К вопросу о буркутах в западной сибири в 15 веке

К ВОПРОСУ О БУРКУТАХ В ЗАПАДНОЙ СИБИРИ В 15 ВЕКЕ.

Сулеймановские чтения-15. Тюмень. 2012. С. 135-138

Вопрос клановой принадлежности Тайбугидов к буркутам уже не раз рассматривался в научной литературе [6] [2] [3] [8] [4. С. 99] [7].
В Золотой Орде по нашему мнению было всего два механизма появления племен.
1. Племя, перекочевавшее с Монголии или уцелевшее кипчакское племя, сохраняло свое название (например, кунграты, мангыты, кераиты, джалаиры, барыны, канглы, кипчаки, бурзян (бурджоглы) и т.д.)
2. Название племени происходило от имени родоначальника (например, аргыны, уаки, усерган)
В большей части случаев, подрод в роде назывался по имени предка. Часто название подрода вытесняло название рода, как это было с табынами. Табыны были потомками Майкы-бия уйсуна (хушин), но позже их идентификация осталась на уровне названия Табын.
Таким образом, кочевое население могло иметь несколько уровней идентификации:
Он мог быть одновременно алшином (племя), байулы (род) и адаем (подрод), или аргыном (племя), атыгаем (род), бабасаном (подрод).
В данной статье мы бы хотели предложить свое видение некоторых аспектов, касающихся буркутов.
Касательно происхождение буркутов, существует две версии о их происхождении: первая версия связывает их с племенем баргутов, в то время как вторая выводит от родоначальника Буркыт-бия, персонажа Дафтари Чингиз-наме. По нашему мнению буркуты происходили от Буркыт-бия, одного из племенных вождей эпохи Чингиз-хана и Джучи. Его потомок (сын, внук или правнук) был Тайбуга.
В первоисточниках времен Абулхаир-хана буркуты упомянуты довольно мало.
«Кепек-ходжа-бий мангыт, Умар-бий буркут, Мута-ходжа, Турди-ходжа мангыт, Джатан-Мадр нукус, Бай-ходжа-бахадур, Сарыг-Шиман мангыт, которые опоясались поясом вражды и противления Джумадук-хану» [5. С. 141]. Здесь вполне возможно неправильно по своему роду назван Кепек-ходжа-бий. Как мы знаем, далее он нигде не указан, в то время как дальше появляется Кибек-ходжа-бий буркут. Логично предположить, что это один и тот же человек.
Вскоре после воцарения можно снова встретить упоминания буркутов: «Когда знамена победы бросили тень прибытия над головами жителей города Тара, 'Адад-бек буркут, который был хакимом города Тара, и Кибек-Ходжа-бий буркут со всеми эмирами, вождями и прочими военачальниками, пройдя через двери содействия и подчинения, стали мулазимами повелителя мира» [5. С. 144]. Умар буркут указан на первом месте среди эмиров левого крыла у Абулхаир-хана в битве с Махмуд-ходжой-ханом [5. С. 146]. Адад-бек и Кибек-ходжа-бий указаны сразу же после двух сеидов и Бахтияр-султана в походе на Хорезм [5. С. 149]. В битве с Махмудом и Ахмадом указан только Адад-бек буркут [5. С. 153]. Мы предполагали ранее, что события в Хорезме и битва с Ахмадом и Махмудом произошли в начале 1460-х годов. Причем в походе на Хорезм погиб Кибек-ходжа-бий, которого мы отождествили с Ходжой Тайбугидом, который согласно легендам погиб в походе на среднюю Азию [8. С. 35]. Можно согласиться с мнением Маслюженко Д.Н. о том, что версия о том, что Умар буркут (Мар Тайбугид) сын Кибек-ходжа-бия (Ходжа Тайбугид) встречает одно допущение: Умар женившись на сестре Ибака был уже глубоким стариком [4. С. 99]. Парунин А.В. сомневается в том, что Кибек-ходжа был отцом Умара в силу возраста и одновременности упоминания [7. С. 102]. Однако Парунин А.В. игнорирует близость данных о том, что оба (Кибек-ходжа и Ходжа Тайбугид) погибли в Хорезме или Средней Азии. Кроме того старость и преклонный возраст не могут быть препятствием для женитьбы, тем более если она носит династический характер. Также стоит отметить, что версия о тождестве имени Тайбугида Мара с мусульманским именем Умар поддерживалась Файзрахмановым Г.Л. [12]. 
Можно не согласиться с мнением Парунина А.В. о том, что Умар буркут был крупным военачальником при Шибанидах [7. С. 99]. Умар буркут участвовал только в битве с Джумадуком и в походе на Махмуд-ходжу. Данные мероприятия показывают его эпизодическую роль, хотя здесь стоит отметить что в обоих мероприятиях он был на первых ролях.
Парунин А.В. также утверждает, что Кибек-ходжа был главой мусульман Туры, из-за частицы ходжа в имени [7. С. 100]. Здесь можно возразить, например тот же Махмуд-ходжа-хан не был главой мусульман только из-за частицы ходжа в имени. Тезис о том, что в Туре было «разделение властей» между Адад-беком (общая система управления) Кибек-ходжой-бием (духовная жизнь) и Умар-бием (военные функции) [7. С. 100] нам кажется надуманным.
Ранее в одной из публикаций мы считали, что Хызр-хан, дядя Абулхаир-хана был провозглашен ханом эмирами, убившими Кази, сына Едиге [10. С. 112]. Также стоит отметить эволюцию наших взглядов на проблему хана у детей Едиге.
Ранее мы считали, что этим ханом был Махмуд-ходжа-хан [9, C. 169]. С нами согласился Маслюженко Д.Н. [4. С. 98]. Позже мы изменили нашу точку:
«Султан-Махмуд у Самарканди упоминается выше как сын Едиге от сестры Джалал ад-Дина, мы вполне можем предположить, что Султан-Махмуд, боровшийся с Бараком был сыном Едиге и вместе с братьями Кази и Наурузом боролся против убийцы брата. Мы считаем, что против Барака братья Кази, Науруз и Султан-Махмуд выдвинули Кичи Мухаммеда (согласно Абдал Гаффару Кирими), который к тому времени еще не достиг совершеннолетия и был удобным ханом для братьев и вполне мог быть сыном Тимур-хана, от дочери Едиге. То есть вполне возможно Кази, Науруз и Султан-Махмуд были братьями матери Кичи Мухаммеда» [11. С. 101].
Не лишним будет отметить, широко известный отрывок из Таварихи Гузидайи Нусрат-наме и Бинаи по поводу назначения новых даруг в местности Тура.
«В его [Абу-л-Хайр-хана ] век рубили саблями Бахшибек-бахадур и Кутлук-Бука-бахадур, [которые были] из потомков Кышлыка. И имена беков 3, которые на служении у хана рубили саблями [и также] проявили усердие, следующие: из [племени] дурман — Йа'куб [и] Кара-Гадай-бек, из [племени] найман — Шайх-Суфи. РАССКАЗ О ТОМ, КАК [ХАН] ПЕРЕДАЛ ДОЛЖНОСТЬ ДАРУГИ [ГОРОДА] ЧИМГИ-ТУРА. [ХАН], ПРОЯВИВ БЛАГОВОЛЕНИЕ, ПЕРЕДАЛ ИМ ДОЛЖНОСТЬ ДАРУГИ [ГОРОДА] ЧИМГИ-ТУРА. Еще из [племени] дурман — Кирни-Таринчак-бахадур. Из [группы] ички — Илин-Ходжа и Суфра-ходжа. Они — те, кто во время казачества рубили саблями и стали причиной [его] могущества» [5. С. 16]
«РАССКАЗ О ВЕЛИКИХ ЭМИРАХ И БАХАДУРАХ ХАЗРАТ ШАЙБАНИ-ХАНА. Общество (джама'ат) эмиров, которые во время казачества [Абу-л-Хайра] жертвовали собой, стали причиной могущества хана. Их имена таковы: Йахши-бек-бахадур, Кутлук-Бука-бахадур, Й'акуб и Кара-Кирай [и] Шайх-Суфи-бек; из эля кушчи — 'Али-Хаджи и Даулат-ходжа; из людей [племени] найман — Кара-'Усман, Суфи-бек и Акча-Урус; из людей [племени] уйгур — Ходжа-Лак-бахадур; из людей [племени] курлаут — Йумадук-бахадур, Сабур-Шайх-бахадур и Йадгар-бахадур. Это общество [эмиров Абу-л-Хайр-хан] за благожелательство [их] удостоил назначением на должность даруга вилайета Чинги-Тура. Другие [были] из людей ички — Имин-ходжа и Сафар-ходжа, и из людей дурман — Кирайли-Тирчак-бахадур. Эти сподвижники, о которых упоминалось, во времена казачества [Абу-л-Хайр-хана] проявили верность и завоевали страны» [5. С. 96].
По нашему мнению отрывок (только заголовок) из данных сочинений о том, как хан жалует неким эмирам звания даруга в области Тура, является ошибочным, то есть он появился изначально в тексте Таварихи гузидайи нусрат-наме по ошибке переписчика. Позже эта ошибка была перенесена к Бинаи. Содержание предыдущего и последующего после заголовка частей не согласуется с заголовком о жаловании титула даруга. Таким образом, можно считать, что на протяжении всего правления Абулхаир-хана, буркуты сохраняли контроль над Турой.
Интересны также данные из непереведенной части Утемыш-хаджи. Согласно этим данным Махмуд-ходжа воевал в союзе с представителями эля Тура (буркуты) против тюменей кунгратов и сальджиутов и победил их [2. С. 118]. Одним из его врагов был Едигер, сын сальджиутского бия Тайбуги [2. С. 118]. То есть в эпоху Махмуд-ходжа-хана буркуты были его сторонниками. Если учесть что до этого Кибек-ходжа буркут (мы считаем его буркутом, хотя он назван как мангыт в первоисточнике) и Умар буркут указаны как первые два эмира, выступившие против Джумадука. Так как они участвовали в битве против Джумадука, а также нам известно, что они были в союзе с Махмуд-ходжа-ханом, логично предположить, что в битве с Джумадуком участвовал Махмуд-ходжа-хан, победивший в этой битве. Развивая эту идею можно предположить, что кунграты и сальджиуты были в составе ханства Джумадука.
Позже Умар буркут участвовал в битве Абулхаир-хана с Махмуд-ходжа-ханом на стороне Абулхаир-хана.
Таким образом, резюмируя все выше сказанное, можно отметить, что Кибек-ходжа-бий и Умар участвовали в битве с Джумадуком на стороне Махмуд-ходжа-хана. После этого Умар буркут вместе с Сарыг-Шиманом мангытом (также участвовал в битве против Джумадука и взял в плен Абулхаир-хана) воевали против Махмуд-ходжа-хана на стороне Абулхаир-хана. Адад-бек, Кибек-ходжа-бий и Умар буркуты сохранили за собой  управление Турой. Далее буркуты не принимали активного участия в военных мероприятиях Абулхаир-хана до похода на Хорезм, в котором погиб Кибек-ходжа-бий. Адад-бек буркут принимал участие в походах на Хорезм и в битве с Махмудом и Ахмадом, детьми Кичи Мухаммеда. После смерти Абулхаир-хана Умар буркут был убит Ибаком, сведшим влияние буркутов в Сибири к минимуму. Одной из причин таких репрессий было родство буркутов с Мухаммедом Шейбани: бабушка Мухаммеда Шейбани была из племени буркут. Таким образом, в потенциальном противостоянии Мухаммеда Шейбани и Ибака буркуты представляли определенную политическую силу и могли выступить на стороне Мухаммеда Шейбани.

