Грехи отпускаются оптом?

Рецензия на книгу архимандрита Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые» и другие рассказы» М.2012, ОЛМА Медиа Груп, издание шестое, исправленное.

В 2011 году вышла в свет книга архимандрита Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые» и другие рассказы».

Сборник посвящен воспоминаниям: о Псково-Печерском монастыре и его насельниках, о монахинях разоренной Дивеевской обители, о разных известных и не очень известных людях, чье обращение к Богу и Церкви, имеет поучительный характер. Воспоминания относятся в основном к концу восьмидесятых, началу девяностых годов.
 
Популярность сборника стремительно возрастала, и  в сентябре 2012 года он получил  престижную национальную книжную премию «Книга года».

Широкий успех мемуарной литературы – явление не столь уж частое и, как правило, обусловленное или личностью пишущего, или эксклюзивностью представленного материала.
Светский успех церковной мемуаристики (а таков жанр книги о.Тихона) – явление совсем уж экстраординарное. Такие книги обычно популярны сугубо в церковной среде. Что привлекло широкого читателя? Возросший в обществе интерес к Псково-Печерским старцам, которым посвящено большинство страниц? Или истории обращения к Богу известных, как сейчас говорят, «медийных» лиц? Или то обстоятельство, что автору молва приписывает честь быть духовником президента Российской Федерации? Судить не могу, не имею данных.
Будучи сама большой поклонницей Псково-Печерского монастыря и посмотрев уже не без удовольствия фильм о. Тихона на ту же тему, я не торопилась с покупкой книги. Почему? Признаюсь, меня смущал тот ажиотаж, который поднялся вокруг этого  сборника. Имея достаточно близкое представление об издательском бизнесе, знаю, что стремительное набирание оборотов – чаще всего результат «раскрутки», пиара, денежных вложений. Причем, в современном «продвинутом» издательском бизнесе раскрутка книги часто начинается синхронно с началом работы над текстом.

Книга, которая расходится простым путем «от читателя к читателю» набирает популярность значительно более низкими темпами, независимо от того, что впоследствии эта популярность может быть достаточно высока. Просто поначалу процесс идет медленнее.
Не люблю рекламу и сопротивляюсь ей почти на бессознательном уровне, что бы это ни было: моющее средство, шоколад или книга. Потому и не торопилась.
Но вот – книга в руках.

Я читаю ее, узнаю события, представленные в фильме, или слышанные в ином изложении. Рассказано о них предельно простым языком. Таким простым, что иногда возникают сомнения в точности выбора целевой аудитории. Так пишут для детей, когда хотят снизить до их понимания вопросы, которые взрослым кажутся слишком сложными.

Не вполне понимаю, зачем это сделано. То ли о.Тихон не доверяет своему читателю изначально, то ли намеренно ставит его в прокрустово ложе линейного мышления. Мне трудно себе представить, чтобы так действительно мыслил столичный священник, ректор духовной академии, настоятель  монастыря, а в прошлом выпускник Высших сценарных курсов.
Справедливости ради надо сказать, что часть  страниц, особенно посвященных Псково-Печерскому монастырю, и некоторые другие содержат драгоценные факты и наблюдения, сохранение которых для истории несомненно является благим делом и может вызвать только благодарность автору. Нельзя не отметить и чувство юмора автора, облегчающее чтение этой книги.

