Последний корабль моего поколенья

         АЛЕКСАНДР АСМАНОВ


 Я в отпуск уехал случайно, случайно,
 Один – загорай, не могу...
 Мне было тепло и немного печально
 На летнем морском берегу.

 В пространстве сияли серёжки и бляшки,
 Пил пиво горячий народ.
 Кораблик я выстругал из деревяшки
 И сделал из веточки грот.

 На солнечном пляже, куда в экипажах
 Стекается люд делово,
 Я поднял кораблику парус бумажный
 И выпустил в море его.

 Вокруг загорали, орали, потели,
 Любили, ходили с туза…
 Но вслед за корабликом долго глядели
 На пляже чужие глаза.

 Следили, едва пробуждаясь от лени,
 От сладких коктейлевых льдин,
 Последний корабль моего поколенья –
 На целое море один.


 Странно, удивительно! Всем известен «философский пароход» (на самом деле пароходов было несколько), на котором в 1922 году были высланы большевиками из родной страны десятки крупнейших русских мыслителей во главе с Николаем Бердяевым. Парадоксально, но ситуация повторилась в начале девяностых при повторном распаде страны. Разница лишь в том, что на этот раз люди уезжали из страны добровольно.

 Песня Александра Асманова потрясает тем, что у него не отъехавшие ностальгируют по родине, а человек, не покинувший страну, ностальгирует по тем, кто уехал. Так сказать, обратная перспектива. Все мы родом из юности. У Асманова это - ностальгия по юности как общей родине, потерянному раю. И олицетворением ушедшей юности являются люди, уехавшие из страны в поисках лучшей доли. Хотя, может быть, там, на дальнем берегу, им не хуже. Но нам ведь от этого не легче! Даже если в этом есть толика скрытого эгоизма.

 Поэт стал невольным, бессознательным режиссёром-постановщиком своих переживаний, как это часто случается в жизни. От одиночества в кругу чужих людей он начал мастерить кораблик. И, когда он, наконец, спустил его на воду, кораблик превратился в пронзительную метафору массового отъезда друзей и внезапно нахлынувшего одиночества. Так порой мы нежданно прозреваем в маленьких своих деяниях отголоски великих событий, перевернувших нам жизнь.

 Это почти лермонтовское ощущение человека как паруса и корабля как поколения и наполняет странной болью стихотворение поэта-путешественника Александра Асманова. Я не сравниваю по масштабу и значимости потерю страной величайших мыслителей и утрату героем стихотворения друзей юности. Но, если бы страна способна была ценить своих лучших людей и переживать их лишение, она делала бы это так же неистово и горячо, как переживал за друзей навсегда уплывшей юности поэт Александр Асманов.


Рецензии