Философия, наука и религия - поля взаимодействия

 

Определение философии, науки и религии - достаточно сложная задача для самих философов, ученых-естественников (в данном случае мы под именем науки обозначаем естественные науки) и богословов. Задача еще более усложняется, когда речь идет о взаимодействии между этими областями духовной культуры человечества (а именно к духовной относят ее культурологи). Если же от теоретических рассуждений мы переходим к практической реализации этих взаимодействий, возникает целый спектр коммуникаций: конфликт, диалог (равноправие), независимость, интеграция (суммирование), гармония (взаимодополнение), ассимиляция (поглощение одной другой)… В данной статье мы предложим небесспорную классификацию этих взаимодействий на основании широко известной диаграммы Эйлера, где кругами мы изображаем эти три сферы духовной деятельности человека, а областями пересечения – поля именно диалога между ними. Потому что если бы это были другие виды взаимодействия, а не диалог, круги Эйлера располагались бы совершенно иначе.

Философия и наука

Есть раздел философии, который именуется философией науки. В этом разделе излагаются взгляды философов науки 19-20 веков, потому что в это время и формируется современное естествознание. (В данной статье под наукой мы имеем в виду именно естествознание). В 20 веке наиболее известными философами науки стали Карл Поппер, Имре Лакатос, Томас Кун. Эта область взаимодействия науки и философии возможна потому, что сами ученые-естествоиспытатели, оперируя огромными массивами эмпирических данных, выстраивая сложнейшие теоретические конструкции, волей-неволей должны становиться философами и осмысливать самым общим образом те результаты своих наук. Поэтому мы встречаем философские работы у Макса Планка, Альберта Эйнштейна, Вернера Гейзенберга, Макса Борна и многих других. С другой стороны, философы, видя успехи естествознания, и то, какое огромное влияние оказывают успехи естественных наук на все стороны нашей жизни: мира и войны, экологии, здравоохранения… вынуждены с этим считаться. Возникают «философии родительного падежа» (Мишель Фуко) – философия техники, философия технологии, философия медицины, которую называют деонтология или биоэтика. Конфликтов философии и науки по сути не возникает в силу их длительного совместного существования. В средневековье эта область их слитного сосуществования именовалась натурфилософией (natura – природа). Начиная с Милетской школы (VI век до нашей эры) до Исаака Ньютона, который написал «Математические основания натуральной философии», ученые были и философами, и естествоиспытателями одновременно.

Философия и религия

В XIX веке рождается и другая наука на стыке философии и религии, которую называют философией религии. Несомненно и то, что и накануне этого времени появлялись работы, осмысливающие религию с философских позиций, равно как и религиозная философия пыталась осмысливать философию с религиозных позиций. И тут можно назвать сотни имен, представляющих философию религии как в старой Европе, там и в США. Религиозных философов еще больше, ибо религиозная философия, как и натурфилософия имеет седую древность. Религиозных философов гораздо больше, чем философов-атеистов, как и в среде простых людей верующих больше, чем неверующих. И поэтому философствуя, религиозные философы, они не забывали кто они  (смертные люди) и куда они идут (на Суд Божий). То есть, философствуя, они принадлежали, чаще всего, к какой-либо религиозной традиции.

Наука и религия

В нашей диаграмме в этой области стоит знак вопроса. В этой области, как ни в какой другой, ярко проявляются конфликты. (Как согласовать миллиарды лет Вселенной и шесть дней творения, как библейский рассказ о творении человека из земли объяснить с эволшюционных позиций и т.д.) Поэтому если бы спорящим сторонам предложить данную диаграмму, они бы отодвинули эти круги Эйлера (модель независимости науки и религии), либо слили вместе (оккультисты, теософы, масоны), либо нарисовали один в другом (представители модели ассимиляции, интеграции, гармонии – соответственно позитивисты О.Конт, Г. Спенсер, русские космисты – К.Э.Циолковский,  В.И. Вернадский, Чижевский, поклонники творчества А.Бегссона, Т. Де Шардена). Мы же поставили вопросительный знак, чтобы обозначить модель диалога. Серия статей, написанная нами прежде, пытается доказать перспективность данной модели взаимодействия в современных условиях. Представителем естествознания и религии, теологом и естествоиспытателем необходимы встречи, конференции, форумы для прояснения позиции по общезначимым вопросам. Патриарх Кирилл, когда был еще митрополитом и возглавлял ОВЦС, однажды писал о перспективности координационных советов, в которых бы были представители церкви и науки, например как в Папской академии наук. Так в Дубне прошло более 15 конференций «Наука, религия, философия», в которой участвуют и представители Русской Православной Церкви (профессора МДА), науки (объединенный институт ядерных исследований РАН), философии (институт философии РАН).

