1998. Русские промыслы, Ельцин и я

                1998. РУССКИЕ ПРОМЫСЛЫ, ЕЛЬЦИН И Я 



На снимке: Тульские глиняные игрушки "Кормилица" и "Монашка" - автор  народный мастер России Ирина Евгеньевна Кузнецова (г. Тула). В центре - хлудневская глиняная игрушка (Калужская область).

@  Авторские права  народного мастера И.Е. Кузнецовой защищены в 1990 году. Нарушение авторских прав влечет ответственность, предусмотренную Федеральным  законом «О народных художественных промыслах» и Статьей 146 Уголовного Кодекса РФ:

Ирина Евгеньевна Кузнецова проживала и работала в Туле (1969-2020), в месте традиционного бытования уникального российского  гончарного промысла "Тульская игрушка". Ей принадлежит возрождение в 1990 году утраченного в конце 19 века промысла.












ЧЕРТОВЫ КУКЛЫ ИЛИ КОГДА СОЗДАВАЛИ БОГОВ







1998 год. Москва. Я настолько близко работала с Правительством РФ и Госдумой, что мне оттуда в корпункт газеты «Сельская жизнь» присылали по электронной почте (но через местную областную  администрацию) копии документов о главном интересующем  тогда меня законе – о народных художественных промыслах России. А до этого было множество моих ходок к министру культуры, в Госдуму, командировки в самые глухие деревни Центральной России и выставки, выставки, выставки. Во всех лучших  выставочных залах Москвы.  От Манежа до бывшего фотоцентра на Гоголевском бульваре.  Я владела художественной галереей – сегодня просто уникальной и огромной коллекцией – русской глиняной игрушки из двадцати центров традиционных ремесел страны.  Встречалась со старыми мастерами, которые, позабытые-позаброшенные, жили на отшибе, в прямом смысле, у черта на кулишках, и делали – нет, не  те дешевые и нелепые сувениры, которые сегодня представляют за  русскую глиняную игрушку, они  лепили … богов!   
И вот за них-то я и сражалась - с помощью «Сельской жизни» - в правительстве и в Госдуме. А в это же время  подобные изделия активно скупал Джордж Сорос, говорили – из личной заинтересованности: его жена писала научный труд на эту тему.  Но как бы то ни было, а жена  президента  Бориса Ельцина Наина  первой решила проявить заботу о народных промыслах России.  Тогда появились указы Президента о  мастерских для народных мастеров, о льготах на работу и продажи.  И в промыслы кинулись мошенники и всевозможные сумасшедшие, считавшие себя  художниками. Может быть, они кинулись туда, а, может, их  подтолкнули те, кто решил истребить под корень народное  художественное мастерство, заменив его сувенирной продукцией и заодно заработать на этом бешеные деньги, отталкиваясь от государственных инвестиций. Путь  к наживе известный. И практически промыслы истребили. А задумка-то у Наины наверняка была совсем другая. Но об этом позже.
Итак, в 1998 году я ринулась в бой за языческого русского бога и, представьте, выиграла это сражение! Было так. На основе Указа Бориса Ельцина (впервые за всю историю страны) Госдума подготовила  закон о художественных промыслах России. Она даже прочитала его  и  направила было на подпись к Президенту, но тот вдруг отказался подписать собственный же закон! Как так? Оказалось, что для него в стране вообще не существует правовой базы, и исполнять закон  не представляется возможным. Это касалось  обучения народных мастеров, для чего не имелось ни  материально-технической базы, ни методик, а главное -  авторского права. Закон об авторском праве не предусматривал защиту интеллектуальной собственности народных мастеров.
И снова – походы в министерство культуры, в Госдуму,  переписка с чиновниками и депутатами. Отличная трибуна для победы – это газета «Сельская жизнь», которая отдавала огромные площади под мои статьи.
Против такого закона выступали местные чиновники в регионах. Один из них даже предупредил меня о бренности человеческого существования. Его потом сняли с работы, а  заместителя посадили за банальное воровство бюджетных денег, направленных на развитие народной культуры.
В общем, закон  все-таки  приняли, отдали  Ельцину, и он его подписал. Мне обещали медаль  ордена «За заслуги перед Отечеством», но кто-то все перепутал в наградных документах, и ограничились  медалью имени академика  Мальцева и  Знаком Союза журналистов  «За заслуги перед отечественной журналистикой». Но дело разве в «заслугах»?
Благодаря всей этой кутерьме у меня дома есть бог моих предков, которому они молились  тысячу лет назад. Это если брать Калужскую область, откуда они родом. А  вообще-то этот бог – из такого дальнего далека, что и рассмотреть невозможно.  Но вот удалось, благодаря  необозримой информированности Сети, старанию  современных археологов и настоящему мировому расследованию в отношении этого бога: Венеры и нашей Мокоши. Все это один и тот же бог или богиня, перед которым падали ниц наши предки еще в Африке. Когда были единым народом и не знали ни штормовой Америки, ни холодной Сибири, ни раскольничей Калуги.

