По кругу

Пенсионерка Настасья Петровна Худобеднова неожиданно стала богатым человеком. Акции, которые вручили ей  в незапамятные годы на родном предприятии за долголетний и прилежный труд, стали резко расти в цене.
Чёрт возьми, оказывается, госпожа Худобеднова была азартной женщиной!
Она стала трепетно следить за курсом своих ценных бумаг, с горящими глазами обсуждала этот вопрос с такими же «держателями акций», как она. Всех интересовал один вопрос: когда и кому «толкнуть» эти бесполезные бумажки, за которые даже дивиденды платились плёвые. И при этом, понятно, всем хотелось получить наибольшую выгоду. Захватывающее это было движение, почти подпольное! Народ шептался, с таинственным видом передавал новости, под большим секретом сообщалось, где «быстро и без обмана». Самые слабонервные побежали сдавать акции.

Но Настасья Петровна была кремень. Она пересидела почти всех и дождалась своего звёздного часа!
«Главное, всё отследить, чтобы не надули!..» - лихорадочно настраивала себя пенсионерка, отправляясь на судьбоносную сделку.
Но когда фантастическая сумма: семьдесят восемь тысяч семьсот восемьдесят пять рублей перекочевала в  сумочку Настасьи Петровны, безудержная эйфория стала раздувать её, как воздушный шарик, и счастливица легко и радостно воспарила над всем окружающим миром.
Такой суммы госпожа Худобеднова отродясь не держала в руках.
Хмельно улыбаясь, она поверхностно слушала невнятные пояснения скупщика акций, и великодушно отсчитала ему небольшую сумму на оформление документов.

Избранница Фортуны уже переполнялась планами: купить ли сыну машину, отремонтировать, наконец, жильё или обновить обстановку квартиры?
Разумно рассудив, что большую часть жизни она проводит на кухне, Настасья Петровна решила оборудовать этот насущный уголок.
Новый сияющий холодильник, итальянская газовая плита с грилем – мечта хозяек, удобный и красивый кухонный гарнитур, симпатичная микроволновка (на всякий случай), «самые экологически чистые» многократно красящиеся обои, голландский линолеум и… казавшаяся огромной сумма растаяла, как мечта детства.
Повздыхав, Настасья Петровна купила на оставшиеся крохи простенький, но миленький китайский светильник. Она уже была довольна тем, что её любимая кухня преобразилась до неузнаваемости.
Живи и радуйся!

Но вот прошёл год,  и, в аккурат, после Новогодних праздников на имя  гражданки Худобедновой  эН  Пэ пришло письмо из налоговой инспекции.   Некий Иванов ИИ любезно напоминал, что вышеуказанная гражданка в 2007 году от продажи акций такого-то предприятия получила прибыль в размере семьдесят восемь тысяч семьсот восемьдесят пять рублей, а декларацию, дескать, не оформила. И по этой причине гражданке Худобедновой Эн Пе надлежит уплатить подоходный налог в сумме 13% от полученной прибыли, что составляет десять  тысяч двести сорок два рубля.

С трудом оправившись от шока, Настасья Петровна побежала в налоговую.
- Помилуйте, мы о такой напасти сроду не слыхали, - бросилась она к отстранённому, как лик святого, инспектору Иванову. - Никто из сотрудников налог не платил, а они продали акции ещё раньше меня!
- До 2007 года не взимали, - с достоинством высокопоставленного лица пояснил инспектор, - и в настоящее время этот налог отменили, а как раз, когда вы, госпожа Худобеднова, продали, действовал закон…
- Дак ведь отменили.., - подобострастно улыбаясь, вставила Настасья Петровна.

- Декларацию о налогах составлять надо обязательно. Вы пишите. Чем быстрее, тем лучше. Пеня-то растёт…
- Дак… как её писать, эту … декларацию? – упавшим голосом спросила незадачливая обладательница прибыли.
- Вот, заполняйте. – Перед нею появилось листов десять машинописного, совершенно непонятного текста, хотя составленного, вроде бы на русском языке.
У бедной пенсионерки зарябило в глазах, и поползло вверх давление.
- Это всё мне? А что так много? – испуганно уточнила она.
- Так надо. Форма.

Однако, мир не без добрых людей. Настасью Петровну направили к очень хорошему специалисту, который за почти смешное вознаграждение заполнил все десять листов «Филькиной грамоты» и от чистого сердца посоветовал:
- Вы, мамаша,   поторопитесь с оформлением, а то штрафы у этой организации драконовские.
- Спасибо, спасибо, - как японский болванчик закивала Настасья Петровна и помчалась обратно в налоговую.
Там инспектор Иванов принял бумаги с удовлетворённым видом.

