О кладах 2-12-2
О КЛАДАХ 2-12-2. НЕ НАЙДЕННЫЕ СОКРОВИЩА. СОКРОВИЩА ОЗЕРА КАБАН.
Сокровища озера Кабан.
Осада Казани длилась до 2 октября 1552 года. 3-го октября хоронили убитых, а 4-го Иван Грозный осматривал дворец и свои трофеи. Ожидаемых больших сокровищ он не нашел, а те, что видел, брать не стал, оставил в Казани. Видимо ничего ценного там не осталось. (http://obzor-novostei.ru/679-klad-kazanskogo-xana.html).
Сокровища были. Они состояли из 3-х частей:
-Слитки и бруски из золота и серебра;
-Монеты из золота и серебра;
-Подарки, военные трофеи, изделия ювелиров и т.п.
Куда же все это делось?
В то время дорогие вещи (из золота и серебра) были подконтрольны служителям ислама - мирз. Так как, якобы, они знают и могут правильно употребить дорогие вещи, не поддавшись пороку. Ну и, кроме того, сам хан распоряжался этими сокровищами. В челяди хана был специальный человек, который отвечал за ханскую казну. Таким человеком у Едыгера был - Чапкун Отучев.
Все драгоценности хранились в основном храме Казани - мечети. Когда мирзы и хан увидели, что им не устоять против Ивана Грозного, они ночью вывезли из крепости 6 смоляных бочонков с самым ценным и бросили их в самой глубокой части озера Кабан.
Конечно, этим заведовал Чапкун Отучев, как человек, отвечающий за ханские сокровища.
Однако на следующий день при штурме русскими войсками Казани он совершил какую-то провинность и был казнен. Нигде не упоминается за что.
Кроме того, хан и все священники тоже были убиты при штурме города. Поэтому точного места не знал больше никто. Только одному самому молодому священнику удалось бежать. Но он знал все в общих деталях и рассказал все незадолго до своей смерти. Так эта легенда дошла и до наших дней.
Несколько раз в более позднее время предпринимались попытки поиска этого клада, но результата не достигли.
Надо заметить, что вес 6 бочонков достигал не менее 400 пудов. Так что, клад был значительным. (http://obzor-novostei.ru/679-klad-kazanskogo-xana.html).
При наступлении войск Ивана Грозного на город Казань и взятии этого города в озере Кабан были спрятаны сокровища казны хана. Оценочная стоимость – 276 миллиардов долларов, не считая исторической ценности монет и ювелирных украшений, награбленных ханом. (Материалы газет, Р. Мустафин).
Историки единодушны в том, что у казанских ханов за сто с лишним лет существования должны были накопиться значительные по тем временам богатства. Некоторое представление о них дает опись, сделанная князем Василием Серебряным в 1551 г., когда в Москву отправляли в качестве почетной заложницы опальную царицу Сююмбеки. Тогда вместе с нею в Москву отправили «двенадцать людей великих», наполнив «до угружения златом и серебром, и сосуды серебряными и златыми, украшенными постелями и многоразличными одеяниями царскими и воинскими оружми всякими». (Материалы газет, Р. Мустафин).
Казанцы знали о предстоящем походе Ивана Грозного заранее, пытались заручиться помощью Турции. При вести о приближении 150-тысячного войска были приняты меры по укреплению обороны: собрано войско, эвакуировано население окрестных деревень, сделаны запасы продовольствия и военных припасов. В Арской стороне приготовили укрепленный острог со всем необходимым на случай длительной осады – здесь базировался отряд конников под руководством князя Епанчи. (Материалы газет, Р. Мустафин).
Если проблема спасения ханской казны встала не во время (когда уже поздно об этом думать), а до осады, с учетом возможности военного поражения, то сокровища надо было спрятать так, чтобы доступ к ним сохранялся и в том случае, если противник захватит город. Проще всего было бы зарыть сокровища в укромном месте за городом, как это обычно делалось. Но вывезти их незаметно – очень трудно. (Материалы газет, Р. Мустафин).
