Из жизни художников

Еду в автобусе.  Из окна наблюдаю за оживающей природой после затяжной зимы. Снег сошел, но еще не везде. Встречаются небольшие белые островки, оставшиеся от высоких не до конца растаявших сугробов.
 Без пробок не обходится и на этот раз. Как всегда Химки тормозят процесс передвижения по Ленинградке.
Наконец-таки автобус прибыл на Речной вокзал. Пассажиры выходят из транспорта. Основной поток, прибывших в Москву людей направляется к метро.

Вхожу в метро и я. Здесь многолюдно, суетно. Эскалаторы,  переходы с одной линии на другую. Электрички снуют одна за другой.
В метро можно сэкономить время из-за отсутствия пробок, ставших привычными на дорогах Москвы.
Достаточно быстро электропоезд доставляет меня до нужной станции.
Освобождаюсь из мрачного плена подземного метро на станции "Сокольники". Впереди парк. Теплое весеннее солнышко придает яркость звучания музыке, доносящейся с танцевальной площадки.  Подхожу поближе. Шум-гам. Детские голоса перемешиваются с взрослыми мужскими и женскими.
- Это нужно зафиксировать фотоаппаратом, - молниеносно срабатывает мысль, направленная творческой частью моего головного мозга.
Он постоянно находится в поиске материала для запечатления на холсте, поэтому не удивляюсь спонтанности его решений.
- Из этого можно что-то извлечь для истории, - продолжаю рассуждать, сворачивая на некоторое время, с основного пути моего следования.
Включила камеру. Даю ей возможность поработать. Люди постоянно в движении. Фигуры меняют положение. Фотоаппарат полезное изобретение для художника. Раньше нужно было сидеть в скверах, в самых различных массовых местах, выискивая подолгу героя или героиню картины, чтобы успеть зафиксировать в наброске их самые характерные черты, движение. Сегодня можно просто пройтись, постоять в каком-то месте с фотоаппаратом, и материал для картины у тебя собран.
Опять-таки, что хорошо для опытного художника, то может оказаться очень вредным для начинающего.  Ведь,  не научившийся рисовать молодой художник, уповая на фотоаппарат, не сможет научиться рисовать хорошо, если не будет заниматься рутинной работой: набросками, зарисовками с натуры.
Выполняя с натуры наброски, зарисовки художник нарабатывает необходимые ему качества: внимательность, память, набивает руку, учится владеть линией.
Запечатлевая на камеру, художник занимается только сбором необходимого ему материала в творчестве.
 Вся остальная работа художника, снимающего фотоаппаратом, переносится на потом. Потом, это, когда художник приступает к написанию картины.

Начинающим художникам к такому подходу лучше не прибегать или прибегать с особой осторожностью. Им нужно больше тренировать руку, глаз, а это лучше делать не с фотографий, а с живой природы, с натуры.


Пожилые люди танцуют на площадке медленные танцы, что способствует сближению одиноких людей.
Танцуют они парами. О чем они думают в эти минуты?

Стоп, кадр! Пора двигаться вперед, иначе моя съемка, продлись еще минуты три, грозит мне превратиться в участницу тех танцев. Обратила внимание, как два бодреньких пенсионера одетых с иголочки: в темные костюмы, белые рубашечки, в галстучках,  давненько присматриваются ко мне, что-то обсуждая между собой.  Прохожу мимо, смотрю в  противоположную сторону.
Попутно понимаю, что разочаровываю своим уходом танцоров.

Мелкая ребятня бегает по аллеям парка «Сокольники», катается на велосипедах. Мальчишки и девчонки, что постарше катаются на роликах. Весело и жизнерадостно сегодня в моем мире.
Обхожу лужи. Слева от аллеи замечаю беседку, где играют в шахматы пенсионеры.
- Здорово! Надо, же, еще сохранились здесь традиции прошлого, - восхищаюсь при виде этой картины.
Да. Это и есть та самая картина, которая может остаться в истории. Хорошо бы сфотографировать старичков.
Увы… не судьба. Не пробраться к ним. Всюду лужи, грязь. Как они оказались в беседке, не понимаю. Может с другой стороны можно пройти к беседке, там параллельно моей аллее еще одна идет.
К сожалению, уже пятый час вечера. Времени у меня остается мало. Надо пораньше вернуться домой, а впереди еще одно мероприятие, на которое я и приехала.
Удаляюсь от исторической сцены.

