Административная реформа хана Узбека

Административная реформа хана Узбека

Ислам и Власть в Золотой Орде. Казань. 2012. С. 232-239.

Административная реформа хана Узбека с одной стороны была уникальна. С другой стороны ее механизм прослеживается во многих обществах, как Азии, так и Европы. Всего мы имеем только одно известие об этой административной реформе хана Узбека:
«Иджан-хан и Саин-хан известны. Они родились от дочери Турали-хана, его [Иочи-хана] жены. [У него было] еще семнадцать сыновей, которые были от других его жен….Когда воссел хазрат хан на троне и народ обрел покой, призвал он огланов Йочи-хана от [других его] семнадцати сыновей, родившихся от других матерей, и сказал: “я отдам вас в кошун простолюдину!”, — и в гневе пожаловал [их и] нукеров и всех людей их Кыйат Исатаю… Когда [Узбек-]хан в гневе на этих огланов отдал [их] в кошун Исатаю, то и Исатай воздал огланам Шайбан-хана уважение за отца их, передал [им] буйрак и карлык, кои суть двусоставный эль, и предоставил их самим себе. Рассказывают, что пребывали они в юртах, назначенных им Саин-ханом. И Алатаю он также выделил эль, состоявший из племени минг, которое знаменито. Говорят среди узбеков: Выделил он Исатаю [кошун], а Алатаю отдал [племя] минг» . Но данное прямое свидетельство косвенно подтверждается рядом признаков, что позволяет нам думать, что данная реформа имела место быть.
Если полностью доверять Утемыш-хаджи, то окажется, что Узбек-хан отнял улусы у всех Джучидов за Ордуидов. Шибаниды, видимо, то же изначально были лишены всех улусов, но потом Исатай кият выделил два племени для Шибанидов в управление.
Почекаев Р.Ю. считает, что при Узбек-хане «Золотая Орда была поделена на 70 тюменов, во главе которых стали назначенные ханом эмиры-темники, выше которых были 4 улус-бека,. Царевичи Чингизиды вынуждены были подчинятся менее знатным эмирам» .
Ранее мы уже высказывали точку зрения, что известный список 92 узбекских родов и племен связан именно с административной реформой Узбек-хана. При хане Бату было всего около 17 улусов, отданных детям Джучи (помимо улусов Орды и Бату, вместе с которыми было 19 улусов). Данное число косвенно подтверждается как данными Утемыш-хаджи, так и данными о «18 братьях Батота» (плюс улус самого Бату). Позже по нашему мнению были выделены еще 4 улуса, которые образовывались по принципу войск тама (один из таких улусов улус Тама-Токты), выделением определенных контингентов от каждого улуса. В каждом улусе по традиции выделялось 4 военачальника (карачи-беки) возглавлявших рода или «сборные тысячи». В итоге, когда произошла административная реформа Узбек-хана, все племена, которые раньше подчинялись главам улусов, стали напрямую подчинятся Узбек-хану. Исходя из того, что улусов было 23, и в каждом улусе было по 4 племени, то этим можно объяснить такое число (23*4=92) «узбекских родов». По нашему мнению названия родов носили атрибутивную форму, то есть рода Узбека, а позже Узбек превратился в среднеазиатский экзоэтноним .
Для того чтобы понять механизм успешной реализации административной реформы Узбек-хана, стоит обратиться к теории  классика неоинституционализма Мансура Олсона о «кочевом и оседлом бандитах» .
Таким образом, административную реформу Узбек-хана можно назвать тем актом, которое положило начало Классическому периоду в Золотой Орде. Нейтрализация «кочевых бандитов» (изъятие улусов у Джучидов) привела к росту экономики Золотой Орды и установлению порядка на всей ее территории.
В рамках политической системы улуса Джучи существовали 23 улуса, из которых улус Бату был по материальным ресурсам одним из 23 улусов, но при этом наследники Бату обладали нематериальным ресурсом, таким как легитимность. В период правления Тохты большая часть улусов была интегрирована к улусу Бату, путем назначения на посты глав улуса близких родственников Тохты. Но сама политическая система не менялась, новые институты не были созданы. Таким образом, власть Тохты структурно была похожа на власть Бату: Бату и Тохта правили не на основе политических институтов, которые зависели от центральной власти институционально, а на основе личной харизмы, когда силой авторитета и войсками близких родственников он мог влиять на всех владельцев улусов. Кроме того, видна разница между походами ханов Золотой Орды в эпоху до Узбека и при нем. До Узбека, например, в эпоху Ногая, походы носили грабительский характер, цель которого была приобретение материальных благ, нередко случались ссоры из-за добычи, как например между Ногаем и Теле-Бугой. В эпоху же Узбека походы были уже государственными предприятиями, и зависели целиком от воли хана.
С точки зрения неоинституционализма Золотая орда было особенным государством, в нем присутствовали кочевой и оседлый элементы, что приводило к тому, что победа «оседлого бандита» не была предопределена, как это было в чисто оседлых государствах.
В то же время Узбек-хан изменил полностью политическую систему, создав и реформировав политические институты в Золотой Орде.
Помимо поддержки податного населения и традиционной легитимности, у Узбек-хана был еще один потенциальный ресурс, который он использовал в полной мере
К высшему слою политической элиты Золотой Орды относились Джучиды, правители улусов, в то время как родоплеменная знать не играла важной роли. Можно предположить, что некоторые представители родоплеменной знати были недовольны своим местом в политической элите, но не имели никаких рычагов для изменения ситуации. Верхние страты политической элиты Золотой Орды были заняты Джучидами. Когда Узбек-хан пришел к власти, он решил использовать родоплеменную знать как противовес власти джучидов. Ибн Батута сообщает нам о 17 эмирах-темниках, которых он видел на пиру у Узбек-хана. Мы предполагаем, что эти представители родоплеменной знати были теми людьми, которых Узбек-хан выдвинул на место правителей улусов вместо Джучидов. С учетом того, что кроме улуса Бату и 17 улусов темников оставалось 5 улусов, можно предположить, что именно эти 5 улусов остались в управлении у некоторых Джучидских кланов Ордуидов и Шибанидов.
По нашему мнению процесс административной реформы Узбек-хана выглядел следующим образом:
1. Избрание ханом:
1.1. Изначально Узбек-хан прибыл на курултай, где Тук-Буга, сын Тохты оспорил права сына Ильбасара на трон.
1.2. Во время курултая Узбек и его сподвижники физически уничтожили Тук-Бугу и его сторонников.
1.3. С помощью подкупов Байалун Узбек-хан был избран на курултае ханом и обрел легитимность как наследник Бату .
2. Административная реформа.
2.1. Мусульманство здесь выступала альтернативной идеологией податного населения, в котором Узбек-хан видел, безусловно, союзников в борьбе против «кочевых бандитов». Поэтому, не порывая с монгольской идеологией (она выступала источников легитимности династии Батуидов), Узбек-хан начал движение в сторону ислама.
2.2. Не дожидаясь отъезда всех Джучидов, бывших на курултае, Узбек-хан посадил их под арест и передал Исатаю кияту. Данное действие было наиболее эффективным, так как все оппоненты будущей реформы находились в одном месте и не имели под рукой военных ресурсов своего улуса, так как никто не ожидал репрессий со стороны Узбек-хана.
2.3. Наиболее выдающихся Джучидов Узбек ликвидировал физически. В источниках упоминаются от 20 до 120 убитых царевичей. Если верить первой цифре, то, видимо, были уничтожены все главы улусов (Джучиды), бывшие на курултае.
2.4. Узбек-хан назначил на место репрессированных Джучидов (руководителями улуса - темниками) представителей родоплеменной знати. Скорее всего, им обычно мог являться один из представителей четырех кланов из этого улуса.
2.5. Все Джучиды из подвластных улусов были собраны и отданы под начало Исатая кията.
2.6. Некоторые Джучиды смогли спастись и выступить против Узбек-хана. Например, мятеж Баба-огула. Есть версия, согласно которой Баба-огул являлся шибанидом, упомянутым в Муизз ал Ансаб . С этой точкой зрения трудно согласится, так как по генеалогиям данный Баба являлся и должен был жить в эпоху гораздо позже Узбек-хана. В Муизз ал Ансаб он отмечен как родной брат Хаджи-Мухаммеда , который был ханом в Золотой Орде век спустя (1421-1423).
По нашему мнению, данным Баба-огулом являлся известный Шибанид Бадагул, отец Менгу-Тимура (сын Джучи-Буки, сына Бахадура, сына Шибана). Как известно Баба-огул и его сын были казнены в Иране. Здесь прослеживается косвенное подтверждение контактов с Ираном данными о жене Менгу-Тимура, сына Бадагула. Согласно Таварихи Гузидайи Нусрат-наме она была дочерью некого Джанди-бека, который происходил из династии Саманидов . Очень трудно представить, что Менгу-Тимур мог на ней женится, живя в своем улусе в степях восточного Дешти-Кипчака. Скорее всего, он женился на ней в эпоху пребывания в Иране. Возвращение Менгу-Тимура на родину могло состоятся в эпоху хана Джанибека.
2.7. Близкие сподвижники Узбек-хана. Можно выделить четверых карачи-беков Узбек-хана.
1. Кутлук-Тимур, которого мы гипотетически относим к роду Кунгират . Способствовал убийству Тук-Буги и воцарению Узбек-хана.
2. Исатай кият. Согласно Утемыш-хаджи был послан за Узбек-ханом с войском и стал его соратником. Почекаев Р.Ю. путает его с Исой уйшином , а самого Ису кията называет «основателем провинциальной династии Крыма». Но как мы видим из источников, в частности Утемыш-хаджи, ближайшим соратником Узбек-хана назван именно Исатай кият, а Иса уйшин не упомянут. Упоминается он (Иса уйшин) позже в эпоху хана Джанибека в связи с историей своего сына Амата и внука Салчена. Вполне можно предположить, что Исатай кият был приближенным Узбек-хана, а Иса уйшин был региональным правителем улуса Крым и братом Тулек-Тимура. Реконструкция же Мустакимова И.А. имени Исатая кията как Астая, нам кажется не обоснованной. Кроме того имя Исатай встречается и других первоисточниках, например Бузанчар кият в сочинении Таварихи Гузидайи Нусрат-наме назван как потомок Исатая кията (не Астая) .
3. Нангудай кунгират, по нашему мнению он относился к племени кунгират, скорее всего, он вырос вместе с Узбеком в вилайете черкесов (улус Джулат). Согласно нашему предположению он является сыном Ак-тайджи, внука Ногая по материнской линии .
4. Алатай сиджиут. Согласно Утемыш-хаджи был послан за Узбек-ханом с войском и стал его соратником. Согласно Утемыш-хаджи ему в подчинении было отдано племя минг. В дальнейшем упоминания о нем минимальны
Другие существовавшие эмиры могли играть более мелкую роль.
Как видно из этого списка, на первые роли у Узбек-хана вышли кияты во главе с Исатаем и кунгираты. Видимо они смогли укрепить свою власть настолько, что во время начала смуты кияты играли большую роль как на востоке так и на западе улуса Джучи (Мамай и Тенгиз-Бука), в то время как кунгираты смогли в союзе с Хызыром основать самостоятельное государство в Хорезме. Безусловно корни такого могущества были заложены еще в эпоху Узбек-хана.
Таким образом, в конце статьи можно подвести следующие итоги:
1. При Тохте-хане происходила централизация Золотой Орды, без изменения политической системы Золотой Орды. Власть хана Тохты институционально была похожа на власть хана Бату, так как базировалась на личной харизме. Узбек-хан усилил централизацию Золотой орды на основе реформы ее политических институтов власти (лишение Джучидов своих уделов, выдвижение родоплеменной знати вместо Джучидов, прямое подчинение улусов центру).
2. Реформа удалось в силу поддержки тремя слоями населения: оседлым податным населением, торговыми кругами (в основном мусульманами) и родоплеменной контрэлитой. Произошла смена элит и Джучиды отошли на второй план, на первый план помимо хана вышли такие рода как Кият и Кунгират.
3. Другим фактором успешности административной реформы стали неожиданные репрессии по отношению к Джучидам. Случились они, скорее всего, сразу же после избрания Узбека ханом Золотой Орды, когда Джучиды, участвовавшие в курултае еще не успели разъехаться по улусам. Фактором неожиданности и недоступностью больших воинских контингентов в подчинении у улусных правителей-Джучидов, объясняется успех репрессивных мер по отношению к Джучидам.
4. Административная реформа Узбек-хана по своему характеру была схожа с механизмом описанным Мансуром Олсоном, а именно трансформация «кочевого бандита» в «оседлого» со всеми вытекающими последствиями (большой экономический рост в силу обеспечения политической стабильности, расцвет культуры, строительство инфраструктуры и т.д.).