2

Мокошь из деревни Хлуднево Думиничского района Калужской области от мастериц Аграфены Трифоновой, Татьяны Бубневой, Марии Самошенковой ( годы рождения – начало 20 века) – это «потомок» тех женских фигурок, которые сегодня находят археологи во всех частях света. Вот один из последних примеров. Венеру каменного века, безголовую фигурку, представляющую женщину с пышными формами, которая является, пожалуй, самым древним на Земле символом плодородия и любви, нашел археолог из Тюбингена Николас Конрад в горном массиве Швабский Альб на юге Германии в федеральной земле Баден-Вюртемберг. Она лишена головы и имеет очень скромные размеры – всего десять сантиметров в высоту, а весит 33 грамма.
Сразу оговорюсь. На территории Тулы были найдены  такие же крошечные фигурки-куколки, похожие на монахов, датируемые примерно шестнадцатым веком. Хотя недавно вновь открытая народным мастером России Ириной Кузнецовой тульская игрушка датируется  всего лишь серединой девятнадцатого века.
  Археолог Николас  Конрад продемонстрировал находку коллегам и журналистам в Тюбингене и представил ее как «Венеру из Холе-Фельс». Автор находки оценил возраст бивня мамонта - материала, из которого изготовлена статуэтка - как примерно 35-40 тысяч лет. Он полагает, что это самое древнее изображение человека и первый в мире пример образно-реалистического искусства. «Венера» найдена в сентябре 2008 года в карстовой пещере Холе-Фельс под Шель-Клингеном. Археологи нашли отдельные фрагменты и не вполне отчетливо представляли себе, что из этого получится. В обстановке строгой секретности ученые бережно очистили кусочки, тщательно подобрали один к другому и сложили из них фигурку. Николас Конард описал находку и процесс реставрации в научном журнале «Nature».
 Исследователь рассказал о том, в какое изумление привело их всех произведение древнего художника. Статуэтка отличается «преувеличенными размерами женских прелестей»: у нее непропорционально огромные груди, чрезвычайно выпуклые ягодицы и подчеркнуто обозначенные наружные половые органы женщины. Несомненно, признаки пола «сознательно преувеличены», как подметил Конард. Американский археолог Пол Мелларс из Кэмбриджского университета написал в комментарии в журнале «Nature», что такое натуралистическое изображение женского тела по современным понятием граничит с порнографией.
Археологические экспедиции под руководством Николаса Конарда работают в пещерах в горном массиве Швабский Альб уже двенадцать лет. Раскопки принесли немало замечательных древних находок. Когда археологи обнаружили шесть фрагментов безголовой «Венеры», сам Конард отсутствовал — он делал доклад на конгрессе во Франкфурте-на-Майне. Ему позвонили по телефону, и руководитель экспедиции сразу же примчался на место находки и не поверил собственным глазам, различив крошечные ручки в запачканных и потемневших кусках кости. «Я просто онемел», - признается исследователь. Выдающийся бюст, но головы нет.
 Надев тонкие белые хлопчатобумажные перчатки, Конард бережно вынимает хрупкую драгоценность из алюминиевого контейнера. В его руках находка кажется со стороны маленьким темным камешком. Фигурку нашли в двадцати метрах от входа в пещеру в содержащим глину слое. Находка происходит из так называемой ориньякской культуры — археологической культуры раннего этапа позднего палеолита. Культура получила свое название по раскопкам в пещере Ориньяк в департаменте Верхняя Гаронна во Франции. Ориньякская культура впервые выделена в начале XX века. Эта самая древняя культура в Европе, непосредственно связанная с современными людьми. Она началась 40 тысяч лет назад. Для своего солидного возраста «Венера из Холе-Фельс» удивительно хорошо сохранилась. У нее, к сожалению, нет не только головы, но и левой руки и левого плеча.
«Венера из Холе-Фельс» - это подчеркнутое, выразительное изображение женского тела с намеренно преувеличенными признаками пола. Ноги очень короткие, остроконечные. На плечах у основания шеи осталось вырезанное кольцо на месте головы, которой, вероятно, и не было. Множество мелких линий обозначают одежду — накидку или набедренную повязку. Впрочем, одежда почти не скрывает голое тело, даже пупок очень хорошо виден. Фигурка отчасти напоминает ученым найденную в Австрии «Венеру из Виллендорфа», которая тоже очень старая (28 тысяч лет), но моложе этой, как минимум, на семь тысяч лет.
 Ученые полагают, что легкую маленькую фигурку носили на шее в качестве подвески. О символическом значении «толстомясой Венеры» можно только строить догадки. «Меня здесь не было 40 тысяч лет назад, так что я понятия не имею, что она значила», - говорит Конард. Историк только высказал осторожное предположение, что «первобытная Венера», возможно, являлась символом плодородия и плодовитости. Может быть, фигурку носили беременные женщины. Но все это «чистой воды произвольные толкования». Можно придумать целую массу правдоподобных интерпретаций.
 Символ плодородия?
 Несомненно, по крайней мере, то, что эта находка существенно обогатила ведущиеся в кругу специалистов дискуссии о первоначальных попытках изображения человека в искусстве. До тех пор, пока археологи не обнаружили представляющие людей статуэтки, изготовленные людьми каменного века, считалось, что образно-реалистическое, фигуративное искусство зародилось в Европе значительно позднее.
«Венеру» обнаружили не на пустом месте, а на участке, где найдено немалое количество каменных и костяных орудий и предметов быта, типичных для ориньякской культуры. К тому времени первобытные люди прибыли из Африки в Европу. С точки зрения анатомии и генетики они были современными людьми, которые в эпоху верхнего палеолита жили на планете одновременно с неандертальцами.

   3

Но вернемся к российскому  закону о промыслах. Чего я не могла побороть в его тексте, это пункт №3, в котором сказано:   «3. К изделиям народных художественных промыслов не могут быть отнесены изделия, в технологии изготовления которых невозможно применение творческого варьирования типовых образцов данных изделий…» Ужас! И чем больше проходит времени со дня принятия этого «моего» закона, тем мне становится все тяжелее осознавать, что в России твердо решили истребить историческую правду о народных промыслах. Этот пункт о «варьировании» изделий пролоббировали,  во-первых,  истинные враги национальной культуры страны, во-вторых, покровители кичистов, в третьих, алчные до наживы и бюджетных денег чиновники, в том числе, и на местах. Вот только один из последних примеров печальных последствий действия этого пункта.  В Туле 200 тысяч из  миллионного губернаторского гранта, предназначенного народным мастерам, получила женщина,  представившая безобразную подделку-сувенир  тульской городской игрушки. Там дело дошло до изображения дамы с собачкой. И  эта «дама» получила  200 тысяч рублей! Другой вопрос – дошли ли эти деньги до "мастерицы", или она лишь расписалась за них  в ведомости , а в карман положила какие-нибудь жалкие 10 тысяч рублей детишкам на молочишко. И вот за эту мелочь тысячи людей готовы уродовать русского языческого бога до неузнаваемости. И тут надо заметить еще одного, стоящего в очереди к уничтожению Мокоши – нашу РПЦ. У церкви тут особый и вполне понятный интерес. Ей по ее природе ненавистно язычество в любом его проявлении. Похоже, как в Византии в древности был период иконоборчества, так у нас сейчас - "игрушкоборчество". И в обоих случаях это - борьба за чистоту христианства в искусстве. В первом случае - борьба с красотой в изображении христианских символов как искушением в принципе, в другом - борьба с влиянием искусства язычества, также красивого и непостижимого.
И вот сегодня  всевозможные выставки и художественные лавки  переполнены  сувенирными уродцами, которых выдают за традиционные изделия народных мастеров. Скажу больше – теперешний Союз художников РФ охотно принимает подельщиков в свои ряды, и это только подтверждает мою грустную догадку о тотальной войне, развернувшейся против традиционных российских промыслов внутри страны, породившей эти промыслы.
Впрочем, она ли их породила? Или Африка? Конечно, Африка – тот единый народ, который вышел оттуда и расселился в Европе, Азии, в России. Спорить с этим бессмысленно: теперь уже есть множество примеров и доказательств, что  языческие божки  сибирских манси  это копии языческих оберегов  народов племен Майя. И тем ценнее то, что сегодня откапывают из земли и что еще осталось  у каждой нации в ее закромах от народного искусства. Все это принадлежит Землянам, а не отдельному министерству культуры  отдельно взятой страны. И чтобы прикасаться к этому, нужно иметь особые права, а не простое и честолюбивое желание вылепить какого-нибудь уродца и представить его как образец достояния всего человечества.

