Концерты Родыгина, публицистика

                КОНЦЕРТЫ РОДЫГИНА


           Имя Родыгина принадлежит России, ее народу. Его песни, лирические мягкие мелодии звучат в душах не одного поколения людей, в том числе молодых, не подозревающих, что это музыка Родыгина. Знаменитую «Уральскую рябинушку» запели в далекие пятидесятые годы, затем были «Едут новосёлы», «Белым снегом», «Звёздочка тучку задела», «Куда бежишь, тропинка милая» и многие другие песни. Помню, тогда меня больше всего поразило (еще, будучи школьником старших классов), что, Родыгин – наш земляк, уралец, уроженец города Чусового. Оказывается, такие таланты могут рождаться здесь, рядом, а не обязательно в Питере и Москве.
          Я много лет знаком с Евгением Павловичем, но в последние годы узнал его ближе: совместные длительные поездки с лекциями и концертами открыли его для меня заново. Добившись всеобщего признания, став Народным артистом, Почетным Гражданином городов Нижняя Салда и Екатеринбурга, он остался таким же человечным, каким его создала природа. Он непритязателен в быту, готов работать без артистических капризов в любых условиях, будь то современный Дом культуры или молочно-товарная ферма с ее ароматами и мухами. Евгений Павлович пунктуален, ответственен за данное слово. Был случай, когда машина, на которой мы должны были ехать, сломалась. Родыгин терпеливо ждал на улице транспорт несколько часов, не смотря на ненастную погоду.
          Главное для него – работа. Родыгин уважает людей, и поэтому никогда (если это зависит только от него) не опаздывает на деловые встречи и концерты. Он прост в обращении, но не любит пустозвонства и бахвальства. В беседе всегда внимательно слушает собеседника, но когда начинает говорить, не позволяет перебивать себя никому, вплоть до губернатора. «Позволь, я еще не закончил», - может резко сказать собеседнику, если тот прерывает его.
          Евгений Павлович, как все талантливые люди, одинок. Таинство творчества осуществляется в тиши. Лучше всего, наверное, он раскрывается на концертах. Я вспоминаю одну из подобных творческих встреч.
          Привыкнув устанавливать связь с аудиторией какой-нибудь шуткой, он поднимается быстрой походкой на сцену, и заявляет:
          - Я – Родыгин, это вам еще не говорили?
В зале улыбаются, аплодируют. Композитор садится на краешек стула с баяном и произносит с хорошо сыгранным пренебрежением: «А вот еще одна песня». И запевает свою знаменитую «Уральскую рябинушку», потом, шутя, снова как бы случайно, рассказывает, как она появилась. И снова запевает – про целинников.
          Зал поет вместе с автором. Ему не надо призывать публику поддержать его, подпрыгивая и подскакивая на эстраде, как это делают иные теперешние исполнители. Здесь, в зале, творец и слушатели едины.
           А Родыгин продолжает шутить: «Написал я эту песню про целину в двадцать восемь лет. В Союз композиторов не принимают, жилья нет. Тоска. И тут Хрущев на каком-то совещании выступает и говорит: «Был я на целине, там такую песню спели про целинников, прекрасная песня! Тихон, - обращается Хрущев к Хренникову, тогдашнему председателю Союза композиторов, - кто у тебя такой? Как фамилия? Тихон молчит. А из зала ему кто-то кричит: Родыгин!» Меня сразу в Союз композиторов приняли и квартиру хрущевку дали, в которой я до сих пор живу и размножаюсь. Вот как бывает». В зале опять улыбаются и поют вместе с автором.
          Но вот Родыгин кладет баян, подходит к радиоаппаратуре. И перед залом – неожиданный, неизвестный, где-то из XIX, где-то из XXI века творец. Зал затих, а Евгений Павлович шутит: «Мне восемьдесят восемь лет, но никто не дает больше – восьмидесяти семи». Зал взрывается хохотом. И так в движении по сцене уводит слушателей в свои песни, в своё творчество: «Я раньше не пел вальс о Свердловске, думал – зачем, все знают, но, оказывается, нет, надо петь, коль есть потребность слушателей».
          А сам подходит к радиоустановке и продолжает: «Я вот японский магнитофон купил, он на цифрах, маленький, современный, да еще эту штуку. – Родыгин показывает на усилитель.
         - У меня тут новые записи. Приезжал как-то к нам в Салду Козин, давно, еще до войны, пел про Надину косынку, я запомнил и на войне часто ее солдатам пел, а сейчас оркестровал». Родыгин запел под свою оркестровку, и в зале зазвучал естественный голос автора и голос в записи. Люди уже не подпевали, а слушали. По залу пошел шепоток: «А как же баян? Оркестр хорошо, но под баян душевней».
         Евгений Павлович запевает новую песню – «Я думаю о вас» на слова Елены Кошелевой. Это романс, по-родыгински мягкий, лиричный, но это произведение композитора только слушают – не подпевают, это мелодия индивидуального исполнения…
Слушатели просят записи романса для своих домашних фонотек. Но их на аудиокассетах нет, есть только одна запись – авторская. Многие в концертном зале не ожидали от Евгения Павловича такой музыки, были удивлены, привыкнув к его мелодиям пятидесятых годов, а он им показал, насколько творчески разнообразен, непредсказуем.
         Творчество композитора не ограничивается только песенной музыкой. Он создал мелодии к двум опереттам – «Простор широкий» и «Счастье трудных дорог», к кинофильму «Во власти золота», к документальным фильмам, к театральным драматическим спектаклям и более чем к двумстам песням, многие из которых поет весь российский народ и в будни, и в праздники на улице, и особенно проникновенно в домашних застольях.
 


Рецензии
Живу в Белоруссии, но песни Радыгина, такие примечательные, душевные, прекрасные, что я их до сих пор помню. Спасибо, за интересную публикацию о хорошем человеке. С уважением.

Петров Сергей Петрович   15.05.2013 11:11     Заявить о нарушении
Сергей Петрович, спасибо за отклик, Евгений Павлович человек планеты. С уважением

Владимир Голдин   15.05.2013 16:34   Заявить о нарушении