В. Дорожкина о Г. Татариковоой

Высокая температура души

Не раз приходилось слышать от работников торговли сетования на то, что о них не пишут художественных произведений, не сочиняют песен и стихов. «Критики в наш адрес – сколько угодно, - с горечью говорила директор одного из тамбовских магазинов. А чтобы роман написать, или хотя бы рассказ хороший… Неужели нет среди продавцов положительных героев?..»
Есть, конечно, и немало, особенно среди тех, кто пришёл работать в сферу торговли по призванию. И книги о них написаны, не говоря уж о многочисленных очерках, опубликованных в газетах и журналах. Например, у Галины Ивановны Татариковой, литературная деятельность которой начиналась в Тамбове, есть повесть «Мои родные. Записки ветерана торговли», изданная отдельной книгой ещё в 1974 году. В ней рассказывается о жизни коллектива универмага. В героях книги нетрудно угадать тамбовских работников прилавка, с которыми довелось работать автору…
Галина Ивановна Татарикова  родилась 23 февраля 1923 года в Москве, в семье писателя Ивана Михайловича Новокшонова, соратника М. Горького. После окончания средней школы работала художником-оформителем, рабочей на заводе. Окончила юридическую школу и институт, была следователем прокураторы, адвокатом в Московский и Курской областях.
С 1962 по 1985 год Галина Ивановна жила в Тамбове, работала юрисконсультом на одном из тамбовских заводов и в горпромторге, писала очерки о лучших людях Тамбовского края, которые публиковались в местных газетах, в коллективных сборниках. На тамбовском материале написаны повести «Вечный двигатель», «Первая борозда», затрагивающие важнейшие нравственно-этические проблемы. В Тамбове Татарикову приняли в Союз писателей СССР. Она общалась со многими поэтами, прозаиками, журналистами, но активно участвовать в работе писательской организации  не могла:  с большим трудом передвигалась по комнате, улицу видела только с балкона. Инвалидом Галина Ивановна стала после операции на позвоночнике, который она повредила в годы работы следователем в Курской области. По порученному ей уголовному делу надо было попасть в отдалённый район, куда из-за бездорожья никакой транспорт не ходил, и она, недавняя выпускница юридического института, поехала верхом на лошади. «Конечно, никакой практики верховой езды у меня не было, - рассказывала Галина Ивановна. – Да и лошадь была строптивая. В одном месте она меня и сбросила… По молодости, я не придала значения боли в спине. Отлежавшись, пошла пешком.  И дошла.  И дело довела до конца…»
Как часто бывает, только через несколько лет последствия падения дали о себе знать невыносимыми болями… Надежды на благополучный исход операции не оправдались. В квартире появилась инвалидная коляска… Но у женщины оказался сильный характер, что в сочетании с литературным даром давало возможность жить и не быть ни для кого обузой. Творчество отвлекало от мрачных мыслей, а публикации спасали от безысходности.
Галина Ивановна Татарикова много писала для юношества. В 1984 году в Центрально-Чернозёмном книжном издательстве вышли две повести – «Температура души» и «Этюд для арфы с барабаном», в которых во всей сложности показаны представители молодого поколения 70 – 80-х годов прошлого века.  Исследуя социально-нравственную активность героев (а это – реальные люди), автор ненавязчиво подводит читателя к размышлению о смысле жизни, о столкновении добра и зла, о возможностях коллектива, способного воспитать человека, возвысить его в собственных глазах.
Именно в такой коллектив попадает вернувшийся из заключения Виктор (повесть «Температура  души»). Мастер цеха, зная о его прошлом, всё же взял Виктора на работу и не ошибся: доверие товарищей помогло оступившемуся человеку обрести собственное «я». Автор повести знакомит читателя с внутренним миром героя, которому не даёт покоя совершённое им преступление, и он живёт  в постоянном страхе, что кто-то вот-вот напомнит ему о том, где он был целых три года. Он боится, что понравившаяся ему девушка Зоя просто из жалости и от собственного одиночества подошла к нему, но связать свою судьбу с бывшим преступником не захочет. И Виктор решает «жить тихо, мирно, никого не задевать, никуда не соваться». Такая позиция возмущает  прежде всего Зою: «Это же не жизнь! Не может человек в норе отсиживаться!»
Выросшая в детском доме, научившаяся с малых лет узнавать и ценить людей, Зоя сердцем чувствует, что Виктор – хороший парень, она сумела разглядеть в нём доброе начало и «высокую температуру души». И перед ним открылось будущее, он увидел наконец-то свою жизнь – не ущербную, а полноценную жизнь в большой семье родных и друзей…
В повести «Этюд для арфы с барабаном» события раскрываются через восприятие девочки-подростка.  Мы видим мир таким, каким видит его она, оцениваем людей по её отношению к ним. И в то же время на наших глазах происходит взросление маленькой героини – не только физическое, но и духовное: из непослушной, капризной девчонки, считавшей родителей мучителями, мечтавшей играть в ансамбле на ударных инструментах, Диана за несколько недель превращается в человека, понявшего, что значит быть нужной людям. А люди, к которым она попадает, не совсем обычные: они передвигаются на колясках, а некоторые и этого не могут.
Поработав один день в новом  санатории,  Диана возвращалась домой, опустив голову, - всё смотрела на ноги прохожих и думала: на земле миллионы здоровых, крепких ног, и если бы каждый человек со здоровыми ногами согласился дать тысячную долю своей силы, то все «колясочники» встали бы и пошли.
Трогательны и прекрасны порывы детской души. Встречи с разными людьми дают возможность Диане сравнивать их поступки, распознавать скрытую нежность и скрытую недоброжелательность…
И в этих, и в других произведениях Галины Татариковой основным лейтмотивом является нравственный критерий, поиск молодыми людьми правильного пути, смысла жизни.
Много лет отдала Галина Ивановна Татарикова работе над романом «Малая Бронная». Он вышел в Москве в 1986 году, когда писательница уже уехала из Тамбова в столицу. Здесь она и скончалась 10 января 1987 года.


Рецензии