Буратинка

История для детского театра

Кабинет Буратино – директора театра. На стене большой портрет папы Карло. На двери символический очаг. В углу старинный сундук. За кулисами крики «По-здрав-ля-ем», «По-здрав-ля-ем», аплодисменты. В дверь входят персонажи сказки: Мальвина, Буратино, Артемон, Пьеро, Арлекин. Буратино в костюме, сочетающем элементы клоунского и делового. Остальные герои в своем традиционном виде. Они вносят в кабинет громадное количество воздушных шариков, хлопают хлопушки, зажигают бенгальские огни. Все, кроме Буратино, очень веселы.
 
Мальвина. С днем рожденья!
Артемон. Сегодня будет сотый спектакль нашего театра! Ура!
Пьеро. И сегодня день рождения Буратино.
Арлекин. Ура! Ура! Ура!!!!
Все снова начинают веселиться, кружиться вокруг Буратино.
Буратино. Друзья!... Послушайте! Друзья мои…
Мальвина. Буратино хочет сказать речь.
Артемон. Ти-ши-на.
Пьеро. Тише, тише…
Арлекин. Буратино будет говорить!
Постепенно все затихают.
Буратино. Друзья! Мне так грустно, что сегодня с нами нет папы Карло.
Все обращаются в сторону портрета.
Буратино. Спасибо вам всем за поздравления, но… Я бы хотел немного побыть с ним наедине.
Герои, кто понимающе, кто разочарованно и даже обидевшись, что Буратино прервал веселье, выходят.
Буратино. Папа Карло! Почему? Почему ты покинул меня? Я так скучаю без тебя? Особенно сегодня, в день моего рождения.
Неожиданно портрет начинает светиться изнутри и раздается голос Папы Карло. Разумеется, голос звучит только в голове Буратино, но зрители слышат его просто потому что в театре слышать мысли – обычное дело.
Папа Карло. Так заведено природой, мой мальчик, родители уходят раньше детей. И это правильно. Так и должно быть.
Буратино. Но почему ты хотя бы не сделал мне брата?! Если бы у меня был брат, мне было бы намного легче!
Папа Карло. В чем же дело, сделай его сам.
Буратино. Легко сказать…
Папа Карло. И сделать нетрудно, надо только постараться. Ты ведь не выбросил мои инструменты?
Буратино. Конечно, нет! (Бежит к сундуку, открывает его.) Вот твой сундук! Здесь много всего.
Папа Карло. Там, кроме инструментов, должна быть пара подходящих поленьев.
Буратино. Значит, ты тоже думал о брате для меня? (Вытаскивает из сундука инструменты и поленья)
Папа Карло. Ты много раз видел, как я работаю.
Буратино. И почему я у тебя ничему не учился?
Папа Карло. Попробуй! Смелее! У тебя получится!
Буратино выбирает одно из поленьев, берет топор, замахивается, топор вываливается из руки и падает на ногу.
Буратино. Ой! Ой-ей-ей!!!
На крик вбегают его друзья – персонажи сказки. Все наперебой кричат «Что?», «Что случилось?» Увидев Буратино перед сундуком Папы Карло, стихают.
Мальвина. Ты решил стать столяром, как твой отец?
Артемон. А как же театр?
Пьеро. Ты ведь нас не бросишь?
Арлекин. Хватит грустить! У нас есть немного времени до спектакля. Пойдем с нами, мы на крыше хотим устроить фейерверк!
Буратино. Я же просил оставить меня одного! Уходите все! Ну что стоите? Уходите!!!
Друзья, недоумевая, уходят. Пауза.
Папа Карло. Зачем ты поссорился с друзьями. Разве они виноваты, что ты не умеешь обращаться с топором?
Буратино. Ты издеваешься надо мной!
Папа Карло. Там в сундуке есть топорик поменьше и рубанок.
Буратино (чуть не плачет). Я на компьютере могу все… все, что хочешь, а этими… доисторическими…
Папа Карло. Ну что ж, тогда мне нечем тебе помочь.
Свет на портрете исчезает.
