Хронология событий в восточном дешти-кипчаке в 30-

Урал и Сибирь в контексте развития российской государственности. Материалы всероссийской научной конференции «VI Емельяновские чтения». Курган. 26-28 апреля 2012 г. С.96-97

ХРОНОЛОГИЯ СОБЫТИЙ В ВОСТОЧНОМ ДЕШТИ-КИПЧАКЕ В 30-50-ЫЕ ГОДЫ 15 ВЕКА

В 1965 году вышла классическая работа Ахмедова Б.А. «Государство кочевых узбеков», в которой впервые была предложена попытка провести изучении хронологии данного периода в истории восточной части улуса Джучи. Здесь стоит отметить, что после выхода работы Ахмедова Б.А. его хронология очень хорошо вошла в историю данного периода и почти все историки основывали на ней свои реконструкции событий.
 В основу всех своих хронологических построений Ахмедов Б.А. положил летопись Масуда Кухистани. В то время не было осуществлено критическое издание данной рукописи. Таким образом, в  монографии Ахмедова Б.А. были ссылки на неизданную рукопись. С методологической точки зрения данное действие было не верным. Безусловно, для введения источника в научный оборот нужно, чтобы данный источник прошел все ступени исторической критики: как внутреннюю, так и внешнюю. Уже в 1969 году была исправлена одна из ошибок Ахмедова Б.А., и был издан критический текст Тарихи Абулхаир-хани в рамках Материалов по истории Казахского ханства (МИКХ). Сравнивая хронологию Ахмедова Б.А. и сам текст рукописи Масуда Кухистани, мы можем обнаружить только всего три даты, которые четко обозначены у Масуда Кухистани: дата рождения и смерти Абулхаир-хана, а также дата его восшествия на престол. В то время как Ахмедов Б.А. в своем произведении строит очень подробную хронологию данного периода на основе Тарихи Абулхаир-хани. Уже позже Абусеитова М.Х. в рамках критики происхождения выдвинула версию, что одним из источников Тарихи Абулхаир-хани было произведение Самарканди. В 2009 году автор данных строк развил идеи Абусеитовой М.Х. и спустился на уровень отрицательной внутренней критики источника, а именно на критику точности, задача которой определить, не ошибался ли автор. Ахмедов Б.А. и Абусеитова М.Х. предположили, что Масуд Кухистани в своем распоряжении имел следующие источники
1. Государственные документы с именами эмиров
2. Таварихи Гузидайи Нусрат-наме
3. Рассказы очевидцев событий или их наследников
4. Самарканди (мнение Абусеитовой М.Х., Ахмедов Б.А. не включал его в список источников Масуда Кухистани).
Согласно нашей точке зрения Масуд Кухистани получил от информаторов только дастаны о деятельности Абулхаир-хана, без указания точной хронологии, и уже потом он на основании Самарканди расставил эти эпизоды в хронологическом порядке, поэтому появились такие анахронизмы, как битва Махмуда и Ахмата против Абулхаир-хана в 1430-ых годах. 
Несмотря на ряд ошибок методологического характера в монографии, принятие его схемы хронологии было высоким со стороны всех историков. Причиной этому были как слабая методологическая подготовка специалистов по внутренней исторической критике, а также т.н. Эффект Матфея, который помог обрести данному произведению обрести статус классического произведения. Ранее мы также подвергали критике термин «кочевые узбеки», введенный Ахмедовым Б.А..
Сейчас в данной статье, мы бы хотели показать, насколько обоснована (или не обоснована) хронологическая схема Ахмедова Б.А.
1. Ахмедов Б.А. написал, что в 1428-1429 году произошел поход на Туру [2, c.48]. Но судя по отрывку из Тарихи Абулхаир-хани это произошло в 833 году хиджры (08.10.1429-26.09.1430), если считать, что поход на Туру произошел сразу после воцарения Aбулхаир-хана.
