Красота спасет меня

Красноречивый слог, затмение и новый взлет. Таков закон мышления.
 
Все начинается с красоты, которая согласно Достоевскому преобразит мир. Я совершенно согласен с ним: красота преобразит мир. Не спасет, но преобразит, потому что спасать это не совсем удачное слово. Спасти - это значит помочь кому-то, предотвратить чью-то гибель. А если вы хотите помочь миру и думаете при этом о его гибели, то вы оказываете ему медвежью услугу.

В слове "спасти" заложен еще какой-то отвратительный дуальный смысл: Вот есть мир, который гибнет, а я стою рядом и, видишь ли, спасаю его, размышляю о его спасении - не знаю, как правильнее сказать и вообще можно ли спасти мир своими домыслами - но одним этим "спасительным" жестом я уже отъединяю себя от так называемого мира, то есть, от себя.

Нет никакого разделения: я и мир. Весь мир - это я. Если мир вокруг меня гибнет, то это мой мир гибнет, это я гибну, это со мной происходит и ради меня. Красота - это начало объединения. Если я изобразил на картине два предмета - грушу и яблоко - значит я объединил их красотой. Цель художника - объединить мир.


Рецензии
Я частенько вспоминаю свою учительницу русского языка и литературы. Она не просто учила нас читать - она придавала большое значение умению читать с позиций того времени, в котором написано то или иное произведение.
Поэтому, когда мы разбирали роман Достоевского "Идиот", нам прежде всего были выданы листочки с толкованием некоторых слов в 18-19 веке. Поэтому цитату "Красота спасет мир" мы толковали с позиций современников Достоевского, т.е. "Красота ЗАЩИТИТ мир" (ведь "спасти" в ту эпоху нередко использовалось в смысле "оборонить", т.е. "защитить").
Иными словами, красота защитит мир от его его окончательного разрушения во всех направлениях - духовном, внешнем, природном и пр. СПАСТИ, ПРЕОБРАЗИТЬ (как это понимается в наше время) красота мир не может, т.к. мир - это, как верно пишет автор, прежде всего, мы сами - со всеми своими недостатками и пороками.
Святых среди нас не бывает, на то мы и люди. Поэтому каждый из нас вносит свой вклад в разрушение мира. Кто-то просто бросает банку из-под пива мимо мусорной корзины, а кто-то обливает девушку серной красотой только за то, что она красива.
Так что, по факту получается, что красота НЕ ОБЪЕДИНЯЕТ, а, напротив, РАЗЪЕДИНЯЕТ.
Уже в школе красивые девочки вызывают зависть у одноклассниц и желание хоть как-то подпортить их красоту.
На работе душевно и духовно красивый человек раздражает своих, более "приземленных" коллег.
Чьи-то красивые вещи тут же привлекают отморозков.
" Если я изобразил на картине два предмета - грушу и яблоко - значит я объединил их красотой". И тут же появится рядом особь, которая не увидит эту красоту, а начнет желчно препарировать Ваше творение, пытаясь доказать его бездарность (или увидит эту красоту и пойдет другим путем - например, обольет ее кислотой, как было с "Данаей" Рембрандта, "Квадратом" Малевича, "Семью скорбями Марии" и "Оплакиванием Христа" Дюрера и еще сотнями шедевров мирового искусства). Причем, что примечательно - вандалы особенно активизировались именно в наше время, РАНЬШЕ (!) красота, действительно, вызывала трепет и благоговение, особенно в эпоху Возрождения, но сегодня она вызывает желание ломать, кромсать, жечь (см. криминальные сводки по вандализму со всех концов мира). Так почему она, красота, не спасает, не преображает и не объединяет сегодня?
Поэтому мудрый Достоевский, прекрасно разбирающийся в психологии человека, и писал о том, что красота способна лишь держать оборону, защищать этот мир от окончательного разрушения.
По крайней мере, я верю, что красота остается пока противовесом моральным уродам всех уровней. Хотя есть и те, кто уже в это не верит и считает, что скоро весь мир исчезнет (неважно, в какой форме их неверие выражается - страх перед приходом Сатаны, ядерный Апокалипсис, тотальные теракты и т.п.).
Ваша миниатюра мне понравилась.

Писатели Прозы   23.04.2013 09:12     Заявить о нарушении
Мне важны ваши рецензии. Спасибо Вам огромное, что написали и к тому же так много. Целое сочинение на тему о красоте!
Вы знаете, как я пишу? Я сажусь без всяких задних и передних мыслей с совершенно чистой головой за компьютер и даю себе десять минут. За это время рождается миниатюра, я ее публикую, а потом через несколько минут забываю о ней. Забываю начисто, о чем писал.
О своем методе я рассказал здесь: http://proza.ru/2013/04/13/108
Почитайте. Может быть, Вам понравится. По-крайней мере, это полезней, чем рассуждать о Достоевском, Малевиче, Рембрандте и ядерном апокалипсисе. И плодотворней. Вы сразу войдете в тему.
С уважением,
МА

Марк Алан   23.04.2013 17:40   Заявить о нарушении
Жаль, что у Вас нет своих произведений, Читатель, а то бы я перевел Вам 50 баллов, как обещано на моей странице.

Марк Алан   23.04.2013 18:29   Заявить о нарушении
Увы - я не писатель. Но всегда с огромнейшим интересом читаю ярких и интересных авторов - таких, как Вы (кстати, на Вас меня "навела" Ольга Анцупова - а у нее потрясающее чутье на людей неординарных).
С уважением, Роман

Писатели Прозы   23.04.2013 21:32   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.