Буратино. Ну, хорошо, хорошо, я попробую еще раз. Как его надо держать? Так? Или так?.. А?… Ну, подскажи!... Папа Карло!... (Пауза.) Папа Карло!.. (Смотрит на портрет и ничего, кроме обычного портрета там не видит) Что это? Я сам с собою, что ли разговаривал? Похоже на то… Ничего себе… Но мне правда очень-очень хочется иметь брата. (Достает маленький топорик, начинает обстругивать полено.) Я много раз видел, как он… надо вспомнить… А это полено даже уже с носом. (Достает рубанок, что-то делает рубанком, что-то топориком.) Если чего-то очень сильно хотеть, то обязательно получится. (Попадает себе по пальцу.) Ой! О-о-ой… (Опасливо смотрит на дверь, но никто на этот раз не приходит. На всякий случай он запирает дверь на ключ. Достает из ящика стола бинт, неловко закручивает палец бинтом. Продолжает работу.) Ничего-ничего, если это полено испорчу, вон еще одно есть, запасное.
Раздается звонкий голос
Голос. Как это испорчу? И не вздумай!
Буратино. Ой? Это что?
Голос. Не что, а кто? Работай давай быстрее.
Буратино. Это что… у меня что, получилось что ли?..
Голос. Не рассуждай, а работай!
Буратино. Сейчас, сейчас! (Начинает работать в темпе.) Братик, братишка, потерпи, я сейчас. Вот здесь подравняю, это лишнее.
Голос. Я тебе сейчас дам лишнее! Оставь!
Буратино (смеется) Папа Карло рассказывал, что когда он меня делал, я себя вел точно так же. Вот здорово, теперь нас будет двое!
Буратино отходит, а из-за сундука появляется деревянный человечек очень похожий на Буратино, но в юбочке и с косичками.
Человечек. Ну, привет!
Буратино. Ты… ты… ты…
Человечек. Хорош заикаться! Давай имя мне придумывать!
Буратино. Ты… Ты… Дев… Дев…
Человечек. Ну, девочка. И что? А ты вот мальчик, и ничего, и я к тебе, как к человеку – привет говорю.
Буратино. Девчонка?.. Н-н-н-неееет… (Бежит к двери, ломится в нее, забыв, что сам только что запер на ключ.)
Девочка. Чудной ты какой-то, братишка.
Буратино. Все, что угодно, только не девчонка!
Девочка. Придется мне самой себе имя придумывать. Так, если ты – Буратино. То я – Буратиния. А? Как? Звучит?.. Ну а для своих можно проще, Буратинка!.. (Заметив портрет на стене.) А это значит, наш папа? Ничего, симпатичный.
Буратино. Дев-чон-ка… За что?..
Буратинка (увидев очаг на двери). О, а этот тот самый очаг, за которым театр! (Бросается к очагу, но поскольку он на двери, а не на холсте, то больно ударяется.) Ой! Больно!
С другой стороны двери осторожно стучат.
Голос Мальвины. Буратино! У тебя все в порядке? Скоро начало спектакля.
Буратинка уже открыла рот ответить, но Буратино, бросается к ней, зажимает ей рот рукой.
Буратино (за дверь.). Все в порядке. Я скоро приду.
Буратинка. Этот очаг должен быть на холсте, почему же я ударилась?
Буратино. На холсте он был давным-давно. А сейчас мы в театре, очаг я нарисовал на двери просто в память о том очаге.
Буратинка (заметив забинтованный палец). Что у тебя с рукой? Тебе больно?
Голос Мальвины (из-за дверей). Буратино, ты сказал, что хочешь побыть один, а я слышу у тебя в кабинете два голоса. С кем ты?.. Кто у тебя там?
Буратинка снова хочет ответить, но Буратино не дает.
Буратино. Я один… Это я… я… роль из нового спектакля репетирую. (Делает знаки Буратинке молчать.) Ты иди, Мальвина, иди к остальным. Готовься к выступлению.
Пауза. Затем за дверью слышны шаги, стук каблучков.
Буратино. Ушла. (К Буратинке. ) Эх, что же теперь с тобой делать?