Что же касается общего контекста , то он не может не смутить всякого человека, знакомого со святоотеческой литературой, с историей Церкви и современной церковной реальностью.
Прежде всего – это педалирование темы чудес. Чудесам (в основном здесь это исцеления от недугов и явления прозорливости) посвящена подавляющая часть страниц. Они совершаются здесь непрестанно. Причем, у читателя возникает ощущение, что для совершения чуда достаточно усердно помолиться, причем, сделать это правильно, с  соблюдением всех формальностей. Исцеление не замедлит быть даровано. И, наоборот, за несоблюдение правил, например, затягивание с исповедью, можно получить кирпичом по голове и надолго слечь в больницу (с. 260). Церковь предстает неким ведомством «небесной канцелярии», где за хорошее поведение и послушание ходатайствуют о выдаче вполне реальных земных благ.
Тема чудес и знамений широко освещена в церковной литературе, начиная со Св. Писания и заканчивая брошюрками для бабушек в церковных лавках. Сам Спаситель совершил большое количество чудес уже за время своей земной жизни. Чудес этих было недостаточно фарисеям для признания в Иисусе Христе Бога, чудеса эти не спасли Богочеловека от позорной казни. Более того, когда Он был на кресте, толпа  глумливо требовала от Него совершения чуда, требовала сойти с креста в доказательство своей Божественной природы. Поэтому в церковной практике, хоть чудеса и знамения являются несомненным подтверждением бытия Божия, все же к личной вере и благочестию отдельных людей имеют весьма опосредованное отношение. «Блаженны не видевшие и уверовавшие (Ин.20, 29) – все же ближе к Истине. Как сказал недавно один хороший батюшка в воскресной проповеди на соответствующее дню Евангелие:   «Ожидание чудес – это потребительское отношение к Богу».    Очень неоднозначно решается Святой Церковью также вопрос болезни и исцеления. «Духовный разум научает, что недуги и другие скорби, которые Бог посылает человекам, посылаются по особенному Божию милосердию, как горькие целительные врачевания больным, они содействуют нашему спасению, нашему вечному благополучию гораздо вернее, нежели чудесные исцеления. Часто, весьма часто недуг бывает большим благодеянием, нежели исцеление, если б оно последовало; недуг бывает благодеянием столько существенным, что отъятие его исцелением было бы отъятием величайшего блага, несравнимого с тем временным благом, которое доставляется исцелением телесного недуга.», -писал святитель Игнатий (Брянчанинов) в своем знаменитом произведении «О чудесах и знамениях».

Поэтому очень странно, что в книге архимандрита Тихона эта тема преобладает, если не совсем почти оттесняет на второй план тему покаяния, духовной брани и духовной радости, которая почти всегда сопряжена со скорбями. Возможно, так автор понимает миссионерское значение книги, обращаясь как бы заведомо к простакам  с детским мышлением. Об этом, повторяюсь, говорит и языковой стиль книги. Возможно, автор подражает древним миссионерам, которые ходили обращать примитивные племена. Однако, сегодня Русская Православная Церковь миссионерствует совсем не в примитивных племенах. И стоит напомнить сколь вредным в свое время оказалось распространение упрощенного поверхностного понимания послушания. Кстати, в книге архимандрита Тихона приведено именно это понимание, подражательно заимствованное из преданий о древних монастырях и возобладавшее в церковной среде в конце восьмидесятых. Но люди, обращенные в эти годы или до того, помнят, как много судеб сломлено через ложь младостарчества и отказ новообращенных от ответственности за свою жизнь и веру. Однако, складывается впечатление, что автор остался душою и разумом там, в начале девяностых, не пройдя вместе со всеми этот горький путь приобретения опыта.

Второе обстоятельство, которое может смутить внимательного читателя при чтении этой книги, можно охарактеризовать как очевидную этическую амбивалентность автора, проще говоря, моральную неразборчивость. Является ли это личным качеством писателя или намеренно выдвигается для читателя в качестве безальтернативного принципа церковной жизни, мне судить трудно. Опять же, не располагаю сведениями. Но попытаюсь объяснить, что имею ввиду, через текст. Вот рассказ о духовных чадах отца Иоанна (Крестьянкина) и о важности послушания. Вот одна из них – директор большой московской овощебазы. «Полная, приземистая, Валентина Павловна обычно торжественно восседала за большим канцелярским столом в своей конторе. Повсюду на стенах, даже в самое тяжелое советское лихолетье у нее висели внушительных размеров бумажные репродукции икон в рамах, а на полу под письменным столом лежал внушительных размеров целлофановый мешок, набитый деньгами»(с 44).Далее рассказывается как Валентина Павловна помогала продуктами монастырю, как она соборовалась вместе с сотрудниками, как кормила нищих, но под конец, не послушавшись предостережения отца Иоанна самочинно решилась на операцию и умерла. Что смущает? Люди, жившие в советское время, помнят, что официальная зарплата директора овощебазы была невелика, и набить ею «большущий мешок» было невозможно. Но «нетрудовые», как принято было тогда говорить, доходы руководителей советской торговли были очень велики. Эти доходы складывались за счет манипуляций накладными, пересортицы, сбыта некондиционного товара, а иногда и прямого воровства. Разумеется, нам не дано судить конкретную Валентину Павловну. Разумеется, мы знаем из Евангелия, что мытари, блудницы и разбойники бывают гораздо ближе к Богу по сравнению с фарисеями. Так как лучше видят собственный грех. Но вместе с тем мы знаем, что Церковь призывает своих чад к скрупулезной порядочности в деньгах. Даже проезд на трамвае без билета квалифицируется как воровство. Сам о. Иоанн( Крестьянкин) в своих проповедях предостерегал паломников, добиравшихся в монастырь без билетов, как ставящих под сомнение богоугодность своего паломничества. Это одна из многочисленных антиномий христианства – противоречий, образующих единство: порядочность в мелочах обязательна, но и великий грех  иногда приводит к большому покаянию, возводя человека одномоментно к Престолу Господню. Так, первым в рай вошел разбойник. Что же мы видим в книге архимандрита Тихона (Шевкунова)? Только восторг перед этой «своеобразной» женщиной, словно сошедшей «с полотна Кустодиева», только восхищение ее хлебосольством (которое стало возможным за счет ограбления других граждан), только сожаление о ее непослушании духовному отцу. Ни слова о ее очевидно сложном духовном состоянии, возможно, вызванном тяжелыми обстоятельствами жизни, возможно, переживаемом ею. Ни слова объяснения или рассуждения на эту тему. Словно развешенные по стенам иконы – это свидетельство святости и пропуск в рай даже с мешком ворованных денег. Складывается ужасное впечатление, что Церковь благодушно покрывает воровство.