Общее между наукой, философией и религией

Есть на нашей диаграмме такая область, в которой пересекаются все три круга. Конечно, если круги отодвинуть достаточно широко, то никакого пересечения между ними не будет. Быть может, действительно, между наукой, религией и философией нет общей области взаимодействия? С этим трудно согласиться. Потому что мы только что описали поля взаимодействия между ними настолько тесные, что порой невозможно их отличить одну область от другой – области пересечения кругов. Значит, если они настолько близко подходят друг к другу между собой попарно, то и втроем они образуют нечто общее. Мы выскажем самый спорный тезис этой статьи, когда скажем, что этим общим для них является естественная теология или естественное Богопознание – возможность постижения Бога усилиями человеческого ума. Действительно, писал Макс Планк в работе «Наука и религия», - то, что является для религии основанием, то для науки является вершиной. Это вера в Бога». Самое большее, что может достичь ученый в естествознании – это обнаружить величайший Замысел и Целесообразность в мироздании. Их Источник лежит вне пределов этого мира, но проявляется посредством законов природы. Говоря философским языком, Бог и трансцендентен, метафизичен (надмирен) и имманентен (проявляется) в этом мире. Это и есть область взаимодействия науки, религии, философии, доступная каждому человеку, в какой бы сфере деятельности он не трудился. Бог открывается каждому человеку в его душе (человек – образ Божий, душа по природе христианка по слову Тертуллиана). Это путь самопознания, приводящий к Богу. Открывается Господь и через книгу природы, о чем мы писали в предыдущих статьях.
Некоторые атеисты полагают, что если Он есть, то на суде Божьей они имеют некоторое оправдание, например, могут сказать: как ты требуешь с меня исполнения Твоих заповедей, если я даже не знал, есть ли Ты. Поэтому я жил как хотел. Но такого оправдания у него не будет. Бог скажет ему: Я вкоренил в тебя способность Богопознания. И в самой природе оставил бесчисленные следы Своего присутствия. Как же ты можешь утверждать, что не знал, что Я есть, а если познал Твоего Творца, неужели ты можешь не отвечать за свои поступки?


Рецензии
Детский вопрос.

Откуда взялся Бог со всеми своими проявлениями?

Эдгарт Литау   20.04.2013 14:30     Заявить о нарушении
Со мною почти согласен Гусейнов А.А.: "Философия между наукой и религией". Вопросы философии №8 2010:"Философ – не чистый специалист. И философ – не священник. Философия, конечно, не может не опираться на науку, не отталкиваться от ее твердой почвы. Но она тем не менее не наука, а если и наука, то в каком-то особом (широком, переносном, одной ей свойственном) смысле. Философия не может не двигаться, не подниматься в направлении, где она неизбежно упирается в религию. Но она при этом, разумеется, не может стать религией. Если философия не может быть наукой, так как она движется в направлении религии, то она не может быть религией, так как основывается на научном познании. Были философские учения, которые осознавали себя в качестве научных, тем не менее они не были таковыми – им недоставало для этого необходимой для науки фактичности и достоверности. Были философские учения, которые именуются религиозными, но и они в строгом смысле слова не являются религиозными, ибо им недостает необходимой для религии парадоксальности, тайны, чуда. Если говорить не об обозначении, а о существе дела, философия не может быть ни научной, ни религиозной. Она может (и должна!) быть философской.

Философия потому и является философией, что она работает в промежутке между фактами науки и тайной откровения, необходимостью природы и мистикой жизни. Философия – сугубо человеческое дело. Ее назначение заключается в том, чтобы в рамках социоприродной необходимости и сквозь нее прокладывать путь к предельным высотам нравственного совершенства. Где сегодня проходит этот путь – вот вопрос, который стоит перед современной философией".

Майоров Дмитрий Николаевич   01.06.2013 12:12   Заявить о нарушении
СПАСИБО за Ваш ответ!

Моё понимание: "ФИЛОСОФИЯ --- есть интеллектуальное брожение в мозгу на окружающее человека; неизвестное и непонятное, но внушающее....., и внушающее основательно!!!
Короче.
Всякий мудак -- философ!
Но, не всякий философ -- мудак!"

Эдгарт Литау   01.06.2013 12:44   Заявить о нарушении
Философия, по гречески означает любомудрие. Но мудрость есть от Бога, а есть от диавола. А вот что выбрать -зависит от человека

Майоров Дмитрий Николаевич   01.06.2013 18:04   Заявить о нарушении
Начни хоть от Бога, хоть от дьявола -- всё равно крутиться будешь вокру обоих.

Скажи, Творец, открой мне свою тайну,
скажи, где здравый смысл, а где прикол,
иль на потеху звёздам, мирозданию,
я был тобой на свет произведён?....