Буратинка (шепотом). А почему ты, сказал, что ты один?
Буратино. Потому что я не хочу, чтобы про тебя знали.
Буратинка (шепотом). А почему ты не хочешь, что бы про меня знали?
Буратино. Да потому! (Тоже переходя на шепот) Я просил у Папы Карло брата, а не сестру! А почему ты шепотом говоришь?
Буратинка (шепотом). Потому что, эта девочка, Мальвина, она никуда не ушла, шаги то не удалялись.
Буратино отпирает дверь, на пороге Мальвина.
Мальвина. Ты меня обманул! Впервые за все это время ты меня обманул! Когда-то, когда мы нашли золотой ключик, ты обещал… А теперь… Ты… Ты хуже Карабаса-Барабаса. (Плачет.)
Буратино. Вот они, девчонки!!! Как что, сразу в слезы!
Мальвина. Я… я ухожу из театра насовсем. (Разворачивается, решительно уходит.)
Буратино. И пожалуйста! Скатертью дорожка! Никто не заплачет!
Пауза.
Буратинка. Но… ведь ты сказал ей готовиться к выступлению?
Буратино. А? Точно! Забыл… (Бросается вслед за Мальвиной).
Буратинка. Не забудь попросить у нее прощения, ты ведь ее сильно обидел.
Голос Буратино. Мальвина! Маль-ви-на!!! 
Голос слышен то с одной, то с другой стороны, будто Буратино оббегает весь театр в поисках Мальвины. Мальвина в это время появляется в дверях его кабинета. Некоторое время они с Буратинкой молча рассматривают друг друга.
Буратинка. Здравствуйте, Мальвина. Меня зовут Буратиния. Я сестра Буратино.
Мальвина. Здравствуйте… Хм… Буратино никогда не говорил, что у него есть сестра.
Буратино. А я появилась только сегодня! Точнее, Папа Карло давно сделал для меня… как бы это сказать… заготовку, и я лежала в этом вот сундуке в виде полена. А сегодня Буратино помог мне появиться окончательно. Вот только он очень недоволен, что я девочка, а не мальчик.
Мальвина. Ах, вот в чем дело!
Голос Буратино и его шаги слышны все ближе. Мальвина быстро прячется в сундук с инструментами Папы Карло, делает знак Буратинке не выдавать ее. Вбегает взбешенный Буратино.
Буратино. Где она? Здесь ее не было?..
Буратинка. Я не… Не …
Буратино. Она не могла далеко уйти! Всем искать Мальвину! (Выбегает.)
За дверью слышны голоса Артемона, Пьеро, Арлекина «Мальвина! Мальвина! Где ты? Вернись!». Когда голоса удаляются, Мальвина вылезает из сундука.
Мальвина. Сколько я с ним не билась! Как только не воспитывала…
Буратинка (восхищенно). Какая же вы красивая!
Мальвина. Теперь он директор театра, теперь его в темный чулан не посадишь…
Буратинка. Скажите, а что, сестра действительно хуже, чем брат?
Мальвина. Не говорите глупостей, Буратиния!
Буратинка (обреченно). Я уже жалею, что появилась на свет, лучше бы мне так и оставаться деревянным поленом…
Мальвина. Вешать нос – последнее дело. Особенно, если он такой длинный, как у вас и у вашего братца. Немедленно улыбнитесь! И будем думать вместе.
Буратинка (пытается улыбнуться). Я знаю что делать, я пойду искать счастья по свету. Может быть, какой-нибудь бродячий сказочник напишет про меня новую сказку. Прощайте, Мальвина. Спасибо за добрые слова. (Собирается уходить.)
Мальвина. Нет!!! Никуда ты не пойдешь… (От волнения переходит на «ты».) Значит так, я придумала, ты должна заменить меня в сегодняшнем спектакле.
Буратинка. Что?.. Я?.. Вас?.. Нет… Вы такая!.. Такая!!!
Мальвина. Что ты умеешь? Петь умеешь?
Буратинка. Не знаю… Нет, наверное…
Мальвина. Танцевать?
Буратинка (растерянно). Нет… Ничего я не умею.