Список источников и литературы:

Olson M. Dictatorship, democracy, and development American Political Science Review, Vol. 87, No. 3 (Sep., 1993), pp. 567-576.
История Казахстана в персидских источниках. Т. 3 (Муизз ал Ансаб). Алматы. Дайк-Пресс. 2006. 672 с.
История Казахстана в персидских источниках. Т. 4. Алматы. Дайк-Пресс. 2006. 620 с.
Материалы по истории Казахских ханств XV-XVIII веков: (Извлечения из персидских и тюркских сочинений). Алма-Ата. Наука. 1969. 650 с.
Почекаев Р.Ю. К вопросу о составе господствующего класса Золотой орды – династии сановников // Вопросы Истории и археологии средневековых кочевников и Золотой Орды. Сборник научных статей памяти В.П. Костюкова. Астрахань. Издательство «Астраханский университет». 2011. С. 145-154
Почекаев Р.Ю. Цари ордынские. Биографии ханов и правителей Золотой Орды.  СПб. Евразия 2010. 408 с.
Сабитов Ж.М. Кунгираты в восточном Дешти-Кипчаке в 13-15 веках// Вестник Евразийского национального университета. № 3(88). Астана. 2012. С.121-124.
Сабитов Ж.М. Политическая система Золотой Орды: генезис основных политических институтов//Золотордынская Цивилизация. Выпуск 5. (в печати)
Сабитов Ж.М. Узбек-хан: проблема прихода к власти// Золотоордынское наследие. Выпуск 2. Материалы второй Международной научной конференции «Политическая и социально-экономическая история Золотой Орды», посвященной памяти М.А.Усманова. Казань, 29–30 марта 2011 г. / Отв. ред. и сост. И.М. Миргалеев. – Казань: Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ, 2011. – С. 111-115.
Утемыш-хаджи. Чингиз-наме Факсимиле, перевод, транскрипция, текстологические примечания, исследования В.П. Юдина. Подготовила к изданию Ю.Г. Баранова, Комментарии, указатели М.Х. Абусеитовой. Алма-Ата. Гылым. 1992.