И таких эпизодов в книге не один, не два. Их множество. Легчайшее (иногда с подхихикиванием) отношение к алкоголю, рукоприкладству, хамству, унижению другого человека и многим другим вещам, трудно совместимым с идеальным образом Церкви. Неужели именно это имелось ввиду, когда выбирался заголовок книги? Ненавижу ханжество и знаю, что в Церковь приходят люди отнюдь не идеальные, а наоборот, «нуждающиеся во врачебнице». Но они приходят в Церковь, чтобы встать на нелегкий путь избавления от грехов или хотя бы получения прощения. Они идут по этому пути, падают, разбиваются, встают и снова идут. Они терпят боль, нужду, скорби, встречаются с опасностями, но продолжают идти. Потому что впереди ясно видят Свет, потому что рука Божия ведет их.

 Увы, это нечто иное, по сравнению с той сладкой патокой благодушия к непорядочности любого человека, соблюдающего церковные обряды, с тем оптовым отпущением грехов за верность выбранной однажды корпорации, которое мы видим, читая книгу архимандрита Тихона (Шевкунова). Таков ясно читаемый месседж, хотел или не хотел того автор. Печально.

Недоумение и смущение  - вот  общее впечатление от этой книги.


Рецензии
Прочла Вашу критическую статью и огорчилась за Вас. Какая вера может быть без любви?
Это основная заповедь Христова — любить не только ближних, но даже врагов своих. Даже критика может и должна у православного быть с любовью.
Вы пишете о рассказах и об авторе точно по заказу какой-то внешней враждебной силы:

"Рассказано о них предельно простым языком. Таким простым, что иногда возникают сомнения в точности выбора целевой аудитории. Так пишут для детей, когда хотят снизить до их понимания вопросы, которые взрослым кажутся слишком сложными.
Не вполне понимаю, зачем это сделано. То ли о.Тихон не доверяет своему читателю изначально, то ли намеренно ставит его в прокрустово ложе линейного мышления. Мне трудно себе представить, чтобы так действительно мыслил столичный священник, ректор духовной академии, настоятель монастыря, а в прошлом выпускник Высших сценарных курсов". -
Тут хотелось бы отделить выпускника Высших сценарных курсов от служения и даже от авторства такой непростой по целевому направлению книги. Это книга воспоминаний, где человек от неофита растёт и встречает новых и новых людей, с помощью которых открывает для себя новый духовный смысл существующий в этой его жизни. Он делился с братией и потом уже по совету и по благословению объединил это в книгу, совершенно не претендуя на какие-то мирские воздаяния. Я слушала его конференцию, его ответы на вопросы и у меня нет причин не доверять этому человеку, как человеку и архимандриту, как духовному лицу.
Что касается лапидарности языка этой книги, то это один из стилей, возможно забытых уже, но ни коим образом не являющийся "прокрустовым ложем линейного мышления".:) Цветасый или экзольтированный язык в духовном смысле монашествующим менее близок, тем более в рассказах о таких простых непростых вещах.

