Всегда считал, что Толстой декларировал свой отказ от искусства во второй половине своей жизни, издевался над искусством, как над чем-то ненужным, призывал к упрощению и говорил о жизни вольного хлебопашца, как об идеале, потому что так боролся со своей болезнью, неврозами своими. Отчасти, это так и было. Но я тут перечитал «Войну и мир» и понял, что Толстой пытался разгадать механизмы поведения человека. Библия, масонские знания, просветители 18 века - все это Толстой знал хорошо, при его громадном уме не составляло труда понять во всем этом главное, те тайные оккультные знания, которые и являлись основой любой религии, основой масонства. А предметом оккультных знаний является одна идея - получить ответ на вопрос – что движет человеком?
И в «Войне и мире» все это есть. Прочие мистические книги 19-20 вв. ничто в сравнении с «Войной и миром». Но мне нужно было прожить всю жизнь, чтобы понять, что Толстой не только все это понимал, но и отобразил в своем романе.
Скажем, он рассуждает об исторических законах, он понимает, что это не воля Наполеона двигала миром начала 19 века. И что вообще воля отдельных людей ни есть причина развития и «движения» народов. А что тогда? Маркс предположил, что в основе всего лежит материальный фактор. Но духовное совершенно точно не определятся материальным, картина мира данная Марксом вульгарна. Лев Гумилев попытался не очень удачно обозначить источник движения и развития как «пассионарность». Для него первопричина всего происходящего в человеческом мире есть причина биологическая. Избыточность биологической силы порождает избыточность психической энергии, отсюда те колоссальные рывки, которые совершают в истории те или иные народы.
Толстой в своем гениальном романе говорит о каких-то бесконечно малых величинах, которые нам непонятны и невидимы, но они есть двигатель всех исторических событий.
Главное слово для «Войны и мира» - это судьба, предначертанность. Для Толстого очевидно, что все предопределенно. Но эта предопределенность причудлива. Скажем, на роду написано было породниться двум нравственным родам Балконским и Ростовым. И эти семьи тянутся друг к другу. Князь Андрей Болконский сделал предложение Наташе Ростовой. Вдруг, нелепая цепь случайностей разрушает этот брак. Но это не случайности для Толстого, это предопределенность. И казалось, что уже ничто и никогда не свяжет эти две семьи, но союз состоялся невозможным образом через брак Николая Ростова с княжной Марьей.
И вот этими невидимыми глазу связями наполнен весь роман.
Толстой и Достоевский приняты в клуб сильных мира сего вовсе не за их художественный талант, хотя равным им во владении словом в мире не было и нет. Они приняты туда за то, что до какой-то степени проникли в тайны этого мира, и более того, сумели отразить это в своих романах.
И Толстой на позднем этапе своей жизни понял, что те «живые словесные картинки», его романы, есть нечто забавное для скучающего ума, но чтобы играть на равных с сильными мира сего, нужно нечто иное.
И зазвучали его откровения, он стал говорить оккультные истины вслух и для всех. И прослыл юродивым. Его неудачный роман «Воскресение» - это есть попытка не только описать мир, но и начать изменять его. Ничего у него не вышло, как ничего не вышло с толстовским движением, он хорошо понимал этих людей, они ему самому не нравились.
Но самом деле, мы имеем дело здесь с колоссальным явлением, Толстой пытался остановить революцию в России. В одиночку. Дать честным людям альтернативу. Его не от церкви нужно было отлучать, а святым объявлять.
А вот это вот верно. Только не пойму в какой клуб сильных мира сего они были приняты? Что за клуб такой? Кстати, замечу, Лев Толстой ненавидил Шекспира. Похоже потому что понимал, что он не понимает что-то что понимал Шекспир. Тавтологию сказал, но со смыслом, подсказываю направление мысли.
С уважением
О Ч.
"Клуб" в кавычках, разумеется. Толстой принят как мировой гений, это невозможно без согласия мировой же культурной элиты. Оккультные знания при всей их простоте почему-то недоступны подавляющему большинству гуманитариев, не говоря уж про обычных людей. Толстой их понял. Он их поставил во главу угла своего творчество. И те которые их тоже понимают поняли, что он понял. Вот отсюда признание его гения. Миром правят те, которые понимают, что такое человек и чего он хочет на самом деле. Шекспир - гений, но он действительно писал плохо и странно. В своих формальных претензиях Толстой прав. Он вообще любил идти только поперек, в том числе и в оценках.
Теперь понятно. Был поднят элитой мысли. Ну да, верно. Лев понимал иррациональность жизни и скрытый неуловимый смысл в внешне иррациональном, но мотивы этих смыслов для него были загадкой. В Войне и Мире это есть. Только Шекспир к этому был ближе. Естественно барду помогало что был человеком Возрождения а воспитаником вольтерианской эпохи. Вольтер столько вреда мировой культуре принес, в том числе и лично Льву Толстого, деформировав его в юнности. Толстой этого до конца жизни перебороть не мог))
Вроде он преклонялся перед Жак-Жаном Руссо. Поздний Толстой призывал любить людей, то что писал тогда он, сейчас можно прочесть в любой брошюре по философии йоги. Оккультизм един во всем мире.
Но ведь воспитывался Лев Николаевич в рамках культуры Просвещения, где тон задавал Вольтер, и потому все иррациональное отвергалось( Шекспир человек Возрождения, у него не было этого противоречия в себе самом. Он более цельная натура. И говорят писал он великолепно, такая игра слов и подтестка. Я примерно шесть переводов "Гамлета" прочитал, и каждый новый перевод это фактически новая книга. Вот столько в ней смыслов.
Я люблю Шекспира, он гений, кто спорит. Но вот разбор Гамлета у Толстого, там все по делу. Хотя у меня даже есть где-то миниатюра, в которой я заступаюсь за Гамлета, Шекспиру это ничего не прибавит, а мне было приятно это написать. У Руссо чувства на первом месте, т.е. не рациональное. К философии "Просвещения" Толстой был равнодушен. Его не очень интересовали социальные аспекты, хотя в "Войне и мире" он гениально понял суть декабризма. Собственно, Безухов и Балконский - декабристы.
я знаю что он начал писать роман "Декабрист", который затем трансформировался в "Войну и Мир". И в финале прямой намек на будущий заговор декабристов. Шекспира Лев пытался понять, но его замечания, вроде бы и по делу, но это все равно что мельник критикующий пекаря. И там и там мука, но суть разная.
Он любил порезвиться с серьезными людьми, учил жить в письмах императора и Столыпина, наезжал на Шекспира. Но у него были очень дельные замечания порой. К примеру, я сейчас читаю Бальзака, открываю заново. Гигант! Толстой говорил верно, что Бальзак очень плохо строил романы. И это правда. Не плохо, а безобразно. При этом,- говорил Толстой, - он все равно гений, ибо ЭТО по-другому назвать нельзя.
Надо бы Бальзака перечитать и подумать. И прочитать то, что Лев Толстой про Бальзака говорил, тогда уже смогу Вам ответь. Так что позже.
Кстати, поклоники "Юга чудес" группу вконтакте создали. Заходите, ссылка на моей странице внизу
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.