Такой вариант посчитали лучшим способом сохранить сокровища казны: они оставались в пределах досягаемости, их можно было в любой момент найти по специальным меткам и поднять, но одновременно с этим они были тщательно сокрыты от врага. Однако во время осады Казани погибли почти все, знавшие тайну, а оставшимся в живых пришлось спасаться бегством. Так что казна так и не была возвращена. (Материалы газет, Р. Мустафин).
Озеро Кабан – одна из главных достопримечательностей Казани. Это не просто большое озеро. Это целая водная система, тянущаяся более чем на 10 км и состоящая из трех крупных озер, соединяющих их проливов и протоки Булак, а главное – расположенная в самом городе. С этой национальной святыней Татарстана связано множество древних легенд и историй.
Одна из них связана с происхождением озера Кабан. Когда старец по имени Касыйм-шейх привел в эти места первых людей, здесь были только непроходимые, заросшие камышом и осокой болота с непригодной для питья водой. Тогда святой старец, помолившись на расстеленном бешмете, взяв его за край, потащил за собой. И там, где он прошел с бешметом, возникло озеро с чистой и прозрачной водой. Это одна из легенд озера.
По поводу названия озера существует несколько точек зрения. По одной версии, слово «кабан» происходит от древних тюркских корней «каб-куб», что переводится как «выемка в земле», «яма», в том числе и «водоем». Позднее «кабанами» стали называть диких свиней – они и в земле роются, образуя ямки, и обитают вокруг озера.
Есть и легенда, объясняющая такое название озера. Легенда о князе. Когда на город Булгар (город Болгар), столицу Волжской Булгарии, напал Аксак Тимур, спастись удалось немногим. Среди них оказался и сын последнего булгарского хана Кабанбек – князь Кабан. Уходя от преследования, израненный, истекающий кровью Кабанбек и остальные спасшиеся, бежали на север, пробираясь через непроходимые леса, топи и болота, и наконец вышли на берег большого красивого озера. Воды его оказались целебными – все раны князя тут же зажили. Вскоре возле озера возник дворец, а вокруг него селение. Озеро это и стали называть по имени князя – Кабаном.
Главная легенда и история озера Кабан связана с таинственным образом исчезнувшей ханской казной. Клад не найден до сих пор. Эта загадка в равной мере мучает как историков, так и искателей кладов и имеет множество аргументов за и против той версии, что на дне озера покоятся несметные сокровища.
Эта легенда и все, что с ней связано, во всех подробностях описывается в книге татарского писателя Рафаэля Мустафина «Тайны озера Кабан». Автору эту давнюю историю рассказал потомок приближенной к казанскому хану семьи Азимовых. По преданию, передававшемуся из поколения в поколение, когда войска Ивана Грозного подошли к городу, вся ханская казна была тайно ночью опущена на дно озера, где-то в северной его части.
По некоторым предположениям, сейчас это место - в районе торгового центра Алтын (с татарского переводится как золото).
В середине 60-х годов прошлого века к Рафаэлю Мустафину, писателю, пришел загадочный старичок. Оказалось, что он происходил из древнего рода Азимовых, ведущего свое начало со времен казанского ханства. Старик рассказал сохранившееся в их семье предание о ханских сокровищах, спрятанных на дне озера Кабан перед нашествием войск Ивана Грозного. Он принес желтые от ветхости бумаги, исписанные каллиграфическим арабским шрифтом. Хотя он и не знал точного места, но уверял, что клад должен находиться с северной стороны озера, примерно в том месте, где сейчас расположен обувной комбинат «Спартак». Почти ничего конкретного в словах старика не было. Гость уверял, что здесь спрятана не горсть монет, а целая ханская казна.
