Диабет сластолюбия и настоящая любовь
Наблюдается высокий уровень сахара в крови, повреждаются стенки кровеносных сосудов вплоть до инсультов и инфарктов, поражаются глаза и почки, функции которых сильно нарушаются.
Причина болезни: недостаточная выработка поджелудочной железой гормона инсулина.
Диабет нередко сопровождается ожирением.
Уильям Шекспир так изображает сладострастие.
Издержки духа и стыда растрата –
Вот сладострастье в действии. Оно
Безжалостно, коварно, бесновато,
Жестоко, грубо, ярости полно.
Любовь часто путают с ее «дженериками», более дешевыми своеобразными подделками. У греков было шесть слов, обозначающих шесть видов любви: агапэ – жертвенная любовь; филео – дружеская любовь; прагма – рассудочная любовь; эрос – чувственная любовь; людус – игровая любовь; мания – маниакальная любовь, доходящая до нездоровой одержимости.
Часто слышим мы, что люди «занимаются любовью», и понимаем, что это какой-то низменный подчас животный уровень отношений, обусловленный выбросом в кровь нейротрофинов. Как только концентрация их в крови уменьшается – «любовь» заканчивается. Нередко такого рода любвеобильные личности одержимы навязчивым желанием сделать объект «любви» своей собственностью , подчинить его своим как погода меняющимся прихотям. В основе такой превратной любви, как правило, бывает эгоизм и гордыня.
Попрание седьмой заповеди «не прелюбодействуй» — наиболее популярный грех. В одной песне он обозначается как «сладкий грех». Апостол Павел называет его «временным греховным наслаждением» (Евр. 11:25), или по-старославянски – временной сладостью греха.
Жажда как при греховном диабете неутолимая. Но через короткое время сладость превращается в горечь. Механизм этой болезни показал еще Соломон, который знал толк в амурных делах. «Мед источают уста чужой жены, и мягче елея речь ее; но последствия от нее горьки» (Пр. 5:3-4).
Деформированная любовь называется прелюбодеянием. Когда она становится безумной, очевидно, что это – болезнь.
Шекспир гениально рисует патогенез такой патологической любви.
Любовь – недуг. Моя душа больна
Томительной, неутолимой жаждой.
Того же яда требует она,
Который отравил ее однажды.
Мой разум – врач любовь мою лечил.
Она отвергла травы и коренья,
И бедный лекарь выбился из сил
И нас покинул, потеряв терпенье.
Отныне мой недуг неизлечим.
Душа ни в чем покоя не находит.
Покинутые разумом моим,
И чувства, и слова по воле бродят.
И долго мне, лишенному ума,
Казался раем ад, и светом – тьма.
Искаженное восприятие действительности рабами любви описал еще Мигель Сервантес, заметив, что "любовь носит такие очки, сквозь которые медь кажется золотом, бедность - богатством, а капли огня - жемчужинами". Этот полиморфизм псевдолюбви подметил и Андрэ Моруа: "Любовь - это недуг, симптомы которого каждый раз проявляются по-разному".
Бывает, человек любит сладкое, а у него диабет. Доктора запрещают ему употреблять его любимые конфеты и пирожные.
Апостол Павел верно заметил: «В последние дни люди будут более сластолюбивы, нежели боголюбивы» (2 Тим. 3:4). И еще: «Сластолюбивая заживо умерла» (1 Тим. 5:6).
Биохимия любви и страсти сегодня становится предметом интереса ученых. Эффект влечения во многом объясняется химическими процессами организма. Эйфория, иначе говоря, эмоциональный подъем, который испытывают влюбленные, возникает под воздействием природного амфетамина под названием фенилэтиламин. Под влиянием фенилэтиламина сердце бьется быстрее, а руки холодеют. Фенилэтиламин — химическое вещество, вырабатываемое мозгом, по строению и психологическому действию сходное с амфетаминами или наркотиками. Это своеобразный стимулятор. Именно фенилэтиламин вызывает возбуждение организма и оживленность.
Зигмунд Фрейд охарактеризовал влюбленность как кратковременный, самопроизвольно проходящий психоз. Впрочем, фенилэтиламин — то же вещество, которое придает спортсменам во время прыжков с большой высоты удивительное ощущение полета и вызывает психологический подъем в любых других ситуациях.
Фенилэтиламин содержится и в шоколаде. Связь между шоколадом и фенилэтиламином открыл психиатр Майкл Либовиц, директор клиники функциональных расстройств, вызванных состоянием тревоги, при Нью-йоркском институте психиатрии, автор книги "Химия любви". Он исследовал "наркоманов от любви", которые настолько жаждали увлечений, что жизнь их была циклом депрессий после крушения очередного романа и подъемов на волне нового чувства. Многие находили утешение в шоколаде. Психиатры предположили, что у томящихся от «любви» людей в организме не хватает фенилэтиламина. Либовиц уверен, что во второй фазе высвобождаются природные опиаты, эндорфины, которые охлаждают рассудок и чувства и придают нам ощущение спокойного счастья.
Исследуя химию любви, ученые заинтересовались тем, какую роль во влечении играют феромоны. Впрочем, загадка любви кроется не только в фенилэтиламинах и феромонах. Человеческие эмоции и поведение влияют на химические процессы мозга, и наоборот.
Настоящая любовь – это прежде всего продукция духа, нематериальная сущность, преодолевающая эгоизм и проявляющая себя в жертвенном служении любимому человеку.
Суть духовного диабета в том, нарушается система духовных ценностей, не усваивается Слово Божье, которое, по выражению Псалмопевца, слаще меда, подменяемое мирскими суррогатами. «Горе тем, которые зло называют добром, горькое почитают сладким, а сладкое горьким» (Ис. 5:20), — провозглашал пророк Исаия. Болезнь прогрессирует: «Похоть, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть!» — сказано у Иакова. У духовно больного человека появляется сильная жажда к потреблению развлекательной и безнравственной информации, повреждается духовное зрение. В перспективе — кома или потеря духовного сознания Божественного присутствия (Пс. 15:8). «Павел советует: «Как днем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству» (Рим. 13:13). Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божьей; чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда, и чтобы им не осквернились многие. Чтобы не было между вами какого блудника или нечестивца, который бы, как Исав, за одну снедь отказался от своего первородства» (Евр. 12:16-16).
Таким образом, происходит трансформация духовных ценностей: сладость может стать горечью. Какой же полезный сахарозаменитель нужно принять, чтобы сладострастие не погубило душу? Слово Божье! «И взял я книгу из руки Ангела и съел ее, и она была сладка, как мед; но когда же съел ее, то горько стало во чреве моем» (Откр. 10:10).
Любя, как правило, за что-то
Объект очередной любви,
Мы вновь находимся в заботах,
Стараясь чувства проявить.
Но ведь любовь не только чувства,
А сверхъестественная связь
На высшем уровне, и грустно,
Когда ее толкают в грязь –
В болото бесконтрольной страсти,
В самолюбивый эгоизм…
И улетает птица счастья
От заблуждающихся – ввысь.
Любовь отождествляя с блудом,
Обкрадываем мы себя.
Любовь же истинная – чудо!
Какая радость – жить любя!
(Из авторской книги «Размышления христианского врача», «Библия для всех», СПб, 2011).
Свидетельство о публикации №213042201131