Остается разобраться с расположением корпуса, где  проводится очередная выставка «Российская Неделя Искусств». Где мне искать корпус 7 «а»?
Несколько вопросов к идущим мне навстречу людям. Никто не знает такого корпуса. Все, как сговорившись, отвечают, что дальше четвертого ничего не видели. Вероятно, там свои интересы у них были.
Спасает указатель. Следую по стрелке.
Красивое большое белое здание само по себе настраивает на позитив.
В холле встречают дружелюбно настроенные охранники.  Сдаю вещи в гардероб, одновременно изучаю обстановку.
Первое впечатление:
- Здесь бы я выставила свои работы.
С этим настроем следую вовнутрь огромного выставочного зала.
С первых минут мое внимание приковывает  к себе резьба Юрия Вениаминовича Шишлова «Тайная вечеря», выполненная по мотивам  Леонардо да Винчи. Из цельной липовой доски, объемом пятидесятка, автор вырезал сцену последнего ужина Христа с его учениками.
Поразила тонкость,  исполнения.  Надо отдать должное кропотливости труда художника.
Супруга художника с удовольствием рассказывала о его творчестве. На этом же стенде в той же технике исполнения представлена другая работа автора «Христос в пустыне» по мотивам Ивана Крамского, но размером значительно меньше оригинала.  За основу своего произведения Крамской взял сюжет из Нового Завета с описанием сорокадневного поста Иисуса Христа в пустыне, куда он удалился после своего крещения, где подвергался искушениям дьявола.
Приятные впечатления остались от встречи с творчеством Шишлова Ю.В.

Подхожу к следующему стенду с акварельными работами. Автор Талина Венегржновская. Серия «Черногория». Акварель в обработке черной тушью.
Ничего для меня необычного. Таких работ очень много в нашем мире.

А вот и фотографии с применением различных технологий. Например, таких, как цветные фильтры, постоянный свет, длинная выдержка.
На другом стенде фотографии с применением много ракурсной стерео фотосъемки, авторы этих работ Виктор и Анатолий Грачевы.
Для общего восприятия выставки перехожу от стенда к стенду. Прикладники вперемешку с живописцами. Все смешалось в голове. Все это действо чем-то напомнило мне некий базар в ЦДХ на международном артсалоне.
Взляд, блуждает в поисках чего-то более интересного для меня. С противоположной стороны зала замечаю художника за этюдником в окружении молодежи. Иду к ним. Снимаю на камеру эту компанию. Потихоньку у девушки, сидящей рядом с художником за столом, интересуюсь:
- Кто художник?
В ответ она протягивает мне буклет:
- Здесь все написано.
Читаю:
«Акоп Торосян. Живописец, график, скульптор родился в 1947 году в Нью-Йорке (США)
В 1950 году с семьей поехал в Армению (СССР), там окончил  художественное училище им. Терлемезяна, Художественно-театральный институт в Ереване (Армения).
В 1976 году снова вернулся в Нью-Йорк (США) и продолжил там свою творческую деятельность."
Вот так и бывает. Получили от СССР образование и сбежали.
Потом ругают всех нас, оставшихся на территории пост советского пространства и обвиняют  во всех несметных грехах.
Но, это я так, невольно ухожу от темы.
Сам же художник добродушный, интересный в творческом плане. Вот поэтому молодежь, похоже, студенты так и льнут к нему. Обступили настолько, что взглянуть поближе на рисунок не удается.

Площадь выставочного зала достаточно большая.
На выставке можно купить не только картины, но и книги по искусству.
В углу, возле большого окна  незначительное скопление народа. Оттуда же доносятся какие-то странные звуки, напоминающие звуки трубы.
Читаю: «Чемодан варганов» и направляюсь к варганам.
- Поющие чаши. Такая медитация, - поясняет девушка, держа в руках тибетскую чашу, издающую звуки после прикосновения к ее краям.
Познавательно.

Рассмотрев все в отделе варганов, в ожидании чуда направляюсь на второй этаж. Очень хочется увидеть хорошую живопись современников. Тем более на сайте артлиб довелось читать в течение нескольких дней дискуссию об одном  произведении.
- Ну, где, же? Где оно? – не могу успокоиться, осматривая все стенды.
И, вдруг, что-то словно щелкнуло в моем мозгу. Поднимаю голову вверх. Где-то, там, в поднебесье, как и полагается великим, находилось, то произведение, которое так возносил сам автор перед собеседниками.
Признаюсь честно, что на выставку поехала только из-за этой картины. Уж очень расхваливал эту «шедеврятину» автор. Что, называется, завлекли. Ну, что, ж, прием пиара…
К сожалению,для себя, как художника, ничего иного, кроме пиара, не усмотрела. Висит себе в куче каких-то  ничего не значащих, ни о чем не говорящих картин и этот неприметненький» «шедевр».

Стою. Смотрю. И не знаю, что в этом случае делать, рассмеяться или огорчиться. Пока я в такой растерянности стояла возле меня появилась камера. Чтобы не мешать вести съемку, я перешла в другой раздел.


В какой-то момент эта камера меня стала раздражать. Куда не подойду везде она. Словно, мысли мои считывает оператор.
Заинтересовала одна картина, да и техника ее исполнения, а камера мешает рассмотреть картину. Выяснилось, что автор А.Ю.Власов, картина «Весна». Техника экспериментальная.

