Лето. Море. 80-е. Части 1, 2

   Кому-то - море, кому-то - солнце, кому-то - путешествия, отдых, романтические знакомства, ветер и свобода. Кому-то - душный вокзал, бесконечная очередь, раздраженные лица, нагромождение вещей и беспросветное ожидание.
   Девушка тоскливо стояла в самом конце очереди. Было 11 часов утра, она еще ничего не ела. Надо бы хоть что-то купить, но потом, наверное не пустят в эту очередь.
От кассы отошел мужчина, безнадежно махнул рукой: ну, все! На сегодня билетов нет!
К нему бросились встревоженные, измученные ожиданием люди: Как - нет? Куда - нет? А на когда есть? Вы что, так ничего и не купили? Девушка решила стоять до последнего: хоть на какое-то число, хоть до Краснодара, а там уже как-нибудь на автобусе. Вдруг рядом с ней раздался уверенный мужской голос: - Куда едем, девушка?
Она повернулась - перед ней стоял высокий статный мужчина средних лет. В голове пронеслось раздраженное: "Ага! "Едем"! С печки на лавку!". Незнакомец по-деловому переспросил: - Так куда вам?
Девушка неприветливо ответила: - А вам-то что?
Мужчина не обратил внимания на ее сердитый тон:
 - Через 10 минут отходит поезд на Москву, я - проводник. Так куда тебе?
 - В Ростов.
 - Пойдем.
Он быстро направился к выходу, она едва успевала за ним.
 - Подождите, а за сколько?
 - Там договоримся.
Девушка приостановилась: - Нет, давайте здесь договоримся.
 - Цена билета. Устраивает?
 - О, да, конечно!
Она снова побежала за ним, не веря своему счастью. В переполненном вагоне он указал на боковое место: - Посиди пока здесь, а потом...
Она быстро подняла глаза:
 - Что потом?
 - Ничего!
Он пошел вглубь вагона. Поезд уже набирал скорость. Девушка быстро разместила вещи, заняла свое место и отвернулась к окну, стараясь не привлекать к себе внимания. И только теперь вспомнила, что так ничего и не купила поесть. А рядом в купе уже доставали продукты, аппетитно запахло огурцами и жареной курицей. Ее и молодого человека, сидящего напротив, радушно пригласили к общему столу. Но она отказалась и снова повернулась к окну. Она прощалась с морем. Глядя на море, почему-то всегда вспоминала такие слова как вечность, холод, безмолвие. Хотя было жарко, шумно, многолюдно...
Пассажиры оживленно делились впечатлениями об отдыхе. В купе ехала семья: муж, жена и дочь, девочка лет 10, четвертое место занимала миловидная девушка лет 25. Они уже познакомились, называли друг друга по именам. Девочка научилась плавать, впервые увидела дельфина, ей купили новый купальник, а в Москве их будут встречать бабушка и дедушка. Надежда, ее мама, похудела, хорошо загорела, купила очень оригинальные сувениры. Они наконец-то спокойно смогли обойти достопримечательности Сочи, побывали в исключительно живописных местах - на горных озерах и водопадах, в пещерах и парках. Остались фотографии и незабываемые впечатления. Их соседка, Рита, познакомилась с очень симпатичным молодым человеком, который завтра должен улететь в Мурманск, они обменялись адресами, и через год, а может даже и раньше, должны встретиться. Разговор зашел о курортных романах: может ли курортный роман перерасти в какие-то серьезные отношения. С этим вопросом и обратились к молодому человеку. Он неопределенно пожал плечами:
 - Не знаю, у меня не было.
 - А почему? Валера, разве вы не знакомились на отдыхе?
 - Знакомства, разумеется, были. Но без продолжений. Знаете, как говорят, вначале некогда, потом - незачем. - Но увидев опечаленное лицо девушки, добавил: - Рита, не огорчайтесь, может быть именно у вас будет счастливое исключение из всех правил. Человеческие отношения и судьбы неповторимы, также как неповторимы характеры и обстоятельства. - Он повернулся к своей соседке: - А вы, девушка, что скажете по этому поводу? Кстати, мы еще не знаем, как вас зовут.
 - Инна. Я ничего не могу сказать по этому поводу, у меня не было знакомств.
 - Вы, вероятно, недолго пробыли на море?
Инна с интересом посмотрела на молодого человека: очень неглупый парень и симпатичный, жаль, мы с ним разного поля ягоды. Интересно, как его угораздило попасть в этот поезд? Наверное, с билетами на самолет еще хуже. Но ответила, обращаясь ко всем:
 - Я пробыла здесь почти два месяца, но я работала воспитателем в пионерлагере, там  не до знакомств. С утра до вечера детей считали, строили и придумывали им развлечения: спортивные соревнования, конкурсы, экскурсии, спектакли, костры и танцы.
Надежда и Рита принялись обсуждать эту "невозможную, авторитарную" советскую систему воспитания. Бедные дети, никакого отдыха! Девочка их поддержала:
 - Мам, им даже не разрешают нырять, я слышала на пляже. Но они все равно тайком ныряли.
Инна не выдержала и возразила:
 - Вы знаете, а мне кажется, что запреты эти вполне разумные... Дети уехали здоровые, невредимые, отдохнувшие, приученные к правильному режиму. Вот ваша дочь обратила внимание, что им запрещают, а они все равно ныряют. А если им разрешить, они будут нырять до посинения, а потом вздумают соревноваться, кто дольше просидит под водой, и неизвестно еще, чем эти соревнования закончатся. Да скорее всего половину потока проведут в изоляторе, вот и весь отдых.
Надежда удивленно сказала:
 - Да, у нас именно так неудачно и получилось: у Жанночки вдруг разболелось ухо, мы так намучились.
Инна вздохнула: - Вот видите, двое взрослых, один ребенок, и не уберегли - заболел. А у нас в отряде 25 человек.
 - И что всего один воспитатель?
 - Нет, вдвоем, но в выходные, 3 выходных в месяц, работаем по одному.
 - Все равно, конечно, тяжело.
Мимо прошел проводник, Инна быстро взяла кошелек и пошла за ним. Выбрав удобный момент, когда ее никто не мог видеть, она протянула ему деньги. Но он не взял. Скороговоркой произнес: - Я за тобой потом подойду.
И сразу ушел. Инна растерянно остановилась у открытого окна. И что же теперь делать? Вдруг он потребует билет, или, скажет, освободите место? Интересно, где мы едем? Хоть бы до Краснодара как-нибудь дотянуть.
Подошел Валерий: - Инна, вы чем-то огорчены? Проводник вам кто?
 - Никто. Я без билета.
 - И он не взял деньги?
 - Угу, сказал, что подойдет.
 - Значит, пойдемте в ресторан. Тем более, что вы, по-моему, хотите есть.
Она удивленно посмотрела на него и кивнула.