О чудесах:
"Они (чудеса) совершаются здесь непрестанно. Причем, у читателя возникает ощущение, что для совершения чуда достаточно усердно помолиться, причем, сделать это правильно, с соблюдением всех формальностей. Исцеление не замедлит быть даровано. И, наоборот, за несоблюдение правил, например, затягивание с исповедью, можно получить кирпичом по голове и надолго слечь в больницу (с. 260). Церковь предстает неким ведомством «небесной канцелярии», где за хорошее поведение и послушание ходатайствуют о выдаче вполне реальных земных благ". -
Вполне допускаю, что у неверующего читателя может сложиться ощущение неадекватности христианской веры с её чудесами. Тогда православные выглядят вроде Емели на печи, которая сама едет в рай. Но человек верующий, имеющий хоть минимальный молитвенный опыт, знаком с мистическими переживаниями в хорошем православном смысле, где мистика существует не та оккультная, но мистика присутствия Божия и помощи Его. Мистика благодати хоть однажды испытывается верующим человеком, а чаще даже еще не совсем верующим, еще сомневающимся, и укрепляет его в вере. Но, чудо-то как раз потому и чудо, что его не ожидают. Да, надеются на помощь, но не ведают как и когда эта помощь поспеет. И кирпичом по голове получить - это не столько чудо, сколько то самое "горькое лекарство", да и нет там в книге утвердительного вывода, а скорее предположение... Но бывает и так, как Вы с иронией заметили: стоит усердно помолиться и помощь приходит. Мне можете не поверить, что такое было в моём опыте, но не думаете же, что все подряд врут или случайности списывают на чудеса? Если с 90-х годов верить, быть в Церкви, да так и не принять Её сердцем - это тоже чудо своего рода.

"Чудес этих было недостаточно фарисеям для признания в Иисусе Христе Бога, чудеса эти не спасли Богочеловека от позорной казни. Более того, когда Он был на кресте, толпа глумливо требовала от Него совершения чуда, требовала сойти с креста в доказательство своей Божественной природы. Поэтому в церковной практике, хоть чудеса и знамения являются несомненным подтверждением бытия Божия, все же к личной вере и благочестию отдельных людей имеют весьма опосредованное значение. «Блаженны не видевшие и уверовавшие (Ин.20, 29) – все же ближе к Истине. Как сказал недавно один хороший батюшка в воскресной проповеди на соответствующее дню Евангелие: «Ожидание чудес – это потребительское отношение к Богу»". -
Совершенно верно, именно фарисеям были явлены чудеса, именно к больным духовно были слова Христа.Но разве мы никогда не фарисействуем? Разве нет язычников среди нас? Как мы веруем, если ищем сучки в каждом глазу, но не у себя? Разве мы не слепы? Каковы наши отношения со Христом? Как у Марии или как у Марфы? А может как у мытаря? Как у блудницы? Как у юродивых дев? Как у тех в толпе? Как и кому явилось чудо? Как повлияло? Здесь и сейчас мы можем только предполагать. Да, "Блаженны не видевшие, но уверовавшие", но и ап.Фома благочестив и, как писал свт.Иоанн Златоуст:"сделался по благодати Божией мужественнее, ревностнее и неутомимее всех их, так что обошел со своей проповедью почти всю землю, не убоявшись возвещать Слово Божие народам диким».

"Однако, сегодня Русская Православная Церковь миссионерствует совсем не в примитивных племенах. И стоит напомнить сколь вредным в свое время оказалось распространение упрощенного поверхностного понимания послушания. Кстати, в книге архимандрита Тихона приведено именно это понимание, подражательно заимствованное из преданий о древних монастырях и возобладавшее в церковной среде в конце восьмидесятых. Но люди, обращенные в эти годы или до того, помнят, как много судеб сломлено через ложь младостарчества и отказ новообращенных от ответственности за свою жизнь и веру.
Однако, складывается впечатление, что автор остался душою и разумом там, в начале девяностых, не пройдя вместе со всеми этот горький путь приобретения опыта". -