1. Иванич М. «Дафтар-и Чингиз-наме» как источник по истории кочевых обществ // Источниковедение истории Улуса Джучи (Золотой Орды). От Калки до Астрахани. 1223-1556. – Казань: АН РТ, 2001. – С.314-328.
2. Исхаков Д.М. «Новые данные о клановой принадлежности «Сибирских князей» Тайбугидов»// Золотоордынская цивилизация. Вып.2 / И.М. Миргалеев [отв. ред.]. -  Казань: Изд. «Фэн» АН РТ, 2009. – С.117-120.
3. Исхаков Д.М. «О клановом составе первоначального удела Шибана»// Золотоордынское наследие. Материалы Международной научной конференции «Политическая и социально-экономическая история Золотой Орды (XIII-XV вв.). 17 марта 2009 г. Вып.1 / И.М. Миргалеев [отв. ред.]. - Казань: Изд. «Фэн», АН РТ, 2009. – С.24-30.
4. Маслюженко Д.Н. «Ханы Махмуд-ходжа и Хаджи-Мухаммад или улус Шибана в первой четверти 15 века»//Вопросы Истории и археологии средневековых кочевников и Золотой орды. Сборник научных статей памяти В.П. Костюкова. Астрахань. Издательство: Астраханский университет  2011. С. 88-101.
5. Материалы по истории казахских ханств XV-XVIII веков. (Извлечения из персидских и тюркских сочинений). Алма-Ата. Наука. 1969. 650 с.
6. Мустакимов И.А. «Владения Шибани Абулхаир-хана по данным Таварихи гузида Нусрат-наме»//Национальная история татар. Теоретико-методологическое введение. Казань: "Институт истории им. Ш. Марджани" АН РТ, 2009. С.214-232.
7. Парунин А.В. «Тайбугиды: от клана к княжеской династии»//Средневековые тюрко-татарские государства. Выпуск 3.  Казань: Издательство Ихлас. 2011. – С.94-111.
8. Сабитов Ж.М. «Тайбугиды в ханстве Абулхаир-хана»// Средневековые тюрко-татарские государства. Сборник статей. Вып.2 / Б.Р. Рахимзянов [отв. ред.]  – Казань: Изд-во «Ихлас», 2010. – С.32-36.
9. Сабитов Ж.М. Тарихи Абулхаир-хани как источник по истории ханства Абулхаир-хана// Вопросы истории и археологии Западного Казахстана. 2009. №2. С. 166-180.
10. Сабитов Ж.М. «Хызр-хан: хронология правления»// Научный Вестник Столицы. №4-6. 2011. С. 109-112.
11. Сабитов Ж.М. «Чекре-хан и "Мухаммед-хан"»//Зертеуші. 2011. № 3-4. С. 98-103.
12. Файзрахманов Г.Л. История татар Западной Сибири: с древнейших времен до начала XX века. – Казань: Татарское книжное издательство. – 2007. – 431 с.


Рецензии