2. Ахмедов Б.А. предположил, что до 1446 года столица «государства кочевых узбеков» находилась в Туре, а потом была перенесена на Сырдарью [2, с. 48]. Данное утверждение довольно спорно по двум аспектам: Ахмедов Б.А. не аргументирует, откуда он взял данные, что в 1446 году произошел «перенос столицы», а также, довольно спорна аргументация выбора этого года. В данном случае лучше употреблять середина-вторая половина 1440-х годов.
3. Выступление против Махмуд-ходжи: Ахмедов Б.А. датировал данное выступление весной 834 г.х., не аргументируя эту дату («по нашему мнению») [2, с. 48]. Мы уже выдвигали версию, что в данном отрывке смешались данные о Махмуд-ходже и Махмудеке, но без введения новых материалов данное предположение выглядит слабо обоснованным.
4. 1431-32 годами Ахмедов Б.А. датирует поход Абулхаир-хана в Хорезм (у Масуда Кухистани даты нет) [2, с. 49]. Видимо этот эпизод, Масуд Кухистани взял из Самарканди (согласно нему набег был в 1435-36 году), и смешал с походом на Хорезм перед битвой с Кичи Мухаммедовичами). Ахмедов Б.А. в данном случае некритически воспринял данное известие. Как мы знаем из слов Гаффари в 1430-31 годах (834 г.х.) на Хорезм напал Кичи Мухаммед [3, с. 405].
5. Поход на Ахмада и Махмуда Абулхаир-хан, по мнению Ахмедова Б.А., провел сразу же после возвращения из Хорезма. В то же время это утверждение встречает много возражений, так как, у Масуда Куистани не упомянут их отец как действующее лицо, во главе войска были братья Ахмад и Махмуд, хотя Ахмедов Б.А. называет его как одного из действующих лиц в той битве. К тому же к этому периоду Кичи Мухаммед еще не был взрослым и вряд ли имел взрослых детей, а тем более внуков (Джуак и Башиак) [2, с. 51].
6. «В течение 15 лет (1431-1446) Абулхаир-хан не вел больших войн с целью расширения своего владения» [2, с. 54]. Данное утверждение довольно спорно, так как хронология данного периода слабо известна.
7. «В 1446 году Абулхаир-хан захватил ряд крепостей на Сырдарье». Здесь стоит упомянуть, что сам Ахмедов Б.А. написал: «В источниках год выступления не указан» Ахмедов Б.А. по косвенным данным (в источнике после эпизода с завоеванием городов на Сырарье идет эпизод со смертью Шахруха и уходом Улугбека в Хорасан) предположил, что это завоевание было в 1446 году до смерти Шахруха [2, с. 58]. Аргументация данной даты в принципе довольно убедительная. Но утверждение, что Сыгнак стал столицей «государства кочевых узбеков» в 1446 году [2, с. 59]., по нашему мнению вообще не обоснованно.
8. Эпизод с борьбой Мустафа-хана против Абулхаир-хана. Согласно Ахмедову Б.А, этот эпизод произошел до завоевания Сыгнака. Ранее нами высказывалась аналогичная точка зрения [5, c. 176]. Однако довольно странным является тот факт, что Ваккас после мятежа стал обратно приближенным Абулхаир-хана. После завоевания городов, Ваккас получил в управление Узгенд, в то время как Сузак достался Бахтияру, а Сыгнак Мане-оглану. Вполне возможно в этой ситуации Ваккас посчитал себя обделенным и поэтому выдвинул Мустафу ханом.
9. Ахмедов Б.А. предположил, что Мустафа позже участвовал в битве против калмыков на стороне Абулхаир-хана [2, с. 64], но, судя по всему, это был его тезка Мустафа из боковой ветви Шибанидов: Мустафа Йангиджар («маджар»), сын Мусы, сына Ак-берди, сына Казана, сына Байанкеджара, сына Джучи-Буки, сына Бахадура, сына Шибана, в то время как сам Мустафа, противник Абулхаир-хана был сыном Гияс ад-Дина, сына Шадибека. В пользу такой версии играет родовое прозвище Йангиджар, которое по нашему мнению является искаженной формой Байанкеджар, имени предка данного клана (куйуна).
