Таварихи Гузидайи Нусрат-наме и Бахр ал Асрар срав

Таварихи Гузидайи Нусрат-наме и Бахр ал Асрар: сравнительный анализ данных по генеалогиям джучидов.

Вопросы истории и археологии Западного Казахстана. 2012. № 3.  С. 133-136.

Таварихи Гузидайи Нусрат-наме, источник начала 16 века, содержит много оригинальных данных по генеалогиям джучидов. Принято считать, что он становился источником информации для последующих источников Средней Азии как в плане генеалогий джучидов, так и в плане истории улуса Джучи. Но в то же время совсем не ясны соотношения генеалогий в Нусрат-наме и Бахр ал Асрар. Этот вопрос и является основным вопросом данной статьи. Список генеалогий из Таварихи Гузидайи Нусрат-наме существует в двух списках: Лондонском и Ленинградском (Акрамов, 1967, С. 5). В 1967 году Акрамов А.А. сверил два списка, выявил ошибки, составил критический текст и издал факсимиле текста, но, в то же время не был переведено на русский язык (кроме части отрывков) само сочинение. В большинстве своем в Таварихи Гузидайи Нусрат-наме дублируются данные из Рашид ад-Дина, но часто встречаются оригинальные данные, которые могут стать ценным источником информации по истории Казахстана. Одни из таких данных обнаружил Мустакимов И.А., который перевел один отрывок из Таварихи Гузидайи Нусрат-наме (Мустакимов, 2009, С. 214-232).
К сожалению, генеалогии джучидов из Лондонского списка не переведены и не использовались для сверки во время перевода генеалогий из Ленинградского списка, которые вошли в Материалы по истории Казахского ханства. Недостатком Ленинградского списка является также отсутствие генеалогий потомков Орда-эджена, которые есть в Лондонском списке Таварихи Гузидайи Нусрат-наме.
Сами генеалогии из Лениградского списка состоят из двух обрывочных частей:
1. Листы 54а-57а, где даны генеалогии потомков Бату, Беркечара и части Шибанидов (потомки двух сыновей Шибана Бахадура (часть его потомков до Джалу) и Байнала)
2. Листы 121а-128а. Во втором отрывке генеалогии начаты с Арабшаха, потомка Бахадура, сына Шибана и доведены до потомков Бай-Тимура, четвертого сына Тука-Тимура. Здесь стоит отметить, что листы 56б и 57а частично пересекаются с содержанием листа 121а. В обеих частях упомянуты генеалогии потомков Арабшаха и Баянкеджара, потомков Бахадура, сына Шибана. Отличием в двух отрывках являются количество сыновей у Мусы, потомка Бахадура. В первом отрывке даны имена трех сыновей: Мустафа, Сары-Ахмад, Джурбу. Во втором отрывке указаны 8 сыновей Мусы: помимо трех вышеуказанных были еще Кабан, Актумаджик, Мухаммед, Ахмад, Манк-Кирман. Тут стоит упомянуть, что в обеих частях указан сын Мухаммеда, хотя в первой части сам Мухаммед не указан.
Такая разница одной и той же генеалогии, позволяет нам предположить, что и в других частях Ленинградского списка были допущены ошибки или искажения при переписи списка с оригинала или с копии оригинала. Лондонский список древнее и видимо ближе к первоисточнику, поэтому без него нельзя ввести генеалогии из Нусрат-наме в полноценный научный оборот. Кроме того в Лондонском списке присутствуют генеалогии Джучи (имеется ввиду генеалогии потомков Орда-эджена), которых нет в Ленинградском списке. Скорее всего, в Лондонском списке можно будет увидеть генеалогию такого сподвижника Абулхаир-хана как Пишкадэ-оглан (Бишканда) иджанлик и его брат Хизр-шайх, которых мы относим к потомкам Орда-эджена (Сабитов, 2009, С. 111). Скорее всего, в Лондонском списке генеалогии потомков Орда-эджена кроме данных Рашид ад-Дина будут включать и генеалогии братьев Бишкент-оглана и Хизр-Шайх-бахадура, а также и Ташбект-оглан из куйуна иджан (потомки Орда-эджена). Данное предположение основано на том, что большинство генеалогий чингизидов, которые служили Абулхаир-хану, зафиксированы в Нусрат-наме, но генеалогия данных двух чингизидов отсутствует, при этом их куйун назван как эдженлик (иджан), что косвенно свидетельствует о том, что данные чингизиды, потомки Орда эджена.
Кроме того, сверка с Лондонским списком поможет идентифицировать безымянного чингизида, у которого имя заканчивается на -адам (ИКПИ, 2006, С. 433). По нашему мнению данный сын Март-суфи, является Мане-огланом (Манадан) тангутом, который также был одним из сподвижников Абулхаир-хана. Его отец Март-Суфи (Мурут-Суфи) тангут (Мустакимов, 2009, С. 232) (а не беккут, как мы считали раньше) (Сабитов, 2009, С. 111).
Кроме того довольно интересно, с точки зрения генеалогий джучидов, звучит сообщение о трех сыновьях Мангутая: «У Мангутая было три сына Хызр-хан, Хаджи-Мурат» (ИКПИ, 2006, С. 431), упомянутый ниже после сына Хызр-хана «Еще один из потомства Мангутая - Рустам» (ИКПИ, 2006, С. 432), видимо означает, что Рустам потомок Мангутая, а не его сын, как и в эпизоде с «еще одним из сыновей Чимпая» Бачманом, который по нашему мнению был потомком Чимпая.
То есть в данном отрывке, мы считаем, что во фразе имена второго и третьего сыновей Мангутая совместило в одно, как это было, например, с Мухаммед-Шукуром (ИКПИ, 2006, С. 439), которые согласно Муизз ал Ансаб являлись братьями, а не одним человеком (Муизз ал Ансаб, 2006, С. 44). То есть по нашему мнению Хаджи был вторым сыном Мангутая, а Мурат третьим. Причем Мурат правил во время замятни (Мюрид), а чуть позже, правивший в том же районе Хаджи-Черкес или Хаджи-хан (по Натанзи) был братом Мюрида и Хызыр-хана, что легко объясняет легкость овладения данной персоной ханского места. Подданные Хызыра, Тимур-ходжи, Мюрида, и Азиз-шейха (скорее всего, относился к данной династии, возможно, был сыном Тимур-ходжи (согласно Натанзи)) легко приняли власть от представителя этой же династии.
Кроме того можно вспомнить одну из больших ошибок переписчика Ленинградского списка Нусрат-наме, совершенного у него на листе 125б. В данном отрывке переписчик приписал Кичи-Мухаммеду сыновей своего старшего сына Махмуда. Кроме того там же, возможно, перепутаны местами Джуак и Якуб. Если согласиться с данными фактами, то это не будет противоречить другим источникам по генеалогии потомков Кичи-Мухаммеда.
Тут же хотелось бы разобрать вопрос, о соотношении генеалогий из Ленинградского списка Нусрат-наме и Бахр ал Асрар. Генеалогии из Бахр ал Асрар были переведены Алексеевым А.К. и приведены в его кандидатской диссертации (Алексеев, 2003, С. 283-287).
Для сравнения приведем таблицу, где покажем отличия в генеалогиях между двумя рукописями:

Ленинградский список Нусрат-наме Бахр ал Асрар
Потомки Уз-Тимура без клана Абая и Улуг-Мухаммеда. 60 имен, не считая также клан Ходжи, «сына Уз-тимура». 61 имя. Отличия заключаются в следующем:
1. Указан Джан-Гирей, которого нет в Нусрат-наме.
2. Хаджи-бий указана как дочь, в Нусрат-наме это сын.
3. Не указано имя отца Тохтамыша.
4. Абу Саид назван сыном Абу Саида, в Нусрат наме Абу Саид, сын Джалал ад-Дина.
5. Потомки Ходжи, «сына Уз-Тимура» отсутствуют, в отличие от Нусрат-наме, где они присутствуют.
Клан Улуг-Мухаммеда Указаны 7 сыновей и 3 дочери (без указания, кто дочь, а кто сын): Дилшад, Даулат, Даулатшах, Махмудак-хан, Йакуб, Тулак, Мустафа, Йасир-Зире, Касим, Науруз.
Потомки Махмудака совпадают по именам с Бахр ал Асрар. Указаны 6 сыновей (Махмудак-хан, Йакуб, Тулак, Музаффар, Касим, Бука) и 3 дочери (Дилшад, Даулат, Даулатшад)
Генеалогия от Абая до Кичи Мухаммеда (26 имен) Полное совпадение, отсутствует только Сунджак, сын Тыныбека Полное совпадение
Сыновья Кичи Мухаммеда Касим, Боз-торгай, Абд ал Карим, Кельдибек Махмуд, Джувак, Ахмад, (безымянный).
Сыновья Махмуда - Касим, Боз-торгай, Абд ал Карим, Кельдибек, Музаффар.
Джанибек Джанибек-хан, не понятно кто его отец. Джанбек-хан, сын Касима
Сыновья Джувака Якуб, Бахшаиш, Мангышлак Якуб, Бахшаиш, Мангышлак
Акбудал и Ак-Бобай Имеют братьев Меде-мамаджа и Музаффара. Не понятно кто их отец Сыновья Якуба, сына Джувака, Музаффар сын Махмуда, Меде-мамадж не указан
Дети Мангышлака Не указаны Йар-Мухаммед, Менгли-Гирей-хан и 3 дочери
Сыновья Ахмада 9 сыновей, список совпадает с Бахр ал Асрар 9 сыновей, список совпадает с Нусрат-наме
Шадибек Указана генеалогия и потомки его 6 сыновей и 3 дочери Указана генеалогия, упомянуты, но не названы по именам 9 сыновей и 3 дочери