По его словам, казна состояла из трех частей. Во-первых, золотые и серебряные слитки, бруски из драгоценного металла. Во-вторых, денежная часть казны. Бумажных денег тогда не было, а только золотые и серебряные монеты самого разнообразного происхождения – турецкого, арабского, персидского, западноевропейского и русского. Больше всего, по словам старика, было русских серебряных гривен и арабских дирхемов. И, наконец, собственно сокровищница. Она складывалась из военной добычи, подарков и подношений ханам, изделий своих ювелиров.
Старик с трепетом рассказывал об изумрудах величиной с грецкий орех, о редчайших восточных бриллиантах, об изумительной красоты диадемах, о расшитых жемчугами ханских поясах. Сокровищ могло быть на многие миллионы рублей, но ведь они имеют не только денежную стоимость. Это ханская казна. Общий вес измерялся десятками, быть может, сотнями батманов. (Батман – мера веса в Казанском ханстве. В разное время в один батман входило 4,8 или 12 пудов).
По словам старика Азимова, казна казанского хана состояла из трех частей: слитков золота, серебра и других драгоценных металлов; непосредственно денег – золотых и серебряных монет различного происхождения: турецких, арабских, русских, персидских и т.д.; и различных сокровищ – подарков и подношений ханам, ювелирных и других изделий из драгоценных камней и металлов. Общий вес всего этого добра может измеряться тоннами. (Материалы газет, Р. Мустафин).
Оставить бумаги старик категорически отказался. Он настаивал, чтобы Мустафин ознакомился с ними только при нем. Но кто, не считая специалистов-арабистов, мог бы разобраться в этих древних бумагах?
Мустафин прочел лишь вырезку из дореволюционной русской газеты («Волжский вестник»), в которой сообщалось, что в начале ХХ в. какая-то бельгийская или американская компания предложила Казанской думе бесплатно очистить Кабан от многовекового ила. Но с одним условием: все найденное перейдет в собственность компании.
Через несколько лет после смерти старика Мустафин поведал знакомому историку все, что он ему говорил. Историк сказал, что легенд о спрятанных сокровищах известно великое множество. (Материалы газет, Р. Мустафин).
Потерянной ханской казной интересовались даже за границей. В начале XX века одна американская компания предложила Казанской городской Думе за полтора миллиона долларов очистить озеро Кабан от скопившегося за много веков ила, но с одним условием: все найденное на дне становилось собственностью фирмы. Понятно, что такое «щедрое» предложение поступило вовсе не из благородных побуждений, скорее всего, кто-то из хранителей тайны ханской казны уехал за границу и сообщил там секретную информацию. Как и следовало ожидать, предложение не было принято.
Слухи о несметных сокровищах, спрятанных на дне озера Кабан, существуют со времени покорения Казанского ханства. Вера старожилов города в это настолько велика, что в 20-е г.г. какой-то проходимец основал подпольное акционерное общество по добыче сокровищ. Ему удалось порядочно растрясти мошну казанских нэпманов и… благополучно скрыться с этими деньгами.
Одному проходимцу удалось в 20-е годы создать подпольное акционерное общество по добыче сокровищ и впоследствии благополучно скрыться с деньгами, выделенными на поиски клада.
(Материалы газет, Р. Мустафин).
В 1949 г. старший тренер водной станции «Спартак» Р. Богданов принимал участие в поисках трупа утонувшего на озере Кабан.
Поиски вели с нескольких лодок железными «кошками». И вот одна из лодок внезапно встала, за что-то зацепившись. Начали сообща тянуть за веревку. Груз начал поддаваться. Наконец из воды показался сундук высотой около метра. Крышка сундука была полукруглой. Когда попытались приподнять находку из воды, крюк под страшной тяжестью разогнулся, и сундук с шумом ушел обратно в воду. Сундук подцепить так и не удалось. Водолазы тоже ничего не нашли. Глубина в этом месте составляет примерно 5-6 метров, да на дне еще слой ила такой же толщины. Груз под собственной тяжестью глубоко погрузился в ил. Сундук, по словам очевидцев, находится в том районе, о котором Мустафину говорил старик Азимов. (Материалы газет, Р. Мустафин).
