Иконопись это абстрактное искусство?

   Рискну утверждать, что иконопись – это абстрактное искусство. Но, не путайте его с абстракционизмом! Потому что задача абстрагирования решается иконописцами полярно противоположно усилиям абстракционистов.
   Абстракционизм возник, как стремление живописцев полностью порвать отношения с привычными, косными формами предметов. Это был, своего рода, бунт – стремление взорвать бессмысленный жвачный мир потребителей жизни. Это был порыв пробиться к сути, к главным смыслам бытия. Вспомните Маяковского: «Я сразу смазал карту будня, плеснувши краску из стакана!» В этом стремлении было не меньше разрушительных стремлений, чем созидательных. И это неизбежно сказалось, когда юный созидательный порыв угас, а на смену ему пришло тщеславие, разогреваемое модой и коммерческим интересом.
   Разрушать легче, чем созидать! Для этого не требуется особого таланта, а достаточно некоторой суммы знаний о живописном мастерстве, позволяющей найти свой «самобытный» способ разрушения всяческих форм. На мой взгляд, конструктивной основой абстракционизма является интуитивное, или научно усвоенное знание о биологическом и психическом механизме зрительного восприятия. Дело в том, что человеческая психика устанавливает приоритеты восприятия определённых красок и форм, выстраивает зрительное восприятие в определённую последовательность. Это чётко зафиксировано экспериментальными исследованиями.
   Человек формирует зрительно воспринимаемые образы, в том числе, и художественные, как закономерную динамическую последовательность красок и форм. Это свойство его психики и даёт основание для чувственного восприятия абстрактных картин, в которых формы предметов почти или полностью отсутствуют. Но и не только абстрактных. Этот закон восприятия широко эксплуатирует весь «поп-арт». Кстати, всё, что сказано о последовательном формировании зрительных образов справедливо и по отношению к образам слуховым. На этом основано восприятие музыки. Законы психического восприятия едины.
   Но, в целом, главным источником и побудительным мотивом современного искусства является стремление к самовыражению, поиск оригинального, я бы даже сказал «запредельного» взгляда на этот мир. Однако в стремлении этом невозможно не столкнуться с ограниченностью человеческих возможностей и способностей. Сам по себе, биологический человек, конечен, душа его, опирающаяся только на «самость» исчерпаема до пустоты, до бессилия, до горького злого остатка.

   Стремление к абстрактному, трансцендентному, взгляду на мир, характерно и для иконописи, однако оно имеет противоположный вектор направленности. Иконописец в своём творчестве не только желает отрешиться от привычных представлений и форм, построить «мир наоборот». Он просто обязан отделить своё творчество от всего личного, от всех своих индивидуальных оценок и переживаний. Только тогда он сможет приобщиться к неисчерпаемому и вечному Источнику вдохновения.
   Для написания одухотворённой иконы, иконописец стремится полностью абстрагироваться от своего «Я» от попыток эгоистического самовыражения. Он должен беззаветно предоставить своё мастерство и взгляд художника в распоряжение Самого Святого Духа. – Надо ли говорить, сколь трудна эта задача! От художника требуется настоящий подвиг веры, подвиг самопожертвования и аскетизма. Но нет задачи более возвышенной и нет искусства прекраснее того, которое являет людям Божественные Образы! Ибо вся иконопись – это явление людям Образа Божьего – в Лике Спасителя, Богородицы и всех Его святых. Нет счастья выше, чем такое служение!

22 апреля 2013г.


Рецензии