4

Ну разве допустимо превращать  тульскую городскую игрушку – Мокошь в обрамлении середины 19 века – в даму с собачкой? У тульской глиняной кормилицы налицо все приметы  Мокоши, которую  достоверно изображали старые мастерицы из Калужской области. А их Мокошь – это богиня плодородия с цветами вместо грудей, поддерживающая живот, из которого выпирает не то птица с клювом дракона, не то мужской половой орган. Но не только тульская глиняная кормилица напоминает эту фигурку из деревни Хлуднево. Тульская глиняная монашка, казалось бы, выполненная вполне в православных традициях,  поддерживает двумя руками книгу на животе, а по подолу ее рясы тянется  плетеный ремешок, заканчивающийся  внизу двумя круглыми шариками с хвостиком между ними. И в этом секрет тульской глиняной монашки, образцы которой  в крошечном виде достают сегодня из-под земли местные археологи, не зная, куда прислонить это чудное произведение искусства. Да к Мокоши, конечно же!
Но как могли  тульские мастера в 19 веке так посмеяться над символами православной веры? А не надо забывать, что Тула – это старый оплот  староверческого Раскола. Также,  как и Калуга. Староверы попов не признавали, как известно.
 Еще один идол, который хранился в домах  на Руси в 13 веке – куст. Тот же куст, которому поклонялись и  монголы и из-за которого погиб в Орде князь Михаил Черниговский, первый великомученик за Христа в России, хотя и поляк, не захотевший поклониться кусту язычников.
Глиняный куст мог видеть и какой-нибудь монгольский воин, участвовавший в осаде Козельска в 1239 году. Найдя идола в тайнике в хлеву перед тем, как сжечь его, татарин изумлялся, цыкал языком,  водил заскорузлыми от  грязи и крови пальцами по веткам, а, повернув куст «лицом» к себе,  смеялся и лопотал, трогая округлые «ветки»: «Кхуй!» А  еле живая от страха  растрепанная женщина шептала в ответ: «Шишка…» «Кхуй!» - уже злился татарин. «Шишка…»- возражала женщина. Этому плодородному дереву она тайком  молилась, прося такого же плодородия  в поле и достатка в доме.  Макушку дерева венчает голова оленя, священного животного, сбоку - голова оленихи. Дальше по бокам ствола – четыре птицы и четыре ветки - «шишки» - явные все-таки фаллосы,  вверху и внизу по два грибка-цвета, на самом деле  четыре груди с мощными сосками с дырочками. Посередине ствола  корзинка с фруктами, ниже козленок с дарами, в самом низу два олененка. И все это поддерживают две руки. В общем, та же самая Мокошь, но изображенная в виде  дерева.
 Языческие боги  у древних народов прятались часто в  кусте или в стволе дерева, особенно в груше и дубе.  Именно эти деревья  в разрезе  имеют  человеческие изображения.
 Еще гунны поклонялись кусту. Они верили, что великий Тангрихан и «красивое дерево» защищают страну и  приносили жертвы деревьям, в особенности крупным, в частности, дубу и груше. Яркие свидетельства почитания тюркскими народами дерева сохранились и сегодня  в пережитках древней религии балкарцев и карачаевцев.
 Славяне приносили жертвы Упырям и Берегиням. Затем они начали приносить жертву Роду и Рожаницам - Ладе и Леле. Впоследствии  стали молиться главным образом Перуну, сохраняя веру и в других богов.
        Упыри - это вампиры, фантастические существа, оборотни, олицетворявшие зло. Берегини же, связанные со словом беречь, оберегать, - добрые, помогающие человеку духи.  Одухотворение всей природы, деление ее на доброе и злое начала - очень древние представления, возникшие еще у охотников каменного века. Против упырей применяли различные заговоры, носили амулеты – oбереги. В народном искусстве сохранилось много древних символов добра и плодородия, изображая которые на одежде, посуде, жилище древний человек как бы отгонял духов зла. К числу таких символов относятся изображения солнца, огня, воды, растений, цветов.
  Те два идола, которые я описала, куплены были мною двадцать лет назад, в разгар моей борьбы с Министерством культуры и с Госдумой, в деревне Хлуднево Калужской области, на том месте, где когда-то стояли поселения Бобровки и Михановка. Это последние изделия старых мастериц, произведенные ими в том виде, в каком их лепили из глины женщины в древности. Еще двадцать лет назад почти не стилизованные образы Мокоши можно было найти под Ельцом и в Архангельске.  Это женщины с огромными обнаженными грудями. И хотя в то время я не знала столь глубоко мировую историю глиняной игрушки, у меня хватило ума прекратить  выставки и продажи древних языческих божков и оставить их навсегда у себя. Теперь мне есть с чем сравнить сувенирное творчество новых «народных» мастеров в Калуге. Они не оставили от  хлудневской Мокоши  ничего.  И тоже – члены Союза художников РФ. Эти современные  «члены», видно, стесняются изображать обнаженную грудь языческой богини, выкладывая свои жалкие зализанные «изделия» на выставках рядом с журналами, переполненными обнаженной натурой.