В 1950 году во время поисков трупа утонувшего в озере мужчины одна из железных «кошек», которыми проверяли дно, зацепилась за что-то очень тяжелое. Приложив массу усилий, люди все-таки сумели приподнять груз к поверхности воды. Им оказался бочонок небольших размеров, но невероятно тяжелый. Напрашивалась только одна мысль – внутри, скорее всего, золото. Но когда оставалось только перекинуть добычу через бортик лодки, бочонок выскользнул и исчез под водой. Как ни пытались его еще раз подцепить, даже водолазов приглашали осмотреть дно, толстый слой ила надежно сохранил тайну этой необычной находки. Примечательно, что бочонок обнаружили примерно в том месте озера, на которое указывал старик Азимов.
Несмотря на то, что Рафаэль Мустафин нашел свидетелей подъема таинственного груза, бывалые люди не верят, что простыми «кошками» можно было подцепить древний бочонок: плотный слой ила на дне достигает нескольких метров, под ним невозможно что-либо найти, даже только что упавшее, не говоря уже о сокровищах многовековой давности. Некоторые, занимаясь подробным изучением событий, связанных со взятием Казани, всех условий и обстоятельств, предполагают, что ханская казна могла быть спрятана в каком-нибудь другом, более удобном для этого месте.
Понятно, что подобные «находки» древних сокровищ, драгоценных монет случались достаточно часто, и до описанного случая, и после. Тем самым сохранялся интерес к легенде. (Материалы газет, Р. Мустафин).
К сожалению, нет никаких документальных доказательств того, что все несметные ханские сокровища до сих пор покоятся на дне озера Кабан или хоть когда-то там были. Все это пока только красивая легенда - про клад в озере. Одно известно точно: в описи материальных ценностей, взятых Иваном Грозным в Казани, ханская казна не упоминается. (Материалы газет, Р. Мустафин).
Как достать клад со дна озера, если не знаешь секрета, о котором говорил старик Азимов? Это могли быть какие-нибудь поплавки, арканы или сетки, концы которых спрятаны в береговых зарослях. (Материалы газет, Р. Мустафин).
В Казани проводила работу экспедиция «Комсомольской правды», которая вела поиски клада на дне озера Кабан. Профессиональные пловцы лазали по дну со щупами. Со шлюпки показывали туда, где тревожно шевелилась биолокационная планка. В этом месте кто-то уже искал сокровища: в белой глине имеются ямы странного происхождения. Можно предположить, что именно здесь прошелся земснаряд, но ведь его лунки имеют большой диаметр. К тому же земснаряд работает на глубине 6 метров, а здесь – все 15. Кто это? Конкуренты, взявшие на вооружение рассказ старика Азимова? Писатель Р. Мустафин уверяет, что сбросили казну в центре озера. Словом, надо приезжать сюда еще раз и обязательно раскопать слой глины. (Материалы газет, Р. Мустафин).
Сокровища так и не найдены, а озеро как было невероятно грязным в начале XX века, когда на его берегах открывались крупные заводы и комбинаты, так таким и остается по сей день. Причем экологическая ситуация все только ухудшается: вода, из-за того что водоросли, неумеренно размножаясь, потребляют практически весь кислород, а при отмирании выделяют большое количество сероводорода, теряет способность к самоочищению. В результате озеро постепенно умирает. И в один прекрасный день, если люди не решат в ближайшее время эту экологическую проблему, оно может просто исчезнуть, а вместе с ним и красивая легенда о затопленных ханских сокровищах. (Материалы газет, Р. Мустафин).
