Корчак. Право ребёнка на уважение

«Гуманная педагогика основана на принципах классической педагогики, яркими представителями которой являются:  Корчак,  Сухомлинский,  Макаренко,  Песталоцци, Ушинский, Каменский, Выгодский, Вернадский, Узнадзе, и другие». (Ш.А. Амонашвили. Размышления о гуманной педагогике:
http://yro.narod.ru/bibliotheca/PED_A.htm)

6 августа 2012 исполнилось 70 лет беспримерного подвига и гибели выдающегося польского гуманиста, врача, педагога, писателя ЯНУША КОРЧАКА (22 июля 1878 - 6 августа 1942).

Уважаемый Читатель! В этой публикации я поместила отрывки из книги Януша Корчака «Право ребёнка на уважение».


                ПРАВО НА УВАЖЕНИЕ

   Есть как бы две жизни: одна - важная и почтенная, а другая - снисходительно нами допускаемая, менее ценная. Мы говорим: будущий человек, будущий работник, будущий гражданин. Что они еще только будут, что потом начнут по-настоящему, что всерьёз это лишь в будущем. А пока милостиво позволяем им путаться под ногами, но удобнее нам без них.
   Нет! Дети были, и дети будут. Дети не захватили нас врасплох и ненадолго. Дети - не мимоходом встреченный знакомый, которого можно наспех обойти, отделавшись улыбкой и поклоном.
   Дети составляют большой процент человечества, населения, нации, жителей, сограждан - они наши верные друзья. Есть, были и будут.
   Существует ли жизнь в шутку? Нет, детский возраст - долгие, важные годы в жизни человека. <…>

   Школа создает ритм часов, дней и лет. Школьные работники должны удовлетворять сегодняшние нужды юных граждан. Ребёнок - существо разумное, он хорошо знает потребности, трудности и помехи своей жизни. Не деспотичные распоряжения, не навязанная дисциплина, не недоверчивый контроль, а тактичная договоренность, вера в опыт, сотрудничество и совместная жизнь!
   Ребёнок не глуп; дураков среди них не больше, чем среди взрослых. Облаченные в пурпурную мантию лет, как часто мы навязываем бессмысленные, некритичные, невыполнимые предписания! В изумлении останавливается подчас разумный ребёнок перед агрессией язвительной седовласой глупости.

   У ребёнка есть будущее, но есть и прошлое: памятные события, воспоминания и много часов самых доподлинных одиноких размышлений. Так же как и мы - не иначе, - он помнит и забывает, ценит и недооценивает, логично рассуждает и ошибается, если не знает. Осмотрительно верит и сомневается.
   Ребёнок - иностранец, он не понимает языка, не знает направления улиц, не знает законов и обычаев. Порой предпочитает осмотреться сам; трудно - попросит указания и совета. Необходим гид, который вежливо ответит на вопросы.
   Уважайте его незнание!
   Человек злой, аферист, негодяй воспользуется незнанием иностранца и ответит невразумительно, умышленно вводя в заблуждение. Грубиян буркнет себе под нос. Нет, мы не доброжелательно осведомляем, а грыземся и лаемся с детьми - отчитываем, выговариваем, наказываем.

   Как плачевно убоги были бы знания ребёнка, не приобрети он их от ровесников, не подслушай, не выкради из слов и разговоров взрослых.
   Уважайте труд познания!   Уважайте неудачи и слезы!
   Не только порванный чулок, но и поцарапанное колено, не только разбитый стакан, но и порезанный палец, синяк, шишку - а значит, боль.
   Клякса в тетрадке это несчастный случай, неприятность, неудача.  "Когда папа прольет чай, мамочка говорит: Ничего, а мне всегда попадает".

   Непривычные к боли, обиде, несправедливости, дети глубоко страдают и потому чаще плачут, но даже слезы ребёнка вызывают шутливые замечания, кажутся менее важными, сердят.
   "Ишь, распищался, ревет, скулит, нюни распустил". (Букет слов из словаря взрослых, изобретенный для детского пользования.)
   Слезы упрямства и каприза - это слезы бессилия и бунта, отчаянная попытка протеста, призыв на помощь, жалоба на халатность опеки, свидетельство того, что детей неразумно стесняют и принуждают, проявление плохого самочувствия и всегда - страдание. <…>

   Ребёнок растет. Интенсивнее жизнь, чаще дыхание, живее пульс, ребёнок строит себя - его все больше и больше; глубже врастает в жизнь. Растет днем и ночью, и когда спит и когда бодрствует, и когда весел и когда печален, когда шалит и когда стоит перед тобой и кается.
   Бывают весны удвоенного труда развития и затишье осени. Вот разрастается костяк, и сердце не поспевает; то недостаток, то избыток; иной химизм угасающих и развивающихся желез, иные неожиданности и беспокойство. То ему надо бегать - так как дышать, - бороться, поднимать тяжести, добывать; то затаиться, грезить, предаться грустным воспоминаниям. Попеременно то закалка, то жажда покоя, тепла и удобства. То сильное стремление действовать, то апатия.
   Усталость, недомогание (боль, простуда), жарко, холодно, сонливость, голод, жажда, недостаток чего-либо или избыток, плохое самочувствие - все это не каприз и не школьная отговорка. Уважайте тайны и отклонения тяжелой работы роста!