                Часть 2.
  В вагоне-ресторане было чисто, прохладно, уют создавали плотные темно-синие шторы на окнах. Сделав заказ, Валерий попросил официантку:
 - Конечно, в поезде торопиться некуда, но вы, пожалуйста, принесите нам побыстрее, мы очень хотим есть. - И обратился к Инне: - Насколько я понимаю, Инна, я у вас вызываю доверие, может, перейдем на ты. Тем более, что я на сто лет старше тебя.
Инна пожала плечами:
 - Как угодно.
 - А кстати, почему же ко мне такое расположение?
Инна улыбнулась:
 - А у меня глаз алмаз, я знаю, кого бояться.
 - Типичная самоуверенность юности. Когда нам кажется, что мы все знаем, во всем разбираемся, людей видим насквозь, и ошибиться, конечно, не можем.
 - Ты, наверное, филолог?
 - Почему ты так решила?
 - Очень длинно разговариваешь.
Он рассмеялся:
 - Нет, я инженер-химик, работаю на заводе. Но ты недалека от истины: у меня мама искусствовед, работает в журнале и любит красивую правильную речь. Кстати, если уж есть такая возможность пообщаться с педагогом в такой неформальной обстановке, то может быть ты мне дашь какой-нибудь совет по поводу воспитания?
 - Да какой я педагог, я же еще ни одного дня не работала самостоятельно. В этом году только закончила училище и с первого сентября иду "первый раз в первый класс".
 - Но судя по тому, как уверенно ты рассуждала о работе с детьми, из тебя может получиться неплохой учитель.
 - Посмотрим. Спасибо на добром слове. А тебе, что, тоже надо кого-то воспитывать?
 - Я уже воспитываю сына, ему пятый год.
 - Ну не знаю, что тебе посоветовать... Есть несколько принципов, которые я считаю наиболее важными при воспитании детей всех возрастов. Главным мне кажется - единство требований.
Валерий удивленно посмотрел на нее:
 - Это интересно, я думал, ты сейчас начнешь что-нибудь общеизвестное насчет личного примера.
 - Личный пример - это безусловно. А единство требований - это значит, что все взрослые должны предъявлять одни и те же согласованные требования. Ну и обсуждать их, конечно, не в присутствии ребенка.
 - Правильный подмечено. А то один запрещает, другой - разрешает, а потом они начинают выяснять, кто плохой отец, а кто плохая бабушка...
 - Ну да. Но самое интересное, что нас, ну меня, во всяком случае, воспитывали именно в соответствии с этим принципом. Хотя мои родители, тем более бабушка, понятия не имели ни о педагогике, ни о принципах воспитания... Помню однажды я не хотела есть суп с луком. Отец ругался, пугал меня ремнем, я плакала и отказывалась. Обиднее всего было то, что мама и бабушка, которые меня так любили и жалели всегда, не заступились за меня и даже отвернулись, а потом вообще ушли из кухни... Зато больше никто никогда не заставлял меня есть. Видимо, они без меня это все обсудили.
 - Ты знаешь, вероятно, меня воспитывали также. Однажды мою маму вызвали в школу (не помню, что я там сделал, но что-то незначительное). Она вернулась домой очень раздраженная, возмущенная, отругала меня, наказала самым немилосердным образом - домашним арестом. Приходит домой отец, и, видимо, они забыли, что я сижу дома наказанный. Мама рассказывает ему всю историю с точностью до наоборот: про их умного способного мальчика и глупую учительницу, которая совершенно не понимает возрастных особенностей ребенка, да еще и отнимает время у родителей... Помню, я чуть не упал от удивления.
 - Вот видишь, все эти принципы, значит, были в народе, а не придуманы великими педагогами.
 - Да, я тоже уверен, что это не умозрительные построения, а выработанные на основе жизненного опыта...  Инна, извини, я тебя совсем заговорил, давай поедим. (Им давно принесли заказ).
Инна быстро поела, вертела в руках стакан с персиковым соком, ей не терпелось продолжить разговор:
 - Валера, а ты здесь был в командировке? Или почему ты без семьи?
Он медлил с ответом. Инна удивленно смотрела на него:
 - Ну если не хочешь, если это какая-то тайна...
 - Да.. нет, не тайна. Я ездил на море...устраивать личную жизнь... Но...
 - Как устраивать? Ты же сказал, что женат?
 - Я такого не говорил. Я сказал, что воспитываю сына. А жена... В общем, когда Илье было чуть больше двух лет, она уехала за границу. Вначале ненадолго, по делу, но потом...
Инна полувопросительно закончила:
 - Встретила там свою судьбу.
 - Да... И, насколько я понимаю, ее "судьбе" ее ребенок не нужен... Но у нас все нормально, родители помогают, ребенок ходит в садик, и никакой трагедии здесь нет... Вернее, не было. Но этой весной она приехала ненадолго и забрала Илью на два дня. Но он такой рев устроил, что она привезла его вечером в тот же день.
 - Так, наверное, он ее забыл, отвык.
 - Конечно, она для него уже чужой человек, а он захотел домой. Это понимают все, кроме нее. Она приехала с претензиями, что ребенка настроили против матери, которая его любит, места себе не находит, посылки посылает, а их не получают...
 - Ты не получал посылки?
 - Не хочу. Понимаешь, когда человек ради своего благополучия или ради безумной любви, не знаю, бросает такого маленького ребенка, а потом демонстрирует... пытается осчастливить...
 - В общем, не надо подачек с барского плеча.
Он удивленно посмотрел на нее и согласился:
 - Да, именно... А потом мы с родителями решили, что мне надо срочно устроить личную жизнь, ребенку нужна полноценная семья. Иначе, если пошатнется ее заграничное благополучие...
Валерий замолчал, Инна отодвинула штору:
 - Интересно, где мы едем? Уже совсем темно.
Валерий обратился к официантке:
 - Девушка, мы уже проехали Краснодар?
 - Давно уже, часа через два Ростов будет.
Они вернулись в свой вагон. Горел ночной свет, в вагоне было тихо. Их соседи уже спали. Инна заговорила шепотом:
 - Валера, я расплатилась с проводником, можешь ложиться спать, мне теперь недолго осталось. Спасибо, ты меня очень выручил.
 - Я лягу спать после Ростова, пойдем в тамбур, здесь скучно.
В тамбуре было накурено, но прохладно. Валерий вернулся к прерванному разговору:
 - Наверное, только в поезде можно совершенно незнакомому человеку взять и рассказать о себе так много. Хотя... не любому человеку.
 - А правда, почему ты мне рассказал?
Валерий рассмеялся:
 - А у меня тоже глаз - алмаз, я знаю, кому рассказывать.
 - Так личную жизнь ты так и не устроил?
 - Не так это просто... как выяснилось.
"Видимо, он ее любит...если все слова повылетали". И она начала рассказывать о себе:
 - У меня тоже было одно знакомство. И знакомство совершенно незабываемое. Поехала я в свой выходной в Сочи с намерением погулять по городу, посетить, полюбоваться, узнать... Но только вышла из автобуса, ко мне подошел какой-то парень знакомиться. Я отказываюсь, он настаивает, я иду, он за мной. И в автобус за мной, и в кафе.  Часа два так "погуляли". Я ему уже предложила вечером встретиться, пообещала, что точно, обязательно приду, а он не верит. Тогда я отдала ему свои очки от солнца: "Ну теперь-то вы же верите - за очками-то я приду!" И пока он вникал в ситуацию, я ушла. В дендрарий, конечно, сходила, но настроение было испорчено... Очки очень жалко.
 - И часто к тебе так пристают?
 - Дома - нет. Все нормально, хожу - никто не замечает. А здесь все как с цепи сорвались... Кстати, вот, по-моему, и Ростов.
Уже на перроне они тепло распрощались, желая друг другу успехов, счастья и всего, всего, всего!
Инна грустно улыбнулась:
 - Валера, со счастьем можно подождать. Ты мне лучше пожелай благополучно домой добраться.
 - Желаю, желаю, желаю!


Рецензии
Ниночка, а что дальше?

Наталья Гончарова 5   01.11.2020 19:38     Заявить о нарушении
Наталья, там есть еще вторая часть, в разделе "Художественные произведения". Вероятно, надо их объединить.
Спасибо Вам за интерес.

Нина Мелодина   01.11.2020 20:41   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.