Казанские подземелья. Темно и сыро. Влажная литая кладка кирпича. Сколько ей лет? Доктор архитектуры Нияз Халитов, он же заместитель директора музея-заповедника «Казанский кремль», указывает на глухой тупик в форме полукруглой арки. Что за ним? По слухам, в конце пути – несметные ханские сокровища.
В конце 50-х, при закладке центрального универмага «Детский мир», уперлись в капитальную подземную галерею. Ширина и глубина – более 4 метров. Протяженность вскрытой части – за 30.
Ремонт старого дома №1 по улице Свердлова. Снова коридор на 11-метровой отметке. Подобно черной космической дыре, он заглатывает без остатка строительный мусор.
В годы интенсивной застройки центра Казани такие прожорливые воронки вскрываются то тут, то там. Налицо явные следы рукотворных лабиринтов. Рассказывали о пытливых чекистах, якобы завладевших схемой тайных лабиринтов. На кухнях шептались о подземном городе, сохранившемся со средневековья. С его ловушками и коридорами смерти. (Материалы газет, Б. Вишневский).
Первое описание князем Курбским «тайницкого», т.е. потайного хода (Тайницкая башня Кремля и сегодня стоит возле реки Казанки), по которому осажденные жители ходили за водой. Когда обделенный патриотизмом мурза Камай продал Ивану Грозному тайну священного родника, последний был взорван 20 бочками пороха. Взрыв решил участь непокорной Казани, в конечном счете, открыл путь к Сибири и Тихому океану. (Материалы газет, Б. Вишневский).
4 сентября 1552 г. взрывными работами руководил английский артиллерист Бутлер, впоследствии подаривший миру великого химика Бутлерова. (Материалы газет, Б. Вишневский).
А вот свидетельство из «Царственной книги», фрагмент знаменитой казанской осады: «Вмещахуся погани во рвы своя, воины же царевы и во рвах побиваху и они же норами своими во град утикаху». Что это за норы такие, по которым из оборонительных рвов можно «утечь» обратно в город? Не их ли в середине 30-х годов минувшего столетия обнажила река, подмыв кремлевский холм и городскую стену? В ходе ремонта под руководством зодчего П. Пятницкого, автора архитектурного комплекса Казанского университета, вновь обнаруживают остатки подземной галереи. Этот же провал напоминает о себе в половодье 1926 г., когда «третьи сутки под Тайницкую башню с шумом уходит вода»… (Материалы газет, Б. Вишневский).
Кремлевский холм испещрен затейливыми доисторическими ходами. Казанский кремль строился не просто как крепость – по канонам фортификационного искусства, но и как цитадель государственной власти. Так что главные вопросы высокопоставленных современников: как при случае эвакуировать наследников престола, где хоронить казну, корону или госархивы, заказчики и подрядчики решали заранее, тайно и основательно.
Конечно, сказались традиционно «особые отношения» Москвы и Казани. Которые то рубились до крови, то прочно сливались по линии брачных уз и государственной службы. (Материалы газет, Б. Вишневский).
После восточного похода Ивана Грозного Казань, по словам Халитова, превратилась во вторую Атлантиду. Но по тем временам и гневливому царю… было не добраться до городской подземки. Насколько же она уцелела? (Материалы газет, Б. Вишневский).
Такое впечатление, что над главной тайной Казани навис какой-то злобный рок. Казалось бы, чего проще, пишет Р. Мустафин, ход обнаружен – ну и ползи по нему, исследуй. Но для этого нужны не только специально обученные люди с техникой и оборудованием (тем более в условиях казанских завалов и пробок, чреватых оползнями). Длительные переговоры со спелеологами и спонсорами в конце концов зашли в тупик, и планы расстроились. А внезапная кончина историка оборвала эти начинания. Опять злой рок? На происки темных сил намекал директор республиканского госмузея Г. Муханов. Дескать, темное это дело, не стоит его ворошить… (Материалы газет, Б. Вишневский).
Продолжение: http://proza.ru/2013/05/03/1079
Свидетельство о публикации №213042101329