   Уважайте текущий час и сегодняшний день! Как ребёнок сумеет жить завтра, если мы не даем ему жить сегодня сознательной, ответственной жизнью?
   Не топтать, не помыкать, не отдавать в рабство завтрашнему дню, не остужать, не спешить и не гнать.
   Уважайте каждую отдельную минуту, ибо умрет она и никогда не повторится, и это всегда всерьез; раненная - станет кровоточить, убитая - тревожить призраком дурных воспоминаний.
   Позволим детям упиваться радостью утра и верить. Именно так хочет ребёнок. Ему не жаль времени на сказку, на беседу с собакой, на игру в мяч, на подробное рассматривание картинки, на перерисовку буквы, и все это любовно. Он прав. <…>

   Мы неумело делим годы на более зрелые и менее зрелые; а ведь нет незрелого сегодня, нет никакой возрастной иерархии, никаких низших и высших рангов боли и радости, надежды и разочарований.
   Играю ли я или говорю с ребёнком - переплелись две одинаково зрелые минуты моей и его жизни; и в толпе детей я всегда на мгновение встречаю и провожаю взглядом и улыбкой какого-нибудь ребёнка. Сержусь ли, мы опять вместе, и только моя злая мстительная минута насилует его важную и зрелую минуту жизни.
   Отрекаться во имя завтра? А чем оно так заманчиво? Мы всегда расписываем его слишком яркими красками. Сбывается предсказание: валится крыша, ибо не уделено должного внимания фундаменту здания.


Текст по книге:
Корчак: Антология гуманной педагогики. М., Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1996. 224 с. IBSN 5-89147-017-9.  ББК 74.03 К70

Иллюстрация: Людмила Киселёва. "Куда уходит детство".
 


Рецензии
Самое важное в этой теме - это СОТРУДНИЧЕСТВО! И не сотрудничество в смысле совместный труд по воспитанию взрослым ребёнка и его труд в этом направлении - самовоспитание. А совместный труд результатом которого становится рост как самого взрослого, так и ребёнка. Толстой это выразил так: Нам ли учить крестьянских детей или нам учиться у них? Да и про дурака, что среди детей дураков не больше, чем среди взрослых. Не согласен. Под дураком в этой цитате явно понимался глупый, однако, если знать русские сказки, то дурак вовсе не глупец, дурак - это самый положительный герой для нашего народа, это наивный, безкорысрный, прямодушный и безкорыстный человек и конечно для лукавых и двуличных - это глупость, а ддля русского народа только обладателя таких качеств можно выбирать царём - это не обманет, не обворует... В современном мире все настолько изхитрились, что боятся представить себя безкорыстными, прямодушными посему боятся быть дураками, как говорится все не дураки до власти, бабла, любовниц, яхт, самолётов Шувалова и пр. "Дурачёк" Лескова и "Дурак" С.-Щедрина - тому доказательство.
П.с. А Корчак конечно молодчага, такие пласты воспитания взрослых открывает!
С уважением,

Андрей Староверов   09.08.2016 01:04     Заявить о нарушении
Прошу прощения, Андрей, что не смогла скоро ответить на две Ваши рецензии. Почему-то они вызвали у меня растерянность. Может, оттого, что мыслительная деятельность моя притупилась в связи с дачным сезоном?:-)))
Очень хорошо сказали о сотрудничестве взрослого и ребёнка, о самовоспитании.
Особенно важен этот совместный труд в семье, творческий труд родителей и детей.
Судьба Корчака мне была известна в общих чертах. Когда готовила публикацию, открыла много для себя нового и даже потрясающего моё стереотипное мышление. Как бы я хотела, чтобы Корчака читали и родители, и школьные учителя, и воспитатели в детских домах и интернатах. Ведь в большинстве случаев сегодняшние взрослые – это недовоспитанные (не получившие достаточного внимания и понимания со стороны родителей, учителей) в прошлом дети.
А чтобы воспитывать ребёнка по Корчаку, нужно бесконечное терпение. И любовь, и уважение, конечно. Разве их (нас) раньше так воспитывали?
Согласна, что сейчас мало кто имеет мужество быть «дураком», т.е. проявлять такие качества как прямодушие, безкорыстие (как об этом говорите Вы). И в основе этого лежит чувство страха. Чаще не за себя, а за своих близких, за семью.
Безстрашных мало.
С уважением,

