быть во всей своей полноте, постоянно и всегда ("не может" здесь не следует рассматривать как ограничение Божественности, но как ограниченность человеческого понимания Божественного).
Как и человек, Бог не есть то же, что его свойства, но в отличие от человека, не есть в абсолютном, а не в относительном смысле. Бесконечно малое и бесконечно большое в вечности - одно. Образ вечности имеет человек, и в жизни, и в смерти. Возможность стать Богом (обожиться) дана человеку в сознании: "Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего" (Премудрость Соломона, 2:23). Последовательно "отмысливая" от Бога все Его качества и свойства, а в конечном счёте "отмысливая" себя от Него, поскольку и номинации Бога, и экспликации существуют так же в сознании, в итоге человек видит ничто, но это ничто не есть Бог, а есть сам человек как материал для творения.
Человек сотворён, но человек есть творение как процесс, а не как результат. Бог творит ежечасно и ежеминутно, моя глина принимает форму, чтобы затем её поместили в огонь. Я не огонь, но я уже и не глина. Я - пустота, я - то ничто, которое содержит в себе (и делает возможным) нечто и суждения о нём.
Итак, в отличие от человека, Бог имеет три модуса: Бог Отец ("индимод"), Бог Дух Святой ("творящее начало"), Бог Сын ("социмод"). Последнее нуждается в пояснении. Бог Сын мыслится как "социальный модус", в силу того, что был послан в мир и принял природу человека, и благодаря множеству "ходящих во Христе", живших и живущих, дополняющих Бога в его третьем лице, или социальном модусе.
С большой долей вероятности можно предположить, что описанные выше модусы Бога существуют только в рамках религиозно-философского концепта "Бог", понимаемого достаточно свободно, за невозможностью предположить обратное...


2013.


Рецензии