  5

 Одно радует:  искусствоведы еще с начала 19 века оставили нам удивительные истории о языческой культуре. К чести советских историографов надо сказать, что они  старательно собрали этот замечательный материал и  доработали его, подарив потомкам удивительный мир сказочного языческого прошлого древней Руси. Я приведу здесь лишь некоторые выдержки из книг.
Культ Рода и Рожаниц, божеств плодородия, связан с земледелием и отражает более позднюю ступень развития славянских племен. Кроме того, эти божества связывались с понятиями брака, любви и деторождения. Род считался одним из самых важных божеств, принимавших участие в создании Вселенной: ведь согласно верованиям древних славян именно он посылает с небес на Землю души рождающимся детям.
 Рожаниц было две: Мать и Дочь. Мать связывалась славянами с периодами летнего плодородия, когда созревает и тяжелеет урожай. Имя ей было Лада. С ним в русском языке связано множество слов и понятий, и все они имеют отношение к установлению порядка: ладить, наладить, сладить, ладно; ладушка, лада - ласковое обращение к супругу. Раньше свадебный сговор назывался «ладины». Лада считалась также матерью двенадцати месяцев, на которые делится год.
  Леля - дочь Лады, младшая Роженица. Леля - богиня трепетных весенних ростков, первых цветов, юной женственности, нежности. Отсюда бережное отношение к кому-либо передается словом «лелеять». Славяне считали, что именно Леля заботится о весенних всходах - будущем урожае.
  Позднее, уже после крещения Руси, Рожаниц приравнивали к христианской богородице. Перун, или, как его еще называли, Перун-Сварожич, представлялся славянам вооруженным воином, мчащимся на золотой колеснице, запряженной крылатыми жеребцами, белыми и черными. Поэтому на Руси не ели конину, что считали  коней священными животными. Как и оленей. А позднее, при принятии христианства, отказались есть голубей, олицетворении  божественного духа – души.
  Топору - оружию Перуна - издревле приписывалась чудесная сила. Так, топор с символическим изображением Солнца и Грома, всаженный в дверной косяк, был непреодолимым препятствием для злых духов, стремящихся проникнуть в человеческое жилище. Другой символ Перуна – «громовый знак», похожий на колесо с шестью спицами. Его изображение часто воспроизводилось на щитах славянских дружинников. Перуну было посвящено животное - дикий тур, громадный лесной бык.
 После крещения славяне многие свойства Перуна «передали» Илье-пророку, одному из самых почитаемых христианских святых.
 Кроме Перуна было еще несколько «главных» богов и ряд второстепенных, как бы полубогов. Главными были: Даждьбог - Сварожич, Сварог (Стрибог), Мокошь - Земля, Огонь - Cварожич, Ярила, Змей - Волос(Велес) он же Цмог и бог Симаргл.
  Даждьбог был у языческих славян богом Солнца. Имя его не от слова «дождь», как иногда ошибочно думают, оно означает – «дающий Бог», «податель всех благ». Славяне верили, что Даждьбог ездит по небу в чудесной колеснице, запряженной четверкой белых огнегривых коней с золотыми крыльями. А солнечный свет происходит от огненного щита, который Даждьбог возит с собой. Дважды в сутки - утром и вечером - он пересекает Океан-море на ладье, которую тянут гуси, утки и лебеди. Поэтому славяне приписывали особую силу оберегам-талисманам в виде уточки с головой коня. Всех этих богов Владимир Святославович водрузил рядом с Макошью в Киеве.
  Утренняя и Вечерняя зори считались сестрой и братом, причем Утренняя Заря была Солнцу женой. Каждый год, во время великого праздника летнего солнцестояния Ивана Купалы (православный Иванов день) торжественно праздновали их брак.
 Славяне считали солнце всевидящим оком, которое строго присматривает за нравственностью людей, за соблюдением законов.
 Сварог был у славян богом Неба, отцом всего сущего. Легенда рассказывает, что Сварог подарил людям самый первый плуг и кузнечные клещи, научил выплавлять медь и железо. Кроме того, Сварог установил самые первые законы для людской общины.
 Мокошь - Земля - олицетворяет собой женское начало природы и является супругой Сварога. Выражение Мать - Земля, современный вариант имени древней славянской богини, до сих пор с почтением и любовью произносится русским человеком.
  Огонь - Сварожич , был сыном Сварога и Мокоши.В древние времена огонь был поистине центром того мира, в котором проходила вся жизнь человека. Нечистая сила не смела приблизиться к Огню, зато Огонь был способен очистить что-либо оскверненное.
 Огонь был свидетелем клятв, и вот откуда пошел русский обычай прыгать парами через костер: считалось, если парень и девушка сумеют перелететь над пламенем не расцепив рук, то их любви суждена долгая жизнь. Кстати. истинное имя Бога-Огня было настолько священно, что его не произносили вслух, заменяя иносказаниями. Видимо, поэтому до нас оно так и не дошло, во всяком случае ученые не имеют единого мнения по этому поводу.
 Имя забылось, но не забылись приметы, связанные с Огнем. Русская сваха, приходившая сватать невесту, в любое время года протягивала руки к печи: тем самым призывая Огонь в союзники. Новобрачную молодой муж торжественно трижды обводил вокруг очага, прося у Бога-Огня счастливой жизни и много здоровых детей.
  Ярила был у древних славян богом плодородия, размножения и физической любви. Именно эта сторона любви, которую поэты называют «страстью кипучей», и находилась в ведении славянского бога Ярилы. Его представляли себе юным, красивым мужчиной, пылким влюбленным женихом.

6



  Змей – Волос (Велес) в славянской языческой мифологии - это божественный противник Перуна. В нем воплощались силы первобытного Хаоса, буйной, неупорядоченной, необжитой природы, зачастую враждебной древнему человеку, но по сути своей вовсе не злобной. А с ними и животные инстинкты самого человека, та часть нашей личности, которая не знает слова «надо», только «хочу». Но ничего дурного в этом нет, надо только держать свои страсти в повиновении.
  Согласно преданиям Бог-Змей сочетает в своем облике мохнатость и чешую, летает с помощью перепончатых крыльев, умеет выдыхать огонь, хотя самого огня (особенно молнии) очень боится. Змей - Велес большой любитель молока, отсюда его второе имя - Цмог (Смог), что на старославянском значит Сосун.
  Языческие славяне поклонялись обоим божественным противникам - и Перуну и Змею. Только святилища Перуна были по высоким местам, а святилища Велеса - в низинах. Некоторые предания позволяют думать, что укрощенный, загнанный в подземелье Змей - Волос стал отвечать за земное плодородие и богатство.
  Симаргл считался божеством, близким к русалкам, подательницам влаги на поля, это - Бог почвы, корней растений, разновидность божеств  плодородия.
 «Второстепенными» божествами были те, которые жили бок о бок с человеком, помогали ему, а иногда и мешали, в разных хозяйственных делах и житейских заботах. В отличие от главных божеств, которых никто никогда не видел, эти довольно часто показывались человеку на глаза. У славян имеется огромное количество преданий, легенд, сказок и даже рассказов очевидцев, начиная с глубокой старины и до наших времен.
  Вот некоторые из этих божеств: Домовой, Овинник, Банник, Дворовый, Полевик и Полудица, Водяной, Леший.
 Домовой - это душа дома, покровитель строения и живущих в нем людей. Строительство дома было для древних славян исполнено глубочайшего смысла, ведь человек при этом уподоблялся Богам, создавшим Вселенную. Огромное значение придавалось выбору времени начала работ, выбору места и строительных материалов. Вот как, например, выбирались деревья. Не годились скрипучие, ибо в них плачет душа замученного человека, не годились засохшие на корню - в них нет жизненных сил, а значит, люди в доме станут болеть.
 Срубая деревья, языческий славянин винился перед древесными душами, изгоняемыми из стволов, а сам подолгу постился и исполнял очистительные обряды. Но древний славянин все-таки не был до конца уверен, что срубленные деревья не начнут ему мстить, и чтобы обезопасить себя приносил так называемые «строительные жертвы». Череп коня или быка закапывался под красным - восточным - углом дома, в котором помещались резные изваяния богов, а позже - иконы. А из души убитого животного  и возникал Домовой. Он  устраивался жить в подполье, под печью и  представлялся в виде маленького старичка, похожего лицом на главу семьи. По нраву  - вечный хлопотун, ворчливый, но заботливый и добрый. Люди старались поддерживать с Домовым хорошие отношения, заботиться о нем как о почетном госте, и тогда он помогал содержать дом в порядке и предупреждал о грозящем несчастье. Переезжая из дома в дом, Домового всегда с помощью заговора приглашали переехать вместе с семьей.
 Живущий рядом с человеком Домовой - самый добрый из малых божеств. А уже непосредственно за порогом избы мир становится все более чужим и враждебным. Дворовый - хозяин двора - считался уже чуть менее доброжелательным, чем Домовой. Овинник - хозяин овина - еще менее, а Банник, дух бани, стоящей вовсе на отшибе, на краю двора, а то и за его пределами - попросту опасным. По этой причине верующие люди считают баню - символ, казалось бы, чистоты – «нечистой». В древности слово «нечистый» означало вовсе не что-то греховное, дурное, а просто менее священное, более доступное действию злых сил.
  О Баннике  рассказывали немало жутких историй. Он представлялся в виде крохотного, но очень сильного старичка, голого, с длинной, покрытой плесенью бородой. Его злой воле приписывали обмороки и несчастные случаи, иногда происходящие в бане. Любимое развлечение Банника - шпарить моющихся кипятком, раскалывать камни в печке-каменке и «стрелять» ими в людей. Может он и затащить в горячую печку и содрать клок кожи с живого. Впрочем, с ним можно поладить. Знающие люди всегда оставляли Баннику хороший пар, свежий веничек и лоханку чистой воды. И никогда друг друга не подгоняли - Банник этого не выносит, сердится. А уж если попал под руку Баннику, надо выбежать из бани и позвать на подмогу  Овинника или Домового.