Здесь можно видеть и параллели между двумя источниками и различия. Генеалогии из Бахр ал Асрар похожи на Нусрат-наме:
Но в тоже время присутствуют сведения, отличающие ее от Нусрат-наме.
Например, мать 4-х сыновей Тука-Тимура Курклук-бики, дочь правителя найманов (Алексеев, 2003, С. 283) или в Бахр ал Асрар не указан отец Тохтамыша (Алексеев, 2003, С. 283).
Также указано, что Ширин-биким, внучка Тохтамыша была женой Тамерлана (Алексеев, 2003, С. 283). Данное известие больше не встречается в других источниках.
Мы считаем, что параллели вызваны тем, что Бахр ал Асрар в плане генеалогий джучидов восходит к одной из копий Нусрат-наме, где допущена ошибка о том, что Джуак отец Якуба (в реальности же Якуб отец Джуака). А отличия вызваны тем, что Ленинградский список при переписи получил некоторое количество ошибок, которое отличает его от Лондонского списка Нусрат-наме.
Тот факт, что Бахр ал Асрар в генеалогиях джучидов восходит к Таварихи Гузидайи Нусрат-наме подтверждается упоминанием Уз-Тимура, сына Тука-Тимура и генеалогиями потомков Уз-Тимура, которые очень сильно похожи на генеалогии Уз-Тимура из Таварихи Гузидайи Нусрат-наме. Также Тимур, сын Тука-Тимура из Бахр ал Асрар, не имел детей, как Уран-тимур в Таварихи Гузидайи Нусрат-наме. В то время как в Муизз ал Ансаб он имел детей. Именно эти детали отличали генеалогии джучидов из Таварихи Гузидайи Нусрат-наме от генеалогий из Муизз ал Ансаб.
Безусловно, только сверка ленинградского с Лондонским списком и издание критического текста Таварихи Гузидайи Нусрат-наме на русском или английском языке, даст более полный ответ, какие свидетельства в источнике являются ошибочными (ошибки переписчиков), а какие являются правдивыми.
 
 Литература:

1. Алексеев А.К. Средняя Азия при Аштарханидах в 17-18 веках. По персоязычному историческому сочинению Бахр ал Асрар: Дис.. канд. ист. наук. 2003. 312 c.
2. Муизз ал Ансаб. Алматы. Дайк-Пресс. 2006. 672 с.
3. История Казахстана в персидских источниках. Т.4. Алматы. Дайк-Пресс. 2006. 620 с.
4. Мустакимов И.А. «Владения Шибани Абулхаир-хана по данным Таварихи гузида Нусрат-наме»//Национальная история татар. Теоретико-методологическое введение. Казань. 2009. С.214-232.
5. Сабитов Ж.М. Таварихи Гузидайи Нусрат-наме как источник по генеалогии джучидов//Золотордынская цивилизация. Выпуск 2. Казань. 2009. – С.108-116.
6. Таварих-и гузида-и Нусрат-наме. Исследование, критический текст, аннотированное оглавление и таблица сводных оглавлений кандидата филологических наук А.А. Акрамова. – Ташкент: Фан, 1967. 358 c.


Рецензии