Ты наделил меня заботливо душою,
в башку вложил мне разум, не забыл,
но до сих пор мне так и не понятно,
разумен всё же я, или дебил?......

Казалось бы, что я во всём разумен,
прорвался в космос, микро-, наномир,
компьютер, чтоб не сильно напрягаться,
мозгам своим в подмогу сотворил.

Но средь своих, таких как я, разумных:
моих друзей, собратьев и сестёр,
я чувствую себя, увы!, скотиной,
как будто совести и разума лишён.

Всегда готов я им подсунуть пакость,
кого-то схавать, или просто укусить,
и с радостью готов стравить народы,
и за свободу всех подряд мочить.

В сердцах скажу, мне очень неприятно,
когда вот эти, все свои дела,
в искустве отражаю с вдохновеньем
и наслаждаюсь этим --- как дитя!

Творец, я знаю, ты всесилен,
всему судья ты, и во всём мудрец,
и коль меня ты просто не доделал,
исправь свою ошибку, наконец!

Эдгарт Литау   01.06.2013 18:13   Заявить о нарушении
«Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым. Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя; но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою… Пойди к пчеле и познай как она трудолюбива, какую почтенную работу она производит; ее труды употребляют во здравие и цари и простолюдины; любима же она всеми и славна; хотя силою она слаба, но мудростью почтена" (Прит 6:6-8).

Майоров Дмитрий Николаевич   02.06.2013 17:42   Заявить о нарушении
Так и я о том же!
Пчёлы могут, а у человека никак не получается.
Наверное от ума все его проблемы.

Эдгарт Литау   02.06.2013 18:19   Заявить о нарушении
Бог не может "взяться", Он -вечен, или не Бог, по определению: митр. Филарет (Дроздов)Катехизис. 86. КАКОВЫ СВОЙСТВА БОЖИИ?

Из откровения Божия можно заимствовать следующие понятия о существе и существенных свойствах Божиих: Бог есть Дух вечный, всеблагой, всеведущий, всеправедный, всемогущий, вездесущий, неизменяемый, вседовольный, всеблаженный. http://predanie.ru/lib/book/read/68266/#toc7

Майоров Дмитрий Николаевич   17.07.2013 15:24   Заявить о нарушении
А от себя что-нибудь можете?!

Или только с Филоретом в башке?

Эдгарт Литау   17.07.2013 15:58   Заявить о нарушении
Филарет через "а" пишется. От себя о Боге и блаж. Августин, и Исаак Ньютон боялись говорить. Но о Боге мои работы можете почитать - смотрите мои работы по естественной теологии. В моей башке не только святой митрополит Филарет , конечно. Но фундамент богословия должен быть, а он в догматическом богословии и катехизисе. Как кандидат богословия Вам об этом говорю. А историю ересей от Каина, убившего Авеля за вопросы богопознания до современных ваххабитов Вы,думаю, тоже знаете

Майоров Дмитрий Николаевич   19.07.2013 11:22   Заявить о нарушении
Дмитрий, послушай!

Выйди ночью на улицу, посмотри на звездное небо и задай себе вопрос (только не ври сам себе!): ЧТО ЭТО?....., ОТКУДА?....

Ответ первый. От теологов: что-то вроде Вашего, варианты различны.
Ответ второй. От учёных и разных толстолобиков: это материя и от взрыва -- вариантов возможно также море.
Ответ третий, честный: а *** его знает!, но существует как факт!
Так вот последний -- это мой ответ, а два, выше названных других, для его украшения.
Не надо только врать самому себе.
Кстати, Библия тоже утверждает, что Бог един и он непостижим. Аминь.
А насчет ФилА-, или ФилО-, или ФилЫ-, в этом обсуждении не столь важно.
Форма вещь важная -- но содержание важнее!
Редкие придурки говорят от имени бога, но потолковать о нём склонны многие, и других поубеждать. Таков он Homo sapiens.

Да не падайте ниц перед ликом Ньютона.
***ни он нагородил не меньше по сравнению с полезным и продуктивным.
Так работает любая человеческая голова, и по другому она не может.

Здоровья, удачи и здравой башки!

Не теист и не атеист.

Эдгарт Литау   19.07.2013 16:56   Заявить о нарушении
Ответ третий. А хрен его знает -- и ОН не знает!

Эдгарт Литау   19.07.2013 16:59   Заявить о нарушении
Он все знает, иначе Он не БОг

Майоров Дмитрий Николаевич   10.04.2015 20:04   Заявить о нарушении
Вот это верно!

И чтобы люди не заблуждались, лучше бы он выростал на голове, промеж глаз,
а не промеж ног, в штанах!

Бабуин.

Эдгарт Литау   11.04.2015 08:49   Заявить о нарушении