  7


 Когда славяне начали расчищать леса и распахивать земли под поля и пастбища, новые угодья, конечно, немедленно обзавелись своими собственными «малыми» божествами - Полевиками.  Вообще с хлебным полем связано много верований и примет. Так, до двадцатого века дожило разделение сельскохозяйственных культур на «мужские» и «женские». Например, хлеб-жито сеяли только мужчины, почти донага раздевшиеся и несшие посевное зерно в особых мешках, скроенных из старых штанов. Тем самым они как - бы заключали «священный брак» со вспаханным полем, и ни одна женщина при этом присутствовать не смела. А вот репа считалась «женской» культурой. И женщины сеяли ее тоже почти обнаженными, стараясь передать Земле часть своей детородной силы.
 Иногда люди встречали в поле старичка, невзрачного с виду и донельзя сопливого. Старичок просил прохожего утереть ему нос. И если не брезговал человек, в руке у него неожиданно оказывался кошель серебра, а старичок - Полевик исчезал. Таким образом наши предки выражали простую мысль, что Земля щедро одаривает лишь тех, кто не боится выпачкать рук.
 Рабочий день в деревнях начинался рано, а вот полуденную жару лучше было переждать. Было у древних славян особое мифическое существо, которое строго присматривало, чтобы в полдень никто не работал. Это Полудица. Ее представляли себе девушкой в длинной белой рубахе или наоборот - косматой страшной старухой. Полудицы побаивались: за несоблюдение обычая она могла наказать, и жестоко -  солнечным ударом.
 За оградой жилища древнего славянина начинался лес. Этот лес определял весь уклад жизни. В языческие времена в славянском доме из дерева делали буквально все, от самого жилища до ложек и пуговиц. А, кроме того, лес давал дичь, ягоды и грибы в огромном разнообразии. Но кроме благ, даруемых человеку, дикий он всегда таил немало загадок и смертельных опасностей. Идя в лес, всякий раз надо было ожидать  встречи с его хозяином - Лешим . На старославянском языке он означает «лесной дух».
 Внешность его переменчива. Он может предстать великаном, выше самых высоких деревьев, а может спрятаться за маленьким кустиком. Леший похож на человека, только одежда у него запахнута наоборот, на правую сторону. Волосы у Лешего длинные серо-зеленые, на лице нет ни ресниц, ни бровей, а глаза как два изумруда - горят зеленым огнем. Он может обойти вокруг неосторожного человека, и тот долго будет метаться внутри волшебного круга, не в силах переступить замкнутую черту. Но Леший, как и вся живая, природа умеет воздавать добром за добро. А нужно ему только одно: чтобы человек, входя в лес, уважал лесные законы, не причинял лесу вреда. И очень обрадуется Леший, если оставить ему где-нибудь на пеньке лакомства, какие в лесу не растут: пирожок, пряник, и сказать вслух спасибо за грибы и ягоды.
  Есть такое выражение в русском языке «венчаться возле ракитового куста». Оно означает гражданский, то есть не оформленный официально брак между мужчиной и женщиной. Так русский язык сохранил воспоминание о древнейших языческих браках, заключавшихся у воды, возле священных деревьев - ракит. Вода, как одна из Священных стихий, считалась свидетелем нерушимой клятвы.
 Водным божеством был Водяной - мифический обитатель рек, озер и ручьев. Водяного представляли в виде голого обрюзглого старика, пучеглазого, с рыбьим хвостом. Особой силой наделялись родниковые Водяные, ведь родники, по преданиям, возникли от удара молнии Перуна - самого сильного божества. Такие ключи назывались «гремячими» и это сохранилось в названии многих источников. Вода - как и другие природные сути - была для славянских язычников исконно доброй, дружественной стихией. Но, как и все стихии требовала обращения с нею на «вы». Могла ведь и утопить, погубить ни за что. Могла потребовать жертв. Могла смыть деревню, поставленную «без спросу « у Водяного - мы бы сказали теперь, без знания местной гидрологии. Вот почему Водяной часто выступает в легендах как существо, враждебное человеку. Видимо, славяне, как опытные жители леса, заблудиться боялись все-таки меньше, чем утонуть, поэтому и Водяной в сказаниях выглядит опаснее Лешего.

