Рыцарь печального образа. Часть 1

Эдгар По – аристократ, романтик, рыцарь, сказочник, поэт, певец любви и ребенок, создавший свой фантастически мир, в котором только и мог существовать.


И во вторую очередь он пьяница, наркоман, больной человек, умерший загадочной смертью, ответ на которую до сих пор пытаются найти. Смерть поэта стала такой же таинственной, как были таинственны его жизнь и творчество.


Вокруг имени Эдгара По витает особая атмосфера неразгаданного, таинственного, мистического, непознанного и ужасного. Многие любят детективы,  готические романы, фантастику и страшные сказки, но мало кто знает, что их родоначальником был Эдгар По.


Его любили Шарль Бодлер и Теофиль Готье, Бальмонт и Брюсов. Его жизни и поэмам посвящаются фильмы, книги, стихи и музыка.


Существует не менее 20 переводов на русский язык самой известной его поэмы «Ворон». Это, больше, чем переводов известного шекспировского «Быть или не быть».


Но если спросить простого американца про Эдгара По, то прежде всего он будет рассказывать о том, какой беспорядочный образ жизни он вел, как его алкогольное дыхание могло вспыхнуть, если к нему поднести свечку, о его бесконечных переездах и, наконец, о наркомании, душевных болезнях и бесславной смерти.


Беда Эдгара По случилась в тот момент, когда он оказался вынужденным  жить в Америке с ее буржуазной моралью и поклонением тем, кто смог себя сделать сам или, другими словами, смог стать автором, делающим деньги.

Эдгар По не умел делать ни того, ни другого. Но он умел писать гениальные стихи и талантливую прозу, которую до него никто не писал: детективы, мистику, ужасные и и фантастические истории.


Он создал жанры, в которых потом появились Конан Дойль и Герберт Уэллс и многие другие, уже ушедшие и сегодня здравствующие, вплоть до весьма популярных  в новой России.


Мы тоже становимся все больше и больше буржуа с теми же вкусами и предпочтениями, с теми же суждениями о гениальных и не похожих на нас сумасшедших: Ницше, Достоевском, Мунке, Ван Гоге, Вирджинии Вульф и других, оплативших своей жизнью то, что сейчас стало телом культуры и доставляет наслаждение,что уже не поддается никаким суждениям и осуждениям.


Эдгар По был совсем другой планетой, гением, чьи работы настолько превышали вкусы и понимание толпы, что редакторы журналов, как они сами признавались, вынуждены были ему платить в несколько раз меньше, чем он того заслуживал.


И только когда появились его детективы и мистические рассказы, он стал популярным, известным и востребованным. Но редакторы по-прежнему не спешили платить за его литературное творчество. Всю жизнь он страдал от безденежья и бедности, вынужденный переезжать с места на место в поисках заработка.


Эдгар был потомком известного рода: по линии отца он принадлежал к древнему ирландскому роду, по линии матери – к английскому, корнями уходя в европейскую культуру. Позднее Эдгар, переплыв океан вместе с приемной семьей в возрасте пяти лет, жил в Англии, впитывая все прелести этой таинственной и мистической страны.


Это произошло в том возрасте, когда формировался мир мальчика и многие картины, предстоящие глазам подростка в Сток-Ньюингтоне, предместье Лондона, настолько сильно запечатлелись в его памяти, что  он описывал их потом в  рассказах так, словно и не уезжал оттуда никуда.


«Грезить – было единственным делом моей жизни»,писал он  в рассказе «Свидание». Здесь он научился английскому, французскому, латыни, математике и полюбил уединение. Недалеко от этого предместья жили поэты Шелли, Байрон и Китс. И в то время у него было еще много карманных денег.


Родная мать Эдгара,актриса Элизабет Арнольд, оставшаяся сиротой с рождения. Она очень красивой и обаятельной, в которую без ума влюбился старший сын генерала По, отпрыск старинного ирландского рода. Сын наотрез отказался делать карьеру юриста и адвоката, женившись на бедной и безродной Элизабет Арнольд.


Вскоре после рождения мальчика родители умерли от чахотки. У них осталось трое детей, в том числе Эдгар - двух лет. Этого малыша после смерти матери нашли в абсолютном оцепенении, потому что старуха, присматривавшая за ним, чтобы успокоить, давала ему хлеб, намоченный джином. Так началась жизнь поэта – в нищете, сиротстве, несчастьях и вине, которые так до конца и не отпустили его.


Однако, малыша приютила относительно зажиточная семья шотландского купца Аллана, жена которого пожалела и очень полюбила мальчика, уговорив мужа взять его в дом. Своих детей у них не было. Но муж так и не согласился оформить официальное усыновление, а позднее между опекуном и Эдгаром  пролегла пропасть:


Аллан хотел, чтобы юноша сделал карьеру в бизнесе или, на худой конец, в юриспруденции, а юный Эдгар, мечтательный, с детства писавший стихи, стремился совсем к иным занятиям. Вскоре благодетельница, приютившая его, умерла и начались несчастья. Аллан женился вторично, а его новая жена сделала все, чтобы выгнать юношу из дома и оставить без наследства.


Соседке Эдгара, Саре Эльмире Ройстер, которую он полюбил и с которой тайно обвенчался, запретили видиться с Эдгаром, не предвещавшим семье никаких доходов. Аллан  отправил его учиться на юриста в Вирджинский университет, а ее выдали замуж за богатого и успешного.


Денег ему Аллан дал втрое меньше, чем требовалось даже для платы за обучение, не говоря уже об остальном. В студенчестве Эдгар пристрастился к картам, чтобы как-то сводить концы с концами. Но карточные долги росли, а приемный отец наотрез отказался их выкупать. Рыцарь оказался изгнанным из дома и остался один.


Чтобы вытащить приемыша из долгов,  Аллан потребовал строго себе подчинения, но Эдгар наотрез отказался. Он поступает в Военную академию, где платили стипендию, но дисциплина и жесткий распорядок напрягали его. 


Он сбегает из Академии и  через какое-то время попадает в армию. Легенды говорят, что в это время Эдгар сражался за греков, потом за поляков против русских, даже жил какое-то время в Петербурге, был во Франции, Италии и вновь в Англии. Но достоверно это никому неизвестно. Этот период жизни поэта покрыт мраком и загадками.


Но достоверно известно, что в это же время появляются первые сборники его стихов, мистические поэмы «Тамерлан» и «Аль-Аарааф», написанные еще в 15 лет.


Потом был конкурс в литературном журнале «Субботний гость», в который он направил свои рассказы и поэмы. Членов жюри сначала привлек великолепный каллигрофический почерк участника, но когда они стали читать присланную поэму и рассказ, то сомнений уже не оставалось: конкурс был  с блеском выигран.


Это был рассказ "Манускрипт, найденный в бутылке". Эдгара пригласили к сотрудничеству. Наконец определился жизненный путь поэта. Он становится знаменитостью. Но автор был в ужасном состоянии, о чем говорит письмо Эдгара в ответ на приглашение со стороны журнала:


«Ваше приглашение к обеду ранило меня остро. Я не могу прийти по причине самого унизительного свойства – мой внешний вид».


Но Кеннеди, участник жюри конкурса, все-таки разыскал его, пришел и увидел одинокого, на краю отчаяния и умирающего с голода поэта. Эдгару было всего  24 года.
(Продолжение следует)

Автор публикуется в блоге (с иллюстрациями и видео)
http://sotvori-sebia-sam.ru/rycar-pechalnogo-obraza/


Рецензии