Вера Третьякова   26.08.2016 18:45   Заявить о нарушении
Здравия, Вера! Благодарю за отклик. Почти полное понимание. Но вот по поводу страха и особенно за близких... тут не соглашусь. Страх - это всегда эгоистическое чувство и он всегда о себе любимом, хотя возможно и хочется самооправдаться - де мы же о близких переживаем. Боимся правду сказать - а вдруг начальникам не понравится, хотя и уверены - что не понравится и они уволят под благовидным предлогом, то что ж я буду делать, как кормить семью!? Дети ведь возможно будут голодать и недополучат многого... Всё это самообман - люди "боятся" малейших изменений в жизни, особенно когда вероятно снижение сегодняшнего уровня потребления. Не случайно Булгаков устами своего героя говорит: Страх - самый худший грех!
С уважением,

Андрей Староверов   26.08.2016 22:52   Заявить о нарушении
Да, во многом Вы правы. Только вот сознаться самому(-ой) себе, что прежде всего думаем о себе любимом(-ой) - это тоже требует наличия высоких человеческих качеств. Когда я поняла это, страхов поубавилось. Но есть те, что на генетическом уровне, передаются нам от родителей, и т.д. (это я о себе). Возможно, у Вас совсем не так, и к страхам своим относитесь вполне разумно. Тогда и чувство страха может просто стать чувством самосохранения (в разумных пределах). Иначе не было бы героев в русской истории.
С уважением,

Вера Третьякова   27.08.2016 11:17   Заявить о нарушении
Вера, думаю, что со страхами у всех и у героев, и у меня всё одинаково - они присутствуют и это действительно на генетическом уровне передаётся, ведь, Вы правы - это чувство самосохранения и оно полезно. Но полезно в 100% для тела, а вот для духа оно зачастую смертельно. Если страху подчинится, то человек теряет лицо (чело), а потеря чела лишает статуса ЧЕЛОвек. Это прямо в самом слове "спрятано". Отсюда герои это люди имеющие страхи как и остальные, но ценящие своей ЧЕЛОвеческий чин выше страха, посему страх превозмогающие. Ну и мы, по мере сил должны брать пример с тех кто выше страха, ну мужики, уж по крайней мере. Хотя всё сегодня запущено и мужей, мужиков не осталось почти, одна мужчинка бродит неприкаянная, боязливая, вздрагивающая от любого начальственного чиха и, естественно, не вызывающая уважения ни у кого... Отсюда и проблемы воспитания - нет примера достойного человеческого чина поведения, а воспитание - это в первую очередь пример, а не пустые слова и нравоучения.

Андрей Староверов   27.08.2016 14:14   Заявить о нарушении
Андрей, всё-таки позвольте не согласиться с Вами (даже если не позволите, всё равно не соглашусь!:-))
Во-первых, у нас есть герои прошлого. Начиная с былинных богатырей... Конечно, современных героев вокруг не так много, но можно найти: кто-то спас ребёнка на пожаре, кто-то кошку. Наверное, побывавшие в горячих точках тоже могут привести немало примеров самоотверженности и взаимопомощи. Конечно, всё это неоднозначно. И быть героем из-за чьего-то разгильдяйства или даже чего-то более серьёзного (неудачно спланированного: "Хотели, как лучше...") - не слишком почётно с точки зрения стороннего наблюдателя. Но если совершается подвиг с чистым сердцем, самоотверженно, во имя ближнего или дальнего,то это просто драгоценный вклад в копилку Духа этого Человека, независимо от обстоятельств.
Наверное, учителю совместно с учениками нужно собирать эти крупицы проявления героизма в нашей жизни и обсуждать совместно. Такое сотрудничество - часть процесса воспитания.
Гуманная педагогика делает упор на героев Духа. Тема одного из педагогических Чтений: "Почему не прожить нам жизнь героями духа?"(2004 г.)
Это была моя первая публикация о гуманной педагогике: http://www.proza.ru/2012/10/03/1794