8


Но и православные иконы несут в себе мистическое значение, какого нет у западных скульптурных, живописных и витражных изображений. В отличие от большей части Западной Европы, на территории России на протяжении всей ее истории жило много иноверцев, тех же монголов, которые пришли сюда со своим язычеством и, принимая христианство,  сочетали с ним свои древние верования. И все это переплелось.
  Россия приняла христианство позже, чем остальная Европа. Когда, например, в истории Англии насчитывалось уже семь веков христианства, в истории России - только два. И за это время на Западе развивался культ денег и связанная с ним идеология, вносившая изменения и в церковную обрядовость. Концепция чистилища, породившая на Западе такие распространенные явления, как продажа индульгенций и заупокойные мессы, никогда не была разработана в православном мире.
  А на Западе за эти семь веков научились  подчинить власти денег не только  земную, но и загробную жизнь! Их было нужно все больше, потому что появились  серьезные хранилища для денег – банки, которым покровительствовал Ватикан, невзирая на запретное Христом и карающееся по Священному писанию смертью ростовщичество.
Но не убоялся Запад смертного греха и стал поклоняться  деньгам, как Богу. И для Бога выстроили божьи дома – соборы, церкви, монастыри. Чем больше грешил  западный мир перед Господом,  развязывая войны и междоусобицы ради  денег, тем  все более  красивые и  высокие храмы он возводил во имя Господа. А в это же время в России  по-прежнему было запрещено ростовщичество и не развивалось банковское дело. И храмы  божьи тут были  скромные и благолепные.
И в это же время где-то в Сибири и в джунглях Африки обитали почти дикие народы, не знавшие ни Христа, ни  храмов.
А ведь один это был народ  - Земляне. От одного корня, все – родня по крови. Почему и зачем он разделился? А разделившись, стал охранять свои границы и истреблять друг друга безжалостно? Было это задолго до появления на земле сына Божьего и его учения – дом, разделившийся в самом себе, не устоит. Но и когда  появилось это учение, люди не послушали голоса Господа и  продолжают  истреблять друг друга.
И тогда пришел к людям карл Маркс и сказал в Манифесте коммунистической партии:  «пролетариат должен… конституироваться как нация…» На богатых уже не было надежды, вернуться к праведной жизни, где каждый человек другому друг и брат, где все равны и не стяжают, могли только  обездоленные – как в писании -  бедному воздастся. И воздалось, но в отдельно взятой стране. Правда, очень и очень большой, самой большой в мире. Но пришли лукавые фарисеи и извратили все,  и начали опять бойню внутри этой большой страны, а потом, узрев их ослабшими, пошел на них войной и сам Сатана. С ним долго играли в подкидного дурака Англия и Америка, но пришла и их пора защищаться. И тогда они объединились с теми, кого ненавидели за социализм –  за призывы к всеобщему братству. Те, кто презирал ростовщичество извечно, спас жадных ростовщиков, спас их народы. Но сам пал в этой борьбе, когда Джордж Сорос скупал Мокошь по всем российским деревням, стремясь отнять у русского народа память о его принадлежности к великой семье Землян. И отнял!
И вот когда слово «русский» стало ругательным во всем мире, этот мир вдруг стал откапывать  на своих территориях  древних языческих богинь – родных сестер языческим  богиням Азии, Африки и России. Вставшая из земли Мокошь сегодня серьезная политическая фигура на мировой арене межнациональных и межгосударственных распрей.
Не она ли заставит задуматься народам любой самой богатой страны, которая хотела бы победить всех и остаться  править Землей в одиночестве, что  придет ее горький час и она разделится в самой себе и падет?  И тогда уж не останется человечества совсем.
Вот в этом месте я хотела бы вернуться к Закону о народных промыслах России. И хочу открыть  важное: этот Закон изо всех сил продвигала  народный мастер России по тульской игрушке Ирина Евгеньевна Кузнецова. Я лишь была ее представителем в этой тяжкой истории, закончившейся поражением мастера и ее безвременной кончиной. Ее желание  сделать жизнь мастеров более защищенной и обеспеченной, а народным промыслам дать авторские права, как любому произведению искусства в цивилизованном мире, сделали ее изгоем в чиновничьем мире, который плодил и плодит лишь желающих наживы любым способом. А ведь вопрос о народных промыслах - это, без преувеличения, вопрос о национальной безопасности государства. Но почему принятый закон так напоминает принятый основной закон советского государства - Конституции СССР? Закон, в котором признавалось право выхода любой республики из состава страны и который, в конце концов, позволил развалить великую державу? А потому эти два закона похожи, что несут в себе изначально разрушение  национальной безопасности. Ведь что такое подменить  истинное искусство древних народных промыслов на безликие сувениры? Это значит, предать забвению исторические корни народа,  заменить их "общим" мировым "лицом". Но это и есть - глобализация. Та самая, которую продвигала идеология коммунизма в СССР, погубившая его, та самая, которую сделала своей идеологией Европа и теперь гибнет от нашествия чужих народов, которые пытаются отнять у нее самое ценное - землю.





9
Я хочу привести здесь закон, за который боролась вместе с народными мастерами и газетой «Сельская жизнь» в 1998 году. Открыв его недавно в Сети, я убедилась, что в нем ничего не изменилось, хотя он и пережил несколько редакций. Последняя – в конце 2012 года. Главное, что в нем остался этот пункт о возможности  изменений в изделиях традиционных народных промыслов России. Это и есть та чертвоточина, которая уже убила  традиционную глиняную игрушку России.

«6 ЯНВАРЯ 1999 ГОДА № 7-ФЗ

  РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

  ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛАХ

(в ред.Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 05.12.2005 N 157-ФЗ, от 18.12.2006 N 231-ФЗ, от 26.06.2007 N 118-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 25.12.2012 N 256-ФЗ)
Принят
Государственной Думой
9 декабря 1998 года
Одобрен
Советом Федерации 24 декабря 1998 года

 
    Народные художественные промыслы представляют собой неотъемлемое достояние и одну из форм народного творчества народов Российской Федерации.
    Сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов является важной государственной задачей.
 

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

 
    Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области народных художественных промыслов на территории Российской Федерации. Участниками указанных отношений являются граждане и юридические лица любых организационно - правовых форм и форм собственности.
 

Статья 2. Правовое регулирование отношений в области народных художественных промыслов

 
    Правовое регулирование отношений в области народных художественных промыслов основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации, Закона Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре", других законов Российской Федерации и осуществляется настоящим Федеральным законом, принимаемыми в соответствии с ним другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
    Отношения в области народных художественных промыслов, касающиеся правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности, регулируются гражданским законодательством.
    (в ред.Федерального закона от 18.12.2006 N 231-ФЗ)
    Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны мест традиционного бытования народных художественных промыслов (достопримечательных мест) как объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации
    (в ред.Федерального закон от 25.12.2012 N 256-ФЗ)
 

Статья 3. Основные понятия

 
    Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
    народный художественный промысел - одна из форм народного творчества, деятельность по созданию художественных изделий утилитарного и (или) декоративного назначения, осуществляемая на основе коллективного освоения и преемственного развития традиций народного искусства в определенной местности в процессе творческого ручного и (или) механизированного труда мастеров народных художественных промыслов;
    место традиционного бытования народного художественного промысла - территория, в пределах которой исторически сложился и развивается в соответствии с самобытными традициями народный художественный промысел, существует его социально - бытовая инфраструктура и могут находиться необходимые сырьевые ресурсы;
    изделие народного художественного промысла - художественное изделие утилитарного и (или) декоративного назначения, изготовленное в соответствии с традициями данного промысла;
    уникальное изделие народного художественного промысла - единственное в своем роде, имеющее высокую художественную ценность изделие народного художественного промысла;
    типовой образец изделия народного художественного промысла - образец, который выполнен в виде готового изделия, рисунка (схемы, типовой композиции), макета (модели) и предназначен для воспроизведения в установленном порядке, в том числе с применением творческого варьирования;
    мастер народного художественного промысла - физическое лицо, которое изготавливает изделия определенного народного художественного промысла в соответствии с его традициями;
    творческое варьирование - одна из форм проявления народного творчества, основной метод воспроизведения типового образца изделия народного художественного промысла, который предусматривает внесение изменений и дополнений в композиционное, цветовое, орнаментальное, пластическое и иное художественное решение изделия, не приводящих к снижению художественного уровня и качества изготовления изделия народного художественного промысла в сравнении с его типовым образцом.
    художественно-стилевые особенности народного художественного промысла - совокупность средств художественной выразительности, приемов мастерства и традиционной технологии изготовления изделий народного художественного промысла, исторически сложившихся под влиянием культурных, социальных и природных факторов места его традиционного бытования.
    (в ред.Федерального закон от 25.12.2012 N 256-ФЗ)
 