- И что теперь? – с тревогой спросила женщина.
- Всё.
- Всё?!
- Всё. Вы свободны.
Вне себя от радости, что легко отделалась, и, лелея надежду, что налог, возможно, платить не придётся (ведь отменили же!) изволновавшаяся Настасья Петровна вернулась домой и ещё две недели жила спокойно.
Через две недели пришло письмо из налоговой инспекции с квитанцией на налог в сумме десять  тысяч двести сорок два рубля, который следует заплатить в недельный срок, а также на пеню в размере 277 рублей.

- Но у меня уже нет тех денег! Почему было не взять сразу?! – с бессильным негодованием вскричала бывшая акционерка. – И что это за закон, что за свои кровные надо отдавать такие суммы?! – взывала она к кому-то, вытряхивая в склянку сердечные капли.
«Надо платить, - решил семейный консилиум. – Иначе всё равно через суд взыщут».
Настасья Петровна отнесла деньги как на покойника и постаралась о них забыть. Но ровно через полгода «письмо счастья» пришло снова.
Инспектор Сидоров уведомлял:
«Гр. Худобеднова! В 2007 году вы продали акции такого-то предприятия и не заполнили своевременно декларацию. Вам следует заплатить пеню в размере 620 рублей». Квитанция прилагалась.

Но Настасья Петровна не желала сдаваться без боя.
- Позвольте! – решительно возразила она. – Я уплатила пеню вместе с налогом. Вот квитанция.
- Не волнуйтесь! – сказал инспектор Сидоров, и взгляд у него был, как у замороженного окуня. - То была предварительная сумма пени, высчитанная на тот день. Мы же не знали, какого числа вы заплатите налог. Теперь вам выслали квитанцию на остаток пени.
- Так что же я теперь до конца дней своих буду платить за эти акции?! – в сердцах воскликнула  женщина.
- Ну что вы! – усмехнулся  её наивности инспектор Сидоров. – Пени на пеню не бывает. Заплатите – и всё!

«Ладно, - обречённо подумала несчастная. – Благо, сумма небольшая».
Уплатив остаток пени, Настасья Петровна  думала, что она теперь «знает жизнь».
Но через два месяца снова пришло на её имя  письмо.
Теперь писал налоговый инспектор Поликарпов.
Из этого послания следовало, что гр. Худобеднова пренебрегла своей обязанностью и не подала в срок декларацию о доходах и поэтому на неё налагается штраф в размере – о ужас! – 2976 рублей.

У Настасьи Петровны подкосились ноги.
- Они не успокоятся, пока все семьдесят тысяч с тебя не вытянут, - мрачно сказал муж.
- А я не буду платить! – с вызовом заявила Настасья Петровна.
- А они опишут твою обожаемую кухню, - злорадно засмеялся сын. Наверное, он затаил обиду, что мать не купила ему машину.
- Дудки! – сказала закалённая советским застоем труженица и пошла войной на налоговые бастионы.

С нескрываемой антипатией она посмотрела в глаза инспектора Поликарпова и неожиданно для себя самой отчаянно закричала на него, сбиваясь на жаргон из криминальных сериалов:
- Вы что, вычислили, что я плачу по счетам, и решили развести по полной? Сколько можно сдирать за одно и то же?
Но в налоговой службе сидят тёртые калачи. Там другим делать нечего. Их специально обучают, как утихомиривать таких Настасий Петровен.
Сумму штрафа скостили, но платить… увы! пришлось. «Незнание закона не освобождает от ответственности».

Вот сидит Настасья Петровна в своей красивой кухне, пьёт чай без сахара и с тихой умиротворённостью думает, что все треволнения позади.
- Шут с ними, с деньгами! Зато теперь отцепятся, - успокаивает себя помудревшая женщина. Умильно поглядывая на жёлтое окошко «микроволновки», в которой разогревается последний тщедушный окорочок на ужин мужу, она любовно пестует народившуюся в её голове мысль: «Уют стоит того!..»

Резкая трель телефона заставляет её вздрогнуть.
- Здравствуйте, это из налоговой инспекции, Петров Сергей Львович. В 2007 году вы реализовали принадлежащие вам акции предприятия такого-то, а декларацию не предоставили…
Настасья Петровна роняет трубку и  медленно оседает по экологически чистой стенке прямо на голландский линолеум…
               


Рецензии