Эти слова вызывают только сожаление по поводу того, что автор критической статьи пишет о том, в чем мало разбирается. Это оплошность. Однако-не однако, но замечу, что младостарчество - ложное старчество, как порождение самости не имеет ничего общего со старчеством истинным и послушание не обязательно связано именно со старчеством. Послушаемся и духовнику, и родителям, и это одно из проявлений любви и смирения. Но старцы и сейчас есть, слава Богу. Мало послушников настоящих. Больше людей гордых. Что же такого Вы нашли поверхностного у архимандрита Тихона по поводу послушания? Как Вы можете оценить монашеское послушание? Откуда такие уверенные суждения? Да еще без конкретных примеров? Какой опыт монашеский должен пройти о.Тихон? Откуда Вам знать?
«Судьбы Божии... В них нет ничего несправедливого! В них нет ничего неразумного! Оправдываются они последствиями своими, своими духовными плодами; оправдываются они совершенством всесовершенного Источника своего. ...Глубину их не возможет исследовать ни ум человеческий, ни ум ангельский, подобно тому, как чувственное око наше не может усмотреть сводов неба, скрывающихся за прозрачною, беспредельною синевою его» - свт.Игнатий Брянчанинов.

Людмила Либерцева   17.06.2013 21:29     Заявить о нарушении
О моральной неразборчивости архимандрита Тихона:
«Второе обстоятельство, которое может смутить внимательного читателя при чтении этой книги, можно охарактеризовать как очевидную этическую амбивалентность автора, проще говоря, моральную неразборчивость. Является ли это личным качеством писателя или намеренно выдвигается для читателя в качестве безальтернативного принципа церковной жизни, мне судить трудно». -

Впервые автор "Несвятых" увидел старца Иоанна Крестьянкина в 1982 году, история о мальчике, которому старец не благословил операцию была ему поведана, когда о.Тихон был молодым послушником, а про Валентину Павловну он обозначил события, как происходившие десять лет спустя. Стало быть, это лихие 90-е годы, когда "черный нал" процветал всюду. Это могли быть предоплаты и выручка, да что угодно, но при желании можно представить эту самую "купчиху" бандершей. Странно мне только почему именно такое желание возникло у православного автора статьи?

Простоватая в духовном отношении тётка старалась по своему разумению делать добро. И некая ирония в рассказе о ней присутствует. Но больше там сожаления.
Теми деньгами в целлофановом мешке "Валентина Павловна распоряжалась по своему усмотрению – то отправляя подчиненных закупить партию свежих овощей, то одаривая нищих и странников, во множестве стекавшихся к ее продовольственной базе.
Подчиненные Валентину Павловну боялись, но любили. Великим постом она устраивала общее соборование прямо в своем кабинете. На соборовании всегда благоговейно присутствовали и работавшие на базе татары. Частенько в те годы дефицита к ней заглядывали московские настоятели, а то и архиереи. С некоторыми она была сдержанно почтительна, с другими, которых не одобряла «за экуменизм», – резка и даже грубовата.
Меня не раз на большом грузовике посылали из Печор в столицу за продуктами для монастыря к Пасхе и к Рождеству. Валентина Павловна всегда особо тепло, по-матерински принимала нас, молодых послушников: она давно уже похоронила единственного сына".

Странно из такого отрывка делать выводы о личности архимандрита Тихона, обвиняя его в моральной неразборчивости и даже "амбивалентности". Улыбаюсь таковой горячности в осуждении, если не диагностике. Я, например, никакого восторга этой женщиной в тексте рассказа не почувствовала. Иронию - да, но не восторг. Её помощь монастырю в те лихие годы, может быть, перевесит больше грехов, чем фарисейское представление о том "как надо" писать, веровать, послушаться...

В те годы, да и теперь жертвовали храмам и монастырям процветающие за счет мошеннически полученных капиталов нувориши. Но не зная точно ни порыва души, ни конкретного способа получения средств невозможно сказать человеку от лица Церкви Христовой, что не приму, потому что... ты такой-то вор! Это осуждение прямое и за которое ответить придется. Неизвестен нам промысел Божий о том или ином человеке, не нам и судить.

Что касается Валентины Павловны - героини рассказа, то уже одной строчки о том, что женщина эта похоронила единственного сына достаточно, чтобы снять Ваши обвинения с архимандрита Тихона, что он, как автор рассказа ни слова не сказал о тяжелом духовном состоянии героини. Что уж тут разжевывать, когда это, сами сказали, очевидно!

А развешенные по стенам иконы могут говорить об открытой вере, о том, что она не боялась упрека, потому что вера тогда считалась очевидной серостью и недалёкостью ума. А то обстоятельство, что Церковь Христова - это не сонм святых, а единство кающихся грешников, не говорит о том, что воровство и другие грехи покрываются, но прощаются по молитвам кающихся.
Наша вера, наша надежда и благодать, да не отнимется. Будем жить на солнечной стороне и сами станем излучать тепло и свет.