Статья 4. Основы государственной политики в области народных художественных промыслов

 

(в ред.Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

 
    1. Федеральные органы государственной власти обеспечивают экономические, социальные и иные условия для сохранения, возрождения и развития организаций народных художественных промыслов, перечень которых утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
    (в ред.Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)
    2. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации оказывают поддержку народным художественным промыслам (за исключением организаций народных художественных промыслов, перечень которых утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти) в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.
    (в ред.Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)
 

Статья 5. Организации народных художественных промыслов

 
    1. Основной задачей деятельности организаций народных художественных промыслов является сохранение, возрождение и развитие традиций народных художественных промыслов.
    2. К организациям народных художественных промыслов относятся организации (юридические лица) любых организационно - правовых форм и форм собственности, в объеме отгруженных (подлежащих реализации путем поставки или иной продажи либо обмена) товаров собственного производства (работ, услуг, выполненных, оказанных своими силами) которых изделия народных художественных промыслов, по данным федерального государственного статистического наблюдения за предыдущий год, составляют не менее 50 процентов.
    (в ред. Федерального закона от 05.12.2005 N 157-ФЗ)
    3. Деятельность организаций народных художественных промыслов не подлежит перепрофилированию в случае смены собственника.
    (в ред.Федерального закон от 25.12.2012 N 256-ФЗ)
 

Статья 6. Мастер народного художественного промысла

 
    Мастер народного художественного промысла вправе осуществлять свою деятельность на условиях трудового договора (контракта) или гражданско - правового договора с юридическим лицом либо в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица.
 

Статья 7. Отнесение изделий к изделиям народных художественных промыслов

 
    1. Отнесение изделий к изделиям народных художественных промыслов осуществляется на основе решений художественно - экспертных советов по народным художественным промыслам, принимаемых по результатам рассмотрения представленных типовых образцов и уникальных изделий народных художественных промыслов. Эти решения принимаются в соответствии с перечнем видов производств и групп изделий народных художественных промыслов, который утверждается в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
    (в ред.Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)
    2. Субъекты Российской Федерации с учетом положений настоящего Федерального закона устанавливают порядок отнесения изделий, изготовляемых на их территориях, к изделиям народных художественных промыслов.
    3. К изделиям народных художественных промыслов не могут быть отнесены изделия, в технологии изготовления которых невозможно применение творческого варьирования типовых образцов данных изделий, в том числе:
    строчевышитые изделия, изготовленные на вышивальных машинах - автоматах или полуавтоматах - без сочетания с ручной вышивкой или с вышивкой, выполненной на вышивальных машинах, которые позволяют творчески выполнять и варьировать вышивку;
    изделия из тканей, декорированные посредством фотопечати без сочетания с ручными способами декорирования изделий;
    изделия из тканей, ковры и ковровые изделия, изготовленные на машинах без сочетания с ручным исполнением;
    изделия из металла и ювелирные изделия, изготовленные посредством штамповки и литья, за исключением литья по восковым моделям, без последующей чеканки, гравировки, росписи, травления или без применения других способов ручной декоративной обработки металла;
    керамические изделия, изготовленные посредством литья без последующей росписи, лепки или без применения иных способов ручного декорирования изделий;
    изделия, изготовленные на вязальных машинах - автоматах без сочетания с декоративной ручной вязкой, вышивкой или с иными способами ручного декорирования изделий;
    другие изделия, изготовленные механическим способом с использованием мотивов народного искусства.
    3.1. К изделиям народных художественных промыслов не могут быть отнесены изделия, при изготовлении которых заимствованы художественно-стилевые особенности определенного народного художественного промысла, но которые изготовлены не в месте его традиционного бытования.
    (в ред.Федерального закон от 25.12.2012 N 256-ФЗ)
    4. Решения, принимаемые по вопросам отнесения изделий к изделиям народных художественных промыслов, могут быть обжалованы в суд.
 

Статья 8. Художественно - экспертные советы по народным художественным промыслам

 
    1. Для осуществления деятельности по отнесению изготовляемых изделий к изделиям народных художественных промыслов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации создаются художественно - экспертные советы по народным художественным промыслам.
    2. Художественно - экспертные советы по народным художественным промыслам осуществляют свою деятельность на основе типового положения о художественно - экспертном совете по народным художественным промыслам, которое утверждается в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
    (в ред.Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)
 

Статья 9. Места традиционного бытования народных художественных промыслов

 
    1. Места традиционного бытования народных художественных промыслов устанавливаются субъектами Российской Федерации.
    Пункт 2 - Утратил силу.
    (в ред. Федерального закона от 26.06.2007 N 118-ФЗ)
 

Статья 10. Вступление в силу настоящего Федерального закона

 
    1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
    2. Предложить Президенту Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
    3. Поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом, а также разработать нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию настоящего Федерального закона.
 

Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН

 
    Москва, Кремль
    6 января 1999 года
    N 7-ФЗ»


10

И вот теперь, спустя 15 лет, надо начинать все сначала. Закон необходимо  всенепременно менять. Что нужно прежде всего изменить? Конечно, убрать этот третий пункт об обязательном варьировании  народных художественных изделий. Макошь  варьировать в прилизанную городскую барышню конца 19 века нельзя!
Необходимо  в законе выделить условия работы и отдельное государственное финансирование  только тех мастеров, которые работают по самым старым образцам, хранящимся в ведущих музеях страны, а также по  образцам, добытым археологами. И это не обязательно должны быть какие-то люди с мест, потомков у старых мастеров практически не осталось, учеников – тем более. Значит, их заменить могут только профессиональные художники. Это на их плечи должно лечь возрождение  традиционных  русских промыслов  культового назначения. И об этом должен думать в первую очередь Союз художников РФ, а не о том, чтобы раздавать направо и налево звания бездарным и неграмотным самозванцам.
Пора прекратить финансировать так называемые народные фестивали а ля рюсс, на которых  народу втюхивают грубые подделки под старину. Это накладно и стыдно. Китч и сувенирная продукция, наподобие матрешки, сами  себе  заработают. И никакого запрета на деятельность сувенирщиков и китчистов быть не должно. Но их немедленно нужно отделить от народных промыслов и не подпускать близко.  Истинные народные промыслы должны быть неприкосновенны и заботливо оберегаемы и Правительством, и Госдумой, и  музеями.
В связи с этим недопустимо создавать экспертные советы по народным промыслам в регионах. Изделия и мастеров, взявшихся за это многотрудное дело, могут оценить только специалисты в столичных музеях и в Союзе художников РФ, если там еще остались совестливые люди.
Сразу хочу заметить: воссоздать культовые изделия, которые  делали старые мастера и образцы которых находятся только в крупных музеях, а также образцы из археологических раскопов смогут лишь единицы способных людей. Но тут есть один тонкий и неожиданный нюанс. Очень хорошо  Макошь получается у воспитанников  вспомогательных детских домов и интернатов. Там успех возрождения древней языческой богини обеспечен.  И не удивляйтесь: убогому и нищему дано…
Однако есть причины опасаться, что дело не тронется с места, и большие государственные деньги так и будут уходить на изготовление изделий- уродцев, позорящих мастеровых России. Прежде всего – это отношение  Православной церкви к языческим изделиям. В свое время я уже слышала сугубо отрицательное мнение  священников по этому поводу. Это во-первых. А во-вторых, не помешает ли опасение  восхождения на политическую трибуну  богини справедливости и равенства людей?
Но, преодолев все нелепые и вредные предрассудки и  возродив истинно русское национальное народное искусство, может быть, мы, наконец, сделаем и собственный – лучший в мире – компьютер?