Мальвина. Такого не бывает. Что-нибудь ты точно умеешь, должна уметь. Думай! Думай лучше!
Буратинка. Ну-у… у дерева, из которого я сделана, были очень гибкие ветви…
Мальвина. Хорошо, хорошо. Смелее!
Буратинка. Если их прижать к земле, они сразу распрямлялись… Вот так…
Изгибается и неожиданно делает сальто.
Мальвина. Ой!!! Здорово!!! Потрясающе. А еще?
Буратинка, вдохновленная похвалой, делает другое сальто. Мальвина восторженно аплодирует. Голоса Буратино и других артистов приближаются.
Мальвина. Покажи им это, и скажи, что ты сегодня спасешь спектакль. (Прячется в сундук.)
В кабинет вбегает Буратино, за ним Артемон, Пьеро и Арлекин.
Буратино. Катастрофа!
Артемон. Что будем делать?
Пьеро. Но почему… почему она убежала?
Арлекин. Юбилейный спектакль отменять нельзя!
Буратинка. Я… это… я сегодня… спасу спектакль.
Буратино. Что? Ты?.. Ха-ха-ха!
Буратинка. Я… это… вот… (Начинает делать все сальто, которые показала Мальвине и другие акробатические трюки.)
Артемон. Вот это да!
Арлекин. Здорово! Класс!
Пьеро. А кто это? Откуда эта милая девочка?
Буратинка смущается и прерывает свой номер.
Буратино. Это… как бы это сказать… ну, наша новая артистка. Да. Я еще не решил окончательно, брать ее или не брать…
Артемон и Арлекин (вместе). Брать! Брать! Брать!
Пьеро (к Буратинке). А как вас зовут? Вы так похожи на Буратино…
Буратинка. Конечно, похожа, потому что я – его сестра. (Буратино закашливается.) А зовут меня Буратиния, можно просто Буратинка.
Артемон. Сестра? А мы не знали, что у него есть сестра.
Арлекин. Ой, а носы то у них и впрямь одинаковые.
Пьеро. И вовсе не одинаковые, у Буратинки короче.
Буратино. Ну, хватит! Надо срочно готовиться к спектаклю. Ей еще костюм подобрать!
Все с оживлением увлекают Буратинку к дверям. Неожиданно она вырывается и отбегает обратно к сундуку, в котором прячется Мальвина.
Буратино. В чем дело?
Пауза.
Буратинка. Я еще очень многого не понимаю, я ведь совсем недавно родилась, но… мне кажется, я не должна сейчас идти на сцену вместо Мальвины. Потому что… потому что…
Буратино, Артемон. Арлекин и Пьеро начинают активно протестовать.
Буратинка (перекрикивая их). Потому что это будет не честно! (Открывает сундук, все видят Мальвину.)
Пауза.
Буратинка. Прости, Мальвина! Я не могу вместо тебя… Я потом буду вместе с вами со всеми на сцене, но… сегодня… должна быть ты. Прости…
Мальвина. Ты молодец, Буратинка! Ты будешь моей лучшей подругой. Согласна?
Буратинка. Еще бы!
Буратино. Так, быстро все на сцену, спектакль сейчас начнется. Зрители уже в зале. Быстро! Быстро!
Все убегают готовиться к спектаклю. Радость Буратинки быстро гаснет под взглядом Буратино. Пауза.
Буратинка. Там в сундуке есть еще одно полено. Ты можешь попробовать сделать себе брата. А я… уйду…
Буратино. Да! Еще одно? А если… снова девчонка?
Буратинка. Но я не могу стать тебе братом. Прости.
Буратино. Ну… это… Ладно, я подумал, что девчонки, они разные бывают… Короче, сестра, наверное, тоже не так уж плохо…
Буратинка (просияв). Правда?
Буратино (протягивает ей руку). Пойдем! Спектакль начинается. Ты сегодня будешь моим главным зрителем!

Взявшись за руки уходят.


P.S.  Пьеса впервые опубликована в сборнике по итогам конкурса "Маленькая премьера"


Рецензии