У картины художника-любителя Константинова Владимира Витальевича «Паутина» и завязался разговор, с художниками.
Сюжет картины: дети, перебирающиеся по ниточкам паутины над болотом.
Идея интересная, но на мой взгляд, не доработанная. Пока очень сырая. Не выражена автором картины до конца  суть произведения. Размытость в содержании. Нет сосредоточенности в мыслях.
Например, не совсем понятно, почему этот паук в небе? Пауки на небе не живут.
Много вопросов к автору.
В общем, живопись на выставке меня совершенно разочаровала.  Особенно, когда я увидела творчество еще одной художницы в разделе профи, которая в масляные краски добавляла что-то блестящее. Вероятно, чтобы картина золотом сияла. Немыслимое безобразие.
Встает вопрос:
- Неужели перевелись художники, умеющие не только мазать кистями вверх-вниз, вправо-влево, но и рисовать кистью?
Это же просто ужас! Такая огромная выставочная площадь, а посмотреть не на что….
А может, все не так плохо в среде художников?
 Может проблемы в организации подобных выставок?
Деньги?!
Они мешают, они разрушают нашу российскую культуру. Они уничтожают духовность. Почему деньги?
Потому, что эти деньги требуются от тех, у кого их нет для участия в таких мероприятиях.
Деньги, деньги, деньги, деньги….

Металл это условная ценность. Истинная ценность – ДУША!
Ибо только она способна творить все необходимое для жизни на земле.
Истинное искусство – это продукт, так необходимый  для развития других душ, равно, как пища для наших телес, производимая другими людьми.
Каждый человек, пришедший в этот мир, имеет право жить и развивать собственную душу.
Так предоставьте ему с рождения такую возможность. Не лишайте ни себя, ни других возможности растить души.
Запомните, чем питаетесь сами, чем кормите других, тем станете сами и одновременно превратите в это окружающих.
Культура речи. Культура быта. Культура поведения. Культура общения. От всего этого зависит культура жизни в целом.

К картинам Покрововой Екатерины Валерьевны меня привел художник-любитель. Он же поведал мне о ее творчестве. Ее картины действительно выполнены со вкусом. Их не стыдно повесить в офисах, в квартирах.
Оргалит, бисер, стеклярус, стразы, кабошоны в умелых руках  Екатерины Валерьевны обретают новую жизнь.
Художница создает собственные миры, выразительные образы, но, к сожалению, они остаются незамеченными нашей, российской, публикой и это притом, что  в Берлине уже оценили ее творчество, присудив ей 1 место на выставке.
 
Печально, что искусство в нашей стране считается роскошью, но по сути своей, искусство это не роскошь – это отдушина для человека.
Если будет жива душа, то будет и жизнь духовно богаче.

Многим художникам нужна финансовая поддержка, для того, чтобы они своим творчеством могли освобождать души мира из клеток.
Для раскрутки любого творчества требуются деньги. Так заведено в современном обществе. А зря...

Пока я на втором этаже рассматриваю работы, в это время внизу происходит официальное открытие выставки.
Звучит музыка. Доносятся голоса организаторов. Объявляются фамилии, прибывших на открытие.
А, вот и представитель арт канала зазывает в гости художников для съемок.
Все красиво. Чинно. Празднично.

Но отзвучит музыка. 21 апреля закроется выставка. Все разъедутся со своим творчеством по своим, в лучшем случае, мастерским, в худшем, как я по съемным квартирам, где у них будет и мастерская, и кухня, и спальня одновременно.
Разъедутся и будут думать, как им выживать дальше.


В  рамках Российской Недели Искусств, 20 апреля, в парке «Сокольники» намечался пленэр «Весенние аллеи парка «Сокольники», где предполагалось установить новый рекорд Книги Рекордов России «Самый массовый пленэр в России».
Хотела пописать аллеи парка и я, но пройдя на выставку по парку поняла, что это не мой пленэр. Серое все пока еще в природе.

Покидала выставку на этот раз без боли в сердце. Ко всему привыкает человек. Вероятно, и я привыкла к тому, что никому проблемы художников в стране не нужны. Ибо по-прежнему искусство продолжает примитивно считаться  роскошью.
Обидно одно, что, когда меня не станет, мои картины кому-то понадобятся для их реализации по завышенным ценам. Хорошо, если бы этими неизвестными оказались мои потомки. Пусть хотя бы они поживут без слез и горестей!
Последняя ступенька в павильоне.

Я иду по аллеям парка. У круга в парке  маленькая девочка прыгает, как я в детстве в классики. У современных малышей эта игра обрела новые формы. В каждом прямоугольнике стоит своя цифра. Классики получились длинными-предлинными. По кругу читаю 158, 159 и т.д. Жизнь продолжается в новых ее проявлениях…

Приношу извинения всем читателям за возможные ошибки. Материал размещен без редакторской правки.
Картина
"Майские солнышки"
Л.В.Саповская


Рецензии