Людмила Либерцева   17.06.2013 21:30   Заявить о нарушении
Простите описки, как "экзальтированный". Меня отвлекают внуки ))).

Людмила Либерцева   17.06.2013 21:40   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Людмила. Мне приятно, что Вы так внимательно прочли мою рецензию. Как следует из текста Вашего ответа, Вам книга нравится и к автору книги Вы тоже испытываете благоговение. Понимаю. Это Ваш выбор и я ничего не могу иметь против. Но вот начало Вашего ответа меня настораживает

"Прочла Вашу критическую статью и огорчилась за Вас. Какая вера может быть без любви?"

То есть диагноз "вера без любви" ставится с размаху, ничтоже сумняшеся и без всякого смущения. Людмила, "вера без любви" - это когда оппонент не согласен с Вашим мнением? Или "вера без любви" - это когла автор не сюсюкает, не употребляет уменьшительно-ласкательных суффиксов? Или "вера без любви", когда автор не верит архимендриту и "медийному лицу"?

Вы увидели какие-то выражения неприязни или осуждения по отношению к архимандриту Тихону Шевкунову? Приведите, пожалуйста их в доказательство и потом уже делайте выводы.

Оболгать оппонента и передернуть его слова - добрая традиция православной полемики, подпитываемая литературой вроде той, которую мы и обсуждаем.Разумеется, у этой традиции есть свои адепты. Себя я к ним не отношу. Но предполагаю, что переписываюсь с одним из них.Вся ваша реплика, Людмила - одно сплошное передергивание, ровно в том духе как Вы начали свою заметку.Дальше распространяться и оправдываться построчно не считаю нужным.

Как это соотносится с заповедями Божиими, не буду распространяться. Вы грамотный человек и я надеюсь с заповедями знакомы.Желаю вам в пылу обожания сильных мира сего не забыть о Христе. Всего доброго.

Марина Балуева   18.06.2013 09:18   Заявить о нарушении
Как писал Баратынский, в полемике избрали Вы "неправедный изгиб". Разве я не объяснила по какой причине сделан вывод, что без любви Вы критикуете? Какая любовь в осуждении? Кстати, "без любви" - не является осуждением. :-) разберитесь. Отца Тихона мне не довелось знать лично. Так что благоговение мое только как к человеку служения духовного, трудного, ратного. Я помню всегда основное делание монаха, имею представление не на словах. Простите.

Людмила Либерцева   18.06.2013 11:46   Заявить о нарушении
Хорошо бы, Людмила, вы сначала разобрались с любовью, осуждением и неправедностью. Тогда можно было бы что-то ответить. Но ваши слова не отличаются определенностью понятий, одна риторика, поэтому отвечать на них практически невозможно. И вы меня тоже простите.

Марина Балуева   18.06.2013 16:40   Заявить о нарушении
Мне отвечать не надо. Отвечать за "очевидную этическую амбивалентность автора (архимандрита Тихона Шевкунова), проще говоря, моральную неразборчивость" имеет смысл не мне вовсе, а на исповеди. А я только смутилась от подобной нелюбви(мягко говоря). И всё. Никаких больше словес не надо.

Людмила Либерцева   18.06.2013 17:28   Заявить о нарушении
Ваше стремление к назиданию других (в частности, к указаниям, что, кому и как говорить на исповеди),делают меня недостойной слушания Ваших словес.Желаю Вам обрести себя в назидании более достойных по сравнению со мной людей, которые будут внимательно и покорно следовать Вашим рекомендациям.
Прошу покинуть рецензионную ленту столь недостойного человека как я.Здесь не место Вашему величию и святости.

Марина Балуева   18.06.2013 19:09   Заявить о нарушении
Людмила Либерцова, как и большинство наученных лжесмирению, не отличает суждение и рассуждение от осуждения. Зло или ошибочные построения необходимо обличать. И это - не осуждение. В этом - любовь. Ведь лишь другу, близкому человеку мы указуем на ошибки. И это - помощь, благое дело, а вовсе не злое. Вы пишете "порождение самости", но в православии принято пользоваться понятием "гордыня".
А Русской Православной Церкви уж 2 года не существует. Осталась МП греко-католического Объединения, уния.

Юрий Камов 2   05.11.2013 17:18   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.