10. Ахмедов Б.А. утверждает, что в 1428 году Тура была отдана тарханам Бахши-беку и Кутлук-буге [2, с. 93]. На самом деле в оригинале фраза звучала так:
«В его [Абу-л-Хайр-хана] век рубили саблями Бахшибек-бахадур и Кутлук-Бука-бахадур, [которые были] из потомков Кышлыка. И имена беков, которые на служении у хана рубили саблями [и также] проявили усердие, следующие: из [племени] дурман — Йа'куб [и] Кара-Гадай-бек, из [племени] найман — Шайх-Суфи. РАССКАЗ О ТОМ, КАК [ХАН] ПЕРЕДАЛ ДОЛЖНОСТЬ ДАРУГИ [ГОРОДА] ЧИМГИ-ТУРА. [ХАН], ПРОЯВИВ БЛАГОВОЛЕНИЕ, ПЕРЕДАЛ ИМ ДОЛЖНОСТЬ ДАРУГИ [ГОРОДА] ЧИМГИ-ТУРА». [4, с. 16].
Как мы можем видеть, нигде прямо не сказано, что Бахши (он же Йахши) и Кутлук-буга получили в управление Туру. По нашему мнению в данной ситуации Тура была передана Абулхаир-ханом представителям клана буркут, как указано у Масуда Кухистани.
Еще одним фактом в пользу отсутствия прямой хронологии в Тарихи Абулхаир-хани является датировка битвы с калмыками и датировка похода Буреке в среднюю Азию. В самом сочинении сначала происходит битва с калмыками, а уже потом произошел поход Буреке, но судя по косвенным данным (даты рождения и плена Махмуда, брата Мухаммеда Шецбани у калмыков), битва с калмыками состоялась в 1457 году, в то время как поход Буреке прямо датирован у Абулгази летом 860 года хиджры (лето 1456 года) [1, с. 106].
В конце статьи мы готовы предложить свою версию хронологии событий в данном регионе с учетом всего вышесказанного:
В 1431 году набег на Хорезм совершил Кичи Мухаммед, начиная с 1435 года Абулахир-хан проводил ряд набегов на Хорезм и другие владения Тимуридов. Во второй половине 1440-х годов Абулхаир-хан завоевал ряд городов на Сырдарье. Ваккас, недовольный полученной наградой поднял мятеж против Абулхаир-хана, выдвинув Мустафу, сына Гияс ад-Дина. После поражения Мустафа бежал и захватил Хорезм.
В 1451 году Абулхаир-хан поддержал Абу Сеида в борьбе за Тимуридский трон, но уже в 1456 году он уже поддержал Мухаммеда Джуки против Абу Сеида и выслал с Мухаммедом Джуки 30-тысячный отряд во главе с Буреке и Пишкадэ-огланом (потомок Орда эджена) против Абу Сеида. Поход не увенчался успехом. В 1457 году Абулхаир-хан потерпел поражение от калмыков, в котором погибли его племянник Бахтияр и сын Ахмет. Мустафа, сын Гияс ад-Дина не участвовал в той битве.
В итоге стоит отметить, что на самом деле, после выхода работы Ахмедова Б.А. появилось много мифов о четкой хронологии в «государстве кочевых узбеков». Недоступность первоисточников другим историкам (отсутствовали критические издания первоисточников) способствовал распространению этих мифов. Хотя уже в 1969 году в рамках МИКХ были переведены все первоисточники, личный авторитет Ахмедова Б.А. способствовал тому, что никто не пересматривал хронологию данного периода и не подвергал внутренней критике источников сочинение Масуда Кухистани. Четкую хронологию событий на основе имеющихся первоисточников составить довольно трудно. Только ввод новых источников по истории данного региона сможет помочь восстановить четкую хронологию этих событий.
 
Литература:

1. Абулгази Бахадур-хан. Родословная история о татарах. Т. 2. СПб. 1768
2. Ахмедов Б.А. Государство кочевых узбеков. Москва. Наука. 1965. 194 с.
3. История Казахстана в персидских источниках. Т.4. Алматы. Дайк-Пресс. 2006. 620 с.
4. Материалы по истории Казахских ханств XV-XVIII веков: (Извлечения из персидских и тюркских сочинений). Алма-Ата. Наука. 1969. 650 с.
5. Сабитов Ж.М. «Тарихи Абулхаир-хани как источник по истории ханства Абулхаир-хана»//Вопросы истории и археологии Западного Казахстана. Уральск. 2009. №2. С.166-180.


Рецензии