                ХХХ




Как были свежи конские каштаны
Татьяна Щербакова
КАК БЫЛИ СВЕЖИ КОНСКИЕ КАШТАНЫ


На санках мать меня везла
По первому снежку,
Что выпал на Покров,
А рядом около лица
Дымилось конское добро-
Каштаны, ценное сырье
Для хлеба человечьего.
Пар на морозе – ручейком,
Мне весело играть,
И все хотелося тайком
Каштанчик подобрать.
Но не велела мать.
Покров, Покров,
Метелей сват осенних.
Тепло,
Кружится снег верхом,
Девчата загалдели,
Как воробьи на ели.
Покров – он свадьбам сват
Осенним.
Он праздник любит
После мук и долгого терпенья.
И вот толпа вперед бежит,
Распахнуты шубенки,
Толпа раскрашена кричит,
 Толпа танцует и визжит,
Пьянехоньки девчонки.
Орет мужик: «Мы ярку ищем,
Вы не видали тут?
Отыщем,
Сбежать помог ей плут -
Пастух,
Вон, видишь ли, бездельник
Невест крадет у нас и девок.
Поет им песни: «Баю-бай,
Ну а потом уж – загребай,
Тащи ее под ельник!»
Из-за угла торчит пастух,
Он деревяшкой тычет
В народ, в меня и в мать мою
И ничего не слышит,
А я тихонько говорю:
«Толкушка это, видишь?»
Мамаша тащит за хибос
Меня с салазок – не поймешь,
Зачем глаза прикрыла,
Заткнула уши мне и нос…
И ничего не разберешь,
За что ему – и в рыло?
«Язычник, плут,
Раскрасил морду,
На паперти не отмолиться Богу,
Спрячь ты в штаны
Свою толкушку,
А то получишь по макушке!»
Народ ее остепеняет
И пьяненько увещевает:
Мол, ярку надо же искать.
"Забыла свадьбу, твою мать,
Свою и множество других,
За яркой не пойдет жених.
Нам это дело поручили,
Мы молодую подучили
Свирепому обряду,
Ну, милая, так надо!"
Из-за угла, вишь, пастуха,
Мамаша тянет, как быка,
Срывает покрывало
И видит – что за чудеса,
Пред ней невеста встала!
Ну натворила нам чудес
Языческая свадьба,
А тут и свадебке конец,
А, может, и начало!
Сходила девка под венец…
И пастуха не стало!


ХХХ

Проза.ру
авторы / произведения / рецензии / поиск / о сервере / ваша страница / кабинет автора
Мокошь
Татьяна Щербакова
             МОКОШЬ

Язычникам.


Небо над бараком
Обернулось мраком
А на горизонте-
Солнечный закат
Баба у барака
Снегом из бурана
Появилась, прямо,
Как из сказки белой.
Молча я стояла,
Замерев от  счастья,
А в руке дрожала
Горстка акварелей,
Синих птичек трели
На кусте сирени.
Жители барака-
Молодцы ребята-
Мне слепили Мокошь-
Бога из полей,
Бога всех печалей
И несчастий русских,
Бога всех убогих
Мечтателей лесных.
Маленькая девочка
Горстку акварелей
Приложила к косам,
К платью и к груди,
И поплыли в белом
Буйные покосы,
И поплыли в синем
Море корабли.
Долго рисовала
Я на боге снежном
Все, о чем мечтала,
Все, к чему бежала,
Все, к чему приплыли
В море корабли.
И настало время
С Мокошью встречаться
Но не у барака,
А в сияньи звезд
Модного прилавка-
Вот куда привез
Бог лесов и грез.
А с прилавка кукла
Синими глазами
Смотрит и смеется,
В руки отдается,
В даль со мной несется,
К красным парусам.
Только вижу – Мокошь
Проступает в Барби:
Из песков Египта
Прилетел привет.
Через расстоянья,
Через ожиданья,
Через много-много,
Много тысяч лет
Бог присел в витрину
В этом магазине
И надел личину
Длинноногой Барби,
Западной дивчины,
Чтобы все любили.
Он принарядился
 И принял обет -
От девчушек милых,
Их мамаш унылых,
От отцов игривых,
От юнцов наивных
Пламенной любви!


Рецензии
Приветствую тебя, Татьяна! Это исследование за один присест не осилить! Оставляю кое-что на будущее. Прочел процентов шестьдесят-семьдесят текста и испытал огромное удовольствие от полученных новых знаний. Особенно меня поразила история Праскевы, Пятницы. По соседству с нашим домом жила Прасковья Сидоровна. Только сейчас я узнал, в честь кого она названа и какое чудесное имя ей дано! Твой труд надо изучать отдельно, копировать и цитировать. Спасибо тебе за столь насыщенный и капитальный текст. Будто бы ерунда - игрушка, а вот нет! Это историческая память о истоках. Всего тебе наилучшего! Василий.

Василий Храмцов   16.12.2020 11:12     Заявить о нарушении
Спасибо, что зашел. Дочь не только лепила игрушку, но вела большую исследовательскую работу, а потом выступила с предложением в Госдуму по усовершенствованию закона о народных промыслах. Что-то депутаты использовали, но в основном оставили промыслы погибать. Вот почему народные мастера так ценны, в Японии их берегут, создают им условия и называют сокровищами. У нас - уничтожают планомерно. Многое тому причиной. Даже православие. Кукольный промысел до 2000-х в России сохранялся на протяжении тысячелетий как культовый - языческий. Ну вот отсюда и политические решения. Сейчас лишь кое-где центры сохранились, но как сувенирные всего лишь, то есть, изделия искажены невероятно, от глиняных промыслов в России ничего не осталось.

Татьяна Щербакова   16.12.2020 12:57   Заявить о нарушении
Теперь у вас есть частичное представление о моей семье. Быть матерью таких детей нелегко. А уж терять их... Смерть Ирины многими была воспринята, по откликам, как национальная утрата.

Татьяна Щербакова   16.12.2020 12:59   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.