  Утемыш-хаджи. Чингиз-наме Факсимиле, перевод, транскрипция, текстологические примечания, исследования В.П. Юдина. Подготовила к изданию Ю.Г. Баранова, Комментарии, указатели М.Х. Абусеитовой. Алма-Ата. Гылым. 1992. C. 92, 105.
  Почекаев Р.Ю. Цари ордынские. Биографии ханов и правителей Золотой Орды.  СПб. Евразия 2010. C. 91.
  Сабитов Ж.М. Политическая система Золотой Орды: генезис основных политических институтов// Золотоордынская Цивилизация. Выпуск 5. (в печати)
  М. Олсон выделял два типа правителей в обществе, где отсутствует централизация и существует примерно равные материальные ресурсы у разных клановых группировок: 1. «Кочевые бандиты». 2. «Оседлые бандиты». Население заинтересовано в существовании одного бандита а не нескольких. Так как один грабит один раз, а несколько по нескольку раз. Тут также стоит отметить логику эволюции (при оседлом населении). Как писал Олсон: «с монополизацией воровства (когда «кочевой бандит» становится «оседлым» и начинает противостоять другим «кочевым бандитам»), жертвы воровства могут ожидать, что они сохранят какой-либо накопленный из посленалогового дохода капитал, увеличивая свои будущие доходы и налоговые поступления своему оседлому бандиту». «Преодоление анархии кочующих бандитов возникает подобно рыночному порядку, из эгоистических стремлений тех же бандитов к максимизации взимаемой с общества дани.  Необходимые условия этой максимизации образуют новый принципиально новый порядок, власть оседлого бандита становящегося автократом. Самоограничение в налогообложении и предоставление общественных (в том числе защита населения от других кочующих бандитов) приводят к гигантскому скачку в росте выпуска и как результат доходов самого автократа. Этот переход к качественно новому порядку можно называть государственной революцией, обеспечившей расширение производственных мощностей общества». Olson M. Dictatorship, democracy, and development American Political Science Review, Vol. 87, No. 3 (Sep., 1993), pp. 567-576.
  Здесь стоит отметить, что в данном случае бандит выступает метафорой, и не несет негативного оттенка, более того такая метафора справедлива для всех средневековых обществ, где наблюдалась борьба за централизацию государства, где непокорные феодалы боролись против центральной власти.
  Подробнее: Сабитов Ж.М. Узбек-хан: проблема прихода к власти// Золотоордынское наследие. Выпуск 2. Материалы второй Международной научной конференции «Политическая и социально-экономическая история Золотой Орды», посвященной памяти М.А.Усманова. Казань, 29–30 марта 2011 г. / Отв. ред. и сост. И.М. Миргалеев. – Казань: Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ, 2011. – С. 111-115.
  Почекаев Р.Ю. Цари ордынские. Биографии ханов и правителей Золотой Орды.  СПб. Евразия 2010. С. 296
  История Казахстана в персидских источниках. Т. 3 (Муизз ал Ансаб). Алматы. Дайк-Пресс. 2006. С. 42.
  История Казахстана в персидских источниках. Т. 4. Алматы. Дайк-Пресс. 2006. С. 428.
  Сабитов Ж.М. Кунгираты в восточном Дешти-Кипчаке в 13-15 веках// Вестник Евразийского национального университета. № 3(88). Астана. 2012. С.123.
  Почекаев Р.Ю. К вопросу о составе господствующего класса Золотой орды – династии сановников // Вопросы Истории и археологии средневековых кочевников и Золотой Орды. Сборник научных статей памяти В.П. Костюкова. Астрахань. Издательство «Астраханский университет». 2011. С. 149.
  Материалы по истории Казахских ханств XV-XVIII веков: (Извлечения из персидских и тюркских сочинений). Алма-Ата. Наука. 1969. С. 16.
  Сабитов Ж.М. Кунгираты в восточном Дешти-Кипчаке в 13-15 веках// Вестник Евразийского национального университета. № 3(88). Астана. 2012. С.121.


Рецензии