С уважением,

Вера Третьякова   27.08.2016 18:19   Заявить о нарушении
Я, Вера, не только позволяю со мной не соглашаться, я даже приветствую несогласие больше чем согласие. Однако, я несогласия не обнаружил. Героев прошлого и даже героев настоящего, я не отрицал. Я писал о том что мужей, в смысле достойных мужей Отечества, мужиков почти не осталось отсюда и героев почти нет. Они есть, конечно, но настолько в исчезающе малом количестве, что хоть караул кричи. Даже вопросы необходимости защиты чести и достоинства человеческого в повседневной жизни, защиты Отечества, воспитания подрастающего поколения и другие насущьно-важные вопросы приходится обсуждать в основном с женщинами, хотя всегда это было прерогативой мужей. Муж остался только как муж жены, Отечество этого лишено. Про героев из за разгильдяйства и главное не по убеждению, не защищая или спасая других людей - это не героизм, хотя власть состоящая сегодня уже на 100% из людей неспособных не только на героизм, но даже задницу от кресла оторвать или копеечку из личного кармана истратить ради других людей, всегда заинтересована принизить героизм, размыть... Они героизмом называют например ранение или смерть от случайной пули или снаряда прилетевших с передовой. Лётчиков не участвовавших в реальном бою, никак себя не проявивших в нём, а просто сбитых с земли, наши властители тоже как героев чествуют и к наградам представляют. Начали они это ещё вовремя Великой Отечественной, вручая всем участникам больших операции и тылу, пороха не нюхавшему, и себе, конечно, медалей типа "За взятие Праги", "За форсирование Днепра" и т.д. Далее хуже - стали юбилейные награды вручать. Да, поначалу в большинстве своём ветеранам, но и себя не забывая "70 лет форсированию Днепра", "25 лет победы в Великой Отечественной войне" и т.д. А затем продолжили вручением наград: "50, 55, 60, 65, 70 ... лет вооружённых силам". В результате их действий грудь миллионов окрасилась иконостасом наград с героизмом несвязанных вообще. Настоящие боевые награды реальных героев в этом блеске потерялись так что и герои и не совершавшие героических поступков смотрятся совершенно одинаково и статус героев и их наград был размыт. Сегодня у старших и высших офицеров армии и флота вся грудь в наградах, тогда как они в основном юбилейные. Особенно издевательски это выглядит когда не награды носят, а планки. Человек лично, рискуя жизнью спасший на пожаре другого человека будет скромно носить одну незаметную планочку медали "За спасение на пожаре", а офицер штаба пожарной части 100% времени сидящий в кабинете будет красоваться целой пластиной планок юбилейных. Всячески выдавая, что и они тоже имеют "драгоценный вклад в копилку" своего Духа они всеми силами снижают вклад героев в копилку Духа общества, особенно подрастающих поколений, лишая их возможности увидеть в жизни реальных героев, отличить их от обычных людей по наградам, лишают детей возможности спросить родителей, учителей: А какой геройский поступок совершил вот тот человек с планочкой на груди? Даже мы, взрослые уже не интересуемся за каие героические поступки награды то, подсознательно понимая, что обман всё, бутафория... Вот наш министр обороны Шойгу - герой России и никто не интересуется может он один в бою против 4 вражеских самолётов выстоял и всех их сбил? Нам это не интересует, мы знаем, что из кабинета он не вылезал во время войны в Абхазии и в атаку бойцов не вёл. А это ведь и требовалось трусам всегда во власти сидящим. Вот и получается, Вера, что несогласия у нас с Вами не обнаруживаю, просто может быть чуть по другому пишу проблеме...
С уважением,

Андрей Староверов   28.08.2016 11:06   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Андрей!
Насчет медалей и планок - как я Вас понимаю! Смотришь в День Победы парад в столице и думаешь: неужели все в окопах сидели, в разведку ходили, юнкерсы сбивали?.. Где-то прочитала, что в первую половину войны до перелома в 1943 году к наградам почти не представляли. Массово это было уже в 1944-45 гг. Мой отец (гвардии старшина) пришёл с фронта с тремя боевыми наградами - две медали "За отвагу" и орден "Слава" 3-й степени, полученные в 1944-45 гг.. Ко времени его кончины в 2003 году у него было больше 20-ти, не считая трудовых, послевоенных. К сожалению, я не спрашивала позже, за какие подвиги он получил свои боевые награды. Смутно помню из детских лет, как однажды, за праздничным столом, он «штатским» (не воевавшим) гостям рассказывал с юмором что-то из своего военного прошлого, и гости смеялись. Уже позже, на сайте «Подвиг народа» (теперь ещё есть сайт «Память народа») я нашла описания его военных подвигов. Теперь понимаю, о каком эпизоде он тогда говорил. Вообще он о войне не рассказывал. Но ещё лет 15 после Победы ночами кричал, будто ходил в атаку.
В школьном возрасте, посмотрев фильм «Два бойца» с Марком Бернесом и его задушевной «Тёмной ночью» я спросила: «Папа, а какие песни на фронте пели вы?» Помню, была очень разочарована, когда он ответил, что не до песен было. Тогда я не понимала, что война – это страшно, чудовищно, противоестественно. Погибшие в первые дни и месяцы войны и не получившие наград, были не в меньшей степени героями, чем те, кто вернулись победителями. А те, кого считали пропавшими без вести? Говорят, что красна смерть «на миру», а сколько их, неизвестных, не похороненных ещё лежат в лесах да в болотах. Судьба…
С уважением,

Вера Третьякова   28.08.2016 20:53   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.